Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)
Оценка 4.6

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
24.01.2017
Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)
Урок литературы в 9 классе по элегии В. А. Жуковского нацелен на обучение учащихся анализу поэтического текста. В ходе урока ребята знакомятся с особенностью этого жанра , определяют чувства и мысли лирического героя стихотворения. Урок помогает учащимся понять особенности поэзии романтизма.Урок литературы в 9 классе "В. А. Жуковский "Море"
Жуковский Море.docx
Урок литературы 9 класс В. А. Жуковский «Море» Анализ педагогической ситуации Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой в 9 «Г» классе. Это класс, в котором отмечается устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, анализировать поэтические тексты. Проведение этого урока   в  данном   классе   преследует   цель   научить   ребят   анализировать   литературные   произведения,использовать   свои знания при изучении литературного произведения. Анализ темы Тема данного урока выбрана в рамках программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература. 5­11 классы. Базовый уровень» под редакцией В. Я. Коровиной. В ходе урока учащиеся должны познакомиться с особенностями жанра элегии, проследить за мыслями и  чувствами лирического героя стихотворения. Выбор цели и задач урока Целью   данного   урока   является   формирование   у   школьников   средствами   литературы   чувства   прекрасного,   любви   к поэзии.   Урок   должен    познакомить   учащихся   с   творчеством   поэта­романтика;   помочь   им      проследить,   как   он  проявляет   интерес   к   внутреннему   миру   личности,   как   дает   изображение   природы,   в   каких   соотношениях  находятся   человек   и   природа   в   его   элегиях,  проникнуть   в   «тайники   души» поэта, научиться   у   него   видеть   и понимать   природу,   научить   учащихся   общению   с   автором   через   восприятие   лирического   текста;  развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию. Обоснование выбора системы обучения и формы занятия   В ходе урока используется коллективная форма обучения, преобладает фронтальная работа, словесная форма обучения. Планируемый результат Предметные умения ­ расширение объема знаний по литературе , ­умение анализировать литературное произведение, характеризовать героев, сопоставлять их образы, ­ понимание авторской позиции и свое отношение к ней, ­ написание сочинений, ­ получение опыта метапредметной деятельности. ­использование   для   решения   познавательных   и задач   различных   источников  Личностные УУД: ­   совершенствование   духовно   –   нравственных   качеств личности;  ­ определять общие для всех правила поведения; ­ оценивать  усваиваемое содержание (исходя из  личностных ценностей);   коммуникативных   информации. Регулятивные УУД:  ­ определять и формулировать цель деятельности на  уроке;    ­ высказывать свое предположение на основе учебного материала;   ­ осуществлять самоконтроль;   ­ совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.  Познавательные УУД: ­   ориентироваться   в   своей   системе   знаний   (определять границы знания/незнания); – излагать содержание прочитанного (прослушанного)  текста подробно, сжато, выборочно; – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу); ­ проводить анализ учебного материала; ­ проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.   Коммуникативные УУД:  ­  учитывать разные мнения и стремиться к координации  различных позиций в сотрудничестве;  ­ высказывать и обосновывать свою точку зрения;   ­владеть   диалогической формой речи в соответствии с грамматическими   и   синтаксическими   нормами   родного языка, ­   развивать   мыслительные   способности   учащихся   при выполнении творческих заданий Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или  мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с  родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет  этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М.  Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке ­ В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.  2. Прочитайте выразительно стихотворение 3. Анализ стихотворения ­  Определите стихотворный размер элегии. • ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ  ­  Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма? • Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта. ­  На какие 4 части можно разделить стихотворение? 1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю; 2 часть: строки 11­16 – море в тихую погоду; 3 часть строки 17­20 море в бурю; 4 часть: строки 21­28 – море после бури.  ­  Чем очарован поэт? Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни. ­  Чем «наполнено» море? Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».  ­  Почему поэт не может постигнуть тайну моря? Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы. ­  Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова? «Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая» . ­ Сформулируйте вопрос лирического героя к морю. Где источник твоего движения? ­ Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему? Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина  становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».  ­ Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой? Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни». ­ Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами? Море отражает небо – синеву, облака, звезды.  ­ Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат? Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу.  ­ Установите характер взаимоотношений моря и неба. Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака,  блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо;  спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него.  ­ Как в элегии показываются причины исчезновения бури? Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную  связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят. ­  Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу? Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и  любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом. ..»  Домашнее задание: • 1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией. • 2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)

Урок  "В. А. Жуковский "Море"(9 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017