Урок "Вирусы" построен на основе работы по развитию читательской грамотности учащихся. На каждом этапе урока подобраны специальные задания, которые будут способствовать успешному развитию соответствующих умений. Примеров таких заданий на основе биологических текстов в учебниках и методических пособиях очень мало. Урок поможет обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации по теме "Вирусы"урок по теме "Вирусы"
вирусы.docx
Новые стандарты образования требуют от всех учителей работы по развитию
читательской грамотности учащихся. Умение читать текст и понимать его по праву
считается фундаментом всего образования. Это сложное интегрированное умение,
которое необходимо для поиска, преобразования, интерпретации, оценки информации,
понимания прочитанного. Оно непременно поможет ученикам в выборе правильных
ответов при выполнении заданий, требующих анализа текста в ходе итоговой
аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, в оперативном решении жизненных проблем
социальной и профессиональной направленности. Смысловое чтение необходимо
формировать поэтапно на основе рационально организованной учебной деятельности.
А.Г. Асмолов выделяет три таких этапа: – смыслоориентирующий (работа с
информацией: поиск, выявление, сопоставление); – содержательносмысловой
(интерпретация текста, обобщение, переработка информации); – рефлексивно
личностный (оценка и использование информации для решения практико
ориентированных задач). Для каждого этапа нужно подобрать или разработать
специальные задания, которые будут способствовать успешному развитию
соответствующих умений. Примеров таких заданий на основе биологических текстов в
учебниках и методических пособиях очень мало.
Привожу пример урока по теме «Вирусы» в 11 классе
Цели урока:
Образовательная:
Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных
формах жизни – вирусах и бактериофагах;
Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их
взаимодействия с клеткой.
Развивающая:
Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с
различными источниками информации.
Воспитательная:
Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью,
как к ценности;
Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных
заболеваний;
Создать условия для формирования навыков работы в группе.
Оборудование: раздаточный материал (см. приложения), учебник "Общая биология" для
11 класса под ред. Пономаревой. учебник "Общая биология", компьютер, мультимедийный
проектор, экран, презентация «Вирусы» для демонстрации.У каждого ученика рабочий
лист (см. приложения).
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Актуализация знаний – стадия вызова. 3. Изучение нового материала – стадия осмысления.
4. Стадия размышления и рефлексии.
5. Подведение итогов урока.
Учитель: Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства.
Когдато, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы и все об этом знают
Среди других живут и процветают
1.
«История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация.
В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья
растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно
красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к
другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был
направлен молодой ученый, выпускник СанктПетербургского университета
Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по
изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена
новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические
организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые
организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название
использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский
ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с
латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые
открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп,
ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не
только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой
самостоятельной науке – вирусологии («vira» яд, «logos» учение). Открытие
вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу
Ивановскому. … Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена
Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом
новой науки – вирусологии… У. Стэнли
Учитель: Спасибо, присаживайся. В рабочих листах работаем с первым заданием.
А сейчас вы будете работать в группах.
Столкновение с проблемой: «Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к
живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора? Проговаривание
проблемы. «Вирус — это существо или вещество?» Сбор и анализ данных, выдвижение
и проверка гипотез.
1 группа «Сходство вирусов с живыми существами»
2 группа «Отличия вирусов от живых организмов».
3 группа «Специфические черты вирусов».
Самостоятельное исследование фактов и на основе их анализа выдвижение
аргументов.
Первая группа: изучить состояние вируса в живом организме.
Некоторые факты.
1. После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается
каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки
болезни.
2. Шаровидный вирус гриппа имеет на наружной оболочке выступающие детали —
гликопротеидные шипы(N,H), которые постоянно изменяются, что затрудняет
выработку лекарств.
3. В 1957 году Гирер и Шрамм разрушили вирус табачной мозаики, выделили
составные части, смешали их и получили жизнеспособное потомство. Позже ученые
смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса и белок другого, получая
жизнеспособное потомство. Такого рода явления происходят в природе
естественным путем.
4. Вирусы состоят из следующих основных компонентов:1. Сердцевина генетический
материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков,
необходимых для образования нового вируса.2. Белковая оболочка, которую
называют капсидом (от латинского слова капса– ящик)3. Дополнительная
липопротеидная оболочка.
Вторая группа: изучить состояние вируса вне живого организма.
Некоторые факты. 1. Д.И.Ивановский пытался вырастить возбудителя мозаичной болезни табака на
искусственных питательных средах. Но серия экспериментов не дала
положительных результатов.
2. В 1935году Венделлом Стенли были получены кристаллы вируса мозаичной
болезни. В такой форме вирусы способны сохраняться.
3. Вирусы имеют очень ограниченное число ферментов. Для размножения используют
обмен веществ клетки хозяина, ее ферменты и энергию. Попав в клетку, вирус
начинает использовать системы биосинтеза белков и нуклеиновых кислот клетки
для синтеза собственных биополимеров. Вирусные частицы появляются сразу
«взрослыми».
4. Конструкция вируса: в защитной «одежде» из белка заключено наследственное
вещество — геном (ДНК или РНК).
Третья группа: определить специфические черты вирусов.
Вирусы.
Размеры. Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в
пределах примерно от 20 до 300 нм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Как
уже говорилось, вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа, и они проходят
через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки.
Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую
структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая
способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой
считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть
отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны воспроизводить себя вне
клетки хозяина. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это
лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей
сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими
замкнутыми системами клеток.
Поведение. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки,
поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки
заболевания. Попав внутрь клетки – хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую
ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетки команду синтезировать
новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Итак,
вирусы – это неклеточные формы жизни, паразиты на генетическом уровне.
Строение. Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов
генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и
окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом.
Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых
вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная
оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки хозяина. В отличие от
всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий
называются бактериофагами.
Группы вирусов
Ретровирусы – содержат одноцепочечную РНК (ВИЧ) Ретроидные вирусы из которых наиболее известен вирус гепатита В. В состав этих вирусов
входит двуцепочечная ДНК.
Следующая группа вирусы с одноцепочечным ДНКгеномом. Жертвами таких вирусов
могут быть и животные, и растения, и микроорганизмы.
Вирусы с двуцепочечной ДНК Здесь, например, возбудители герпеса и оспы.
У некоторых вирусов наследственная информация хранится в виде двуцепочечной РНК
Сюда, например, относятся ротавирусы, вызывающие расстройства кишечника
В итоге у учащихся должна быть заполнена следующая таблица:
Сходство с живыми
организмами
1. Размножение
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Приспособленность к
меняющимся условиям среды
Отличия от живых
организмов
1. Не имеют
клеточного строения
2. Не питаются
3. Не растут
4. Нет обмена веществ
5. Имеют форму
кристалла, нет свойств
живого
Специфические черты вирусов
1. Маленькие размеры
2. РНК (ДНК) + капсид
3. Быстро размножаются
4. Занимают пограничное
положение между живой и
неживой материей.
5. Внутриклеточные паразиты
Работа в группах (10 минут)
Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов
разбираются учащимися в ходе самостоятельной работы в группах. Каждая группа
получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.
Первая группа, внимание. По остроумному определению Питера Медавара,
нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы – это плохие новости
в хорошей упаковке из белка». Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы.
Вторая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы – самозваные диктаторы и
двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на
партах.
Третья группа работает со словами японского писателя Акутагава Рюноскэ. "Жизнь
похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно опасно".
На работу вам отводится 10 минут, можете приступать. После окончания работы
определите одного выступающего от каждой группы.
После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление
каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и
фиксированием его в тетрадях учащихся.
Заслушивается выступающий от каждой группы Задание для 1 группы
Внимательно изучите текст из Приложения 1.
Ответьте на вопросы:
. "Вирусы это плохие новости в хорошей упаковке из белка"
Что такое вирусы?
Какое значение имеют вирусы
Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?
«Вирусы самозванные диктаторы и двигатели эволюции»
Задание для 2 группы.
Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология"и прочитайте текст
Приложения 2.
Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки?
"Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно
Задание для 3 группы.
опасно".
Внимательно прочитайте текст Приложения 3. Определите:
Какие организмы могут поражаться вирусами.
Какие заболевания они вызывают.
Пути передачи вирусов.
Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.
Рабочий лист
Ф.И.ученика_______________________________________________________
Тема урока: «Вирусы».
Цель: : сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни,их
строении,жизнедеятельности,значении.
Задание №1
Оцените свои знания по теме «Вирусы» на данный момент,проставив оценки от 3 до 5 во
второй столбик:
Знания до урока
Знания после урока
Признак
История открытия
Строение
Жизнедеятельность
Значение
Заболевание СПИД. Пути
заражения .Меры
профилактики.
Задание №2
Вставте пропущенные слов в текст:
В_________году молодой ученый______________________,изучав причину
заболевания растения______________________________________________сделал
сенсационное открытие___________________________________________________ В переводе с латинского «вирус» означает____________________.
Наука, занимающаяся изучением вирусов, называется_______________________
Задание №3
Самостоятельная работа
1 группа «Сходство вирусов с живыми существами».
2 группа «Отличия вирусов от живых организмов».
3 группа «Специфические черты вирусов».
Через 56 минут работыобсуждение результатов и занесение в таблицу.
В итоге должна быть заполнена следующая таблица:
Сходство
организмами
с
живыми
Отличия
организмов
от
живых
Специфические
вирусов
черты
Задание № 4 Обозначьте стадии репродукции вируса.
Задание № 5
Значение вирусов
1.Вызыают различные заболевания:________________________________
2.Используются как метод борьбы с болезнетворными бактериями
:
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.
3.Биологическое
оружие:_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Подведение итогов
Достигли ли мы поставленных перед собой задач?
Ответьте на проблемные вопросы:
1.Вирусы это существа или вещества?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________________
2.Почему вирусы практически невозможно уничтожить?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ребята,вернитесь к заданию №1 и заполните третий столбик.
Ребята,оцените урок,используя таблицу.
Урок
Интересно
Не интересно
скучно
На уроке я
Работал
Отдыхал
Помогал другим
Итог
Понял материал
Узнал много нового
Не понял
2. Выполните задание, приведённое ниже, работая в парах. Объяснить ошибку –
значит записать данное предложение без ошибок.
А. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, объясните их.
1.В переводе с латинского "вирус" означает маленький. 2. Вирусы имеют клеточное строение.
3.По отношению к бактериям вирусы меньше по размеру.
4.Вирус представляет собой мельчайшую на Земле живую систему биомолекулярного
уровня.
5.Капсид у всех вирусов состоит из одной оболочки.
6.Один и тот же вирус может жить в клетках разного вида.
7.ВИЧ имеет палочковидную форму.
8.Туберкулез это вирусное заболевание.
9.Вирусы являются возбудителями заболеваний растений.
10.Вирусы были открыты в 19 веке.
3. Выполните по вариантам тестовые вопросы.
1. вариант.
1. Бактериофагэто вирус, паразитирующий в клетках:
А) Растений В) Животных
Б) Бактерий Г) Грибов
2. Путь прохождение вируса в клетку хозяина называют?
А) Фагоцитоз В) Пиноцитоз
Б) Эндоцитоз Г) Фотосинтез
3. Размеры вирусов составляют:
А) 15—100 нм В) 0,15—4 нм
Б) 0,15—4 мкм Г) 0,015—0,4 мкм
4. Каким образом вирус подчиняет клетку хозяина, заставляя её работать на
себя?
А) путём внедрения РНК в ядро клетки
Б) путём синтеза ДНК с помощью вирусной РНК
В) путём разрушения ядерной оболочки белками вируса
5. Что правильно?
А) вирусы растений и животных обычно содержат РНК
Б) у вирусов рибосомы гораздо мельче клеточных
В) бактериофагами называют вирусы растений
Г) вирус, покидая клетку, всегда ее разрушает
6. Что правильно?
А) любой вирус может поразить в
любой момент любую клетку
Б) вирус гриппа размножается даже в клетках бактерий
В) вирус СПИДа поражает клетки иммунной системы
Г) вирусы могут жить в клетке и не разрушать её
2 вариант. 1. Основоположником учения о вирусах является?
А) Т.Морган В) В.Вернадский
Б) Д.Ивановский Г) Н.Вавилов
2. Вирусы могут размножаться.
А) Только в клетке хозяина
Б) Путем простого деления
В) Только бесполым путем
Г) Только половым путем.
3. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?
А) Полиомелита В) Гриппа
Б) Оспы Г) ВИЧ
4. Капсид у вирусов состоит из:
А) белков В) РНК
Б) ДНК Г) липидов
5. Что правильно?
А) вирусы бактерий обычно содержат только РНК
Б) у вирусов отсутствуют мембранные структуры
В) вирусы животных в цитоплазму клеток не проходят
Г) вирусы размножаются только внутри клеток
6. Что правильно?
А) вирус заставляет клетку выполнять его программу
Б) некоторые вирусы выходят из клетки, не разрушая ее
В) вирус гепатита размножается в клетках слюнных желез
Г) вирионами называют вирусы, вызывающие заболевания
Приложение 1
Вирусы хотя очень малы, их невозможно увидеть, являются объектом изучения наук:
Для медика вирусы наиболее частые возбудители инфекционных болезней: гриппа, кори,
оспы, тропических лихорадок.
Для патолога вирусы этиологические агенты (причина) рака и лейкозов, наиболее частых
и опасных патологических процессов.
Для ветеринарного работника вирусы виновники эпизоотий (массовых заболеваний)
ящура, птичьей чумы, инфекционной анемии и других болезней, поражающих
сельскохозяйственных животных.
Для агронома вирусы возбудители пятнистой полосатости пшеницы, табачной мозаики,
желтой карликовости картофеля и других болезней сельскохозяйственных растений.
Для цветовода вирусы факторы, вызывающие появление изумительных расцветок
тюльпанов.
Для медицинского микробиолога вирусы агенты, вызывающие появление токсических
(ядовитых) разновидностей дифтерийных или других бактерий, или факторы,
способствующие развитию бактерий, устойчивых к антибиотикам.
Для промышленного микробиолога вирусы вредители бактерий, продуцентов,
антибиотиков и ферментов.
Для паразитолога вирусы наиболее чистые и наиболее опасные паразиты всего живого
мира: от бактерий до цветкового растения, от инфузории до человека.
Для генетика вирусы переносчики генетической информации.
Для дарвиниста вирусы важные факторы эволюции органического мира.
Для эколога вирусы факторы, участвующие в формировании сопряженных систем
органич. мира.
Для биолога вирусы наиболее простые формы жизни, обладающие всеми основными её проявлениями.
Для философа вирусы ярчайшая иллюстрация диалектики природы, пробный камень для
шлифовки таких понятий, как живое и неживое, часть и целое, форма и функция.
Три главных обстоятельства обусловили развитие современной вирусологии, сделав её
своеобразной точкой (или почкой) роста медикобиологических наук.
Вирусы возбудители важнейших болезней человека, сельскохозяйственных животных и
растений, и значение их всё время возрастает по мере снижения заболеваемости
бактериальными, протозойными и грибковыми болезнями.
Ныне признаётся, что вирусы являются возбудителями рака, лейкозов и других
злокачественных опухолей. Поэтому решение проблем онкологии теперь зависит от
познания природы возбудителей рака и механизмов канцерогенных (опухолеродных)
превращений нормальных клеток.
Вирусы это простейшие формы жизни, обладающими основными её проявлениями, своего
рода абстракция жизни, и поэтому служат наиболее благодарным объектом биологии
вообще и молекулярной биологии в особенности.
Вирусы вездесущи, их можно найти повсюду, где есть жизнь. Можно даже сказать, что
вирусы своеобразные "индикаторы жизни". Они наши постоянные спутники и со дня
рождения сопровождают нас всегда и везде. Вред, который они причиняют, очень велик.
Достаточно сказать, что "на совести" больше половины всех заболеваний человека, а если
вспомнить, что эти мельчайшие из мелких поражают ещё животных, растения и даже своих
ближайших родственников по микромиру бактерий, то станет ясно, сто борьба с
вирусами одна из первоочередных задач. Но чтобы успешно бороться с коварными
невидимками, необходимо детально изучить их свойства.
Приложение 2
Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные
рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется
строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные
клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).
Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран. Бактериофаг
вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через
иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом,
генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус
работает как своеобразный генетический шприц.
Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь
клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых
клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.
Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая,
начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются
структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные
оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других
биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10
минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.
Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А
вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.
Приложение 3
Болезни, вызываемые вирусами
(возбудитель — вирус мозаики каттлеи) — на цветках
Заболевания растений
У растений вирусы вызывают мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков,
курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий их распад.
Мазаика каттлеи
пестролепестность и небольшая деформация лепестков, на листьях крапчатость.
Мозаика фикуса (возбудитель — вирус мозаики фикуса) — на краях листьев или на всей
листовой пластинке неправильной формы светлозеленые, светложелтые пятна.
Вироиды являются возбудителями некоторых опухолей растений.
Заболевания животных
У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.
Бешенство – это заболевание возникающее в результате укуса зараженным животным,
характеризующееся тяжелыми поражениями нервной системы и приводящее к летальному
исходу.
В природе болеют, прежде всего, дикие животные (лисицы, волки и т.д.). Домашние
животные (собаки, кошки, хорьки) заражаются от укуса дикого животного или
попадания слюны заражённого животного на поврежденный участок
Проявлению клинической картины предшествует скрытый (инкубационный) период.
Животное в это время также опасно. Чаще всего инкубационный период длится 10
14 дней, у человека может протекать до года.
Ветеринарными врачами выделяются три формы проявления бешенства – буйная, тихая и
атипичная.
ПИРОПЛАЗМОЗ
Переносчики возбудителя пироплазмоза собак — иксодовые клещи, поэтому
заболеваемость носит сезонный характер. Клещи нападают на собак весной с
наступлением теплой погоды и появлением первой растительности. Весенняя
вспышка сопровождается наибольшим количеством больных собак. Чаще
заболевают охотничьи, служебные и высокопородные собаки.Смертность собак при
пироплазмозе очень высокая Человеку пироплазмоз не передается.
Ящур
Вирусная инфекция со специфическими поражениями слизистой оболочки полости
рта, губ, носа, кожи, в межпальцевых складках и у ложа ногтя.
Ящуром болеют парнокопытные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи,
овцы и козы). У больных животных вирус выделяется со слюной, молоком, мочой, навозом. Восприимчивость человека к ящеру невелика. Пути передачи контактный и
пищевой. От человека к человеку заболевание не передается.
Заболевания человека
Оспа Древние китайские и индийские рукописи доносят до нас описания страшных
эпидемий чёрной, или натуральной, оспы. У заболевшего начинался жар, возникала
головная боль, общая слабость. Через 34 дня всё тело покрывалось наполненными
жидкостью пузырьками (оспинами) . Болезнь тянулась около двух недель, причём 40%
больных погибало. Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин
образовывались рубцы (рябины) Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к
слепоте. Порой оспа уродовала целые страны. Согласно древним армянским
верованиям, Лусин (Луна) раньше ходила по небу днём, со своим братом Солнцем. Но
Лусин заболела оспой и, стыдясь своего лица, показывается только ночью, под покровом
темноты.
Ветряная оспа инфекционное заболевание, вызываемое вирусами; cопровождается
появлением характерной зудящей сыпи, состоящей из скоплений небольших
приподнятых или плоских пятен, заполненных жидкостью пузырьков и корочек.
Корь
высокозаразное инфекционное заболевание,
вызываемое вирусами и
сопровождающееся разнообразными симптомами и появлением характерной сыпи.
Инфицирование корью происходит главным образом во время вдыхания небольших
капель слизи, попадающих в воздух прикашле больного. Человек, инфицированный
вирусом кори, уже за 24 дня перед появлением сыпи становится заразным и остается
таковым, пока не исчезает сыпь.
Свинка или паротит Детская болезнь при которой распухают слюнные железы,
расположенные возле ушей, и лицо приобретает характерный вид (за что и получила
название).
Краснуха инфекционное заболевание, вызываемое вирусами, которое чаще всего
сопровождается сыпью. Краснуха менее заразна, чем корь, ею заболевают не все дети.
Однако это опасная болезнь, особенно для беременных женщин. У женщины,
инфицированной на первых 16 неделях (особенно в первые 810 недель) беременности,
возможен выкидыш, мертворождение или рождение ребенка с врожденными пороками
развития. Приблизительно 1015 % молодых взрослых женщин никогда не болели
краснухой, так что если они инфицируются в ранние сроки беременности, существует
опасность рождения ребенка с тяжелыми врожденными пороками развития.
Оспа
В те времена, когда человечество еще и понятия не имело о вирусах, страшные
заболевания, вызванные ими, заставляли искать пути избавления от этих болезней. Ярким
примером тому является борьба с оспой. (слайд 11).
Оспа одно из древнейших заболеваний. В прошлом она была самой распространенной и
самой опасной болезнью.
Описание оспы нашли в египетском папирусе Аменофиса I, составленного еще за 4 тысячи
лет до нашей эры. Оспенные поражения сохранились на коже мумии, захороненной в
Египте за 3000 лет до нашей эры. В XVI XVIII веках в Западной Европе в отдельные годы
оспой заболевало до 12 миллионов человек, из которых до 1,5 миллионов умирали. Оспа
поражала 2/3 родившихся тогда детей, и из восьми заболевших ею трое погибали. Особой
приметой тогда считалось: "Знаков оспы не имеет". Люди с гладкой кожей, без оспенных
рубцов, встречались в те времена редко. Сейчас нам даже трудно себе представить ту
сокрушительную силу, с которой орудовал тогда вирус оспы. В конечном итоге этот древнейший бич человечества был сломлен наукой. Сейчас
эпидемии оспы прекратились.
Еще 3500 лет назад в Древнем Китае было подмечено, что люди, перенесшие легкую форму
оспы, в дальнейшем ею больше никогда не заболевали. Позднее (более 1000 лет назад),
опасаясь тяжелой формы этой болезни, которая не только несла с собой неминуемое
обезображивание лица, но нередко и смерть, жители Китая, Индии и Персии стали
искусственно заражать детей оспой.
На одних надевали рубашки больных, у которых болезнь протекала в легкой форме. В нос
другим вдували измельченные и подсушенные оспенные корочки. Наконец, оспу
"покупали" ребенка вели к больному с крепко зажатой в руке монеткой, взамен он
получал несколько корочек с оспенных пустул, которые по дороге домой должен был
крепко сжимать в той же руке. Человек, зараженный оспой таким путем, переносил ее
значительно легче.
Проблема предохранения от оспы была решена только в конце XVIII века английским
сельским врачом Эдвардом Дженнером. Не он первый обратил внимание на то, что люди,
переболевшие коровьей оспой (болезнью крупного рогатого скота, которая обычно легко
протекает у человека), впоследствии никогда не заболевали натуральной, черной оспой. Но
именно Дженнер на основе этих наблюдений сделал правильные выводы, четко
сформулировал свою теорию и в результате упорной и систематической работы пришел к
важнейшему открытию.
В начале мая 1796 года ему пришлось лечить доярку Сару Селмес, на руке которой были
типичные для коровьей оспы пустулы. 14 мая Дженнер внес в ранку на плече
восьмилетнего мальчика Джеймса Фиппса, ранее не болевшего оспой, жидкость из пустул
больной доярки. На месте искусственной инфекции у мальчика появились типичные
пустулы, которые исчезли через 14 дней. 1 июля Дженнер внес в царапину на коже
Джеймса высокоинфекционный материал из пустул больного натуральной оспой... И
мальчик остался здоров.
Так зародилась и подтвердилась идея прививки путем вакцинации (от латинского vасса
корова). Вакцинация это внесение инфекционного материала коровьей оспы в организм
человека с целью предохранения его от заболевания натуральной оспой. Вакцина это само
вещество, предохраняющее от оспы. В наше время слова "вакцинация" и "вакцина"
употребляются как общие термины, обозначающие прививку и прививочный материал.
Дженнер первым доказал, что путем вакцинации можно подавить распространение
инфекционных болезней и изгнать их с лица Земли. При этом он не имел никакого
представления о природе самого возбудителя болезни! Его вели лишь гениальная интуиция
и талант наблюдательного исследователя.
Возбудитель оспы крупный (300350 нанометров), сложно устроенный ДНКсодержащий
вирус, размножающийся в цитоплазме клеток. Он имеет кубоидальную форму. У оспенных
вирионов обнаружена липопротеидная оболочка, под ней вироплазма, в которой
содержится нуклеокапсид. ДНК у вируса оспы двунитчатая. Из нуклеокапсида вириона
выделены некоторые ферменты.
Источником инфекции являются больные люди. Заражение распространяется воздушно
капельным и воздушнопылевыми путями (вирус передается при разговоре, кашле, через
посуду, а также через пылевые частицы, находящиеся на одежде), (слайд 12).
Вирусы оспы проникают в организм человека через слизистую оболочку дыхательных
путей и кожные покровы и локализуются в лимфатических узлах. Размножившись там, они
попадают в кровь. Вторичная репродукция (размножение) происходит в лимфоидной ткани
и сопровождается клиническими проявлениями заболевания: высокой температурой,
головной болью, потерей сознания. На коже и слизистых оболочках образуются папулы,
везикулы и пустулы. Оспенные папулы характеризуются прозрачным содержимым и имеют вид жемчужин с перламутровым блеском. На месте появления пустул после заживления
остаются рубцы. Образование рубцов на слизистой глаз приводит к слепоте (в 25%
случаев).
Процент смертности при оспе велик, при геморрагической форме 100%. При этой форме
пустулы наполняются кровью черная оспа. Встречаются легкие формы оспы, когда
заболевание протекает без температуры и сыпи.
К вирусу оспы чувствителен мелкий и крупный рогатый скот. В экспериментальных
условиях легко заражаются обезьяны, морские свинки, кролики и др. Однако
воспроизвести заболевание, сходное по клинике с болезнью человека, можно только у
обезьян.
У переболевших оспой людей вырабатывается пожизненный иммунитет. Искусственная
иммунизация с последующей ревакцинацией тоже дает стойкий иммунитет.
Младенцу делают прививку оспы, которую он легко переносит. Иммунитет
вырабатывается на 7 лет (слева). Все тело больного оспой покрывается оспяными
струпьями (справа).Срочно все на вакцинацию
Профилактикой оспы является ранняя диагностика, изоляция больных, дезинфекция,
предупреждение завоза оспы из других стран, карантин.
При температуре 100° С вирусы оспы погибают моментально. Температура 60° С губит их
через час. Низкие температуры и высушивание вирусы натуральной оспы переносят
хорошо, в оспенных корочках сохраняются длительно.
Грипп.
Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 году до н.э.
Гиппократом. Когда эпидемия гриппа переходит границы континента и охватывает весь
мир, говорят о пандемии гриппа. В 20 столетии были отмечены несколько таких пандемий.
В конце Первой мировой войны человечество было охвачено печально знаменитой
эпидемией гриппа «испанки». В Испани в январе 1918 года появились первые сообщения
об эпидемии. «Испанка» обошла весь мир, заразив 1,5 млрд людей. Она унесла 20 млн
человеческих жизней –больше, чем Первая мировая война.
В 1957 годы « азиатский грипп» 1 млрд людей переболели. 19681969 – «гонконгский
грипп»
Почему до сих пор нет надёжных прививок против гриппа? Оказывается, его возбудитель
поразительно быстро эволюционирует, изменяется. Не успевают врачи создать вакцину
против одной формы гриппа, как возбудитель болезни появляется уже в новом обличии.
После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6
часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.
А также герпес, гепатиты и ВИЧ Вирус иммунодефицита человека
Пути передачи вируса
•
Капельная инфекция самый обычный способ распространения респираторных
заболеваний. При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных
капелек жидкости (слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них живыми
вирусами могут вдохнуть другие люди, особенно в местах скопления большого
количества народа, к тому же еще и плохо вентилируемых. Стандартные гигиенические
приемы для защиты от капельной инфекции правильное пользование носовыми платками
и проветривание комнат.
Некоторые микроорганизмы, такие, как вирус оспы, очень устойчивы к высыханию и
сохраняются в пыли, содержащей высохшие остатки капель. Даже при разговоре изо рта вылетают микроскопические брызги слюны, поэтому подобного рода инфекции очень
трудно предотвратить, особенно если микроорганизм очень вирулентен (заразен).
• Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте). В результате
непосредственного физического контакта с больными людьми или животными
передаются сравнительно немногие болезни. Сюда прежде всего относятся венерические
(т. е. передающиеся половым путем) болезни, такие, как СПИД. К контагиозным
вирусным болезням относятся обычные бородавки (папилломавирус) и простой герпес
"лихорадка" на губах.
это любой живой организм, который разносит инфекцию. Он получает
инфекционное начало от организма, называемого резервуаром или носителем. Вирус
бешенства сохраняется и передается одним и тем же животным, например собакой или
летучей мышью. В этих случаях переносчик выступает в качестве второго хозяина, в
теле которого может размножаться патогенный микроорганизм. Насекомые могут
переносить возбудителей болезней на наружных покровах тела.
• Переносчик
СПИД
Синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД) это сравнительно новое, но очень
страшное инфекционное заболевание, возникшее перед человечеством в самом конце II
тысячелетия. Не случайно его еще называют "чумой ХХ века". (слайд15)
Но ни чума, ни черная оспа, ни холера не являются прецедентами, так как СПИД
решительно не похож ни на одну из этих и других известных болезней человека. Чума
уносила десятки тысяч жизней в регионах, где разражалась эпидемия, но никогда не
охватывала всю планету разом. Кроме того, некоторые люди, переболев ею, выживали,
приобретая иммунитет, и брали на себя труд по уходу за больными и восстановлению
пострадавшего хозяйства.
СПИД ведущие специалисты определяют как "глобальный кризис здоровья", который по
большому счету еще не контролируется медициной и от него умирает каждый
заразившийся им человек. Средняя продолжительность жизни ВИЧинфицированного
составляет 710 лет.
Первые заболевшие СПИДом люди были выявлены в 1981 году. Сначала распространение
вирусвозбудителя этой болезни шло преимущественно среди определенных групп
населения, которые называли группами риска. Это наркоманы, проститутки,
гомосексуалисты, больные врожденной гемофилией, так как жизнь последних зависит от
систематического введения им препаратов из донорской крови. Однако затем вирус
СПИДа вышел за пределы названных групп и стал поражать основную популяцию
населения.
К 1991 году СПИД был зарегистрирован во всех странах мира, кроме Албании. В США
уже в то время один из каждых 100200 человек был инфицирован, каждые новые 13
секунд этой болезнью заражался еще один житель, а к концу 1991 года СПИД в этой стране
вышел на третье место по смертности, обогнав раковые заболевания.
"Чума ХХ века" вначале щадила нашу страну. Однако сейчас Россия вышла на одно из
первых мест в мире по темпам увеличения числа ВИЧинфицированных. Если за неполных
9 месяцев 1999 года у наших граждан было зарегистрировано 12134 новых случая
заражения ВИЧинфекцией, то за аналогичный период 2000 года 30160 (прирост
составляет 248,6%). По данным Российского научнометодического центра по
профилактике и борьбе со СПИДом с января 1987 года по октябрь 2000 года зарегистрировано 610270 ВИЧинфицированных граждан России. Из них умерли 624
человека.
Возбудитель СПИДа вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ характеризуется
крайней изменчивостью она в 30 100, а по некоторым данным и в миллион раз выше, чем
у вируса гриппа. Касается она не только штаммов вируса, выделенных от разных больных,
но и тех, что выделены в разное время года от одного и того же больного. Это свойство
резко затрудняет возможность получения вакцин против ВИЧ.
Как известно, иммунная система обеспечивает в нашем теле постоянство состава белков и
осуществляет борьбу с инфекциями и злокачественно перерождающимися клетками
организма.
Особенностью ВИЧ является его способность проникать в клетки иммунной системы и
разрушать их в процессе своего размножения. Это приводит к расстройству всей иммунной
системы человека, в результате чего организм утрачивает свои защитные свойства и не в
состоянии противостоять возбудителям различных инфекций и убивать опухолевые
клетки.
В такой ситуации при попадании в организм вторичной инфекции последняя не встречает
должного отпора со стороны ослабленной иммунной системы человека, и болезнь бурно
развивается. Конечный результат здесь пока единственный летальный исход.
Источником ВИЧзаражения служит человек, пораженный этим вирусом. Обычно вирус
СПИДа передается:
с кровью,
при половом контакте,
в 50% случаев плоду в утробе зараженной матери.
Традиционно считалось, что из 10 случаев заражения в 7и случаях ВИЧ передается
половым путем, в 2х виноваты "грязные" шприцы наркоманов, и лишь в одном случае
медицинские работники.
Однако с лета 1996 года произошел "обвал" в среде наркоманов: они составляют сейчас две
трети заболевших СПИДом российских граждан. Это объясняется тем, что заражение
происходит не только при использовании наркоманами общего шприца и иглы, но и в связи
с присутствием вируса в "готовом" растворе наркотика.
В 1997 году в Россию стали поступать довольно дешевые наркотики в растворе так
сказать, уже готовые к употреблению (под тару использовались обычные бутылки изпод
пепсиколы). У этого раствора рН должна быть приблизительно равной рН крови. Иначе
при его внутривенном введении кровь неминуемо свернется, что приведет к мгновенной
смерти. В таком растворе наркотика вирус и получил "ордер на прописку", а "поколение
пепси" дало небывалый скачок заражения ВИЧинфекцией.
Как уже отмечалось выше, только одно из 10 заражений приходится сейчас на передачу
ВИЧинфекции медицинским путем: через больничные инструменты или с кровью при ее
переливании во время хирургических операций. Хотя этот путь заражения наименее
вероятен, он все же наиболее опасен для нормальных людей. Ведь в своем большинстве они
не являются наркоманами, имеют ограниченное количество половых контактов (во всяком
случае, пользуются презервативами), а вот в больницу может угодить каждый!
Однако российские специалисты единодушно настаивают: после печальных событий 1988
года в Элисте, когда изза нестерильности системкапельниц были заражены дети,
отечественное здравоохранение получило жесточайший урок, и с тех пор
внутрибольничных заражений граждан СПИДом не регистрировалось. Но есть случаи
инфицирования вирусом через донорскую кровь во время операций.
Что же нам необходимо сделать, чтобы победить "чуму ХХ века"?
В первую очередь нужно защитить банк крови. Вся кровь должна контролироваться
качественными новейшими тестсистемами. Спасти уже сложившуюся неблагополучную ситуацию от дальнейшего ухудшения может
лишь серьезнейшая ежедневная профилактическая работа. Медики должны "идти в народ":
доводить до каждого необходимые знания, говорить о СПИДе как можно больше в
средствах массовой информации. К врачам обязательно должны присоединиться учителя и
родители.
Надо разъяснять молодежи, особенно подросткам, актуальность безопасного секса с
использованием презервативов. Не забывайте: кондомы мощный барьер на пути
распространения ВИЧинфекции. Это проверено!
Следует отказаться от внутривенного употребление наркотиков, так как это не только
вредно для здоровья, но и в значительной мере повышает возможность заражения вирусом.
Необходимо опираться на самые современные методы лечения, так как здесь забрезжил луч
надежды. На XI Всемирной конференции по СПИДу, которая проходила в 1997 году в
Ванкувере (Канада), ученые впервые заявили об ошеломляющих успехах комбинированной
терапии в борьбе с ВИЧ. Речь идет о тритерапии американского доктора Дэвида Хо.
Применение данной методики приводит к снижению содержания вируса СПИДа в крови
больного до нуля, и больной перестает быть заразным для окружающих. Вдумайтесь: это
новый качественный уровень! Правда, о полном исцелении говорить пока рано: вирус все
же сохраняется в лимфатических узлах и тканях, поэтому сам человек продолжает болеть.
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Урок в 10 классе по теме "Вирусы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.