Урок в музее. Роль военных песен в победе в ВОВ.
Оценка 4.9

Урок в музее. Роль военных песен в победе в ВОВ.

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
13.03.2018
Урок в музее. Роль военных песен в победе в ВОВ.
Песни военных лет знают люди старшего поколения. Молодёжь споёт, разве что "Катюшу" и то не всю. А то, что военные песни приближали победу, знают, вообще, наверное, единицы. О том, как "песня в атаку ходила", идёт речь в сценарии музейного урока. Да, такие уроки проводятся в музее, где каждый экспонат несёт такую огромную смысловую нагрузку, что сам молча воспитывает одним своим присутствием.Песни, приближавшие победу, шедшие с полками до конца... Музейные уроки на такие темы заставляют задуматься подрастающее поколение, посмотреть на мир другими глазами.
Урок в музее Роль военных песен в победе в ВОВ Козлова О. В..docx

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги

 

 

 

 

Музейный урок патриотической направленности,

 «Роль военных песен в победе в Великой Отечественной войне».

 

 

 

Работа выполнена

педагогом-организатором

МБОУ «Средняя

Общеобразовательная

школа №15»г. Калуги

 

 

Калуга

2018

1.Введение

  В учебном курсе  литературы имеются несколько тем, которые путём углублённого изучения  их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления и патриотического воспитания учащихся. Основополагающей темой для воспитания патриотизма, нравственным ценностям прошлых поколений на музейном уроке являются события, связанные с Великой Отечественной войной, с историей родного города и его жителей.

Методическая разработка интегрированного музейного урока предназначена для учащихся средней школы. Используются материалы школьного историко-краеведческого музея.

Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

Тип учебного занятия: музейный урок

Прогнозируемый результат:

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут  знания, которые позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

2.  Цели проведения мероприятия, оснащение.

Цель: патриотическое воспитание учащихся с помощью музыкального искусства.

Задачи: -развивать интерес к истории России;   вызвать интерес к истории песен военного времени.

Оборудование:

информационный стенд «Песни военных лет…»;

ИКТ;

мультимедийная презентация

ролики военных песен.

 

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

 

 

 

 

Этап занятия

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД

1

Организационный

Вступительное слово учителя

 

Регулятивные (настрой на деятельность)

2

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

Задает вопросы.

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока.

 

– Почему мы сегодня именно на этой экспозиции?

 

– О чём мы можем говорить, что обсуждать?

 

Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками.

-Судя по экспозиции мы будем говорить о военных песнях

 

Коммуникативные (формулировка собственного мнения), регулятивные

3

Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

Да, вы совершенно правы. Сегодня на нашем уроке речь пойдёт л песнях Великой Отечественной войны.

"Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!"

Это слова из поэмы "Василий Теркин" Александра Твардовского.

Воевал наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы.

Я бы с песни начал свой рассказ пусть узнают все в 21 веке,

Как в суровый предрассветный час  песня стала боевым солдатом

Дали ей по росту сапоги. песни никакой размер не тесен

И шагали к западу полки. в чётком ритме наших грозных песен.

 

-Сегодня вы узнаете истории некоторых песен военных лет, песен о войне

"Бросить песни на войне" однажды посоветовали поэту Василию Лебедеву-Кумачу. Он приехал как политработник в штаб Северного флота, и кто-то из начальников раздраженно сказал ему: "Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить". Фраза поэта задела. Тогда, в 1942 году, уже напечатали в газетах рассказ о подвиге защитников Севастополя: чтобы не сдаться врагу, они замуровали себя в пещере, а перед этим спели "Священную войну". Известен был случай, как солдаты пошли в атаку с криками "За синий платочек". Словом, песни воевали вместе с бойцами. Убедить в этом своего штабного оппонента Лебедев-Кумач сразу не смог. Но, вернувшись в Москву, написал ответ в стихах. Они назывались "Только на фронте". Музыку сочинил Анатолий Лепин - после войны он прославится фильмом "Карнавальная ночь". В исполнении артиста Ефрема Флакса песню стали передавать по радио и тем самым официально подтвердили её правоту.

 

"Нынче у нас передышка,

Завтра вернёмся к боям.

Что-то твой голос не слышно,

Друг наш, походный баян.

После боя сердце просит

Музыки вдвойне".

 

Это не просто метафора. Брянские партизаны осенью 1942 в буквальном смысле попросили штаб прислать им песню. В радиограмме объяснили так: "Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь". Их просьбу выполнили поэт Анатолий Софронов и композитор Сигизмунд Кац. Едва завершили работу, как представился случай доставить заказ по адресу. В канун 7 ноября Софронова срочно отправили военкором "Известий" в деревню Смелиж. Она и сейчас, если посмотреть на карту, стоит посреди дремучих брянских лесов. А тогда в ней размещался штаб лесных отрядов. Там поэт и спел, причем без нот, по памяти, этот эпичный партизанский гимн.

 

"Шумел сурово брянский лес,

Спускались синие туманы,

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны..."

 

Песню вскоре записал певец Георгий Абрамов, но это было в Москве. А там, в землянке посреди сожженной деревни, автора обнимали, просили спеть ещё, а потом привели местного жителя, слепого баяниста, и он с голоса подобрал мелодию. Надо ли говорить, что песня стала главной на Брянщине? И, кстати, до сих пор звучит заставкой брянского радио.

 

О том, что значила песня на войне, можно судить ещё по одной истории. Была уже весна 1945. Ленинградская концертная бригада ехала выступать перед бойцами Прибалтийского фронта. Дорога была разбита, старый трофейный автобус трясло, и в нём поэт Алексей Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой пытались работать. Пару месяцев назад они сочинили свою знаменитую песню "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат", где солдаты спят и видят свой дом во сне. Вот и сейчас хотели сочинить о доме. Ведь понятно было, что войне скоро конец. Писать на ухабах было невозможно, играть - тоже, и то, что придумалось, напевали всю дорогу, чтобы не забыть. Наконец, подъехали к шлагбауму, спросили, та ли это часть. Караульный широко улыбнулся и закивал. Концерт прошёл "на ура. А после концерта вдруг выяснилось, что эта не та воинская часть, куда ехали артисты. Караул снова улыбнулся и руками развёл: ну не мог же он такую удачу упускать ".

Формулируют проблемные вопросы

Как связаны песни и война? Зачем на войне нужны песни?

Высказывают гипотезы.

 

 

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные (оформлять свои мысли в устной форме)

 

 

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности)

 

 

4

Решение учебной задачи

Организует побуждающий диалог. Знакомит с историей военных песен (фронтальная работа)

 

 

 

 

 


Какие вы знаете военные песни?

Одна из первых песен ВОВ «Песня защитников Москвы».

Оборона Москвы, парад войск 7 ноября 1941 года на Красной площади, разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой, наше контрнаступление

     Одной из боевых песен тех дней, призывавших к победе над врагом, стала «Песня защитников Москвы» или «Марш защитников Москвы». Большую работу по изучению истории создания этого музыкально-поэтического произведения проделал школьный учитель из Красноярского края Михаил Георгиевич Захарцов. В этой публикации использованы его заметки и другие подобные материалы с сайтов Интернета.

     Автор «Песни защитников Москвы» – поэт Алексей Александрович Сурков (1899 – 1983). Доброволец РККА с 1918 года, участник Гражданской войны – пулемётчик, конный разведчик. В 1941 – 1945 годах – военный корреспондент газеты Западного фронта «Красноармейская правда», спецкор «Красной звезды», работал и в газете «Боевой натиск». Алексей Сурков так оценил то время, когда было написано стихотворение, ставшее впоследствии «Песней защитников Москвы»:

     «…Жестокая беда фашистского наступления настигла нас в первых числах октября. Под ударами врага фронт развалился, и бронированные орды, подминая полки, дивизии, армии, хлынули к Москве с запада, начали обтекать её с юга и севера, с пугающей быстротой приближались к тем рубежам, которые в сводках Совинформбюро именовались дальними подступами к столице».

     Впервые стихи были опубликованы в «Красноармейской правде» 3 ноября 1941 года. А неделю спустя их напечатала «Вечерняя Москва». Публикация в «Вечёрке» не прошла мимо внимания работников столичной киностудии документальных фильмов.
 
     Зимой 1941 года, когда развернулось контрнаступление советских войск под Москвой, перед кинооператорами была поставлена задача – запечатлеть для потомков это историческое событие. Операторы шли следом за наступающими частями, а иногда и вместе с ними, и делали своё ответственное дело на наиболее важных участках: в Солнечногорске, Клину, Волоколамске, в рейдах с конницей генерала Павла Алексеевича Белова (1897 – 1962), при высадке парашютного десанта, снимали действия партизан.

     Кинорежиссёры тщательно отбирали отснятые материалы для будущего фильма. Велась работа над монтажом. Текст готовил писатель Пётр Андреевич Павленко (1899 – 1951). Возникла необходимость создания песен для кинокартины. Режиссёр фильма Илья Петрович Копалин (1900 – 1976) разыскал в редакции газеты «Гудок» поэта Алексея Суркова, недавно вернувшегося с фронта, и попросил его сочинить стихи для песни. Поэт, собиравшийся отбыть снова на фронт, предложил подготовленное для печати стихотворение для защитников столицы. Оно-то и стало стихотворной основой будущей популярной «Песни защитников Москвы».

     Когда текст показали композитору Борису Андреевичу Мокроусову (1909 – 1968), он сразу всем сердцем почувствовал, что песня получится, и тотчас приступил к работе. Захватывающая мелодия родилась быстро. Она получилась вполне соответствующей событиям, происходящим на экране, отражающей мощь наступления Красной Армии, её освободительную миссию, неотвратимость сокрушительного поражения гитлеровцев. Вот где пригодились композитору опыт тапёра, умение импровизировать, смотря на экран. Песня, прекрасно исполненная Краснознамённым ансамблем Красной Армии, стала лейтмотивом фильма. Особенно вдохновлял бойцов припев:
 
                         Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
                         Нам родная Москва дорога.
                         Нерушимой стеной, обороной стальной
                         Разгромим, уничтожим врага!

     17 февраля 1942 года песня была опубликована в «Комсомольской правде». Эта песня вела в бой, помогала громить немецких захватчиков. Наряду с другими советскими патриотическими песнями она привела нас к победе. Как и многие другие песни дорог войны, «Песня защитников Москвы» жива и поныне. Это произведение заключило в себе горячее стремление остановить и отбросить ненавистных захватчиков. Её чеканный ритм, запоминающаяся мелодия, слова, дышащие уверенностью в неизбежной нашей победе над врагом, пришлись по душе воинам. Песню всюду запели. Когда гвардейцы маршала Михаила Ефимовича Катукова (1900 – 1976) ворвались на территорию фашистской Германии, то на первом же привале запели эту песню. И здесь она звучала с особой силой, призывала разгромить, уничтожить врага, пройти до конца победный путь, начатый у стен столицы.

     Как и для многих популярных в народе музыкально-поэтических произведений, родилось много вариантов текста куплетов песни-марша. Но припев, лучше которого не придумать, всегда был авторским, Алексея Суркова.

 

Песню «Катюша» знают все в нашей стране. Но мало кто знает, что «Катюша»— неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Эти установки активно использовались Советским Союзом во время Второй мировой войны.

Знаменитая боевая установка «Катюша» была разработана в 1941 году. Её называли оружием победы. Боевых подобных «Катюш» враг так и не смог создать.

Но почему страшное фронтовое оружие получило столь ласковое прозвище: «Катюша»? И почему именно Катюша? По этому поводу существует несколько версий. Первая принадлежит фронтовикам. Мол, перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке.

 

Вторую версию выдвинули военные специалисты. Читая статью в «Правде», они строили догадки, что же за оружие применено под Оршей? Целый залп! Значит, пушка автоматическая и многоствольная. В сообщении указывалось, что в районе поражения все горело. Понятно: снаряды зажигательные – термические. Огненные хвосты?! Это же ракеты. А кто тогда считался их «отцом», специалисты преотлично знали: Андрей Костиков. Полигонщики называли «БМ-13» по-своему: «Костиковские автоматические термические», сокращенно – «КАТ». И среди фронтовиков, приезжавших на полигоны, слово «кат» прижилось быстро. Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши».

 

Другой вариант версии, порожденной спецами, предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномета – установки выпускались заводом имени Калинина...

 

И еще ... Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобное. Вместо этого звучали команды: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет. Вот так и пошло:

«Выходила на берег Катюша...

Выходила, песню заводила...»

 

 «Катюши» участвовали в сражениях под Москвой, Сталинградом. Защищали Ленинград и дошли до Берлина. Песня «Катюша» получила популярность во время ВОВ.

Посмотрите на экспозиции, где рассказывается об этой песне.

А сейчас  посмотрите видео с песнями   «В землянке», «Тёмная ночь», «Огонёк». Эти песни шли с нашими бойцами по  военным дорогам. Стихотворение «В землянке» написано Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, 27 ноября 1941 года на Западном фронте. В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку.

 Песня быстро получила признание в частях красной армии, разносясь из уст в уста по всем фронтам. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи.

Текст  стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!»

 Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

 А сейчас подумайте, какая роль была  этих песен на войне? Какие мелодии у этих песен?

 

- Да эти песни, несмотря на лирическую мелодию, были очень важны для наших солдаты. Воюя на фронтах Великой Отечественной войны, они знали, что «любимая не спит» и ждёт его.  И поэтому они уверенно шли в бой «за Советскую Родину, за родной огонёк».

 

Когда на смерть идут - поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою

 – Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв. И умирает друг.

 И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черёд.

За мной одним идёт охота.

Будь проклят сорок первый год

Ты, вмёрзшая в снега пехота!

 

Песни походные, лирические, строевые. Песни-лозунги, песни-призывы. Они поднимали бойцов в атаку, согревали на привалах, помогали выстоять, выжить, вернуться домой.

 

   Одной из популярных песен ВОВ была песня о двух друзьях. Но это уже потом закрепилось это название, а вначале, ее как только не называли «Калужская-костромская», «Дай жизни, Калуга», «Два друга».

Первый ее исполнитель Вадим Алексеевич Козин рассказывал: «Боевые дела и подвиги героев-моряков, многие из которых сменили море на сушу и сражались в отрядах морской пехоты, вдохновили на эту пеню ее авторов-поэта Василия Лебедева-Кумача и композитора Анатолия Лепина. И получилась прекрасная песня, посвященная мужской дружбе и братской взаимовыручке, готовности прийти на помощь другу в тяжелую критическую минуту. Песню восторженно принимали не только моряки, но и воины других родов войск. В ту пору  песню распевали повсюду – и на фронте и в тылу. После того, как песня была опубликована, ее взяли в свой репертуар многие ансамбли, нередко сам автор, композитор Анатолий Яковлевич Лепин аккомпанировал певцам, выступая в концертах перед воинами и населением…

Песня о двух друзьях – это песня-боец. Вот какой факт из своей биографии приводит в своей книге « Музыка на фронтах Великой Отечественной войны», музыковед, фронтовик Данилевич : «По свидетельству  гвардии капитана Сюткина,- пишет он, в дни наступления наших войск в районе Калужской области  духовой оркестр Н-ской части при отражении контратаки противника был брошен в бой вместе с ансамблем. Под звуки песни «А ну-ка дай жизни, Калуга» бойцы косили врага. Музыканты тогда наравне с другими участниками сражения были награждены орденами и медалями.

Живет у нас в Калуге уникальный человек – Матрена Петровна Леш – председатель Совета ветеранов Московского округа. С 3 курса института добровольно ушедшая в действующую армию, прошагавшая  войну в составе медико-санитарных войск, спасавшая жизни бойцам, которые возвращались в строй, чтобы быстрее покончить с фашизмом, в октябре 1943 года была отобрана из числа лучших солдат, сержантов и офицеров в ансамбль художественной самодеятельности для поднятия силы духа бойцов. В короткие сроки ансамбль был сформирован и начал действовать. Матрена Петровна вспоминает: «Мы выступали в окопах, на полянах, с кузовов автомашин, в госпиталях, вдохновляя бойцов выстоять и победить». Об их ансамбле неоднократно писала фронтовая газета «За Родину, отмечая исполнительское мастерство, задор самодеятельных артистов, которые своим искусством способствуют укреплению морального духа войск. Выполняя приказы командования, ансамбль в любое время и в любой обстановке выступал перед бойцами и местным населением.

Как вы думаете, какие песни могли звучать в госпитале?

 

Работа  в ансамбле вдохновила Матрену Петровну и она создала целый сборник своих стихов о той тяжелой военной поре. Многие ее стихи положены на музыку.

 

А сейчас посмотрите выступление совета нашего школьного музея. Ребята положили на музыку стихотворение Матрёны Петровны «Фронтовика» и сейчас исполнят для вас эту песню.

Песня «ФРОНТОВИКИ»

Минута молчания

После минуты молчания члены совета музея читают стихотворение.

 

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа... Песни войны… Как необходимы они были воинам… Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала. Каждый композитор и поэт, который вкладывал в свою творческую работу все душевные силы, все стремление служить общему делу, ощущал себя воином армии-освободительницы. Сегодня вы услышите песни военных лет. Каждая из них несет на себе неповторимую печать атмосферы тех далеких, но не изгладившихся из памяти лет, каждую отличают непреклонная решимость и устремленность к победе, объединявшие советских людей перед лицом суровых испытаний в годы Великой Отечественной войны.

Песни тех военных лет – поверьте!

 Мы не зря от дома вдалеке

Пели в четырех шагах от смерти

О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели

 – Как он был нелегок и не скор…

Песни с ветеранами старели,

 Но в строю остались до сих пор!

 

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иногда  старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

 

Самым популярным музыкальным символом, с которым ассоциируется Великая Отечественная война последние годы, является песня "День Победы", написанная композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой Победы в 1975 году. Песня прозвучала 9 мая в исполнении Леонида Сметанникова в передаче "Голубой огонёк" На праздничном концерте ко Дню милиции в ноябре 1975 года песня была исполнена в прямом эфире Львом Лещенко. Песня вызвала живой ажиотаж в зрительской среде и Льву Валерья́новичу пришлось повторно исполнять "День Победы" на "бис".

Так давайте же исполним вместе с вами эту песню.

Песня «День Победы»

 

 

 

 

Прослушивают запись звуков раннего утра, потом голос Левитана об объявлении войны предполагают, какая песня может прозвучать, определяют её роль в истории войны.

 

Отвечают на вопрос учителя, называют песни.

 

 

 

Просмотр видео с песней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика с т песней «Катюша»

(парная работа)

Изучают текст песни «Катюша», отвечают на вопрос: Почему «Катюша» в кавычках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика с песней «Катюша»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеороликов песен «В землянке», «Тёмная ночь», «Огонёк».

(Групповая работа)

Изучают  песни «В землянке», «Тёмная ночь», определяют характер этих песен.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеоролика с песней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся анализируют и отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены совета музея читают стихотворение.

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я Отчизне,

Ныне Отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе, Песня бойцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней борьбы прозвучит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вместе с членами совета музея исполняют песню.

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

 

 

 

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности).

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности)

 

 

 

 

 

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности).

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности).

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности).

 

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные, (умение слушать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений), коммуникативные, (умение слушать и слышать, учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой)

 

Личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведения) регулятивные (оценка своей деятельности)

 



5

Рефлексия деятельности

– Какие вопросы мы задавали в начале урока? Для чего нужны ли песни на войне? Давайте сделаем выводы, как помогали песни солдатам на войне и какую роль, по вашему мнению, они сыграли в приближении нашей Победы.

 

Да. песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизироваться,  собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Давайте подведём итог. Для этого вам необходимо закончить фразу.

 

.В результате урока я узнал (а)…….

 

МНЕ бы хотелось продолжить исследовательскую деятельность в данном направлении потому что…

 

 

 

Отвечают на вопросы. Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками

Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации), регулятивные (оценка своей деятельности), личностные (нравственно-этическое оценивание, умение выделять нравственный аспект поведен

 

Литература.

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2.

3. Сборник - Песни с фронта. Сборник военных песен

4.Сборник - Священная война М. Просвещение.2017)

5.Сборник - Защитнику отечества М. 2017)

6.Сборник песен военных лет Великая Победа М.: Музыка. 2015

7.Сборник - Песни с фронта. Сборник военных песен. М.: Музыка.2015

8. Любимые песни военных лет : песни, рассказы, фотодокументы. ноты для голоса в сопровождении фортепиано "Советский композитор", 1987

9. Сборник песен о войне Архив военной песни - Жанр: Военная песня М.: 2012

10. Песни  военных лет "Помним и чтим". Сборник М.  Просвещение 2015.

 


 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г

Введение В учебном курсе литературы имеются несколько тем, которые путём углублённого изучения их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления…

Введение В учебном курсе литературы имеются несколько тем, которые путём углублённого изучения их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления…

Содержание взаимодействия педагога и учащихся №

Содержание взаимодействия педагога и учащихся №

И шагали к западу полки. в чётком ритме наших грозных песен

И шагали к западу полки. в чётком ритме наших грозных песен

В радиограмме объяснили так: "Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь"

В радиограмме объяснили так: "Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмёшь"

Пару месяцев назад они сочинили свою знаменитую песню "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат", где солдаты спят и видят свой дом во сне

Пару месяцев назад они сочинили свою знаменитую песню "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат", где солдаты спят и видят свой дом во сне

Красноярского края Михаил Георгиевич

Красноярского края Михаил Георгиевич

Москвой, перед кинооператорами была поставлена задача – запечатлеть для потомков это историческое событие

Москвой, перед кинооператорами была поставлена задача – запечатлеть для потомков это историческое событие

Песня, прекрасно исполненная Краснознамённым ансамблем

Песня, прекрасно исполненная Краснознамённым ансамблем

Алексея Суркова. Песню «Катюша» знают все в нашей стране

Алексея Суркова. Песню «Катюша» знают все в нашей стране

Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши»

Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши»

Песня быстро получила признание в частях красной армии, разносясь из уст в уста по всем фронтам

Песня быстро получила признание в частях красной армии, разносясь из уст в уста по всем фронтам

Снег минами изрыт вокруг И почернел от пыли минной

Снег минами изрыт вокруг И почернел от пыли минной

Песня о двух друзьях – это песня-боец

Песня о двух друзьях – это песня-боец

Как вы думаете, какие песни могли звучать в госпитале?

Как вы думаете, какие песни могли звучать в госпитале?

Великой Отечественной войны.

Великой Отечественной войны.

Решение учебной задачи Организует побуждающий диалог

Решение учебной задачи Организует побуждающий диалог

Коровина В. Я., Журавлев В. П.,

Коровина В. Я., Журавлев В. П.,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018