Урок литературы в 9 классе по элегии В. А. Жуковского нацелен на обучение учащихся анализу поэтического текста. В ходе урока ребята знакомятся с особенностью этого жанра , определяют чувства и мысли лирического героя стихотворения. Урок помогает учащимся понять особенности поэзии романтизма.Урок литературы в 9 классе "В. А. Жуковский "Море"
Урок литературы
9 класс
В. А. Жуковский
«Море»
Анализ педагогической ситуации
Урок проводился учителем литературы О.Г. Воротниковой в 9 «Г» классе. Это класс, в котором отмечается
устойчивая мотивация на учение, но литература не входит в круг избранных предметов. Ребята ощущают определенную
трудность при необходимости высказывать свою точку зрения, анализировать поэтические тексты. Проведение этого
урока в данном классе преследует цель научить ребят анализировать литературные произведения,использовать свои
знания при изучении литературного произведения.
Анализ темы
Тема данного урока выбрана в рамках программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература.
511 классы. Базовый уровень» под редакцией В. Я. Коровиной.
В ходе урока учащиеся должны познакомиться с особенностями жанра элегии, проследить за мыслями и
чувствами лирического героя стихотворения.
Выбор цели и задач урока
Целью данного урока является формирование у школьников средствами литературы чувства прекрасного, любви к
поэзии. Урок должен познакомить учащихся с творчеством поэтаромантика; помочь им проследить, как он
проявляет интерес к внутреннему миру личности, как дает изображение природы, в каких соотношениях
находятся человек и природа в его элегиях, проникнуть в «тайники души» поэта, научиться у него видеть ипонимать природу, научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста; развивать
эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии;
приобщать к отечественному культурному наследию.
Обоснование выбора системы обучения и формы занятия
В ходе урока используется коллективная форма обучения, преобладает фронтальная работа, словесная форма
обучения.Планируемый результат
Предметные умения
расширение объема знаний по литературе ,
умение анализировать литературное произведение,
характеризовать героев, сопоставлять их образы,
понимание авторской позиции и свое отношение к
ней,
написание сочинений,
получение опыта метапредметной деятельности.
использование для решения познавательных и
задач различных источников
Личностные УУД:
совершенствование духовно – нравственных качеств
личности;
определять общие для всех правила поведения;
оценивать усваиваемое содержание (исходя из
личностных ценностей);
коммуникативных
информации.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на
уроке;
высказывать свое предположение на основе учебного
материала;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку
деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять
границы знания/незнания);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного)
текста подробно, сжато, выборочно;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (составлять таблицу);
проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
владеть диалогической формой речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка,
развивать мыслительные способности учащихся при
выполнении творческих заданий
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Элегия (лат. elegia от греч. elegos жалобный напев флейты) – жанр лирики, описывающий печальное, задумчивое или
мечтательное настроение, это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с
родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека... В России расцвет
этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А. Пушкин, М.
Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
2. Прочитайте выразительно стихотворение
3. Анализ стихотворения
Определите стихотворный размер элегии.
• ЧЕТЫРЕХСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ
Какую функцию выполняют отсутствие рифмы, перебивы ритма?• Так ритмическими средствами передается волнение моря и волнение поэта.
На какие 4 части можно разделить стихотворение?
1 часть: 10 строк с начала – вопросы к морю;
2 часть: строки 1116 – море в тихую погоду;
3 часть строки 1720 море в бурю;
4 часть: строки 2128 – море после бури.
Чем очарован поэт?
Таинственной бездной моря, присутствием в нем жизни.
Чем «наполнено» море?
Оно наполнено беспокойством: «Смятенной любовью, тревожною думой».
Почему поэт не может постигнуть тайну моря?
Море «безмолвное», оно не отвечает на вопросы.
Как в выражении «глубокая тайна» соединены прямое и переносное значение слова?
«Глубокая» – т.е. удаленная вниз, а также «непостижимая», «трудноразгадываемая» .
Сформулируйте вопрос лирического героя к морю.
Где источник твоего движения?
Какое предположение об источнике движения моря сделал поэт? Почему?
Источник движения моря – небо. Эпитеты неба «далекое светлое» описывают также мечту, идеал, и вся картина
становится символической, тем более что небо тянет море не от земли, а «из земные неволи».
Чем полно море во второй части, в отличие от 1 – ой?
Теперь оно полно не тревоги, а «таинственной, сладостной ... жизни».
Как понять поэта, когда он пишет, что море льется лазурью неба, ласкает золотые облака, блещет звездами?
Море отражает небо – синеву, облака, звезды.
Решите по контексту: тучи – часть неба или ему не принадлежат?
Тучи собираются отнять «ясное небо» у моря, следовательно, не принадлежат небу.
Установите характер взаимоотношений моря и неба.Небо тянет к себе море; море чисто, когда чисто небо; море льется лазурью неба, горит его светом, ласкает его облака,
блещет его звездами; море бьется, воет, волнуется, ревет и терзает мглу, когда тучи собираются отнять у него небо;
спокойствие моря после непогоды обманчиво: море скрывает «смятенье», любуясь небом, море дрожит за него.
Как в элегии показываются причины исчезновения бури?
Море своими действиями уничтожило «мглу». Об этом свидетельствует союз «и», указывая на причинно – следственную
связь: «ты ревешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят.
Какие человеческие чувства видны вам в отношениях моря к небу?
Человеческая тоска по идеалу и странное стремление сохранить его, борьба за него. В этом сюжете можно обнаружить и
любовную страсть человека, тем более что упоминается «смятенная любовь», говорится о любовании моря небом. ..»
Домашнее задание:
• 1. Докажите, что произведение В. А. Жуковского является элегией.
• 2. Прочитайте балладу В. А. Жуковского «Светлана».