Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"
Оценка 4.8

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Оценка 4.8
Игры +2
docx
история +1
9 кл—11 кл
11.11.2018
Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"
В помощь учителю - методические рекомендации к организации ролевой игры.
Суд над Холокостом.docx
«Холокост – память и предупреждение» (урок – суд по истории в 11 классе)                                    Выполнила: учитель истории и обществознания                                                                  МОУ «СОШ № 16» г. Магнитогорска                                                      Беликова Светлана Викторовна 1 2015  «Суд над Холокостом» (ролевая игра) Участники: учащиеся 11 класса Цель:  Через форму ролевой игры – суд ­   сформировать представление о Холокосте   как   о   трагедии,   осознание   которой   может   служить   интеграции общества. Задачи: 1. Познакомить с особенностями Холокоста как исторического явления, различными оценками, существующими в обществе; дать  представление о поликультурном и полиэтническом  пространстве современного мира без расизма и национализма. 2. Развивать   умение   формулировать   свою   точку   зрения,   пользоваться различными   источниками   информации,   вести   аргументированную дискуссию. 3. Воспитывать гражданскую и социальную идентичность, толерантность, чувство личной ответственности, уважения к людям, памяти предков.  на   доске  ­  изображение   богини   Фемиды,   плакат   с Оборудование: определением слова «толерантность»1,  электронная  презентация «Холокост: память и предупреждение», компьютер, экран, проектор,  аудиозапись  « Реквием по мечте» Моцарта, на стене ­ выставка репродукций «Холокост глазами художников».  Класс оформлен под судебный зал. 1  Толерантность – 1) обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии.2)  уважение, принятие многообразия культур, форм самовыражения и способов человеческой индивидуальности (Из Декларации принципов толерантности) 2 Ход судебного заседания Секретарь: Всем встать, суд идет! Судья:  Здравствуйте,   садитесь.   Мы   собрались   сегодня   по   очень   важному поводу – познакомиться с понятием «Холокост» и осудить это явление.    Напомню вам принципы российского судопроизводства, которые мы будем соблюдать на нашем заседании. 1. Принцип   законности      ­  исполнение   предписаний   Конституции   РФ, законов и  иных правовых актов всеми  учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами, находящимися на территории РФ. 2. Принцип справедливости  ­  наказание и иные меры уголовно­правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть   справедливыми,   то   есть   соответствовать   характеру   и   степени общественной опасности преступления.  3. Принцип   осуществления   правосудия   только   судом   и   независимости судей   –  судья   при   вынесении   приговора   опирается   на   закон   и внутренние убеждения 4. Принцип   равенства   всех   перед   судом   ­    равенство   прав   и   свобод человека   и   гражданина   гарантируется   независимо   от   пола,   расы, национальности,   имущественного   и должностного   положения,   места   жительства,   отношения   к   религии,   происхождения,   языка, убеждений,   принадлежности   к   общественным   организациям,   других обстоятельств. 5.       Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту 6. Принцип     судопроизводства   и   равноправия   сторон   –     состязательности     равноправие   прокурора   и   адвоката   при   рассмотрении   обстоятельств дела 3 7.       Принцип открытости судебного заседания ­ разбирательство дел во всех судах является открытым, за исключением дел, составляющих личную или государственную тайну  8. Принцип презумпции невиновности ­ каждый обвиняемый в совершении преступления   считается   невиновным,   пока   его   виновность   не   будет доказана в установленном порядке 9. Принцип   соблюдения   прав  и   свобод   человека   и  гражданина  ­  любой человек   и   гражданин,   права   и   свободы   которого,   по   его   мнению, нарушаются,   вправе     обратиться   в   суд     для   осуществления   мер   по защите своих законных прав и интересов.2 Приговор   по   делу   будут   выносить   присяжные   заседатели  – 7  чел.,     ведет судебное   заседание   судья   (Ф.И.О.   педагога),   протоколирует   процесс заседания   секретарь   (Ф.И.О.),   сторону   обвинения   представляет   прокурор (Ф.И.О.), сторону защиты – адвокат (Ф.И.О.)  Итак, судебное  заседание открыто. Первое слово предоставляется  стороне обвинения. Выступление стороны обвинения Прокурор:  (речь на фоне презентации) Ваша честь, уважаемые оппоненты, присяжные заседатели, свидетели! 2 кадр: Слова поэта Роберта Рождественского выбраны в качестве эпиграфа для   моей   речи   не   случайно.   Проблема,   которая   сегодня   будет   предметом нашего разговора, как никогда актуальна для современного глобального мира.   испытывающего   многочисленные   проблемы   –   политические, Мира, социальные, экологические, демографические, экономические. Человечество отделяет   хрупкая   грань   от   катастрофического   сценария   развития цивилизации. Осмысление уроков прошлого призвано помочь живущим ныне 2 Статья «Принципы правосудия» в Википедии – свободной энциклопедии 4 не   совершать   ошибок,   влекущих   непоправимые   последствия.   Это действительно «нужно не мертвым, а живым»! 3 кадр: У писателя Чингиза Айтматова есть легенда о манкуртах.3  Позволю себе кратко напомнить ее. В степи жило воинственное племя кочевников – жуаньжуаней,   которое   постоянно   совершало   набеги   на   мирные   деревни. Плененных юношей племя подвергало истязанию – на бритую голову надевали кожу   из   желудка   молодого   верблюда,   которая,   усыхая,   стягивала   голову. Невыносимая   боль   переносилась   не   всеми   –   многие   умирали.   Но   те,   кто выживал,   и   становились   манкуртами   –   рабами,   лишенными   памяти,   не помнившими своего народа, своей матери. Они верно служили только своему хозяину, могли по его команде убить любого человека! Так, главный герой, не узнав свою мать, убил ее! О чем это я, спросите вы? Я убежден, что пока в народе жива память о предках, он силен и един. 4   кадр:   Что   мы     наблюдаем   в   сегодняшнем   мире?   На   наших   глазах происходит   «манкуртизация»   родственного   нам   украинского   народа. Политики, прорвавшиеся к власти, некогда единый народ разбили. И делают это   по   знакомым   нацистским   сценариям.   Уничтожается   гражданское население, не согласное с официальной   политикой Киева ­ женщины, дети, старики! Из памяти народа хотят стереть славные страницы дружбы русских и украинцев, их общую беду и гордость – пережитую и выигранную войну с фашизмом.   Современные   вандалы   громят     памятники   –   символы   общей исторической памяти народа! Это война идеологий. 5   кадр:   Грядущий   2015   год   особый   для   нашей   истории!   Как   никогда актуальным   становится   вопрос   о   цене,   заплаченной   народом   за   победу. Политик,   председатель   Совета   Федерации   Валентина   Матвиенко   сказала: «Человечество, если оно хочет сохранить себя, обречено на поиск стратегии согласия   людей,   различающихся   цветом   кожи,   национальностью, 3 Ч. Айтматов «И дольше века длится день» ­ Азбука­классика, 2008 5 вероисповеданием,   взглядами   и   убеждениями».   Действительно,   мир   очень хрупок, разрушить его можно  легко. 6 кадр: Фашизм – страшное явление  XX века ­  был уничтожен 70 лет назад. Но   и   сегодня   находятся   желающие   «поиграть   в   фашистов»   ­   различные экстремистские группировки, скинхеды, разделяющие идеологию нацизма и шовинизма. Уроки истории забыты? Нет, ради будущего, мы сегодня должны пролистать страшные страницы прошлого. Чтобы помнить о страданиях и не повторять ошибок предков! 7 кадр:   Холокост ­    означает «всесожжение», принесение в жертву целого народа.   Страшная   страница   истории   человечества,   когда   дискриминация еврейского народа в Германии приняла легитимный вид – в 1935 году принят «Нюрнбергский закон».4 Согласно ему, евреи  лишились гражданских прав. Послушайте!  1. Браки между евреями и государственными подданными немецкой расы запрещены.   Совершенные   вопреки   этому   закону   браки   не   имеют юридической силы. 2. Половая   связь   между   евреями   и   государственными   подданными немецкой или родственной крови запрещена. 3. Еврееям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный флаг, а также использовать цвета Рейха для иных целей. 4. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голосовать по   вопросам,   касающимся   политики.   Он   не   может   занимать общественные должности. 5. Евреем считается тот, у кого трое из родителей его родителей были чистокровными евреями. 8   кадр:   На   этом   «законном»   основании   в   фашистских   концлагерях   было уничтожено   шесть   миллионов   евреев.   Современное   гражданское   общество потрясает   утилитарный   подход   к   жертвам   Холокоста!   Женские   волосы 4 Статья «Нюрнбергские законы» из Википедии – свободной энциклопедии 6 использовали   для   набивания   матрацев,   кости   сжигали   и   пеплом   удобряли поля. В Данциге работал анатомический институт, который делал мыло из трупов заключенных!   9   кадр:  С   2006   года   мир   отмечает   Международный   день   памяти   жертв Холокоста. Совет ООН  избрал дату 27 января – день, когда подразделение советских солдат вошло в Освенцим. В лагере эти солдаты нашли лишь живых привидений,   несколько   тысяч   умирающих   и   насмерть   запуганных   людей, избежавших казни лишь потому, что эсэсовцы посчитали, что голод, жажда, холод и болезни сделают за них эту работу еще быстрее.                 В своем послании Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал народы хранить память о Холокосте и отстаивать человеческое достоинство для   всех.   Это   не   только   трагедия   еврейского   народа.   Это   катастрофа человечества, кризис цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне. 10 кадр: Карательные войска применяли все средства истребления людей ­   проведение   запрещенных убийство,   отравление   газами,   сжигание, медицинских экспериментов. 11   кадр:   Отдельная   тема   войны   –   дети.   Лагерь   «Саласпилс»   в   Латвии   – фабрика   смерти.   В   нем   было   уничтожено   1,   5   млн.   еврейских,   цыганских детей, а также немецких с физическими и умственными недостатками. До 12 лет детей уничтожали как нахлебников, либо использовали как доноров для солдат   вермахта.   Дети   постарше   использовались   на   работах   или   для медицинских экспериментов  ­ на них испытывали вирусы заразных болезней. 12 кадр:  Когда  Гитлер  вторгся   в Польшу,  и  Варшава   была  оккупирована, Корчак5 остался со своими подопечными. В 1940 году немцы его арестовали. Несколько месяцев Корчак просидел в тюрьме, откуда его выкупили бывшие ученики.   У   всемирно   известного   писателя   была   возможность   уехать   из 5 Статья «Януш Корчак» из Википедии – свободной энциклопедии 7 Польши.   Но   Корчак   вернулся   в   «Дом   Сирот»,   который   находился   на территории варшавского гетто.  Многие люди тщетно пытались уговорить Корчака покинуть гетто, зная, что власти разрешили ему уходить и возвращаться. Но Корчак отказался. 5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Через   несколько   дней   педагог   вместе   со   своими   детьми   вошел   в   газовую камеру.   Таких   людей   сегодня   называют   «праведниками».  .   «Праведники»   ­   это миллионы   людей   нееврейской   национальности,   которые   спасали   евреев   от депортации во время Второй мировой войны. Они продемонстрировали нам, что   всегда   были,   есть   и   будут   такие   мужчины   и   женщины   ­   всех национальностей   и   во   всех   странах,   ­   которые   способны   на   лучшее,   что моральная сила и совесть, присущая каждому, возьмут верх. 13 кадр: На окраине довоенного Киева находился большой овраг – 2, 5 км в длину и 50 м в глубину. Он и стал местом массового расстрела в сентябре 1941   года   гражданского   населения   и   военнопленных.   29   человек   чудом спаслись. Историю страшной трагедии они знают не понаслышке.   Город был обклеен объявлениями на трех языках – русском, украинском и немецком   о   необходимости   явиться   всем   евреям   с   документами   для депортации на другие территории.  14 кадр: Люди своими ногами пришли к  смерти.  Им приказали  раздеться догола, а потом стали пулеметом расстреливать. Чтобы не так были слышны крики и стоны, каратели включили громкую музыку.  Мертвые тела кидали в овраг, взрывали его края. Землей засыпали людей. И так много раз. За два дня было уничтожено 33 тыс. человек.6 6 Статья «Бабий Яр» из Википедии – свободной экциклопедии 8 15   кадр:   Мировую   известность   получила   белорусская   деревня   –   Хатынь, которую каратели дотла сожгли вместе с жителями в 1943 году.7  Ни в чем неповинные жители не знали, что накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну. Был убит фашистский генерал… Все население согнали в сарай, обложили соломой, облили бензином и подожгли. Расстреливали всех, кто пытался бежать. Погибло 149 людей, из них – 75 детей до 16­летнего возраста. Удалось выжить лишь двум детям. 16 кадр:  Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии ­ 56­летний деревенский   кузнец Иосиф   Каминский.   Обгоревший   и израненный,   пришел в сознание   поздно   ночью,   когда   фашистов   уже   не было   в деревне.   Ему пришлось   пережить   еще   один   тяжкий   удар:   среди   трупов   односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.   Этот   трагический   момент     положен   в основу   создания   единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек». 17 кадр: Холокост – незаживающая рана той страшной войны, позор всего человечества.   Чтобы   не   повторилась     беда   снова,   праведные   люди   просят покаяния за всех – и за невинных жертв, и за их палачей.  Господи, ниспошли благодать     Всем палачам, предателям и шпионам, Всем людям злой воли. Награди их храбростью и душевной силой. И считать надо только добро, а не зло. А в памяти наших врагов Мы не должны остаться их жертвами, Их кошмарами и пугающими призраками, Но их помощниками, 7 Статья «Хатынь» из Википедии – свободной энциклопедии 9 Чтобы они смогли изгнать злобу из душ своих. Это все, что от них требуется. И тогда мы, когда все это закончится, Может быть, сможем жить, Как люди среди людей, И, может быть, снова воцарится мир На этой многострадальной земле Для людей доброй воли. А потом этот мир придет И ко всем остальным.                 Ваша честь! Я привел слова молитвы невинных жертв. Они просят пощады   для   убийц.   Я   как   прокурор   не   могу   просить   о   снисхождении! Невозможно   оправдать   бесчисленные   злодеяния!   Прошу   вас   осудить Холокост по всей строгости закона.  Судья:  Спасибо.   Суть   предъявленных   обвинений   понятна.   Поскольку   мы сегодня   судим   не   личность,   а   историческое   явление,   скамья   подсудимых пуста.   Обвинять   историческую   трагедию  XX  века   будут   как   конкретные исторические   личности,   так   и   наши   современники.   Прокурор   и   адвокат пригласили свидетелей. Итак, приступаем к следствию.  Уважаемый прокурор. Приглашайте своих свидетелей.  Прокурор:  Приглашается  юная Анна Франк – узницы концлагеря (18 кадр)8  Это об этой девочке знаменитый писатель Илья Эренбург сказал: «За шесть миллионов   говорит   один   голос   —  не   мудреца,   не   поэта   —  обыкновенной девочки… Написанный ею дневник  превратился и в человеческий документ большой   значимости,   и   в   обвинительный   акт».   В   2009   году   ее   дневник ЮНЕСКО внес в реестр документов «Память мира», сегодня переведен на 67 языков мира. 8 Статья «Франк Анна» из Википедии – свободной энциклопедии 10 Судья: Здравствуйте, свидетельница. Расскажите о себе,  и все, что вы знаете по существу рассматриваемого дела. Анна   Франк:   Ваша   честь!   Меня   зовут   Анна   Франк.   Я   родилась   в   семье немецких евреев во Франкфурте. Позже наша семья переехала в Амстердам, в Нидерланды. В годы фашистской оккупации  я была подростком.  Мне с моей семьей и многими еврееями приходилось прятаться от ареста   на чердаке дома.  С 1942 по 1944 год, долгих 25 месяцев,  я для себя  вела дневник в виде писем к подруге. Чтобы  как­то осмыслить виденный ужас, я должна была с кем­то об   этом   говорить.  Но   все   узники   нашего  «убежища»  молчали,  боясь   быть разоблаченными   фашистами.   И   тогда   я   придумала   вымышленную   подругу Китти, которой и стала об увиденном и услышанном рассказывать в своем дневнике.9  Первую запись я сделала 12 июня 1942 года, в день моего рождения. Тогда мне   исполнилось   13   лет.   Я   писала   каждый   день,   и   мне   казалось,   что становилось чуточку легче на душе.  Вот некоторые записи о временах оккупации: Суббота, 20 июня 1942 г. …И   тут   начались   наши   страдания.   Вводились   новые   законы,   одни   строже другого,   особенно   плохо   приходилось   евреям.   Евреи   должны   были   носить желтую звезду, сдать велосипеды, евреям запрещалось ездить в трамвае, не говоря уж об автомобилях. Покупки можно было делать только от трех до пяти и притом в специальных еврейских лавках. После восьми вечера нельзя было выходить на улицу и даже сидеть в саду или на балконе. Нельзя было ходить   в   кино,   в   театр   —   никаких   развлечений!   Запрещалось   заниматься плаванием,  играть  в  хоккей или в теннис, — словом, спорт  тоже был  под 9 Статья «Дневник Анны Франк» из Википедии – свободной энциклопедии 11 запретом. Евреям нельзя было ходить в гости к христианам, еврейских детей перевели в еврейские школы. Ограничений становилось все больше и больше. Пятница, 9 октября 1942 г. Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей   и   знакомых   —   арестовали.   Гестапо   обходится   с   ними   ужасно.   Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно.   Заключенных   из   лагеря   сразу   узнают   по   бритым   головам,   а многих и по типично еврейской внешности. Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения.  Понедельник, 19 июля 1943 г. В   воскресенье   сильно   бомбили   Амстердам  ­  Норд.   Разрушения,   наверно, ужасные. Целые улицы превращены в груды щебня, и понадобится немало дней, чтобы пристроить всех, у кого разбомбило дома. Уже зарегистрировано 200 убитых и множество раненых. Больницы переполнены. Дети бродят по улицам,   ищут   под   обломками   отцов   и   матерей.   Меня   и   сейчас   бросает   в холод, как только вспомню глухой гул и грохот.   Прокурор: Позже семья Анны Франк была выслана в концлагерь.  В марте 1945 года, через 9 месяцев после ареста, Анна Франк умерла от сыпного тифа в немецком концлагере Берген­Бельзен. Дневник этой девочки был издан в 1947 году. Сегодня это – живое свидетельство Холокоста. Трагедия народа – через трагедию отдельной семьи!  Судья: Спасибо, свидетель, за ваши показания. Есть ли у стороны защиты вопросы к свидетелю? 12 Адвокат:   Вопрос   есть.   Свидетель   умерла,   но   как   же   дневник   попал   к читателям?   Вряд   ли   в   условиях   концлагеря   можно   было   сохранить   этот документ.  Прокурор: Ваша честь!  Позвольте ответить на этот вопрос мне, потому что к моменту издания дневника ребенок был мертв и не может знать подробности. Записи   Анны   сохранились   и   были   переданы   её   выжившему   в   Освенциме отцу Отто   Франку (единственному   из   скрывавшихся   в   доме   евреев,   кто пережил войну).  Получив дневник, Отто  начал переводить отдельные фрагменты на немецкий и   посылать   их   его   матери   в   Швейцарию.   Когда   ему   предложили   издать дневник,   он   изначально   отказался,   так   как,   во­первых,   дневник   содержал чересчур   интимные   вещи,   которых   в   литературе   (а   тем   более   в   текстах, написанных от лица детей) тогда касаться было не принято, а во­вторых, он не хотел порочить память о других обитателях Убежища. Затем, согласившись на публикацию, Отто начал его перерабатывать  ­ сделал вымышленные имена героев, подредактировал  некоторые сцены.  Отто Франк завещал оригинал дневника Нидерландскому государственному институту военной документации. Впервые издан в Нидерландах в 1947 году под названием «Дневник девочки». Вы удовлетворены ответом? Адвокат:  Вполне. Судья: Приглашайте вашего следующего свидетеля. Прокурор: Мы считаем, что воспоминания живых свидетелей Холокоста – самые   ценные.   Поэтому   приглашаем   для   дачи   показаний   выжившую свидетельницу, узницу фашистского концлагеря,  ныне  почетного президента Фонда памяти Холокоста, философа (Франция) ­ Симону Вайль (19 кадр)10 Судья: Уважаемый свидетель, мы искренне рады, что вам удалось спастись. Что вы помните о временах  Второй мировой войны? 10 Статья  «Вайль Симона» из Википедии­ свободной энциклопедии 13 Симона  Вайль: Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели! Я – бывшая узница Освенцима, которой удалось чудом выжить.  Как вы понимаете, я буду свидетельствовать против   фашизма. Самым   страшным   в   памяти   до   сих   пор   остается   чувство   унижения:   оно намного   сильнее,   чем   воспоминания   об   избиениях,   изнеможении,   голоде, холоде   или   усталости.   Нас   лишили   имен   и   опознавали   лишь   по   номеру, вытатуированному на руке. Еще нас преследуют воспоминания о тех, с кем нас безжалостно разлучили по приезде в лагерь, и кого, как нам рассказали позднее, прямиком отправили в газовые камеры.   Меня, мою мать и сестру депортировали в Освенцим в апреле 1944 года. После недельного пребывания в Дранси, транзитном лагере для французских евреев, нас всех запихнули на три ужасных дня в запломбированные вагоны для скота, почти без пищи и воды, не сообщая о пункте назначения… Мы прибыли в Освенцим посреди ночи. Все было устроено так, чтобы до смерти запугать нас: ослепляющие прожектора, лай эсесовских собак, одетые как каторжники заключенные, которые вытаскивали нас из вагонов. Доктор Менгеле, главный в СС специалист по отбору, самолично решал, кого вести в лагерь, а кого сразу же отправлять в газовые камеры. Это было чудо, что всех нас ­ меня, мать и сестру, ­ впустили в лагерь. Мы работали более 12 часов в день на тяжелых земляных работах, которые, как оказалось, были большей частью бесполезными. Нас почти не кормили. Но все же наша судьба была еще не самой худшей. Летом 1944 года из Венгрии прибыли   435   000   евреев.   Сразу   после   того,   как   они   покинули   поезд, большинство из них отправили в газовую камеру. Те из нас, кто знал, что их ждет, были охвачены ужасом. Я до сих пор помню выражение их лиц, тех женщин с детьми на руках, те толпы людей, которые не подозревали о своей судьбе.   Это   самое   ужасное   из   всего   того,   чему   я   стала   свидетелем   в Освенциме. 14 Мне, моей  матери  и  сестре  повезло, что  в  июле  нас  отправили  в другой   Нас   набили   в   открытые   вагоны,   в   которых   повезли   через лагерь.   Чехословакию, Австрию и Германию, чтобы в конечном итоге доставить в лагерь Берген­Белсен. Добралась лишь половина из нас, остальные погибли от холода и голода. В этом лагере не было   газовых камер. Зато сыпной тиф, холод и голод всего лишь за несколько месяцев уничтожили десятки тысяч депортированных в этот лагерь… В конце концов, 15 апреля 1945 года   нас освободили британские войска. Забыть эти адовые муки невозможно. Обращаюсь к вам, люди доброй воли, помните   об   этой   чудовищной   катастрофе,   не   забывайте!   Чтобы   беда   не пришла  в ваш дом! У меня, ваша честь! Судья:   Спасибо   вам   за   показания,   спасибо   за   мужество!   Есть   у   стороны защиты вопросы  к свидетелю? Адвокат: Нет, ваша честь, вопросов нет. Судья: Приглашайте свидетелей, если они у вас есть. Прокурор: Да, конечно, ваша честь! У нас свидетелей Холокоста много. Мы приглашаем   нашего   русского   поэта,   прозаика,   общественного   деятеля Евгения Евтушенко (20 кадр)11 Евтушенко   Е.А:  Здравствуйте!   Зовут   меня   Евгений   Александрович Евтушенко. Во мне  намешано  много кровей ­ и белорусская, и русская, и татарская, и латышская, и шведская, и немецкая. Но мироощущение с детства было   русское.     Не   думал,   что   окажусь   свидетелем   на   суде   по   делу   о Холокосте. Тяжелая тема и для всего мира, и для России, и для меня лично. Был  в моей жизни случай, который связал меня с этой трагедией навсегда. Еще     мальчишкой  11   лет   я   впервые   услышал   о   расстреле   тысяч   евреев   в Бабьем   Яре. Меня потрясла тогда трагедия до глубины души. Увидеть это страшное место мне удалось лишь в 1961 году, куда мы приехали вместе с 11 Статья «Евтушенко Евгений» из Википедии – свободной энциклопедии 15 писателем   Анатолием   Кузнецовым.   Именно   он   пригласил   меня,   обещал показать места, где вырос и где пережил оккупацию. Горькая история этого киевского мальчишки, чудом уцелевшего, запечатлена в памятнике «Мальчик, читающий немецкий указ».    Шок,   я   испытал   шок…На   месте   массового   расстрела   людей   была организована   свалка!   Я   увидел   груду   дурно   пахнущего   мусора   там,   где лежали   убитые   в   войну   дети,   старики,   женщины…   А   грузовики   все подъезжали   и   подъезжали,   продолжая   сваливать   мусор   на   эту   братскую могилу! И что удивило – ни памятника, ни даже мемориальной доски! Потому первая строка моей поэмы: «Над Бабьим Яром памятников нет…»  Вернувшись в гостиницу, я за несколько часов написал поэму «Бабий Яр». 12А на следующий день прочитал ее на встрече с киевлянами. Вот отрывок… Над Бабьим Яром шелест диких трав. Деревья смотрят грозно, по­судейски. Все молча здесь кричит, и, шапку сняв, Я чувствую, как медленно седею.      И сам я, как сплошной беззвучный крик,           Над   тысячами тысяч погребенных. Я ­ каждый здесь расстрелянный старик. Я ­ каждый здесь расстрелянный ребенок…   Это   был   взрыв!   Целых   долгих   20   лет   эта   трагедия   замалчивалась официальными   властями   –   как   будто   ничего   и   не   было!   Взялась   за опубликование этой поэмы «Литературная газета». Главный редактор газеты Валерий Косолапов перед публикацией решил посоветоваться со своей женой, потому что знал, что его уволят. Так и случилось! Поэма   вызвала   недовольство   как   среди   некоторой   части   общества,   так   и руководства государства. Меня обвиняли в выпячивании трагедии евреев на 12 Евтушенко Е.А. «Бабий Яр» поэма – интернет сайт «Русская поэзия» 16 фоне   других   жертв нацизма.   Завязалась   политическая   полемика.   Через несколько   дней   в   «Литературной   газете»   появилась   статья   Дмитрия Старикова,   в   которой   меня     обвинял     в   отсутствии интернационализма, незнании фактов истории.        Поэт Алексей Марков написал мне:   Какой ты настоящий русский,   Когда забыл про свой народ,   Душа, что брюки, стала узкой,   Пустой, что лестничный пролёт.    Я   был   молодым   поэтом,   поэтому   не   мог   один   отбиваться   от   нападок. Маркову   ответили   поэты Самуил   Маршак и Константин   Симонов, певец Леонид   Утесов  и   композитор   Д.   Шостакович,   написавший   «13 симфонию» на мою поэму.   Истину о зверской расправе   широкая общественность узнала только в 1991 году,     когда   отмечали   50­летие   Бабьего   Яра.    Сегодня   на   этом   месте воздвигнут монумент памяти этих жертв. Памятник – от слова «память» ­ помнить, не сметь забывать горе людское!   Я уже прожил свою жизнь, а многим молодым, кого я вижу в этом зале, еще долго продолжать свой путь. И вопрос в том, куда поведет этот путь, с кем вы его   будете   проходить,     и   что   ждет   в   конце   долгой   дороги?   Пугают сегодняшние   настроения   некоторой   части   нашего   общества.  Это   ужасно, когда убивают по национальному признаку.  Жаль девочку­таджичку, убитую в Петербурге. Жаль кубинского табакеро ­ человека уникальной профессии, — он сворачивал сигары, ­ который хотел хоть раз в жизни увидеть снег и приехал в Россию. Его убили подростки, когда он пошел погулять ночью.   Бабий Яр – предупреждение, что все может повториться! Все зло на земле от равнодушия. Я думаю, суд вынесет правильный вердикт, а присутствующие сделают правильный вывод из моего рассказа. Спасибо всем за внимание! 17 Судья:   Спасибо,   Евгений   Александрович.   Вы   проявили   мужество,   бросив вызов тоталитарной системе. Есть у стороны защиты вопросы к свидетелю? Адвокат:  Уважаемый   свидетель,   а   почему   вы   уверены,   что   расстрел   был массовым? Вы на слово поверили своему другу Кузнецову? Но ведь так и рождаются легенды. Евтушенко Е.А. Тогда, когда я был молодым, я поверил. А почему я не должен   был   поверить   человеку,   который   это   видел   своими   глазами?   А сегодня,   спустя   время,   я   много   знаю   о   расстреле   на   окраине   Киева   из мемуаров. Не все, к счастью, погибли. Несколько человек чудом уцелели. О трагедии   они   пишут   в   своих   воспоминаниях.   Я   тут   захватил   вырезку   из журнала.13  Послушайте:  «Массы   людей,   двигавшихся   из   разных   районов города,   сливались   в   один   поток     на   ул.   Мельникова.   В   конце   ее,   возле противотанкового   рва,   загороженного   «ежами»,   была   создана   «застава»,   за которой развернута невидимая с улицы походная канцелярия. Поочередно от толпы отделяли 30­40 человек и под конвоем вели «регистрироваться». У людей отбирали все документы и ценности. Документы в спешке бросали в мешки, а то и просто на землю, где они валялись толстым слоем. Затем евреев заставляли раздеваться и через проходы в насыпи выводили к краю оврага, на противоположной стороне которого на специально оборудованной деревянной платформе сидел пулеметчик. Под безжалостный кинжальный огонь пулемета ретивые киевские полицаи загоняли палками, плетьми, ногами растерянных, голых,   совершенно   обезумевших   людей,   не   давая   им   опомниться, сориентироваться.   Душераздирающие   рыдания,   крики   полицаев,   мольбы   о помощи,   проклятия   палачам,   молитвы,   заглушаемые   веселыми   мелодиями вальсов,   несущимися   из   громкоговорителей,   рокот   мотора   кружащего   над яром самолета...». Неужели  эти воспоминания вас не убедили? 13 Статья «Бабий Яр: 29 сентября 1941 год» на интернет сайте «Центр и фонд Холокост : память  и предупреждение» 18 Адвокат:  Спасибо,   вы   неплохо   подготовились   к   процессу.   У   нас   пока вопросов нет. Судья:   Спасибо   вам,  свидетель.    Ваша   гражданская   позиция   нам   понятна. Можете занять свое место. Сторона обвинения, есть ли у вас еще свидетели? Прокурор:  Да, ваша честь, есть. Приглашается    руководитель российского фонда «Холокост», правозащитница  Алла Гербер (21 кадр)14 Судья: Пожалуйста,  представьтесь и расскажите, что вы знаете о Холокосте. Алла Гербер:  Здравствуйте, уважаемый суд! Меня зовут Алла  Ефремовна Гербер, я родилась в 1932 году в Москве. Выпускница   юридического   факультета   МГУ,   работала   адвокатом,   потом журналистом в разных журналах.   В 1993 году была избрана депутатом Государственной Думы.   Принимала участие  в  разработке   законов  "О  запрещении   экстремистских   организаций, пропаганды   национальной   ненависти   и   нацистской   символики",   законов   о библиотеках, о сохранении музеев, организовала парламентские слушания "О неофашизме в России". С 1995 года  я руковожу фондом   по созданию музея «Холокост» в России. Уважаемый прокурор говорил о важности сохранения  исторической памяти. Но ситуация такова, что в нашей стране, жестоко пострадавшей от фашизма, поднимают   головы     неонацисты,   антисемиты.   Осуждение   деятельности организаций, пытающихся замалчивать трагедию еврейского народа или даже фальсифицировать ее –  одна из задач нашего фонда.   Я считаю, что  в целях борьбы   с   антисемитизмом   в   России   нужно   предпринять   такие   же   меры политкорректности, какие в свое время были предприняты в США в целях борьбы с белым расизмом.  В 2001 году наш фонд предложил создать в Москве государственный Музей «Геноцид   ­   Холокост   ­   Толерантность»   и   разработал   его   концепцию. 14 Статья «Гербер Алла» из Википедии – свободной энциклопедии 19 Предварительное   согласие   поддержать   создание   такого   музея   выразил   ряд   Правительство   России   поручило крупных   российских   бизнесменов.   Министерству культуры и других заинтересованным ведомствам рассмотреть концепцию   будущего   музейно   ­   образовательного   комплекса.     Но   проект остался проектом. И только год спустя Владимир Путин заявил на встрече с премьер­министром   Израиля   Ариэлем   Шароном,   что   к 2006   г.   в   Музее Великой   Отечественной   войны   на   Поклонной   Горе   в   Москве   откроется экспозиция   по   Холокосту.   В   настоящее   время   Еврейский   музей   и   Центр толерантности     работает   в   отдельном   здании   уже   два   года.   Это     наши реальные   дела   по   сохранению   в   памяти   людей   того,   забвение   чего   может отбросить цивилизацию к временам дикости и варварства.   И   еще   один   важный   проект   фонда   ­   создание   фундаментальной «Энциклопедии   Холокоста   на   территории   СССР».   К   работе   подключены ведущие исследователи Второй Мировой войны не только из России, но и всех постсоветских государств. Наши   инициативы   нашли   отражение   и   в   создании   новых   памятников искусства. В свое время немецкий поэт Бертольд Брехт сказал: «Все виды искусства   служат   величайшему   из   искусств   –   искусству   жить   на   Земле». Памятники жертвам  Холокоста – по всему миру. 15 Памятник   «Опаленный   цветок»   ­   детям,   узникам   концлагерей   открыт   в России, в городе Смоленске. В   Майями   (США)   создан   целый   Мемориал   памяти.   Что   знаково:   над   его созданием   трудилась   интернациональная   команда.   Работы   с   деревом проводили мастера из Индии, монтировали 130 фигур в натуральную величину человеческого роста – палестинские арабы. Архитектор – американец.  В Белоруссии, в городе Минске, 8 лет шла работа над памятником «Яма» ­ архитектор   А.   Левин.   Группа   лиц   шагает   вниз,   к   своей   смерти. 15 Статья «Холокост в искусстве» из Википедии – свободной энциклопедии 20 Цивилизованный   мир   понимает,   что   путь   Холокоста   –   путь   вниз   всей цивилизации! Жизнь, любовь, радость – понятия общечеловеческие.   Ваша честь, уважаемые присяжные! Я от лица всего нашего фонда, от лица родственников пострадавших прошу осудить Холокост. Как сказал мудрый человек, «если мы выстрелим в прошлое из рогатки, оно выстрелит в нас из пушки». Человечество должно извлечь горький урок из своей истории! Судья: Спасибо вам, свидетель, за подвижническую деятельность. Культура – язык   международный.   Иногда   один   памятник   скажет   больше,   чем   тома научных исследований. Есть ли вопросы у стороны защиты? Адвокат: Нет, ваша честь, вопросов к свидетелю нет.  Судья: Ждем следующего свидетеля. Пожалуйста, уважаемый прокурор! Прокурор: Ваша честь, мы хотим, чтобы суд послушал показания свидетеля Александра Бороды (22 кадр)16 Александр Борода: Уважаемый суд! Зовут меня Александр Борода, мне 46 лет.   Являюсь   председателем   Федерации   еврейских   общин   России,   членом Общественной   палаты   Российской   федерации.   Несколько   слов   о   себе   ­ родился и учился в Москве, служил в военно­морском флоте. По профессии – строитель. Но сегодня свою жизнь связал с иудаизмом. Я всегда знал о том, что я – еврей, с самого рождения. Таково родительское воспитание. Сегодня у меня растут в семье пятеро детей. И   как многодетный отец я не могу ни выступить сегодня на стороне обвинения. Только   человек   с   больной   психикой   не   содрогнется   от   фотографий, представленных стороной обвинения.       Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил, что ни одно дело не может считаться праведным, если   за   него   пролита   хотя   бы   одна   детская   слеза.   А   сколько   рек   слез пролито во времена Холокоста? Дети стали разменной монетой во взрослых жестоких играх!  16 Статья «Борода Александр» из Википедии – свободной энциклопедии 21 Не стоит забывать, что Россия – многонациональная страна, в      которой насчитывается   более   ста   национальностей.   Великая   страна   выстояла   в страшные   годы   войны.   Но   может   погибнуть   сейчас!   Через   разжигание межнациональной   розни.   Тревожная   тенденция   ­   агрессия,   ксенофобия, мировой   терроризм   становятся   явлениями   нашего   дня.   Я   считаю,   необходимым   условием воспитание   толерантности,   терпимости   существования   современного   мира.   Хочу   напомнить,   что     с   2005   года отмечается Международный день толерантности 16 ноября.    К   этому   дню   было   приурочено   открытие   «Еврейского   музея   и  Центра толерантности   в   Москве»   два   года   назад.17    Мне   оказана   честь   –   стать директором   этого   Центра.   Это   современный   музей,   включающий   3­D кинотеатр, библиотеку, музейную экспозицию по Холокосту, конференц­зал, выставки авангардного искусства. Здесь созданы все условия для  открытого диалога людей разных культур, религий и мировоззрений.   В Центре  учителя проводят уроки  истории по Второй мировой войне, уроки Памяти, уроки толерантности. На одном таком уроке я спросил  у детей, как же они поняли содержание слова «толерантность». Послушайте, что сказали семиклассники: «Если я толерантный – значит, я…..   ­терпимый и терпеливый ­считающийся с чужими мнениями и интересами ­умеющий  решать конфликты путем убеждения и   взаимопонимания ­ приветливый и заботливый, вежливый и деликатный ­уважающий  окружающих и уважаемый ими ­ уважающий  права свои и других, умеющий слушать и слышать ­ заботливый, сострадающий, поддерживающий ­патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании 17 Статья «Еврейский музей и Центр  толерантности» из Википедии – свободной энциклопедии 22 ­ человек, берегущий природу и культуру ­ трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.   Дети понимают эти истины. Хотелось бы, чтобы и взрослые люди заботились о чистоте своей души. И на детей, и на взрослых рассчитаны мероприятия нашего Центра в рамках Недели толерантности. Приглашаем вас на выставки, в педагогический клуб «Постскриптум», в киноклуб,  на семинар по интернет ­ ресурсам, на круглый стол по профилактике наркомании. Увидите своими глазами экспозицию по Холокосту и сможете самостоятельно сделать вывод – нужно   ли   помнить   об   этой   трагедии   или   возможно   найти   оправдание фашистским  зверствам?   Мира вашему дому, мир всем людям на Земле!  Судья:   Спасибо,   свидетель,   ваша   позиция   ясна.   Интересно,   мероприятия недели толерантности рассчитаны на разные категории населения, это радует. У   вашего   музея   –   большой   воспитательный   потенциал.   Успехов   в   деле воспитания толерантного мышления у современных россиян! Сторона защиты, у вас есть вопросы? Адвокат: Спасибо, к этому свидетелю у нас вопросов нет.  Судья: Прокурор, у вас еще есть свидетели? Прокурор: Последний,  ваша честь. Приглашаем  кинокритика, члена Союза кинематографистов,   генерального   директора   РОСКИНО  Екатерину Мцитуридзе (23 кадр)18   Екатерина   Мцитуридзе:   Здравствуйте!   Благодарю за честь выступить свидетелем на этом судебном процессе. Я родилась в 1972 году в Грузии. Считаю своей родиной Советский Союз, в котором все национальности жили в мире, согласии. Как человек не приемлю никакие формы дискриминации.   Я с детства знала, что буду кинокритиком. Язык кино  универсален, понятен все людям без исключения. Меня пригласили выступить экспертом по фильму 18 Статья «Мцицуридзе Екатерина» из Википедии – свободной энциклопедии 23 великого   Стивена   Спилберга19  «Список   Шиндлера»,   отразившего   реальную историю Второй мировой войны.  Конечно, этот киношедевр выпадает из ряда знаменитых   его   творений   ­   «Парк   Юрского   периода»,   «Индиана   Джонс», «Челюсти». В 1994 году Спилберг собрал все возможные номинации «Оскара» за свое видение трагедии польских евреев во время фашистской оккупации.    Фильм основан на правдивой истории Оскара Шиндлера, члена нацистской партии   и   преуспевающего   фабриканта,   спасшего   в   годы   Второй   мировой войны, во время Холокоста, более тысячи евреев от гибели. Спилберг не мог подступиться к съемкам задуманной им еще в 1983 году картины десять лет, считая, что не достаточно созрел как режиссер. Сами съемки стали для него эмоциональным   испытанием   –   он   даже   не   мог   смотреть,   как   снимаются некоторые особенно мрачные сцены.   «Список  Шиндлера» стал самым дорогостоящим  черно­белым фильмом в истории. Стивен  Спилберг, однако, не получил  из  бюджета  ни  цента – он отказался от гонорара, решив, что деньги будут «кровавыми». Интересно, что съемки   фильма   могли   проходить   в   настоящем   концентрационном   лагере Аушвице,   на   которые   режиссер   получил   разрешение.   Спилберг   затем отказался – из уважения к жертвам.  Главный герой занят бизнесом – на его заводе работают евреи, он спокойно общается с нацистами. Этот бизнес продолжает приносить доход до тех пор, пока   нацистские   войска   не   начинают   ликвидировать   гетто.   Местных еврейских жителей сгоняют, а затем либо отправляют в концентрационные лагеря. Амон Гоет, комендант нового трудового лагеря, куда отправили выживших из гетто,   —   фанатичный   солдат­нацист,   который,   кажется,   получает удовольствие, пытая своих еврейских подопечных. Шиндлер приезжает в этот трудовой лагерь в надежде подкупить чиновников и забрать некоторых евреев 19 Статья «Спилберг Стивен» из Википедии – свободной энциклопедии 24 с собой, чтобы они снова на него работали. Ему удается заручиться доверием Гоета и снова  получить своих рабочих. Узнав  о ненормальной жестокости коменданта, Шиндлер начинает жалеть евреев. В результате он подвергает себя   риску,   чтобы   спасти   рабочих   и   не   допустить   их   отправки   в концентрационные   лагеря.   Напряжение   фильма   нарастает,   когда   нацисты начинают предпринимать против еврейских жителей одну операцию за другой, угрожая и  Шиндлеру… Справедливо можно назвать это творение Спилберга «прививкой от расизма». На интернет форумах можно много отзывов найти на этот совсем непростой фильм.   Практически   всех   потрясает   игра   режиссера   с   цветом   –   фильм   в мрачной   черно­белой   гамме,   и   лишь   еврейская   девочка,   обитательница краковского   гетто,   в   красном   пальто!   Среди   черной   жестокости   взрослых ребенок   как   яркий   цветок,   как   символ   надежды   на     победу   жизни   над смертью.   После просмотра фильма на обсуждении молодая москвичка озвучила крик своей души: «Гуманизм, человечность и милосердие....как же этого мало в мире,  если   вспомнить   о   количестве   жертв   и   соотнести   это   с   количеством нацистских ублюдков. А еще эта история о том, как легко опуститься до скотского   состояния,   начав   делить   людей   на   виды.   Грустный   фильм, поскольку   для   многих   история   Второй   мировой   войны   уже   закостенела   и ничему   не   учит,   хотя   времени   прошло   очень   мало,   честно   говоря». Присоединяюсь к мнению неравнодушных зрителей!  Ваша честь, призываю вас осудить бесчеловечность в принципе! Холокост – наша боль, позор для человечества, который забыть невозможно.  Судья:  Спасибо!   Я   думаю,  что   молодые   люди,  присутствующие   на   нашем суде, посмотрят этот фильм. Вопросы к свидетелю? Адвокат: Нет! Прокурор: Ваша честь, мы слушание наших свидетелей закончили. 25 Судья: Ну что же. Предоставляем слово стороне защиты. Пожалуйста. Выступление стороны защиты Адвокат:      Ваша честь! Уважаемые присяжные, свидетели!   У нас сегодня трудная задача – попытаться найти аргументы для защиты. Мы искренне сожалеем о смерти миллионов людей в годы Второй мировой войны. Эта война по масштабам оказалась беспрецедентной ­  фашизм показал свой звериный оскал. Но вы знаете о диалектичности всего происходящего в мире – добро и зло, свет и тьма всегда рядом. Как звучит один из законов диалектики Гегеля – единство и борьба противоположностей. Сторона защиты и   должна   найти   «противоположность»   мнению,   которое   так   эмоционально изложили сегодня наши оппоненты.    Что является предметом спора? Сегодня Холокост везде. Фильмы, подобные "Списку Шиндлера" и "Выбор Софии", телевизионные программы, романы, мемуары,   исторические   исследования   на   основе   показания   очевидцев трагедии ­ все это образует суммарное знание ­ или, точнее, наше ощущение знания.   Это   –   художественное   осмысление   трагедии.   А   что   говорят документы? Давайте  порассуждаем здраво.   Нам  говорят, что  примерно  один миллион евреев был убит в Освенциме. Всех их надо было перевезти поездом откуда­ то, в середине войны, когда железные дороги были жизненно необходимы для немецкой армии. Газ Циклон­ Б, которым их убивали, необходимо было где­ то   купить.   Печи,   в   которых   сжигались   тела,   необходимо   было   быстро построить специалистам немецкой фирмы  «Топф и сыновья».         Действительно, сохранились тысячи счетов на закупку газа  от Люфтваффе, флота   и   армии.   Hикем   не   оспаривается   тот   факт,   что   этот   газ   широко использовался   немцами   во   время   войны   для   дезинфекции,   для   борьбы   со вшами.   Оспаривается,   как   правило,   иное,   в   частности,   действительно   ли нацисты проделывали эти манипуляции для  массового кремирования людей? 26 кремировали   только   евреев   или   все­таки   среди Действительно   ли   кремированных   были славяне, поляки, французы, немцы, цыгане   и другие народы?   Кошмарные   рассказы   о   людях,  переработанных   на   мыло,  фигурировали   в некоторых из ранних свидетельствах о событиях в оккупированной нацистами Европе.   Сегодня   все   историки   однозначно   признают   эти   рассказы сфабрикованными,  и мы сегодня попытаемся это доказать.   26­27 июня 2002 года в Москве прошла Международная конференция по глобальным вопросам всемирной истории. В ней приняли участие ученые из США,  Марокко,  Австрии,  Югославии,  Швейцарии,  Болгарии,  Австралии   и России.   Большинство   докладов   было   посвящено   Холокосту.   Некоторые докладчики   побывали   в   концлагерях   и,   не   завися   друг   от   друга,   сделали вывод,  что   немцы   не   могли   там   уничтожить   6   миллионов   евреев.   Мнения   почему­то   сегодня такого   интернационального   коллектива   историков   оспаривается и подвергается остракизму.  Тогда встает закономерный вопрос: Зачем намеренно завышается количество жертв? Почему историки    за попытку найти в документах (часть документов была уничтожена после Нюрнбергского процесса) аргументы и факты войны, преследуются,   подвергаются   штрафам,   лишению   свободы,   выдворению   из страны? Чем вызван страх общественности? Новым разгулом национализма? В решении проблемы Холокоста больше вопросов, чем ответов.     Однозначно, мы сегодня не имеем целью оправдывать действия нацистов! Это будет просто кощунственно в стране, которая как никакая другая пострадала от   фашизма.   В   стране,   принесшей   свободу   Европе.   Наша   позиция   – историческая достоверность в рассмотрении сложной проблемы.  Судья: У вас все? Ваша позиция нам ясна. Как вы будете доказывать ее? У вас есть свидетели? 27 Адвокат:  Да,   конечно.   Мы   приглашаем   нашего   первого   свидетеля ­преподавателя и писателя  Юргена Графа (24 кадр)20 Юрген Граф: Ваша честь! Хочу представиться. Меня зовут Юрген Граф, мне 63 года. Уроженец  Швейцарии. Филолог по образованию.  Заинтересовался   в  свое   время   историей   Второй   мировой   войны   и  написал несколько книг. В 1998 году на меня и издательство, опубликовавшее мои книги, подали в суд. Был   приговорен к штрафу и 15 месяцам тюремного заключения.   Стал   испытывать     гонения.   Был   вынужден   эмигрировать   в Белоруссию, через некоторое время – в Россию. В настоящее время проживаю в Москве и работаю переводчиком. Нравится русская литература, выделяю для себя Федора Михайловича Достоевского.    Предвидя вопрос стороны обвинения, сразу скажу: на основании решения суда города Москвы   от 2008 года моя книга «Миф о холокосте. Правда о судьбе   евреев   во   Второй   мировой   войне»   внесена   в   Федеральный   список экстремистских материалов под № 973. Вы справедливо спросите, за что?    Я придерживаюсь правила – раз Холокост претендует быть   историческим событием,   значит,     он   как   любое   историческое   явление     должен   найти подтверждение в документах военной поры. Моя книга и есть попытка такие документы найти и как­то проанализировать.  Признаю только факты, а не домыслы. Только не совсем психически здоровый человек   может   сегодня   не   признать   факт   массовой   кровавости     Второй мировой войны. Это наиболее злодейский конфликт в истории человечества. Трудно просчитать настоящее число жертв, но сегодня специалисты сошлись на числе 50, по некоторым источникам ­ 60 миллионов.  Цифры говорят сами за себя. Но дальше – противоречие! Каждый народ особо пристально   считает   свои   потери.   Немцы   –   зачинщики   бойни   ­   считают, сколько   мирного   населения   погибло   во   время   бомбардировок     Германии. 20 Статья «Граф Юрген» из Википедии – свободной энциклопедии 28 Японцы,   сражавшиеся   на   стороне   фашизма,   помнят   об   атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки в 1945 году летчиками США,  тысячах погибших от лучевой болезни.  В свою очередь, американцы не забыли Перл – Харбор   и   свою   агрессию   японцев   объясняют   этим.   А   славяне?   Спасли   не только себя, но и Европу! Спросите, зачем я просветительством занялся?   Я   о   Холокосте.  Почему   о   страданиях   и   агрессии   других   народов   можно говорить, писать, рассуждать на радио, а на трагедии евреев табу? Как только возникает   естественное   желание   историка   посчитать,   подвергнуть   анализу факты,  сделать   сопоставления,  так   сразу   одна   реакция  –  подать   в  суд   на клеветника!   А   раз   нельзя   подвергать   сомнениям   и   обсчетам,   это   уже   не история. Сегодня Холокост превратился в своего рода религию, усомниться в истинности которой не дозволено никому.   Поскольку религия строится на мифах, так Холокост тоже миф?    Когда   и   почему   появился   этот   миф?   Миф   о   тотальном   уничтожении еврейского   народа     появился   в   1942   году   как   военная   пропаганда,   чтобы поднять  весь  мир  на борьбу с  фашизмом. Говорили  поначалу  об  убийстве электрическим током, горячим паром, газом. Как­ то в последующие года ток и пар отпали, но газ как средство уничтожения сегодня является константой идеи Холокоста. На то и миф – возможны вариации.  То же самое ­ сведения о якобы мыле, которое делали из людей. Остановлюсь ненадолго   на   этой   "мыльной   опере".   Она   крайне   важна   для   понимания распространения   современных   исторических   мифов.   В   военной   Германии действительно производилось мыло, очень низкого качества, выдававшееся по карточкам.   Hа   мыле   был   проставлен   штамп   R.I.F.,   что   являлось аббревиатурой   "Reichsstelle   fur   Industrielle   Fette   und   Waschmittel"   (аналог русского   МЖК   ­   масложиркомбинат).   Евреи   часто   называли   мыло   "reines Judenfett" (чистый еврейский жир).  Исторический миф, гипертрофированное преувеличение, рассыпающееся при исторически – документальном анализе.   29 Об этом моя книга. Рамки судебного заседания не предполагают проводить идеологическую дискуссию, поэтому я не буду вас утомлять цитатами.   Отвечу   на   вопросы   прокурора,   если   они   возникнут.   А   к   присяжным обращаюсь с просьбой – чтобы что­то осуждать, надо об этом знать. Будьте объективны в своих выводах. Судья: Ваша позиция ясна. У стороны обвинения есть вопросы к свидетелю? Прокурор:  Вопрос, разумеется, есть! Вы сегодня живете в России, значит, должны знать ее законы и традиции. Вы же понимаете, что ваше выступление сейчас   имеет   антисемитскую   направленность.  Это  новый  виток   ненависти? Отрицание   страдания   миллионов   людей   может   сегодня   возродить   военное решение национальных проблем. Это нелигитимно в нашей стране!  Юрген Граф: Вы не совсем хорошо осведомлены. Комитет ООН по правам человека в 2013 году  принял  постановление, что   преследование за отрицание Холокоста   является   недопустимым     для   стран,  подписавших   Конвенцию   по правам человека. "Демократические" СМИ "не заметили" этот сенсационный документ. Это легитимно ­ решения ООН игнорировать? Адвокат:  Ваша   честь,  я   протестую!   Свидетель   хочет   увести   нас   от   темы Холокоста в пространную политическую демагогию! Судья:  Протест   отклонен.   Еще   ест   вопросы?   Нет?   Садитесь   свидетель. (Прокурору) У вас будет возможность подискутировать во время прений. Сторона защиты может пригласить следующего свидетеля. Адвокат:  Ваша честь, мы приглашаем представителя СМИ , журналиста – обозревателя (25 кадр)      Журналист:  Здравствуйте! Я журналист – обозреватель. Меня зовут   ….   ряду Мне   предложили   сделать   аналитическую   сводку,   дайджест,   по   интернет­сайтов21  с   целью   узнать   аргументы   сторонников   отрицания 21 Ряд интернет сайтов националистического толка 30 Холокоста. Сразу оговорюсь, мнение   блогеров   я не разделяю, делаю лишь аналитику.   В 2012 году ООН принят закон о свободе публикаций в Интернете. Поэтому мне   пришлось   столкнуться   на   некоторых   сайтах   с   откровенно националистическими   настроениями   по   поводу   обсуждаемой   сегодня проблемы. Существует направление в изучении Холокоста – ревизионизм.  Ревизионисты считают некорректным употребление термина «холокост» для обозначения уникальности явления в человеческой истории по отношению к одной нации. Фактически они считают, что холокостов было немало во всей истории. Еврейский холокост – один из них. На этом постулате и построена их аргументация. Что же я прочитал в некоторых (не буду давать адреса, дабы избежать излишней рекламы) сайтах?  1. Метод:   не   было   никаких   газовых   камер   и   никакой   попытки   немцев истребить   евреев;   термин   изгнание   является   весьма   отличным   от термина ­ истребление;   Цифры:   общее   число   в   шесть   миллионов   является   слишком преувеличенным , по крайней мере на 500%;   Вторая   Мировая   Война   была   бойня   беспрецедентных   размеров   для каждой из вовлеченных сторон ­ не только евреев, которые составили возможно 2 % всех жертв;   План:   не   было   никакого   приказа   Гитлера     по   истреблению   евреев 2. 3. 4. Европы.  ­ О камерах. Профессор Арно Майер, историк из Принстона, сам по национальности   еврей,   написал:   «Все   источники   о   наличии   газовых камер   редки   и   ненадежны:   многие   нелепы,   другие   противоречат элементарным   законам   физики».   В   1992   году   австрийский   инженер Вальтер Люфтля, президент профессиональной ассоциации инженеров определил:   «Массовое   (на   чем   настаивают   сторонники   Холокоста) уничтожение людей в газовых камерах технически невозможно. И еще – 31 газовые камеры не могли соседствовать рядом с крематориями. Химики знают, что газ Циклон – Б крайне взрывоопасен» Нельзя   так   безоговорочно   верить   мнению   «очевидцев»,   которые утверждали,   что   в   камерах   «Дахау»   умертвляли   людей.   Но   факты говорят другое – в этом лагере никогда камер не было. Газ  ­ Циклон ­ Б применялся в Германии для дезинфекции – борьба с вшами, разносчиками тифа. Для использования его в целях уничтожения людей есть несоответствие – для выделения газом ядовитой синильной кислоты нужно долгое время. Практически за это время невозможно было уничтожить  миллионы  людей. О   количестве     жертв  ­     Есть   цифры,   опубликованные   в   Вестнике американского   еврея,   что   в   1941   году   на   территории   оккупированной Европы   проживало   всего   3,3   млн.   евреев. Практически   невозможно получить   цифру   в   6   миллионов   погибших,   сомнение   в   которой оппонентами сегодня даже не обсуждается. Но люди погибали в условиях концлагерей и гетто, в первую очередь, от болезней, мучительного голода, многие   расстреляны   на   фронте.   Даже   если   в   концлагерях   погиб   один миллион,   то   это   составляет   2%   от   всех   жертв   войны.   Ревизионисты интересуются,   а   кто   поднимет   вопрос   об   остальных   98%?   Вопрос риторический, остается открытым. Часть   ревизионистов   пытается   такое   увеличенное   количество   жертв объяснить желанием Израиля сегодня получить еще большую компенсацию от Германии. План – Документально не доказано, что фашисты стремились уничтожить всю нацию. Как считают ревизионисты, главной задачей было выселение евреев из Европы. Переселение, депортация, не может приравниваться по тяжести к уничтожению. Это была не первая попытка за последние две тысячи лет изгнать евреев из того или иного региона. Это знают те, кто хоть поверхностно знаком с историей еврейского народа. 32 Вот те аргументы, которые сегодня можно найти на интернет­сайтах. Я   не   могу   100%   утверждать   истинность   изложенного.   Ясно   одно,   в изучении любого дискуссионного вопроса надо рассматривать две стороны. Объективный,   неэмоциональный   взгляд   на   проблему   поможет   избежать очередного витка неприязни. У меня все, ваша честь! Судья: Спасибо за выступление. Вопросы к свидетелю есть?  Прокурор: Нет. Свидетель не является выразителем своих мыслей.  Судья: Приглашайте следующего свидетеля. Адвокат: Мы приглашаем литературного критика (26 кадр) Литературный критик:    Уважаемый суд,  здравствуйте! Я литературный критик…….   Я   родилась   после   войны,   но   помню   деда,   вернувшегося   из госпиталя     без   ноги.   В   доме   было   постоянное   напоминание   о   войне   – дедушкин протез, который он снимал, приходя с работы,  и ставил в угол. С детства получила прививку против насилия над человеком в любых формах. Поэтому   прошу   вас   не   подозревать   меня   в   антисемитизме.   В   России   нет закона, влекущего криминальное наказание о высказывании своего мнения о Холокосте, как в целом ряде европейских государств. Меня на этот суд в качестве свидетеля привел факт сегодняшних дней.    В   передаче   с   писателем   Александром     Прохановым   ведущая   телеканала «Россия­24»   Эвелина   Закамская   сказала,   что   евреи   сами   «приближали  22Законодатели   в   Санкт­Петербурге   потребовали   увольнения холокост». ведущей.   Были   менее     радикальные   требования   –   принести   публичное извинение   в   прямом   эфире.     В   Союзе   журналистов   эти   требования   не поддержали, опираясь на постулат свободы слова.  К чему я об этом говорю, спросите вы? 22 Новостной блог «Businss FM» в интернете 33 Реакция   общественности   мне   понятна,   фраза   резанула   слух.   Журналист центрального телеканала должна следить за своими высказываниями.   Ведь как известно, телевидение у нас ­ это ментально образующий субъект, такой массовый воспитатель. Но как литературный критик, я не считаю возможным рассматривать чьи­то высказывания без контекста. Это тоже есть отсутствие толерантности. А     требование непременного возмездия за слова очень мне напомнило время, когда человека за анекдот на кухне о Великом вожде и  иже с ним могли сослать в ГУЛАГ. Понимаете, я опасаюсь, что мы сегодня может скатиться в тоталитарное мышление.   Хочу напомнить вам о знаковом произведении Д. Оруэла  «1984». Несколько слов об авторе.  Джордж Оруэлл  23 (настоящее имя — Эрик Артур Блэр) — известный   английский   писатель   и   публицист.   Наследие   этого   писателя обширно: из­под его пера вышли пять романов, несколько книг очерков и эссе,   мемуарные радиопередачи. рецензии,   записки,     статьи,     Оруэлл   родился   в   Индии,   в   семье   чиновника   английской   колониальной администрации. Образование он получил в Итоне — престижном и дорогом учебном заведении, самой аристократической среди английских частных школ для юношей. Служил в Индийской королевской полиции в Бирме. В 1927 году оставил службу, которая, как он сам говорил, ему не нравилась, и посвятил себя писательству.   Какое   отношение   это   имеет   к   Холокосту?   В   романе­антиутопии   «1984»   удивительно Оруэлл     смоделировал   государственное   устройство, напоминающее сталинское. 1984 — это год (казавшийся тогда таким далеким) торжества революционной утопии, которая воплотилась в милитаризованном государстве.    В основе сюжета — столкновение личности и государства, основанного на ненависти.   В   стране   Океании,   которой   руководит   Старший   Брат, 23 Статья «Оруэлл Джордж» из Википедии – свободной энциклопедии 34 преследуется   мысль,   правда,   любовь,   все   нормальные   человеческие проявления личности, упразднены культура  да и сам человек.   В   Министерстве   Правды,   где   работает   главный   герой,   постоянно переписывается история, материалы прошлого исправляются в нужном для властей   духе,   вычеркиваются   имена   «врагов   народа»,   меняются   цифры, факты, события, чтобы власти могли продемонстрировать свою мудрость и предусмотрительность.   Партийная   пропаганда   в   Океании   направлена   на усиление диктатуры, в сознание масс внедряются абсурдные, как и вся эта жизнь, лозунги: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», « Незнание — сила ».    Введена   также   тотальная   форма   самоконтроля   и   самоцензуры   —   самое страшное из всего, что только может быть.   Самоцензура подавляет желание свободно мыслить, предупреждает так   называемые мыслепреступления, то есть   инакомыслие,   за   которое   в   Океании   грозит   смерть.   Два   режима   – фашистский и тоталитарный похожи как братья­близнецы.   Ваша честь! Я считаю, что  Холокост – мера нашей сегодняшней честности – признать  ответственными  за   трагедию  середины прошлого века не только идеологический разгул национализма и фашизма, но и молчаливое согласие людей,   воспитанных   тоталитаризмом.   И   сегодняшние   призывы   принять положения о Холокосте как догму, без возможности осмысления тоже, как мне кажется, имеют тоталитарный оттенок.   Спасибо, что выслушали мою точку зрения.  Судья: Спасибо! Мы услышали вашу позицию. Уважаемый адвокат, у вас есть еще свидетели? Адвокат: Нет, свидетелей нет. Мы решили не брать числом выступающих, а разноплановостью  подходов к проблеме. Судья:  Раз   свидетели   закончились,   переходим   к   прениям.   Уважаемые присяжные. Вы выслушали аргументы двух сторон. Сейчас вы должны сделать 35 выбор – осуждение Холокоста или его оправдание. Пожалуйста, прокурор, адвокат,   у   вас   есть   право   привести   последние   аргументы   в   защиту   своей позиции. Начнем со стороны обвинения. Прокурор:     Уважаемый суд! Наши оппоненты преподнесли все так, что мы для своего обвинения использовали факты  эмоционального воздействия, а не документальную   достоверность.   Обвинения     не   имеют   под   собой   почвы. Документы   есть,   и   честные   историки   их   знают,   а   не   подтосовывают     под угодную идеологию.24  В конце 1941 г. нацисты отказываются от планов переселения евреев в одно место и склоняются к планам их тотального уничтожения.   В   январе   1942   года   на   совещании   в   пригороде   Берлина высокопоставленные нацисты были извещены о планах «Окончательного решения   Еврейского   вопроса».     Ответственным     был   назначен       Р. Гейдрих.   В   апреле   со   всей   оккупированной   фашистами   Европы   началась депортация   евреев   в   лагеря   уничтожения.   Она   проводилась   силами Департамента СС по еврейским делам во главе с А. Эйхманом.   На   Востоке   специальные   команды   (Einsatzgruppen),   целью   которых было   уничтожение   евреев,   цыган,   советских   комиссаров,   офицеров, начали массовые расстрелы еще с конца 1941 года.          Ваша   честь,   уважаемые   присяжные!   Не   современные   люди   вычленяют  отдельную   этническую   группу,   когда   отмечают   день   памяти   жертв Холокоста!   Это   сделано   нацистами,   и   их   документы,   и   их   деяния   это неопровержимо доказывают! Однако имеются люди, которым национальные различия   не   дают   покоя,   и   они   стремятся,   намеренно   либо   по     незнанию расколоть общество. Действует знакомый принцип – разделяй и властвуй! Просим вас вынести обвинительный приговор – во имя мира во всем мире! 24 Михайлов В. «Память о Холокосте – непрерывная работа» из Интернета 36 Адвокат:         Уважаемый   суд!   Присяжные!     Перед   вынесением   приговора просим вас понять нашу позицию. Главная идея, которую  мы защищаем, ­ приведение   истории     Второй   мировой   войны   в   соответствие   с   реальными фактами.  Опасения сторонников ревизии вопроса Холокоста в том, что он становится управляемой   машиной   фальсификации   истории.   Это   опасная   тенденция. Новейшая история – события в Украине – связаны со многими причинами. Но одна из них – желание пересмотреть историю прошедшей войны. Здесь мы согласны с нашими оппонентами – снос памятников героям, освобождавших Украину от фашизма – это духовный цинизм. К чему это привело? К кровавой бойне.   В свое время поэт Ярослав Смеляков написал: История не терпит суесловья, Трудна ее народная стезя. Ее страницы, залитые кровью, Нельзя любить бездумною любовью И не любить без памяти нельзя.  Просим осудить неприятие сторонниками  Холокоста иного  мнения, то есть осудить их за отсутствие толерантности.  Судья:  Спасибо!   Прения   закончены!   Суд   удаляется   на   совещание. Объявляется перерыв.  (Перерыв   в   заседании   –   осмотр     зрителями   и   журналистами     экспозиции «Холокост глазами художников».  Звучит «Реквием по мечте» Моцарта) Секретарь: Встать, суд идет!  Судья: Закончилось обсуждение. Настало время для приговора. Выслушаем мнение наших присяжных заседателей: 1. Признать   разжигателей   Холокоста   виновными   в   пренебрежении   к 2. главной ценности на земле – человеческой жизни.  Виновны в сознательном геноциде  еврейской нации. 37 3. Виновны  в уничтожении культурного наследия человечества. 4. Виновны в разрушении веры людей в справедливое мироустройство. 5. Виновны   в   издевательствах   над     детьми,   проведении   над   ними медицинских экспериментов. 6. Виновны   в   циничной   лжи,   которая   сегодня   разжигает   новый   виток национального противостояния. 7. Виновны   в  переписывании   истории   человечества,  отрицании   решений Нюрнбергского процесса Судья: На оглашение приговора прошу всех встать!   Тема Холокоста уже давно вышла за рамки анализа "палачи­жертвы". В европейском   сознании   все   острее   ставится   вопрос   о   коллективной   и личной   ответственности   правительств,   политических   и   партий, общественных   деятелей,   каждого   гражданина   за   то,   что   происходило фактически   при   равнодушии   или   бездействии   всего   мира.     Холокост волнует   миллионы   людей     прежде   всего   ввиду   его   универсального характера,   постоянно   возникающего   призрака,   грозящего   повториться вновь уже при ином национальном составе жертв и палачей. Именно в теме Холокоста   прогрессивное   сообщество     видит   огромный   нравственный   и моральный потенциал для противостояния любым формам  нетолерантного сознания и поведения. Признать Холокост виновным и приговорить к изучению потомками в качестве горького урока! Судебное заседание закончено. Используемые источники 1) Свободная энциклопедия Википедия 2) http://www.revisionists.narod.ru/revisionism.php 3)  Старовойтова Г. Геноцид // 50/50: Опыт словаря нового мышления/ Под общ. Ред. М.Ферро и Ю. Афанасьева. –М.: Прогресс, 1989. 4) Ложкина Е. Дело номер тринадцать. Независимая газета. 16 октября 2006 г. 38 5)  http://holocaust2001.narod.r...st_russian/index_russian.html  6)  Сергей Старинец, RUpor ... rupor.info/full.php?aid=63287      7)www.alefmagazine.com/vernisazh/?curPos=20      8) . www.ushmm.org (Мемориальный музей холокоста в США)        9) www.yadvashem.org.il       10). www.gfh.org.il  (Центр   Симона   Визенталя)                 11)   12)www.iwm.org.uk/lambeth.holoc­ex1.htm  http://motic.wiesenthal/com  13)www.yale.edu/lawweb/avalon/avalon.htm                              39 40

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"

Урок-суд над Холокостом в 11 классе "Холокост - память и предупреждение"
Скачать файл
Улучшите мотивацию, поведение и внимание учеников.