Урок-тренинг как эффективная форма формирования учебных универсальных действий у младших школьников/
Оценка 4.6

Урок-тренинг как эффективная форма формирования учебных универсальных действий у младших школьников/

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
2 кл
17.12.2018
Урок-тренинг как эффективная форма формирования учебных универсальных действий у младших школьников/
Тема. Урок – тренинг как эффективная формирования ууд у младших школьников. Проблема. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации увеличивается. Знания, полученные в школе, заметно устаревают, нуждаются в коррекции. Результаты обучения нужны не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования на первое место выдвигаются не только предметные результаты, но и личностные и метапредметные, поэтому современный урок – это урок активной мыслительной деятельности, урок, где происходит формирование ууд. К таким урокам можно отнести урок – тренинг. Поскольку урок-тренинг отвечает всем требованиям современного урока, я решила изучить и апробировать методику данного урока, чтобы применить его в своей деятельности, тем более что данной работой занимаются немногие педагоги.
урок-тренинг.docx

 

Урок-тренинг как эффективная форма формирования учебных универсальных действий у младших школьников

 МОАУ «СОШ № 25» учитель начальных классов 

Лузина Анна Владимировна

 

      Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. 

     Тенденции развития современного урока ориентирует педагога на формирование потребности учащихся в познании и умений учиться, применение новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное проектирование урока, технологичность обучения, применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения, свобода в выборе структуры урока. Поскольку урок-тренинг отвечает этим требованиям, я решила изучить и апробировать методику данного урока, чтобы применить его в своей деятельности, тем более что данной работой занимаются немногие педагоги.

     Технология уроков-тренингов была адаптирована для учащихся начальных классов в 1996 г. учителями г. Москвы И.Е.Куликовой, Н.А. Итатиной, О.Б. Калининой. Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.

Структура урока-тренинга

1.Постановка цели.

     На этом этапе урока формируются личностные и регулятивные универсальные учебные действия. Учащиеся определяют тему и основные цели урока. Каждый урок имеет эпиграф, смысл которого раскрывается в начале урока и подтверждается в конце работы. Задача учителя состоит в создании атмосферы доверия, взаимопонимания.

2. Самостоятельная работа.

     На втором этапе урока происходит формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Принятие собственного решения. Каждый ученик получает карточку с заданием или задания представлены на слайде. В задании вопрос и несколько вариантов ответов (обычно 3). Правильным может быть 1, 2, а то и все 3 варианта. Выбор вскрывает возможные типичные ошибки учащихся. Перед тем как приступить к работе, дети проговаривают «правила”, которые помогут им организовать диалог. Проговаривание их в громкой речи создает установку на участие всех детей.

1

Анализируя задания, учащиеся определяют, какие знания имеются для решения поставленной задачи, какие знания необходимо добыть.

3. Работа в парах (четверках).

      Третий этап урока формирует личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. При работе в группах каждый ученик должен объяснить, какой вариант ответа он выбрал, почему. Работа в парах (четверках) требует от каждого ученика активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Важным моментом этого этапа является принятие группового решения. Учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению.

    Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы.

4. Выслушивание классом различных мнений.

       Содержание четвёртого этапа урока способствует формированию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Представители от каждой группы объясняют, почему их группа сделала тот или иной выбор, что способствует формированию умения оформлять свои мысли в устной форме. Предоставляя слово для высказывания различным группам, учитель имеет прекрасную возможность отследить, насколько верно сформированы понятия, прочны знания, насколько хорошо дети овладели терминологией, включают ли её в свою речь. (Познавательные УУД)

        Важно так организовать работу, чтобы учащиеся сами могли услышать и выделить образец наиболее доказательной речи.

(Регулятивные УУД)

5. Экспертная оценка.

       После обсуждения учитель и учащиеся озвучивают верный вариант выбора. Сравнивают с эталоном (Регулятивные УУД)

6. Ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности.

     Этому способствует система вопросов:

Внимательно ли ты слушал товарища?

Смог ли доказать правильность своего выбора?

Если нет, то почему?

Что получилось, что было трудно? Почему?

Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

      Таким образом, ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Затем открывается новая карточка или новый слайд. Работа идет по этапам - от 2 к 6.Тренинги могут включать от 4 до 7 заданий. Вся работа на данном этапе способствует формированию регулятивных УУД

 

 

 

2

 

7. Подведение итогов.

Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял. Происходит раскрытие его смысла. Этот прием

помогает учителю выйти на проблемы нравственности, взаимосвязи учебной деятельности с реальными проблемами окружающего мира, позволяет учащимся воспринимать учебную деятельность как свой социальный опыт.

 

 

Конспект урока- тренинга по русскому языку во 2 классе, для проведения семинара.

УМК «Перспектива», автор Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема: Парные согласные звуки на конце и в середине слова.

Эпиграф: Что самому не под силу, то легко коллективу.

Цель урока: Закрепить уровень знаний учащихся по теме парные согласные звуки.

Задачи урока: 1 Способствовать закреплению умений правильно писать слова с парными согласными на конце и в середине слова.

                        2. Способствовать формированию умения доказывать свою   точку зрения.

                        3. Содействовать воспитанию чуткого отношения друг к другу,

  чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

                       

ХОД УРОКА.

 

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами вновь проводим урок – тренинг. Прочитайте высказывание, записанное на слайде.  Как такое высказывание мы называем на уроке- тренинге?  Предположите о значение его для нашего урока.  (1 слайд)

- Пожелайте своему товарищу по парте удачи в работе. И я вам желаю успешного выполнения всех заданий.

2. Постановка темы и цели урока.

- Как вы думаете, какую тему для закрепления я сегодня приготовила на урок? (слайд 2) Прочитайте слова, записанные на слайде.

- Давайте определим цель урока?

- Какие знания по этой теме нам понадобятся, для выполнения заданий?

- С помощью какой работы на уроке- тренинга можно достичь цели?

- Ребята, вспомните 4 плавила, которые помогают нам провести этот урок. (слайд 3)

- Вы готовы к выполнению заданий? Тогда приступим.

3. Самостоятельная, парная и групповая работа.

Дети читают на слайде задание 1 (слайд 4).  Отвечают на заданный вопрос самостоятельно, ответ записывают на карточку, по команде учителя обсуждают этот же вопрос в паре, записывают ответ, выбранный в паре, а затем обсуждают в группе (по 4 человека), записывают выбранный ответ.

3

 

 

 

Карточка  выдаётся для каждого ученика  в начале урока.

Фамилия

Сам

В паре

В группе

Внимательно

 ли ты слушал товарища?

Смог ли ты

объяснить

товарищу

свой выбор?

Верно ли

ты сделал

выбор?

Задание 1

 

 

 

 

 

 

Задание 2

 

 

 

 

 

 

Задание 3

 

 

 

 

 

 

Задание 4

 

 

 

 

 

 

Задание 5

 

 

 

 

 

 

Задание 6

 

 

 

 

 

 

 

4. Обсуждение ответов. 

Обсуждение задания №1.

(заслушать группы с полным объяснением выбранного ответа)

5 Экспертная оценка. Сравнение с эталоном.

6. Затем дети оценивают самостоятельно свою работу. Ставят + или – в последние 3 колонки.

Внимательно ли ты слушал товарища?

Как шло обсуждение? Что было трудно? Почему?

Смог ли ты объяснить товарищу свой выбор?

Верно ли ты сделал выбор?

Обсуждение следующих заданий (по плану выше указанному).

7.  Итог урока.

Обращаемся к эпиграфу «Что самому не под силу, то легко коллективу».

- Получилось ли у вас самостоятельно находить ответ на задания?

- Смогли ли вы помочь товарищу?

- Помогали ли вам при выполнении заданий?

- Что бы вы хотели пожелать в дальнейшем членам своей группы, ребятам из других групп?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

Библиографический список.

1. Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа [Текст]:. В 2 –х книгах. Книга 2. / Под науч.ред.Д.И.Фельдштейна.-Изд.2-е, испр.- М.: Баласс, 2011. – 416 с. - ISBN 978‑5‑85939‑854‑6. .

2.  Использование материалов Интернет-ресурсов.

3.  Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

4. Школа 2100”. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3.-М., “Баласс”, 1999.

5. “Школа 2000”. Новая концепция образования. Выпуск 1.-М., “Баласс”, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 


 

Урок-тренинг как эффективная форма формирования учебных универсальных действий у младших школьников

Урок-тренинг как эффективная форма формирования учебных универсальных действий у младших школьников

Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы

Сам процесс принятия такого решения способствует корректировке личностных качеств, создает условия для развития личности и группы

Тема : Парные согласные звуки на конце и в середине слова

Тема : Парные согласные звуки на конце и в середине слова

Обсуждение ответов. Обсуждение задания №1

Обсуждение ответов. Обсуждение задания №1

Приложение 1

Приложение 1

Библиографический список. 1

Библиографический список. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018