МКОУ Черчетская СОШ
Урок технологии во 2 классе.
УМК «Школа России»
ФГОС
Тема:
Учитель начальных классов
Т.В. Коновалова.
Тема урока: Русская матрёшка. Виды и роспись.
Тип урока: изложение нового материала
Вид урока: смешанный (сочетание различных видов на одном уроке).
Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, компьютерное обеспечение- презентация по теме, метод наглядности.
Основные методы и технологии УУД, используемые в рамках урока
здоровье сберегающая технология;
технология проблемно-диалогического обучения;
игровая технология;
информационно-коммуникативная технология;
проектная технология;
технология оценки учебных успехов.
Цель урока: познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с краткой историей создания русской матрёшки и особенностями матрёшки из разных областей России;
учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;
углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
научить выполнять роспись игрушки по образцам;
закреплять навыки аккуратного рисования красками на трафарете матрёшки.
Развивающие:
развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
развивать творческие способности в составлении композиции;
развивать творческую фантазию, вызвать желание создавать красивые вещи;
развивать художественный вкус;
развивать эстетическое чувство и понимание прекрасного;
развивать умение работать акварельными красками, гуашью.
Воспитывающие:
воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду;
воспитывать аккуратность и творческое воображение.
формировать чувства удовлетворённости от выполненной работы.
Задачи, формируемые в рамках урока УУД
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве с народным творчеством русских мастеров;
формирование осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
готовность открыто выражать свою позицию на уроках;
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
исправление своих ошибок во время практической деятельности;
удерживание цели деятельности до получения её результата;
выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритма построения узора и выбор цвета);
оценивание (сравнение с эталоном) результатов своей и чужой деятельности;
Познавательные:
развивать умения строить устные высказывания, способности учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
учить различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент);
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные:
учить слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, адекватно оценивать себя.
Метапредметные:
формировать умения продуктивно организовать свои дела;
работать с информацией;
эффективно общаться;
развивать способность к самообразованию.
Интеграция:
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение выполнения аппликации; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Оборудование: презентация;
выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана;
музыка на мотив русских народных песен, образец педагогического рисунка;
раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны);
кусочки ткани, клей, ножницы, акварель, кисти, палитра, непроливайки, тря почки;
простой карандаш.
План урока:
1. Организационный момент (приветствие, учёт присутствующих, провер- ка готовности к уроку, сообщение темы урока, пояснение порядка работы на уроке).
2. Повтор пройденного материала.
3. Знакомство с новым материалом с использованием ИКТ (презентация – знакомство с историей матрёшки).
4. Физкультминутка.
5. Практическая часть.
6. Повторение правил ТБ.
7. Практическое изготовление аппликации матрёшки.
8. Уборка рабочего места.
9. Подведение итогов занятия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Постановка темы урока
Слайд 1. Учитель:
Сели дети по порядку
Отгадайте вы загадку.
Чудо русское вот есть
Очень трудно глаз отвесть.
Но не кружка и не ложка –
Знаменитая …матрёшка!
(показ матрёшек)
- Молодцы! Вы угадали.
А матрёшку вы видали?
Где? Когда? Скажи скорей
Что вы знаете о ней?
II. Актуализация знаний учащихся.
Слайд 2. Учитель: Разные на свете бывают куклы. Очень большие и совсем маленькие. Из глины, дерева, резины, соломы и ткани. Со всеми куклами интересно играть. С резиновыми куклами купаться в реке или в море, пластмассовыми купаться в кукольной ванне. Тех, у которых открываются и закрываются глаза укладывать спать и петь им колыбельную песенку.
А есть куклы, которых знает весь мир. Сегодня мы с вами поговорим об очень знаменитой кукле, но это не заграничная Барби. Особенность этой куклы в том, что она выполнена руками русских мастеров да ими, же и придумана.
Веселы, талантливы, жизнелюбивы и, конечно же, добрые были эти люди. Ведь создать хорошую игрушку, может только добрый человек.
III. Знакомство с новым материалом с использованием ИКТ.
Слайд 3. Учитель:
Алый
шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрешка)
Слайд 4. А удивительна она тем, что откроем её – и увидим ещё одну, а в ней ещё и ещё, такая же матрёшка, только поменьше и тоже раскрывается.
Бывает матрёшка в матрешке – и всё. А иногда 60 в одну уместиться ухитряются! Последняя маленькая с горошинку. И все они матрёшки.
Русская матрёшка – один из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу Матрёшку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.
Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)
История создания русской матрёшки
Учитель: А сейчас я вам расскажу откуда же к нам пришла наша матрешка. Смотрите и слушайте.
Слайд 5. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца Фукуруму. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 6. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец.
Слайд 7. В конце XlX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный
токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал
её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По
преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу
Матрёну!» И назвали её старинным русским
именем – Матрёной.
А как будет ласковое имя Матрены?
Ответы детей.
С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Слайд 8. И если быть точным то она называлась « Матрёшка с петухом». Она состояла из 8 фигурок. Самая большая была одета в русский народный костюм-сарафан и платочек, а в руке держала петуха, внутри нёё прятались девочка в фартуке, следующая с серпом, ещё одна с плошкой, мальчик в рубашке косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пелёнках. Лица у фигурок были живые и миловидные, раскраска не яркая.
Изготовление русской матрёшки
Слайд 9. Учитель:Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше.
Слайд 10. Яркими, весёлыми красками распишет художник матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй.
Знакомство с разными видами матрёшек
Слайд 11. Учитель: Матрешку изготавливали в разных местах России: В Загорске, Майдане, Семенове. Очень уж по душе пришлась эта раскрывающаяся игрушка.
Много видов у матрёшки
Ведь она из разных мест.
Есть загорская, тверская,
И семёновская есть,
Полховская, вятская –
Вот какая всякая!
Слайд 12. Наиболее
известны три вида матрёшек:
Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их
расписывают.
Слайд 13.
- Давайте их сейчас сравним.
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
Слайд 14. В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.
Слайд 15. На голове
платок. Самый главный цвет …
Дети. Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Основным мотивом росписи является цветок шиповника или яркая роза , вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья.
Слайд 16.
Вот «Загорская» матрёшка
В сарафане и платке.
А в руках держит корзину
Может и держать цветы.
Что ещё заметил ты?
Ученики: На голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу.
Учитель: Следующая
матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах,
кофточка на них с вышивкой, на голове……
Ученики: Платок.
Учитель: А платок всегда завязан на …
Ученики: Узелок.
Учитель: А поверх сарафана...
Ученики: Фартук.
Учитель: Платок матрёшек украшает роспись.
Слайд 17. И третья
матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет таких деталей, как руки,
сарафан, кофта. Нет платка с завязанными концами. Вместо этого – условный овал
на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с
цветами без узелка.
Слайд 18.
Вот и «Вятская» матрёшка
Посмотрите вы немножко
Побыстрей и посмелей.
Что заметили на ней?
Ученики: Вятская матрёшка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.
Слайд 19. Вятская матрёшка отличается яркой росписью, лица матрёшек светятся добротой и теплом.
Современные матрёшки.
Слайд 20. Учитель: У каждой матрешки есть автор. Современные художники расписывают матрёшку по-своему.
Слайд 21. Отдельные мастера на фартуке матрёшки изображают сюжет народной сказки.
Слайд 22.
Слайд 23. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Хохлому».
Слайд 24. Можно встретить матрешки «под Палех», матрешки «под Жостово».
Слайд 25. Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир.
IV. Игровая пауза.
Слайд 26. Учитель:
А
сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек.
На столах лежат заготовки для изготовления аппликации
матрёшки.
Физкультминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
V. Повторение правил ТБ.
Учитель: Работать мы будем в технике «аппликации». Но прежде чем приступить к практической работе, давайте вместе вспомним, как правильно пользоваться ножницами.
VI. Продуктивный.
Практическая часть.
Самостоятельная работа учащихся. «Одень свою матрёшку».
(Во время работы звучит русская народная музыка, задавая рабочее настроение).
Слайд 27. Учитель: Для выполнения работы нам нужны…
Садитесь поудобнее, спинка ровная, коленочки под столом дружат, рукава засучены.
VII. Практическое выполнение аппликации «Матрёшка».
План выполнения аппликации.
Слайд 28. 1. Подготовим рабочее место.
Слайд 29. 2. Вырежем шаблон матрёшки из рабочей тетради.
Слайд 30. 3. Возьмём простой карандаш и переведём шаблон на белый картон.
Слайд 31. 4. Вырежем заготовку по контуру.
Слайд 32. 5. Выберем ткани для основы костюма матрёш ки и косынки. Разметим детали на ткани.
Слайд 33. 6. С помощью шаблона из белой бумаги заготовим лицо.
Слайд 34. 7. Вырежем из ткани все заготовки костюма матрёшки.
Слайд 35. 8. Приклеим их к основе из картона.
Слайд 36. 9. Оформим изделие.
Слайд 37. Примеры оформления матрёшек.
Учитель поощряет детей за проявление творческой активности, напоминает про осанку, предлагает работать стоя кому это удобно. Звучат русские народные мелодии в записи, дети работают за столами.
Учитель: Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.
Выставка работ учащихся
( Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрёшке
и рассказать, элементы каких техник он использовал в своей работе)
VIII. Уборка рабочего места.
Проверка материала
Слайд 38. Учитель: Как вы усвоили материал проверим с помощью загадок:
Из линии сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники.
Жар- птицы ввысь летят.
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Слайд 39. Учитель:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди –ка не спеши .
Там вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят как золотые,
А может, солнцем залитые.
Слайд 40. Учитель:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать.
Слайд 41. Учитель: Как появилась первая матрёшка?
Слайд 42. Учитель: Почему матрёшка называется именно так?
Слайд 43. Учитель: Из скольких фигурок состояла первая матрёшка?
IX. Подведение итогов урока.
Итог урока
Итак, ребята, а теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.
Рефлексия.
Слайд 44. Учитель:
Что вызвало наибольший интерес?
Хотели бы вы продолжить работу, которую мы начали сегодня на уроке?
Почему?
Молодцы! Спасибо за урок.
Учитель: Все справились с работой, у всех получилось очень аккуратно и красиво.
Может кто - то хочет что - то сказать о своей работе? ( Ответы детей )
Запомните, пожалуйста, и не забывайте историю нашей самой знаменитой куклы.
Слайд 45. Учитель: А я хочу закончить занятие такими словами:
Матрёшки
русские
По свету славятся,
На них взгляните вы,
Чем не красавицы?
Сто лет матрёшке,
Но не стариться она,
Живет в ней русская душа.
X. Домашнее задание.
Слайд 46. Учитель:
Матрёшки друг в дружке
Не поют частушки.
А поставишь в ряд
Запоют в лад!
Сочини частушки для матрешки!
Слайд 47. Молодцы! Спасибо за урок.
Слайд 48. Интернет ресурсы.
Источники информации:
· Н. Н. Алексахин «Матрешка» Москва «Народное образование» 1998
· А. Алехин «Матрёшка» Москва издательство «Малыш» 1989
· В. С. Горичева «Куклы» Ярославль Академия развития» «Академия, К»1999
· Н.Н. Алексахин Художественные промыслы России: Учебное пособие // Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. -176с.
· Р.А. Бардина Изделия народных художественных промыслов и сувениры // [текст] -М.: Высшая школа, 1990. -302с.
· Л.Т. Вяхи-Ильвес Декоративное рисование в школе // Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР Ленинградское отделение, 1960. -82с., ил.
· Б.В.Нешумова, Е.Д. Щедрина. Основы декоративного искусства в школе // М.: Просвещение, 1981. -175с., ил.
· В.А. Барадулина. Основы художественного ремесла. Практическое пособие для руководителей школьных кружков - М.: Просвещение, 1979. -320с., ил.
Интернет ресурсы:
· http://slovari.yandex.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
· http://www.souvenirdvor.ru/category/matreshki/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4NjgxMDc7MTY4NTQwNzt3d3cuc2xhdnlhbnNrYXlhLWt1bHR1cmEu
· http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/o-matreshke.html
· http://lud-golubeva.narod2.ru/Izgotovlenie_matreshki/
· http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.html
· http://russkayamatreshka.ru/russian-dolls
· http://selberezovo.narod.ru/nelli/russkaja.htm
· http://out-of-school.area7.ru/?m=4178
· http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/6553-matreshka.html
· http://kuznetzova.siteedit. ru/page
· http://images.yandeex. ru/
· www.rustrana.ru
· www.wikipedia.org/wiki/Матрёшка
Самоанализ урока.
Тип урока - изучение нового материала.
При построении урока пользовалась принципами: научности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
Данный тип урока включал организационную часть (подготовка рабочего места), определение темы и цели урока (учащиеся самостоятельно определили тему урока, прослушав загадку), работу по теме урока: экскурс в прошлое, беседа о народных мастерах и их произведении искусства; сообщение содержания задания и алгоритм его выполнения; воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой; анализ работ и оценку.
В начале урока была создана проблемная ситуация, мотив для изучения нового материала был представлен в стихотворной форме (прослушав стихотворение, дети должны были определить тему урока).
Для активизации познавательной активности во время объяснения нового материала я использовала презентацию: показ с объяснением элементов росписей матрёшек, характерных для той или иной местности, историческую справку, а затем предложила детям стать настоящими мастерами и «одеть» свою матрёшку с помощью аппликации. На этапе практического выполнения работы, мною использовано приложение к учебнику («Технология. 2 класс», автор Н.И. Роговцева) на электронном носителе (DVD). Во время самостоятельной работы предоставила полную творческую свободу детям, оказывая индивидуальную помощь. Для закрепления полученных знаний детям предлагалось разгадать загадки, ответить на вопросы.
Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Всё содержание урока полностью соответствовало заявленной теме и дидактическим требованиям. На все этапы урока было рационально распределено время, каждый этап был логически связан с предыдущим, что привело к целостному восприятию темы. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном объёме.
В соответствии со здоровье сберегающими технологиями была проведена физкультминутка.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», «ученик – ученик» и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие данного материала.
В конце урока был подведён итог, дети адекватно оценили свои работы.
Я считаю, что цель моего урока достигнута, поставленные задачи выполнены.
Урок соответствует ФГОС НОО.
Учитель:________/Коновалова Т.В./
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.