Урок "Видоизменение корней"
Оценка 4.8

Урок "Видоизменение корней"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
экология
8 кл
30.01.2019
Урок "Видоизменение корней"
формировать понятие о видоизменениях корней, выяснить почему происходит видоизменения корней; развивать основные психические процессы, логическое мышление, умение поиска причинно-следственных связей, коммуникативную компетентность, умение работать с разными источниками информации, умение работать в группах, формировать познавательную активность к изучению природоведения, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, усидчивость трудолюбие.
Видоизменение корней.doc
Тема: Видоизменения корней. Задачи:формировать   понятие   о   видоизменениях   корней,   выяснить   почему   происходит видоизменения корней; развивать   основные   психические   процессы,   логическое   мышление,   умение   поиска   причинно­ следственных   связей,   коммуникативную   компетентность,   умение   работать   с   разными источниками информации, умение работать в группах, формировать познавательную активность к изучению природоведения,  воспитывать бережное отношение к окружающему миру, усидчивость трудолюбие. Материалы и оборудование:  дидактические  карточки, гербарий,  корнеплоды,  лабораторное оборудование, презентация, мультимедийное оборудование. Методы:  частично­поисковые,   информационно­рецептивные,   эвристические,   проблемного изложения, интерактивные. Тип урока: комбинированный. Ход урока I.Вступительная часть. 1.Организационный момент. 2.Н.П.П. Добрый день, дети! Посмотрите на меня и друг на друга, улыбнитесь.  Подарите улыбку друг другу. Дарите друг другу тепло и улыбки.  Прощайте обиды, чужие ошибки.  Улыбка всесильна и стоит награды.  Всего лишь улыбка и вам будут рады. II.Основная часть 1.Проверка домашнего задания Упражнение «Дополните схему» (задание выполняет два ученика у доски)   Задание 1. Виды корневых систем                                                                             Ответ: Стержневая, мочковатая.        Задание 2. Виды корней   Отвтет: Главные корни, боковые  корни,  придаточные корни. Задание 3.                                                      Функции корней                                                                          Ответ:всасывают   воду,   всасывают   миниральные   соли,   удерживают   растения   в   почве, накапливают питательные вещества.                                            Задание 4. «Немой рисунок»  Назовите виды корневых систем Ответ:  А. Стержневая, Б. Мочковатая   Задание 5.«Установить последовательность перемещения воды с минеральными веществами»  А) по сосудам корня вода попадает к стеблю растения; Б) по клеткам коры корня вода попадает в сосуды центрального цилиндра; В) вода поступает через корневые волоски к клеткам коры корня; Г) сосудами стебля вода попадает во все другие органы растения. Правильные ответы: 1) В 2) Б 3) А 4)  2.Актуализация опорных знаний: воспроизводятся знания, умения, жизненный опыт учащихся, необходимый   для   освоения   нового   материала,   проверка   готовности   к   восприятию   новой информации Угадайте о каком растении я вам раскажу  Это растение называлось «Дьявольский фрукт» Рассказывали про него страшные для того времени истории. Например, говорили что первый его куст вырос не где­нибудь, а на могиле дочери царя Мамерса, которая была страшной грешницей. А потому каждый, кто попробует этот «дьявольский фрукт» будет грешить и, конечно, попадёт в ад. Почти сто лет понадобилось картофелю, чтобы завоевать любовь русского народа.  Девиз урока:                                                            Ум заключается не только в                                                                    знаниях, но и в умении                                                                              применять знания                                                                                           на практике.                                                                                                    Аристотель 3.Мотивация учебной деятельности: возбуждение интереса к обсуждаемой теме и умственной активности, подготовка к сознательному восприятию нового материала. Проблемный вопрос  Как вы думаете, с какой целью природа наделила корень дополнительными функциями? 4.Сообщение темы и цели урока: Тема нашего урока: «Видоизменения корней»  Определение цели и задач урока вместе с детьми:  • формировать понятие о видах видоизменения корней; • определить функции корневой системы и видоизменения корня; • развивать умение поиска причинно­следственных связей;  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру. 5..Изучение   нового   материала:  инструментом   является   технология   обучения,   овладение учениками новых знаний и способов действий через активизацию умственной деятельности. 1) Работа в группах  I группа – корнеплоды  с. 51; 2, 3 абзац.  (гербарий) II группа – корнеклубни  с.514, 5 абзац. (гербарий) 2)Упражнение  «Ассоциативный куст» ВИДОИЗМЕНЕНИЯ Вывод:   видоизменения   –   это   смена   внешнего   вида,   в   связи   с   выполнением   корнем дополнительных функций. 3) Виды видоизменений (рассказ учителя с объяснением)  У корней растений есть две основные функции: 1) закрепление растения в почве, 2) поглощение воды и растворенных в ней минеральных веществ. Однако нередко корни растений выполняют ряд дополнительных функций, в результате чего видоизменяются, т. е. в природе имеют место видоизменения корней. Наиболее известные видоизменения корней. Корнеплоды Корнеплод   —   это   видоизменение   главного   корня   и   нижней   части   стебля,   в   которых накапливаются запасные питательные вещества (крахмал, сахара и др.). Корнеплоды характерны для таких растений как свекла и морковь, а также ряда других. Чаще всего корнеплоды встречаются у двулетних растений. Они образуются в конце первого вегетационного периода такого растения, обычно в конце лета или начале осени. Растение за лето   накапливает   запасные   питательные   вещества,   осенью   ее   надземная   часть   отмирает.   На второй год весной стебли и листья снова отрастают. При этом используются запасные вещества из корнеплода. В этот год растение цветет и плодоносит, после чего отмирает полностью. Корнеплоды   многих   растений   человек   использует   для   своего   питания.   Урожай   собирают   в первый год. Если надо получить семена, то корнеплод оставляют в почве на второй год. Корневые клубни Корневые   клубни   —   это   видоизменения   придаточных   и   боковых   корней,   в   которых накапливаются   запасные  питательные  вещества.  Клубни  характерны  для   таких  растений   как батат, георгины и ряд других. Корневые клубни по­другому называют корневыми шишками. Корни­прицепки Корни­прицепки   (или   корни­зацепки)   —   это   видоизменения   придаточных   корней,   служащие растению для прикрепления к какой­либо опоре. Эти корни находятся над почвой. Так растение выносит свои вегетативные части (стебель и листья) к свету при отсутствии прочного стебля. Корни­прицепки можно наблюдать у плюща. Корни­подпорки Корни­подпорки, или опорные корни, также развиваются из придаточных корней и находятся в воздушной среде. Они образуются у ряда тропических деревьев на стволах и ветвях. Далее они растут до почвы. У ее поверхности они сильно ветвятся и как бы подпирают растение. Пример растения с корнями­подпорками — это баньян. Воздушные корни Воздушные корни характерны для орхидей, которые растут на вервях тропических деревьев. Здесь корни орхидей просто свисают вниз. В тропических лесах очень влажно, так что воду можно впитывать прямо из воздуха. Корни­присоски Корни­присоски   характерны   для   растений­паразитов.   С   помощью   таких   корней   растение внедряется в органы других растений и поглощает оттуда воду, минеральные и органические вещества. Такими растениями­паразитами являются повилика и заразиха. Корни­присоски также можно наблюдать у омелы, погремка, ивана­да­марьи. Они всасывают только воду и минеральные вещества. 4. Физминутка «Станем мы деревьями». Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч Ноги – это корни, их поставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой. Наклоняются, складывают ладони чашечкой Из глубин подземных воду доставали. Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз Он чуть­чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают. Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками 5.Упражнение «Мозговой штурм». Какое значение видоизменений корней в жизни растения?         Накопление питательных веществ;  Опора;  Переживания неблагоприятных условий;  Дыхание;  Приспособление к условиям произрастания. Какое значение видоизменение корней в хозяйстве человека?   Пища для человека и животных;  Лекарство;  Сырье для пищевой промышленности. 6.Обобщение и систематизация приобретенных знаний: осмысление новых знаний и умений, их систематизация и обобщение, закрепление изученного 1) Упражнение «Корзина видоизменений» (выбрать из предложенного перечня видоизменений цифры, соответствующие видоизменениям главного или придаточных корней:  1. Морковь  2. Батат 3. Редиска 4. Кукуруза 5. Плющ 6. Свекла 7. Орхидея 8. Хрен 9. Георгина 10. Сельдерей 11. Баньян 12. Репа                                     1 вариант ­ главного корня      2 вариант ­ дополнительных корней   Взаимопроверка (ответы) 1 вариант ­ ( 1, 3, 6, 8, 10, 12 )                      2 вариант ­ ( 2, 4, 5, 7, 9, 11) 2) Загадка о видоизменениях корней 1. Маленькая, красненькая,   С хвостиком тоненьким.   На огороде меня рвут И к столу подают… (Редиска) 2. Очень зелен, и густ  На грядке есть куст.  Покопайся немножко:  Под кустом ...(Картошка)  3.Корешок оранжевый спрятался в земле,  А коса зелёная в утренней росе.  Хочется отведать вноь и вновь, и вновь  Эту всем полезную, вкусную... (Морковь) 4. Есть на нашем огороде, Чудо вкусное в природе. Пусть она и небольшая, Только вкусная такая. Цвет бордовый и ботва, Под землей растет всегда. Отгадать нам всем пора, Этот овощ, ведь… (Свекла) 5.Очень горький ­ но полезный! Защищает от болезней! И микробам он не друг ­ Потому что это ­ ... (Лук) III.Заключительная часть 1.   Итоги   урока:   устанавливается   соответствие   между   задачами   урока   и   его   результатами, вносятся коррективы, определяются перспективы. Обращаем внимание на проблемный вопрос урока Проблемный вопрос Как вы думаете, с какой целью природа наделила корень дополнительными функциями? Итак, природа дала корням растений дополнительных функций для того, чтобы растения смогли приспособиться   к   условиям   среды   в   которых   они   растут.   Также   для   хранения   запасных питательных веществ, чтобы пережить неблагоприятные условия среды. 2.Рефлексия   проверка  психоэмоционального  состояния  учащихся,  эффективности   мотивации деятельности.  На сегодняшнем уроке мы вспомнили… Изучили нового.... Ознакомились с такими понятиями… 3.   Сообщение   домашнего   задания:   объяснить   особенности   выполнения   домашнего   задания, провести инструктаж, мотивировать учащихся на его выполнение  Прочитать стр 51­53, изучить понятие, подумайте почему корнеплоды, корнеклубни образуются преимущественно у травянистых растений.

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"

Урок "Видоизменение корней"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019