Урок в школьном музее Всилия Федоровича Сапаева - педагога, поэта, писателя. На уроке знакомим с жизнью и творчеством марийского писателя В.Ф.Сапаева, расширяем представления детей о музее, как хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; закрепляем практические знания о правилах поведения в музее; воспитываем любовь и уважение к марийскому народу, гордость к своей малой Родине.Урок по истории культуры народов Республики Марий Эл 4 класс
урок в музее Сапаева.doc
Новоторъяльский район
МБОУ «Немдинская СОШ»
Урок в музее
Василия Федоровича Сапаева
Учитель
Мосунова Елена Анатольевна 2018 год
Урок в музее.
Тема: Василий Федорович Сапаев – ученый, педагог, писатель, поэт.
Цели и задачи урока: познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Сапаева;
систематизировать и расширить представления детей о музее, как хранителе культурных
ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной
преемственности через посещение музеев; закрепить практические знания о правилах
поведения в музее; воспитывать любовь и уважение к марийскому народу, гордость к своей
малой Родине.
Планируемые достижения учащихся: знание творчества поэта, писателя, учителя;
понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения
в музее и соблюдение на практике этих правил.
Формирование УУД:
познавательные УУД
Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;
формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
делать выводы и обобщения
регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
планировать свою деятельность на уроке;
контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
коммуникативные УУД
формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;
слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения;
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
личностные УУД –
Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки,
ответственности за конечный результат. Формирование учебнопознавательных мотивов; учебнопознавательного интереса к
новому материалу и способам решения новой учебной задачи.
доброжелательности, внимания к людям.
Развитие
Оборудование: стенды, экспонаты и материалы музея В.Ф.Сапаева:
Ноутбук, запись песен Сапаева.
Этапы урока
1. Организаци
Здравствуйте, ребята! Долгожданный дан звонок
Ход урока
Формирование УУД
онный
момент.
Начинаем мы урок. А урок на сегодня необычный. Сядьте
поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить.
2. Постановка
проблемы,
определение
темы урока.
А последнее слово в предложении мы будем говорить
вместе.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
На уроке вас ожидает много интересного.
Вы готовы? Тогда мы начинаем.
1. Сегодня наш волшебный клубочек приглашает нас в… А
куда, попробуйте угадать. Послушайте разговор наших
третьеклассников
— Я буду задавать вопросы, а ты на них отвечать
— Хорошо.
— Это место находится в городе или деревне?
— Оно может находиться и в городе, и в деревне.
— Там живут или работают?
— Там работают люди, а вот живут — вещи.
— А вещи дорогие?
— Дорогие. Но для сердца и памяти.
—Там бывают гости?
— Да.
—А на какую букву начинается название?
— На “м”.
—Это магазин!
формирование
умений
анализировать,
сравнивать, выделять
необходимую
информацию Формирование
умения
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель;
планировать свою
деятельность на
уроке
— Нет. Вещи там не продаются.
— Почему?
— Потому что они принадлежат всем людям.
— А зачем они людям?
— Чтобы знать свое прошлое. Любоваться красотой.
Думать. Познавать окружающий мир.
— Ничего не понимаю! Ребята, помогите!
(Ученики высказывают предположения. Вместе с учителем
определяют, что это музей.)
О чем мы будем говорить на уроке? Как вы думаете, что
мы должны узнать?
Что такое музей?
Музей – это греческое слово. Музей – это место под
открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции
вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом,
квартира, комната. Музеи бывают разные.
Что храниться в музее?
В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому,
что дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти.
Одни из них могут подарить посетителю новые знания,
другие просто радуют глаз своей красотой. Третьи
заставляют задуматься. Музеи бывают самые разные
Какие музеи есть у нас в школе?
Музей Героя Советского Союза М.В.Лебедева. Мы там
были.
Музей совхоза «Немдинский».
Там мы тоже были.
Музей В.Ф.Сапаева. Вот сегодня мы с вами посетим музей
марийского писателя, учителя, нашего земляка Сапаева.
Как нужно вести себя в музее?
Слушать экскурсовода, быть внимательными, смотреть
экспонаты, руками не трогать, не шуметь.
Ребята, все идем в музей, в который нас поведет 3.Работа над
темой урока.
волшебный клубочек.
1.Итак, Мы находимся в музее нашего земляка Василия
Федоровича. Как вы думаете, что мы хотим узнать?
Где и когда родился В.Ф.Сапаев?
Где учился?
Где работал?
Чем занимался?
Какие стихи, рассказы, работы?
В музее всегда есть экскурсоводы. Но сегодня в роли
экскурсовода буду я.
Сапаев В.Ф. – работник сферы образования и культуры,
литератор, учитель марийского языка и литературы
Немдинской средней школы Новоторъяльского района.
Участник Великой Отечественной войны. И первый стенд
нашего музея называется «Йоча жап» «Детство». Василий
Федорович родился 3 января 1923 года в деревне Чобыково
в крестьянской семье. На фотографии вы видите его семью:
маму, папу. Как и вы, он учился в школе. Но тогда в Немде
не было школы и он учился в Чобыковской начальной
школе, затем в Черногрязинской семилетней школе.
Закончив школу, поступил учится в Новоторъяльское
педучилище.
Ребята, а кто еще учился в педучилище в 1938 году?
Да, учился М.В.Лебедев.
Закончив педучилище Сапаев с августа 1939 года
преподавал в Кугенерской сельской школе Ронгинского
(ныне Советского) района и Кузнецовской восьмилетней
школе Новоторъяльского района.
В феврале 1942 года Василий САПАЕВ был призван в ряды
Советской Армии. В одном из боев он получил
тяжелейшую контузию, долго лечился в разных госпиталях.
В 1946 году был демобилизован из армии.
формирование
умения доносить до
собеседника свою
точку зрения;
умения
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательную цель
формирование
умения слушать и
слышать учителя,
другого ученика
Формирование
умения строить
речевое
высказывание в
устной форме
Развитие
доброжелательности, 4.
Практическая
работа.
Работал В.Ф. САПАЕВ в ТатарЭнерской начальной школе
Новоторъяльского района, затем 20 лет преподавал
марийский язык и литературу в Немдинской средней
школе. Эта школа являлась одним из центров по
пропаганде и реализации его педагогических и
методических идей по всей республике.
внимания к людям
формирование
умения слушать и
слышать учителя,
другого ученика
В школе под руководством Василия Федоровича плодотворно
работал литературный кружок, издавался рукописный альманах,
где было помещено более 50 стихотворений учащихся.
Начал он писать стихи для детей. Послушайте его стихи,
прочитают их третьеклассники.(Стихи)
Было создано немало песен на стихи САПАЕВА писателя
и поэта: «Лек походыш», «Поход деч вара»,
«Пограничникын мурыжо».Давайте споем песню «Кок
кайык» (Две птички).
Ребята, давайте подвигаемся и полетаем, как птички.
(Физкультминутка).
Продолжим нашу экскурсию.
Все свои силы и знания Василий Федорович отдавал детям.
И создал Букварь для детей. По этому букварю учились
первоклассники. Букварь, переизданный более 20 раз,
книги «Марий йылме грамматика туныктымо методика»,
«Марий школлаште грамматикым туныктымаш».
А теперь, ребята, внимательно посмотрите Букварь. Каким
он был. Давайте сравним с нашей Азбукой. (Высказывания
детей).
Что общего?
В чем разница?
В.Ф. САПАЕВ известен и как писатель. Он написал и издал
около 20 художественных произведений. В основном они
посвящены детям школьного возраста. Наиболее крупное
Формировать умение
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности;
формирование
умений
анализировать,
сравнивать произведение, написанное им, — роман «Кудырчан йур
годым». В 1960 году САПАЕВ с отличием окончил МГПИ
им.Н.К.Крупской, в 1971 году — аспирантуру НИИ
национальных школ Министерства просвещения РСФСР. С
1971 года он являлся старшим научным сотрудником НИИ
национальных школ Министерства Просвещения РСФСР. В
1982 году Василий Федорович успешно защитил
кандидатскую диссертацию по теме «Обучение родной
грамматике в марийской школе».
За заслуги в области народного образования в 1965 году
Василию Федоровичу присвоено почетное звание
«Заслуженный учитель школы РСФСР».В 1973 году
награжден Почетной грамотой Президиума Верховного
Совета Марийской АССР.
Ребята, Василий Федорович много писал и рассказы,
очерки. На этом стенде вы видите некоторые его книги.
Кто из вас читал его книги? О чем они?
В.Ф. САПАЕВ трагически погиб в августе 1990 года (сбила
автомашина). Он умер, но мы его никогда не забудем и
будем помнить всегда. И в его честь наш музей. Здесь
хранятся его рукописи, некоторые вещи, фотографии.
Наша экскурсия подошла к концу. На все ли вопросы мы
ответили? Подведем итоги.
формирование
умения доносить до
собеседника свою
точку зрения; Итог урока.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ……………………
контролировать,
Я НАУЧИЛСЯ………………..
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ………………
Я ХОТЕЛ БЫ……………………………
НОВЫЕ ЗНАНИЯ МНЕ ПРИГОДЯТСЯ……………….
оценивать процесс и
результат своей
деятельности
СПАСИБО вам, ребята, за урок.
Урок в музее
Урок в музее
Урок в музее
Урок в музее
Урок в музее
Урок в музее
Урок в музее
Урок в музее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.