Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 9 классе по элегии В. А. Жуковского нацелен на обучение учащихся анализу поэтического текста. В ходе урока ребята знакомятся с особенностью этого жанра , определяют чувства и мысли лирического героя стихотворения. Урок помогает учащимся понять особенности поэзии романтизма.Урок литературы в 9 классе "В. А. Жуковский "Море"
Иконка файла материала Жуковский Море.docx
Урок литературы 9 класс В. А. Жуковский «Море» Анализ педагогической ситуации Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой в 9 «Г» классе. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, анализировать поэтические тексты. Проведение этого урока   в  данном   классе   преследует   цель   научить   ребят   анализировать   литературные   произведения,использовать   свои знания при изучении литературного произведения. Анализ темы Тема данного урока выбрана в рамках программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5­11 классы. Базовый уровень» под редакцией В. Я. Коровиной. В ходе урока учащиеся должны познакомиться с особенностями жанра элегии, проследить за мыслями и  чувствами лирического героя стихотворения. Выбор цели и задач урока Целью   данного   урока   является   формирование   у   школьников   средствами   литературы   чувства   прекрасного,   любви   к поэзии.   Урок   должен    познакомить   учащихся   с   творчеством   поэта­романтика;   помочь   им      проследить,   как   он  проявляет   интерес   к   внутреннему   миру   личности,   как   дает   изображение   природы,   в   каких   соотношениях  находятся   человек   и   природа   в   его   элегиях,  проникнуть   в   «тайники   души» поэта, научиться   у   него   видеть   ипонимать   природу,   научить   учащихся   общению   с   автором   через   восприятие   лирического   текста;  развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию. Обоснование выбора системы обучения и формы занятия   В ходе урока используется коллективная форма обучения, преобладает фронтальная работа, словесная форма обучения.Планируемый результат Предметные умения ­ расширение объема знаний по литературе , ­умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы, ­ понимание авторской позиции и свое отношение к ней, ­ написание сочинений, ­ получение опыта метапредметной деятельности. ­использование   для   решения   познавательных   и задач   различных   источников  Личностные УУД: ­   совершенствование   духовно   –   нравственных   качеств личности;  ­ определять общие для всех правила поведения; ­ оценивать  усваиваемое содержание (исходя из  личностных ценностей);   коммуникативных   информации. Регулятивные УУД:  ­ определять и формулировать цель деятельности на  уроке;    ­ высказывать свое предположение на основе учебного материала;   ­ осуществлять самоконтроль;   ­ совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.  Познавательные УУД: ­   ориентироваться   в   своей   системе   знаний   (определять границы знания/незнания); – излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу); ­ проводить анализ учебного материала;­ проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.   Коммуникативные УУД:  ­  учитывать разные мнения и стремиться к координации  различных позиций в сотрудничестве;  ­ высказывать и обосновывать свою точку зрения;   ­владеть   диалогической формой речи в соответствии с грамматическими   и   синтаксическими   нормами   родного языка, ­   развивать   мыслительные   способности   учащихся   при выполнении творческих заданий Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или  мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с  родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет  этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М.  Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке ­ В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.  2. Прочитайте выразительно стихотворение 3. Анализ стихотворения ­  Определите стихотворный размер элегии. • ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ  ­  Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма?• Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта. ­  На какие 4 части можно разделить стихотворение? 1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю; 2 часть: строки 11­16 – море в тихую погоду; 3 часть строки 17­20 море в бурю; 4 часть: строки 21­28 – море после бури.  ­  Чем очарован поэт? Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни. ­  Чем «наполнено» море? Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».  ­  Почему поэт не может постигнуть тайну моря? Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы. ­  Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова? «Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая» . ­ Сформулируйте вопрос лирического героя к морю. Где источник твоего движения? ­ Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему? Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина  становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».  ­ Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой? Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни». ­ Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами? Море отражает небо – синеву, облака, звезды.  ­ Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат? Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу.  ­ Установите характер взаимоотношений моря и неба.Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака,  блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо;  спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него.  ­ Как в элегии показываются причины исчезновения бури? Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную  связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят. ­  Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу? Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и  любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом. ..»  Домашнее задание: • 1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией. • 2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».

Посмотрите также