Урок "Стили речи"
Оценка 4.8

Урок "Стили речи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
04.02.2018
Урок "Стили речи"
В данной разработке повторяются и проверяются знания учащихся по данной теме, много занимательных заданий по определению стилей речи, широко представлен региональный компонент (текст о реке Белая, "Легенда о Агидели и Караидели", "Семь чудес Башкортостана"), затрагивается тема экологической ситуации в регионе.
урок СТИЛИ речи 7 класс.docx
Урок «Стили речи» Класс: 7 Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся. Цели урока: 1. Актуализировать   знания   учеников   о   разновидностях   стилей   речи   на   основе выявления общих признаков каждого из стилей. 2. Повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности. 3. Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки. 4. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение. 5. Воспитывать ценностное отношение к русскому языку. Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал. Ход урока 1. Организационный момент. ­Добрый день всем! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке! ­Прочитайте слова  философа и  подумайте над их смыслом.   «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», ­ сказал философ Гегель. ­Как вы понимаете это высказывание? 2. Актуализация знаний. ­   А   теперь   посмотрите   видеосюжет   и   ответьте   на   вопрос   «Почему   мы   так   говорим?» (Видеосюжет: «Ералаш»  «Почему мы так говорим»)  ­   Так   почему   же   мы   так   говорим?   ­   Насколько   уместно   было   общение   мальчика   на сленговом языке? ­Каких знаний не хватило мальчику?  Назовите тему урока. Учитель: В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста. А также знания, полученные на уроке, пригодятся при анализе текста, который вы будете делать через 2 урока. Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их. Только один урок у нас по этой теме. 3. Фронтальный опрос – Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре… ­Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте. (Стиль­совокупность  приёмов  использования  языковых средств для  выражения  тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики) – Какие стили вы знаете? (учащиеся перечисляют) – Проверьте, все ли стили вы назвали? Повернитесь и посмотрите на схему. 4. Проверка д/з: (Были подготовлены сообщения об особенностях каждого стиля.) Учитель: У вас на столах таблицы: цель, сфера применения, особенности стилей. Там пустая 2 графа. Во время сообщений вы будете заполнять эту графу. – Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса: На эти вопросы ответят выступающие и заполнят схемы, которыми мы будем пользоваться для определения стиля. Таблица:   Разговорный Научный Официально Публицистический Художественны ­ деловой й Цель (зачем?) Обмен мыслями, впечатлениям и, общение Сообщение, передача научной информации Точная передача деловой информации Сообщение, воздействие слушателей читателей     Воздействие   на мысли и чувства на или Сфера применени я (где?) Особен­ ности   Беседа в Официальна я неофициально й   обстановке; обстановка; дружеские уроки, и письма   лекции; научно­ послания популярные книги Однозначны Преобладание е разговорной   и слова; просторечной термины; отсутствие лексики; образных интонация, мимика, средств   Официальная обстановка; деловые бумаги Термины, речевые штампы, канцеляризмы ; конкретность, Художественная литература Официальная обстановка; средства   массовой информации, в выступлениях   Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированны х   слов   и   средств Широкое использование изобра­зительно­ выразительных средств; использование жесты официальност ь выразительности средств   других стилей 5.Фронтальный опрос: ­ Итак, сколько всего стилей? ­Как называется наука, которая занимается изучением стилей речи?  Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков. ­Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей. – Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный) – Передача научной информации, термины (научный) – Передача деловой информации, деловые бумаги (официально­деловой) – Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический) – Художественная литература (художественный).  6.   Работа   с   раздаточным   материалом.   Прочитайте   внимательно   текст   и   ответьте   на вопросы. Декларация   о   государственном суверенитете Башкортостана —   документ,   провозгласивший   основные   принципы   общественно­политического   и   государственного устройства Башкирской ССР — Республики Башкортостан. Декларация была принята 11 октября 1990 года на III сессии Верховного Совета Башкирской АССР.  Какое событие отмечает РБ 11 октября?  Что произошло 11 октября 1990 года?  К какому стилю относится текст?  Назовите признаки этого стиля. Что такое суверенитет? (перепишите в тетрадь это определение)  Обратитесь к раздаточному материалу № 2, тексту о Каповой пещере. Русское название пещеры – Капова – по одной версии произошло от слова «капать» ­ от капели с потолка, по другой версии – от слова «капище», то есть святилище. Башкирское   название   пещеры   –   Шульган­Таш.   Слово   «таш»   по­башкирски   означает «камень», а «шульган» – «исчезла». В   башкирском   народном   эпосе   «Урал­батыр»   Шульган   –   это   брат   главного   героя, повелитель подземного мира.  К какому стилю он относится и почему? Капова пещера – одно из 7 чудес Башкортостана. Об остальных чудесах нашей республики вы узнаете из следующего сообщения. 7. Доклад ученика о чудесах Башкортостана. 8. Физминутка. 9.  Работа с раздаточным материалом. Каждому ряду предлагается работа с определенным материалом. Прочитайте   текст.   Вставьте   подходящие   слова   из   справки.   Определите   стиль   и   его особенности.  Карточка 1 БЕЛАЯ (Агидель) ­ река, ……………. …………..приток Камы. Длина 1420 км. Площадь бассейна 141900 кв. км. В верховье течет в низкой, …………………………..долине. Ниже резко сужается; на отдельных участках склоны ее круты, обрывисты, покрыты лесом; после впадения     реку.    Белая   представляет   собой   типично   ……………………….. Протекая   по   ……………………….   пойме,   река   разбивается   на   рукава.   Правый   берег большей   части   более   возвышен.   Питание   Агидели,   главным   образом,   снеговое. Наиболее……………………………….притоки: Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый Танып ­ справа;   Ашкадар,   Уршак,   Дема.   Белая   ­   ……………………………   водная   магистраль Башкортостана.   Берега Белой в основном заняты степными природными сообществами, леса (по большей части…………………………………..)   встречаются   лишь   местами.   В   среднем   течении берега   реки   в   основном   покрыты   тополями,   ивами,   шиповником.   По   берегам   реки   в больших количествах растет ежевика.  Слова   для   справки:  широколиственные, крупные.  заболоченной,   равнинную,   левый,   важнейшая,   обширной, СТИЛЬ:   _________________________________________________________ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ:____________________________________________________ Карточка 2 Прочитайте   текст.   Вставьте   подходящие   слова   из   справки.   Определите   стиль   и   его особенности.  Легенда «Агидель и Караидель» Однажды встретились Агидель и Караидель  и решили утром отправиться в путь вместе. Проснулась по утру   ………………………………………. Агидель, а той и след простыл. Желая догнать …………………………………….Караидель, поскакала Агидель от скалы на скалу, от одного горного кряжа на другой, но догнать так и не смогла. Повернула она обратно   и   пошла   другим   путем.   Поэтому,   если   один   берег   реки   вздыбился и ………………………………………………………. ……………………………………………………холмами, – ………………………………………равнина. А если одна ее сторона­ низина, то другая – на всем своем протяжении – ………………………………. хребет.   другой скалами     то     Слова для справок: стремительную, прекрасная, сплошная, высокими, крутыми, горный.  СТИЛЬ:   _________________________________________________________ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ:____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Карточка 3 Прочитайте   текст.   Вставьте   подходящие   слова   из   справки.   Определите   стиль   и   его особенности.  …………………………обстановка   реки     Так   как   в Башкортостане развита добыча и переработка нефти, то главным загрязнителем воды в реке являются…………………….. На втором месте по загрязнению ­ коммунальные стоки от   городов   Мелеуз,   Салават,   Ишимбай,   Стерлитамак,   Уфа,   Благовещенск,   Бирск   и Дюртюли.   При   очистке   воды   для   ……………………………   нужд   применяется хлорирование, и соответственно происходит загрязнение воды хлором.   Белая   не   самая   наилучшая.   Проблемы   с   попаданием   в   реку   …………………………….веществ   в   первую   очередь связано с устареванием, неполадкой или даже полным отсутствием фильтров, отстойников и   очистных   сооружений   на   предприятиях   и   жилищно­коммунальных   хозяйствах. ……………………………..химия практически не разлагается в воде. И попадая в реку, затем в организм рыбы и в итоге в организм человека …………………………………… вещества   накапливаются,   что   вызывает   развитие   ……………………………………. заболеваний.  Слова   для   справок:   бытовая, тяжелых,  химические.  загрязняющих,  нефтепродукты,  коммунальных,   экологическая, СТИЛЬ:   _________________________________________________________ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ:____________________________________________________ ____________________________________________________________________________  10. Проверка работ. Ученик  из группы  зачитывает верный текст. Второй ученик  из группы определяет стиль и его особенности. А ребята из других групп слушают и оценивают.  11. Рефлексия. ­Что нового вы узнали? ­Что интересного было на уроке? ­В чем были трудности? 13. Оценивание. 14 Домашнее задание (на выбор). А. Написать сочинение «Берегите природу». Б. Составить текст в официально­деловом стиле с просьбой организовать субботник. В. Написать сочинение «Мой родной край».

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"

Урок "Стили речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018