Данный материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 8 классе. В ходе урока закрепляются понятия «степень окисления», «окислитель», «восстановитель»; развиваются умения составлять уравнения электронного баланса, находить химические элементы, в которых изменились степени окисления; воспитывается чувство адекватной самооценки.
Урокупражнение «Окислительновосстановительные реакции»
Задачи:
закрепить понятия «степень окисления», «окислитель», «восстановитель»;
1.
2. развитие умений составлять уравнения электронного баланса, находить химические
элементы, в которых изменились степени окисления;
3. воспитывать чувство адекватной самооценки.
Мотивация и целеполагание:
Ребята, наш химический корабль отправляется на выполнение важного задания –
выяснить, что такое ОВР, как с ним работать?
Скажите, кто знает, что обозначает эта аббревиатура?
Учащиеся отвечают, что это — окислительновосстановителъные реакции.
Параллельно объясняют сам термин «аббревиатура» — сокращение фразы первыми
буквами слов. Чтобы каждый «экипаж» как можно лучше справился со своей задачей,
необходимо знать, какие химические «рифы» вас могут подстерегать на пути.
Актуализация знаний:
Давайте вспомним основные понятия: степень окисления,
восстановитель, окисление, восстановление.
окислитель,
Обобщение и систематизация знаний:
Уважаемые химические мореплаватели, давайте поработаем с «Запоминалкой».
Выполняем задание № 1.
Определите степень окисления атомов элементов в следующих веществах:
Cl2 , HCl, SO2 , SO3 , H2S, MnO, MnO2, Mn2O7.
За работой каждой группы следят «штурман» и «капитан». Команда выполняет письменное
задание, «капитан» докладывает о готовности своего « экипажа».
Дорогие друзья, вы готовы к выполнению главного задания!
1) Расставьте СО атомов элементов до и после реакции в следующих уравнениях:
а) C + O2 = CO2
б) CO2 + H2O = H2CO3
Чем отличаются эти реакции?
Учащиеся: реакция а) отличается от реакции б) тем, что в реакции а) изменяется степень
окисления у атомов химических элементов до реакции и после реакции.
Уважаемые мореплаватели, обратите внимание на это важное отличие этих двух реакций.
Реакция а) является ОВР.
Закрепление и контроль знаний:
А теперь, «капитаны экипажей», подойдите ко мне и возьмите задания, в которых,
как я уже говорила в начале урока, зашифрован цифровой код. «Код» — это сумма
коэффициентов уравнения ОВР до и после реакции.
Ребята получают уравнения окислительновосстановительных реакций и находят
коэффициенты. Учитель проверяет правильность найденных «кодов».Из приведенного перечня выберите уравнения окислительновосстановительных
1.
реакций:
;↑
а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
б ) С + O2 = СO2;
в) СаО + СO2 = СаСO3;
г) AgNO3 + НСl = AgCl
д) Mg + CuSO4 = MgSO4 + Сu;
е) НСl + КОН = КСl + Н2O;
ж) Na2O + SO2 = Na2SO3;
з) 2Mg + O2 = 2MgO.
+ ↓ HNO3.
Ответ: окислительновосстановительные реакции: а, б, д, з.
Н2SO4
H→ 3РO4 + NO
→ NO + H2O
→ N2 + H2O
→ Fе + СO2
→ КСl + P2O5
→
→ Fe + Al2O3
→ СO2 + SO2 + H2O
→ СO2 + NO2 + H2O
→
NO +
2. Найти сумму коэффициентов в уравнениях окислительновосстановительных реакций.
→
1.Al + O2
→
2. Са + Н2
3. K + H2O →
4. СuО +Н2 →
5. Сu + S →
6. NН3 + O2
7. FeO + СО →
8. NН3 + O2
9. Fе2O3 + С
10. Fе2O3 + Al
11. С + Н2SO4
12. С + НNО3
13. S + НNО3
14. Р + НNO3 + H2O
15. Р + КСlO3
16. H2S + SO2
17. SO2 + Вr2 + H2O
18. Fе(OН)2 + O2 + Н2O
19. H2S + O2
2O
20. H2S + O2
Ответ:
1.4Al + 3O2 = 2Al2O3 (9)
2. Са + Н2 = CaH2 (3)
3. 2K + 2H2O = 2KOH + H2
4. СuО + Н2 = Cu + H2O (4)
5. Сu + S = CuS (3)
6. 4NН3 + 5O2 = 4NO + 6H2O (19)
7. FeO + СО = Fe + CO2 (4)
8. 4NН3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O (15)
9. 2Fе2O3 + 3С = 4Fе + 3СO2 (12)
10. Fе2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3 (6)
11. С + 2Н2SO4 = СO2 + 2SO2 + 2H2O (8)
12. С + 4НNО3 = СO2 + 4NO2 + 2H2O (12)
13. S + 2НNО3 = 2NO + Н2SO4 (6)
14. 3Р + 5НNO3 + 2H2O = 3H3РO4 + 5NO (18)
H→ 2SO4 + НВг.
3.
Fе(ОН)
S + H
→
SO→ 2 + H2O
S + H
2O
→
(7)↑15. 6Р + 5КСlO3 = 5КСl + 3P2O5 (19)
16. 2H2S + SO2 = 3S + 2H2O (8)
17. SO2 + Вr2 + 2H2O = H2SO4 + 2НВr (7)
18. 4Fе(OН)2 + O2 + 2Н2O
→
19. 2H2S + O2
2S + 2H
2SO→
20. 2H2S + 3O2
Ребята, все «экипажи» хорошо справились со своими заданиями, никто не наткнулся на
«подводные» химические «рифы».
→
2O (7)
2 + 2H2O (9)
4Fе(ОН)
3 (11)
Рефлексия и подведение итогов:
Оцените свои знания по теме, отметив на рисунке штриховкой соответствующий
сектор»
70 % 100 %
50 % 25 %
Домашнее задание:
1.
Запишите уравнения реакций взаимодействия металлов с кислотами:
a ) M g + H2SО4 = ;
б) Al + НС1 = .
Составьте схему перехода электронов от восстановителя к окислителю.
2. Рассчитайте массу алюминия, который расходуется для получения 204 г Аl2О3.