Урок в 5 классе Ориентирование
Оценка 4.6

Урок в 5 классе Ориентирование

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
5 кл
04.03.2018
Урок в 5 классе Ориентирование
Урок по географии для обучающихся 5 класса по теме "Ориентирование на местности" На данном уроке ученики знакомятся с понятием ориентирование, азимут. Учатся работать с компасом, умению определять азимут для определенных объектов в классе. На уроке достаточно времени отводится на практическую работу по определению азимута в рабочей тетради по учебнику "Полярная звезда"урок географии "Ориентирование"
Урок -Ориентирование и определение направлений на местности и плане. Азимут-.docx
Тема: Определение  направлений сторон горизонта на местности и Урок географии в 5 классе плане. Ориентирование. Азимут. Цели урока: 1.Научить ориентироваться по компасу и плану на местности. и познакомить  с    алгоритмом   определения азимутов  на  местности  и плане. Задачи урока: 1.Отработать до автоматизма нахождение основных и промежуточных сторон горизонта, зная направление на север. 2.Через   упражнения   добиться   умения   использовать   приемы   работы   с компасом и планом на практике; 3.Получить представление о движении по азимуту.  компасы,   атласы,   раздаточные   материалы   с Характеристика основных видов УУД: 1.Определять   направления   сторон   горизонта   по   компасу,   азимут   на данные географические объекты.  2.Составлять описание маршрута по плану местности Оборудование:  топографическими планами, транспортиры, ноутбук, экран, презентация. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Изучение нового материала Перед   изучением   нового   материала   перед   учащимися   ставится проблемная задача. Задача (Слайд № 1). Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал ее рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге.   Стемнело.   Небо   заволокло   тучами.  Через   некоторое   время   турист вдруг   заметил,   что   заблудился.   Он   остановился   и   стал   определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по­моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. ­Правильно ли определил направление пути турист? (Слайд № 2) (Ответы учащихся) ­Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта. ­Итак, тема сегодняшнего урока  «Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут» Сегодня   на   уроке   мы   должны   научиться   определять   направления   сторон горизонта, измерять азимут. Учащимся   выдаются   компасы   и   инструкционные   карты №11(прилагается), в которых учащиеся работают в течение урока и сами в конце урока проводят рефлексию. Блок № 1. Стороны горизонта, их определение на местности. ­Давайте вспомним, какие стороны горизонта являются основными, а какие промежуточными? 1 ученик выходит к доске чертит схему сторон горизонта и поясняет, а учащиеся все задания выполняют в инструкционной карте. Проверка (Слайд № 3) ­Как компас находит север? (На заметку эрудиту) (Слайд № 4) ­Сориентируем компас. Учащиеся выполняют работу согласно инструкции. ­Определим направление на север. Отработка практических навыков нахождения сторон горизонта. 1.Алгоритм. (Слайд № 5) Встаньте лицом на север, сзади ­ …., справа ­ …. слева ­ ….. 2.Разделились   попарно.   Отработайте   прием   определения   сторон   света   с товарищем, предлагая друг другу быстро поворачиваться лицом на основные и промежуточные стороны света. Отработайте этот прием до автоматизма. ­ А теперь проверим, как вы уже можете определять на местности стороны горизонта. 3.Работа в группах  по 4 человека. Каждая группа приготовила  рассказ  об одном из способов нахождения сторон горизонта: 1­ по ветвям одиноко стоящего дерева (Слайд № 6) 2­ по годичным кольцам пней(Слайд № 7) 3­ по таянию снега на крышах, склонах холмов(Слайд № 8) 4­ по Полярной звезде(Слайд № 9) Блок № 2. Азимут  1.Посмотрите на рисунок на доске. ­Вам   предстоит   дойти   до   железнодорожной   станции   через   хвойный   лес.  В каком направлении вы пойдете? ­Правильно.   Нарисуйте   в   инструкционных   картах   эту   схему,   покажите направление на станцию и направление на север. ­Но ведь на северо­востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? ­Откройте учебник на стр.41. 2. Прочитайте в учебнике, что такое азимут? Запомните правило! (Слайд №10) ­Определите азимут на юго­восток, на юг, на юго­запад. ­Как определить азимут, если предмет находится не на сторонах света? 3.Изучите рисунок на странице 43, определите азимут на мост, дом, дерево, школу, железнодорожную станцию. Блок № 3. Определение азимутов на плане местности. 1.Запомните правило! (Слайд № 11) 2.Выполните задания, пользуясь компасом и топографической картой в атласе на странице 6. 2.1.Определите по карте без компаса  ­ что севернее Марфино или Дроздово? ­ в каком направлении течет река Белая? 2.2.Определите с помощью компаса: ­ азимут от церкви до школы ­ от школы клуба ­ от школы до леса Блок   №   4.   Практическая   работа.   Определение   азимутов   на   предметы школьного двора. Работа в группах по 4 человека. 1. Определите   азимут   на   школьное   крыльцо,   на   кустарник,   на   одиноко стоящее дерево, на вишневый сад, на калитку. Блок № 5. Применение полученных знаний и умений. 1.Определите азимут на восток, на юг, на северо­запад. 2.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45 градусов. 3. Изобразите маршрут в тетради, используя масштаб в 1 см 100м. ­Азимут 0 200м ­Азимут 90 300м ­Азимут 225 150м ­Азимут 180 100м ­Азимут 136 200м ­ Обменяйтесь работами с соседом по парте и произведите взаимопроверку, сверяясь с правильными ответами на доске (Слайд № 12) Блок № 6. Рефлексия. Самооценка. Если вы набрали 27­29 баллов – оценка «5», от 22­26 баллов – оценка «4», от 15 до 21  баллов – оценка «3». Домашнее задание.  Изучите параграф. Учащиеся живущие в д. Чичерино   ­ начертите маршрут вашего   движения   из   дома   в   школу,   учащиеся   живущие   в   других   селах     ­ сочините топографический рассказ и изобразите его условными знаками. Инструкционная карта № 1. Модуль 1. Источники географической информации. Тема и Определение  направлений на местности и плане. . Ориентирование Азимут. № заданий Учебный материал с указанием заданий   Руководство по усвоению материала Баллы Блок № 1. Стороны горизонта, их определение на местности. 1 2 Какие   стороны горизонта являются основными, какие промежуточными? а     Как находит север? компас Опираясь   на   собственный   опыт   и знания из курса окружающего   мира, выделите основные стороны горизонта и подпишите промежуточные. 2 1.На заметку эрудиту. Северный   магнитный   полюс   не совпадает с северным географическим полюсом.   Оба   полюса   находятся недалеко   друг   от   друга.   Магнитная стрелка   одним   концом   направляется на магнитный полюс, значит, мы почти правильно определяем направление на север. 2.Сориентируем компас. ­ Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность. ­   Подождите,   пока   стрелка   компаса 3 найти   Как остальные стороны горизонта? установится. ­     Поверните   компас   так,   чтобы северный конец стрелки совместился с нулем.   В   этом   положении   компас сориентирован и готов к работе. 3. Найдите север. 1.Алгоритм. (Слайд № 5) Встаньте лицом на север, сзади ­ …., справа ­ …. слева ­ ….. 2.Разделились   попарно.   Отработайте прием   определения   сторон   света   с товарищем,   предлагая   друг   другу быстро   поворачиваться   лицом   на основные   и   промежуточные   стороны света. Отработайте   этот   прием   до автоматизма. Блок № 2. Азимут  4   В каком направлении   вы пойдете?   схему, Нарисуйте покажите направление на станцию и направление на север   5 6 7 Что такое азимут? Запишите и выучите: Азимут –    Какой азимут имеют   стороны света?   Как   определить азимут, если предмет находится   не   на сторонах света? 1.Запомните правило! Величину   азимута   определяют   от направления   на   север   0   вправо   по часовой стрелке. 2. Определите азимут на юго­восток, на юг, на юго­запад. Изучите   рисунок   на   странице   43, определите   азимут   на   мост,   дом, дерево,   железнодорожную станцию.   школу, Блок № 3. Определение азимутов на плане местности. 8 Запомните правило! Если на плане не указана стрелка на север,   то   верхний   край   плана северный, нижний – южный, правый – 1 3 1 1 1 3 1 9 Как   определить азимут   на   плане местности? задания, восточный, левый – западный. 2.Выполните     пользуясь компасом и топографической картой в атласе на странице 6. 2.1.Определите по карте без компаса  ­   что   севернее   Марфино   или Дроздово? ­   в   каком   направлении   течет   река Белая? 2.2.Определите с помощью компаса: ­ азимут от церкви до школы ­ от школы клуба ­ от школы до леса 3 3 Блок   №   4.   Практическая   работа.   Определение   азимутов   на   предметы школьного двора. 10 5 Определите   азимут   на   школьное крыльцо,   на   кустарник,   на   одиноко стоящее дерево, на вишневый сад, на калитку. Выполните задания   определению азимута   школьном дворе по в Блок № 5. Применение полученных знаний и умений.   11 1.Определите   азимут   на   восток,   на   юг,   на   северо­ запад. 2.В   каком   направлении   вы   будете   возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45 градусов. 3. Изобразите маршрут в тетради, используя масштаб в 1 см 100м. ­Азимут 0 200м ­Азимут 90 300м ­Азимут 225 150м ­Азимут 180 100м ­Азимут 136 200м 1 1 3 ­ Обменяйтесь работами с соседом по парте и произведите взаимопроверку,   сверяясь   с   правильными   ответами   на доске Блок № 6. Рефлексия. Самооценка. Если вы набрали 27­29 баллов – оценка «5», от 22­26 баллов – оценка «4», от 15 до 21  баллов – оценка «3». Домашнее задание. Изучите параграф и . Учащиеся живущие в деревне Чичерино    ­ начертите маршрут   вашего   движения   из   дома   в   школу,   учащиеся   живущие   в   других населенных пунктах   ­ сочините топографический рассказ и изобразите его условными знаками. Урок географии  в 5 классе Определение  направлений сторон горизонта  на местности и плане. Ориентирование. Азимут. Автор – учитель географии Баченина  Татьяна Владиславовна                                                                        в д. Чичерино Филиала МБОУ Токарёвской  СОШ №2  Токарёвский район Тамбовская область Пояснительная записка к уроку географии в 5 классе по теме « Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут» (разработала  учитель географии филиала МБОУ Токарёвской СОШ № 2в д. Чичерино Баченина Т.В. ) Урок   географии   разработан   для   учащихся   5   классов,   реализующих ФГОС основного общего образования. Урок выстроен заданиями разного уровня трудности и подходит для учащихся любого уровня. Тип   урока   ­   урок   объяснения   нового   материала   с   проведением практической работы и отработкой практических навыков. На уроке используется модульная технология, технология проблемного обучения, информационно­коммуникационная технология, технология работы в парах и группах. Использование   модульной   технологии   позволяет   всем   учащимся выполнять   практическую   работу,   развивать   картографические   навыки (ориентирование по плану и на местности, умение определять азимут, читать топографическую карту и составлять простейший план местности). Каждый этап   урока   логически   последователен.   Учителем   подобран   интересный материал   для   практической   работы,   используются   компасы,   позволяющие ориентироваться на местности. На   уроке   используются   метапредметные   связи   с   ОБЖ   (умение ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным признакам), с математикой (умение определять азимут). Содержание   учебного   материала   способствует   развитию   умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать практические навыки   ориентирования   на   местности.   Развиваются   регуляторные   навыки через   развиваются коммуникативные   навыки   работы   в   парах   и   группах,   способствующие пониманию   необходимости   интеллектуальных   усилий   для   успешного обучения. систему   взаимоконтроля,     взаимопроверки, Данный   урок   решает   поставленные   цели   и   задачи   в   полном   объеме. Выбранные   учителем   технологии   повышают   качество   знаний   учащихся, развивают познавательный интерес к предмету. Руководитель РМО учителей географии

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование

Урок в 5 классе Ориентирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018