Конспект урока для 7 класса по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Урок составлен по УМК Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.
Цель урока – выяснить, какие грамматические категории присуще причастию, как части речи. Выяснить особенности действительных и страдательных причастий.
«Тайна причастий»
(конспект урока в 7 классе)
Садреева Лилия Ильдаровна, учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №23
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ново – Савиновского района г. КазаниТАЙНА ПРИЧАСТИЙ
Пока живешь, творить добро спеши,
Лишь путь добра – спасение души.
(Фирдоуси)
Ребята, человек, совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он
поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Давайте познакомимся с небольшим отрывком, который называется «Перед вами две дороги,
выбирайте…» и подумаем, а какую дорогу выбрали бы вы.
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый
пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли
слезы.
Подожди, я подойду к нему, сказала девушка.
Он грязный, ты подцепишь заразу, ответил молодой человек, сжав ее руку.
Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
А нам – то что? Он сам виноват.
Девушка оттолкнула его руку и подошла к мужчине.
Что с вами? – спросила она его.
Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не
отсюда. Мне очень больно
Нужно вызвать «скорую». У тебя нет «мобильника»?, обратилась она к молодому
человеку.
Она подняла глаза и вдруг почувствовала брезгливость в его взгляде.
Я больше знать тебя не хочу! Иди отсюда!
Неужели ты изза бомжа можешь так поступить? Ты пожалеешь об этом!
Девушка повернулась и побежала к телефонному аппарату.
Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! Вы обязательно найдете свое
счастье!
Почему молодой человек отказался от помощи? (считает, что этот человек недостоин
помощи)
Как бы вы поступили в этом случае? (не прошли бы мимо, вызвали бы скорую помощь)
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? (стараемся
помочь)
Вывод: Мы должны понимать, что сделав добро, человек сам становиться лучше,
чище, светлее.
Ну а теперь, ребята, мы поработаем с этим текстом. Вы в специальные карточки
должны выписать по 2 слова, относящиеся к разным частям речи. Работаем в группах по
2 человека.
Исходя из какого принципа вы выбирали слова, ориентируясь на какое значение вы
это делали (смотря на общеграмматическое значение).
А сейчас мы поработаем отдельно с третьим предложением. Нужно определить
части речи слов, входящих в это предложение. Каждый работает индивидуально.
Какое слово не вошло ни в одну группу? (ПОТРЕПАННАЯ)
На какие части речи похоже данное слово? ( прилагательное и глагол)
Каково общеграмматическое значение данного слова? (процессуальный признак) А какой форме глагола относится это слово? (полупредикативная форма глагола)
Какая же это часть речи? (Это причастие)
Цель нашего урока – выяснить, какие грамматические категории присуще причастию, как
части речи. Выяснить особенности действительных и страдательных причастий.
Для начала давайте сформулируем понятие причастия.
– это
Полупредикативная форма глагола, обозначающая процессуальный признак. Пока на этом мы
Ребята, давайте попробуем
остановимся. И вновь вернемся к слову ПОТРЕПАННАЯ.
разобраться, какие частные грамматические значения есть у причастия, и какие из них
являются словоизменительными, а какие – нет.
Причастие
Все грамматические категории причастия можно разделить на 2 группы:
1 группа указывает на носителя признака (т.е. того, кто выполняет действие). Раз это
носитель признака, то с какой частью речи схоже ПР.? (с прилагат.)
По какой морфеме мы можем увидеть это сходство? (по флексии)
Приведите пример.
А на какие частные грамматические категории указывает флексия причастия? (род,
число, падеж)
А в данном примере каковы эти категории? (ж.р., е.ч, И.п.)
Ребята, эти категории являются словоизменительными или нет? (да)
2 группа указывает на дополнительное действие, обозначенное предикативной формой
глагола.
В данном случае мы рассматриваем слово ПОТРЕПАННАЯ с т.зр. близости к глаголу
В данном случае по какой морфеме мы можем их объединить (по корневой морфеме).
Какие категории причастие заимствует у глагола? (вид, залог, время).
Что вы можете сказать о категории вида? (она несловоизменительная, как и у глагола:
любивший полюбивший)
Какими формами представлена категория залога у глагола? (действительный и
страдательный)
страдательный залог.
Чем они отличаются?
Ребята, категория залога причастия также имеет две формы – действительный залог и
Действительный залог имеет значение активного действия: человек, творящий добро.
Причастие обозначает процессуальный признак предмета, который сам совершает действие.
Страдательное причастие имеет значение пассивного действия: добро, творимое
человеком. В этом случае тот же процессуальный признак принадлежит предмету, который
подвергается действию со стороны другого предмета.
Ребята, для того, чтобы вы немного отдохнули и увидели разницу, я хотела бы вас
познакомить со страничкой из «Занимательной граматики»:
Когда причастие подросло, оно приобрело собственные черты, научилось быть
страдательным и действительным.
Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе.
Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное причастие
всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие». «Само виновато. Я,
например, не жду, когда ктонибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю
признак предмета, который сам производит действие».
Ребята, а категория времени у причастия неполная: она представлена только двумя
формами: настоящее и прошедшее. Будущего времени у причастия НЕТ.
Причастия настоящего времени образуютсяот основ настоящего времени + суффиксы ущ/ющ, ащ/ящ( в зависимости от спряжения) – действ.
прич.
+ суффиксы ем/ом, им (в зависимости от спряжения) –
стр.прич.
Причастия прошедшего времени образуются
от основ инфинитива + суффиксы вш, ш – дейст. прич.
+ суффиксы енн, нн, т – стр.прич.
Сейчас попробуем с вами образовать все формы причастий от слова ВИДЕТЬ
Видящий (2спр.) – видевший
Видимый (2спр) виденный
Но нужно помнить, что не от всех глаголов можно образовать все формы причастий.
Попробуйте образовать причастия от глагола ЛЮБИТЬ – любящий, любивший, любимый, а формы
страдательного причастия прошедшего времени – НЕТ. Почему это происходит мы будем
разбираться на других уроках.
А для того, чтобы лучше запомнить образование причастий, мы с вами заполним таблицу
Вид
Залог
Прошедш
Настоящее время
1
2
ее время
спряжение
спряжение
Совершенный
Несовершенный
Действительный
Страдательный
Действительный
Страдательный
Ущ/ющ
Ем/ом
Ащ/ящ
им
Вш, ш
Т, енн, нн
Сейчас у нас на доске будут появляться слова, которые вам нужно будет распределить
на две группы и в которых нужно будет выделить суффиксы:
Думающий о ближнем, оберегаемый семьей, терпящий несправедливость, любимый
близкими, униженный окружающими, подаривший доброту, претерпевший муки совести.
На какие две группы вы поделили эти слова (действительные и страдательные
причастие)
А теперь ребята откройте рабочие тетради №1 и посмотрите упражнение 109. Нам
нужно вставить, где это возможно, недостающие словоформы причастий. В «окошке» рядом с
каждой словоформой укажи ее грамматическое значение.
Пока ребята выполняют это задание, Рома пойдет к доске и выполнит индивидуальное
задание, которое называется «Распредели нас».
Итак, ребята, что мы с вами можем сказать о причастии? Признаки каких частей
речи объединяет в себе причастие?
Какие грамматические категории Причастие позаимствовало у прилагательного, а
какие – у глагола?
Какие формы залога есть у причастия?
Суффиксы действительных причастий?
Суффиксы страдательных причастий?
А сейчас в конце урока я хотела бы вас познакомить с притчей о Любви.
Жила – была девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому,
седому, прожившему сто лет волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек.
Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую –
Печаль, пятую – Доброта. Выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.
Задумалась Любовь.
А кого бы выбрали вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту?
Так вот я хочу, чтобы в нашей маленькой школьной семье, в нашем классе всегда
были Любовь, Радость, Удача, Красота и Доброта.
А домашнее задание у вас будет творческое: вам надо будет написать сочинение –
миниатюру с использованием причастий на тему «Доброта спасет мир».