Урок "Тайна причастий"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока для 7 класса по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Урок составлен по УМК Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Цель урока – выяснить, какие грамматические категории присуще причастию, как части речи. Выяснить особенности действительных и страдательных причастий.
Иконка файла материала Тайна причастий Садреева школа 23).docx
«Тайна причастий» (конспект урока в 7 классе) Садреева Лилия Ильдаровна, учитель русского языка и литературы высшей категории  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23  с углубленным изучением отдельных предметов»  Ново – Савиновского района г. КазаниТАЙНА ПРИЧАСТИЙ Пока живешь, творить добро спеши, Лишь путь добра – спасение души. (Фирдоуси)   ­   Ребята,   человек,   совершает   в   жизни   разные   поступки.   В   одних   ситуациях   он поступает   правильно   и  проявляет   свои   хорошие  качества,   но  иногда   бывает   и  наоборот. Давайте познакомимся с небольшим отрывком, который называется «Перед вами две дороги, выбирайте…» и подумаем, а какую дорогу выбрали бы вы. Молодой   человек   и   его   девушка   гуляли   по   городу.   На   бордюре   сидел   плохо   одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слезы.  ­ Подожди, я подойду к нему, ­ сказала девушка.  ­ Он грязный, ты подцепишь заразу, ­ ответил молодой человек, сжав ее руку.  ­ Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.  ­ А нам – то что? Он сам виноват. Девушка оттолкнула его руку и подошла к мужчине.  ­ Что с вами? – спросила она его.  ­ Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно  ­ Нужно вызвать «скорую». У тебя нет «мобильника»?, ­ обратилась она к молодому человеку. Она подняла глаза и вдруг почувствовала брезгливость в его взгляде.  ­ Я больше знать тебя не хочу! Иди отсюда!  ­ Неужели ты из­за бомжа можешь так поступить? Ты пожалеешь об этом! Девушка повернулась и побежала к телефонному аппарату.   ­   Девушка!   –   окликнул   ее   мужчина   –   Спасибо   вам!   Вы   обязательно   найдете   свое счастье!  ­ Почему молодой человек отказался от помощи? (считает, что этот человек недостоин помощи)  ­ Как бы вы поступили в этом случае? (не прошли бы мимо, вызвали бы скорую помощь)   ­ Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?  (стараемся помочь) Вывод:  Мы   должны   понимать,   что   сделав   добро,   человек   сам   становиться   лучше, чище, светлее. Ну а теперь, ребята, мы поработаем с этим текстом. Вы в специальные карточки должны выписать по 2 слова, относящиеся к разным частям речи. Работаем в группах по 2 человека. ­ Исходя из какого принципа вы выбирали слова, ориентируясь на какое значение вы это делали (смотря на общеграмматическое значение).    ­ А сейчас мы поработаем отдельно с третьим предложением. Нужно определить части речи слов, входящих в это предложение. Каждый  работает индивидуально.  ­ Какое слово не вошло ни в одну группу? (ПОТРЕПАННАЯ)  ­ На какие части речи похоже данное слово? ( прилагательное и глагол)  ­ Каково общеграмматическое значение данного слова? (процессуальный признак)­ А какой форме глагола относится это слово? (полупредикативная форма глагола)  ­ Какая же это часть речи? (Это причастие) Цель нашего урока – выяснить, какие грамматические категории присуще причастию, как части речи. Выяснить особенности действительных и страдательных причастий. Для   начала   давайте   сформулируем   понятие   причастия. –   это Полупредикативная   форма   глагола,   обозначающая   процессуальный   признак.   Пока   на   этом   мы  Ребята,   давайте   попробуем остановимся.   И   вновь   вернемся   к   слову   ПОТРЕПАННАЯ. разобраться,   какие   частные   грамматические   значения   есть   у   причастия,   и   какие   из   них являются словоизменительными, а какие – нет.  Причастие  Все грамматические категории причастия можно разделить на 2 группы: 1 группа  указывает   на   носителя   признака   (т.е.   того,   кто   выполняет   действие).   Раз   это носитель признака, то с какой частью речи схоже ПР.? (с прилагат.)  ­ По какой морфеме мы можем увидеть это сходство? (по флексии)  ­ Приведите пример.  ­ А на какие частные грамматические категории указывает флексия причастия? (род, число, падеж)  ­ А в данном примере каковы эти категории? (ж.р., е.ч, И.п.) ­ Ребята, эти категории являются словоизменительными или нет? (да) 2   группа  указывает   на   дополнительное   действие,   обозначенное   предикативной   формой глагола.  В данном случае мы рассматриваем слово ПОТРЕПАННАЯ с т.зр. близости к глаголу  ­ В данном случае по какой морфеме мы можем их объединить (по корневой морфеме).  ­ Какие категории причастие заимствует у глагола? (вид, залог, время).  ­ Что вы можете сказать о категории вида? (она несловоизменительная, как и у глагола: любивший ­ полюбивший) ­   Какими   формами   представлена   категория   залога   у   глагола?  (действительный   и страдательный) страдательный залог.  ­ Чем они отличаются? Ребята,   категория   залога   причастия   также   имеет   две   формы   –   действительный   залог   и Действительный   залог  имеет   значение   активного   действия:   человек,   творящий   добро. Причастие обозначает процессуальный признак предмета, который сам совершает действие. Страдательное   причастие  имеет   значение   пассивного   действия:   добро,   творимое человеком.   В   этом   случае   тот   же   процессуальный   признак   принадлежит   предмету,   который подвергается действию со стороны другого предмета. Ребята,   для   того,   чтобы   вы   немного   отдохнули   и   увидели   разницу,   я   хотела   бы   вас познакомить со страничкой из «Занимательной граматики»: Когда   причастие   подросло,   оно   приобрело   собственные     черты,   научилось   быть страдательным и действительным. Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное причастие всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие». «Само виновато. Я, например,   не   жду,   когда   кто­нибудь   будет   выполнять   за   меня   мою   работу.   Я   обозначаю признак предмета, который сам производит действие».  Ребята,   а  категория   времени  у   причастия   неполная:   она   представлена   только   двумя формами: настоящее и прошедшее. Будущего времени у причастия НЕТ. Причастия настоящего времени образуютсяот основ настоящего времени + суффиксы ущ/ющ, ащ/ящ( в зависимости от спряжения) – действ. прич.                                                             + суффиксы ем/ом, им (в зависимости от спряжения) – стр.прич. Причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива + суффиксы вш, ш – дейст. прич.                                           + суффиксы енн, нн, т – стр.прич. Сейчас попробуем с вами образовать все формы причастий от слова ВИДЕТЬ Видящий (2спр.) – видевший Видимый (2спр) ­ виденный Но   нужно   помнить,   что   не   от   всех   глаголов   можно   образовать   все   формы   причастий. Попробуйте образовать причастия от глагола ЛЮБИТЬ – любящий, любивший, любимый, а формы страдательного   причастия   прошедшего   времени   –   НЕТ.   Почему   это   происходит   мы   будем разбираться на других уроках. А для того, чтобы лучше запомнить образование причастий, мы с вами заполним таблицу Вид Залог Прошедш Настоящее время 1 2 ее время спряжение спряжение Совершенный Несовершенный Действительный Страдательный Действительный Страдательный ­­ ­­ Ущ/ющ Ем/ом ­­ ­­ Ащ/ящ им Вш, ш Т, енн, нн ­­ ­­   Сейчас у нас на доске будут появляться слова, которые вам нужно будет распределить на две группы и в которых нужно будет выделить суффиксы: Думающий   о   ближнем,   оберегаемый   семьей,   терпящий   несправедливость,   любимый близкими, униженный окружающими, подаривший доброту, претерпевший муки совести.    ­  На   какие   две   группы   вы   поделили   эти   слова  (действительные   и   страдательные причастие) А теперь ребята откройте  рабочие тетради №1 и посмотрите упражнение   109. Нам нужно вставить,   где  это  возможно,  недостающие  словоформы причастий.   В «окошке» рядом  с каждой словоформой укажи ее грамматическое значение. Пока  ребята  выполняют это  задание,  Рома  пойдет к доске  и выполнит индивидуальное задание, которое называется «Распредели нас».  ­ Итак, ребята, что мы с вами можем сказать о причастии? Признаки каких частей речи объединяет в себе причастие?  ­ Какие грамматические категории Причастие позаимствовало у прилагательного, а какие – у глагола?  ­ Какие формы залога есть у причастия?  ­ Суффиксы действительных причастий?  ­ Суффиксы страдательных причастий? А сейчас в конце урока я хотела бы вас познакомить с притчей о Любви. Жила – была девушка по имени Любовь. Скучно   ей   было   жить   на   свете   без     подружки.   Вот   и   обратилась   она   к   старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:   ­   Помоги   мне,   дедушка,   выбрать   подружку,   чтобы   я   могла   дружить   с   ней   всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал:  ­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…Утром,   когда   алое   солнце   осветило   землю,   пришла   Любовь   в   условленное   место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек. ­ Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. Выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.  Задумалась Любовь.  ­ А кого бы выбрали вы? Почему? Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.  ­ Почему Любовь выбрала Доброту? Так вот я хочу, чтобы в нашей маленькой школьной семье, в нашем классе всегда были Любовь, Радость, Удача, Красота и    Доброта. А  домашнее   задание  у   вас   будет   творческое:   вам   надо   будет   написать   сочинение   – миниатюру с использованием причастий на тему «Доброта  спасет мир».