Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
27.11.2018
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»
Цель урока: Изучение рассказа писателя и выявление проблемы, поднятой Л.Кассилем в рассказе « Солнце светит», пути их решения; Задачи урока: 1.обучающие: раскрыть авторский замысел, определить основную идею рассказа; 2.развивающие: развивать навыки аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память; 3.воспитательные: формировать доброе отношение к людям, воспитать целеустремленную личность, ответственную за свои поступки, преодолевающую трудности, помочь осмыслить поступки подростков, помочь осознать то, что нет людей, похожих друг на друга; Методы: проблемный, эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы); иллюстративный (с использованием мультимедиа), диалог, самоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность; работа с опорной схемой; логическая задача; Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя, комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование слов, кластер, работа с художественным текстом, интервью, ассоциативный ряд;
Конспект урока для 5 класса по литературе по рассказу Льва Кассиля Солнце светит.doc
Конспект урока 6 класс  Тип урока: Урок усвоения  новых знаний Цель урока: Изучение рассказа писателя и выявление проблемы, поднятой  Л.Кассилем в рассказе « Солнце светит», пути их решения; Задачи урока:  1.обучающие:  раскрыть  авторский замысел, определить основную идею  рассказа; 2.развивающие: развивать  навыки аналитического чтения, ассоциативного  мышления, устной монологической речи, навыки чтения текста с извлечением  конкретной информации, развивать ассоциативно­образное мышление,  память; 3.воспитательные: формировать доброе отношение к людям,  воспитать  целеустремленную личность, ответственную за свои поступки,  преодолевающую трудности, помочь осмыслить поступки подростков, помочь осознать то, что нет людей, похожих друг на друга; Методы: проблемный, эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на  вопросы);  иллюстративный (с использованием мультимедиа), диалог, самоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность;  работа с опорной схемой; логическая задача; Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя,  комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование  слов, кластер, работа с  художественным текстом, интервью, ассоциативный  ряд; Формы работы учащихся: фронтальная, групповая Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор Познавательные УУД : знакомство  с творчеством писателя и анализ  рассказа «Солнце светит»; самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели; развитие образного и ассоциативного мышления; умение осуществлять информационный поиск, поиск и выделение необходимой   информации, решение  проблемных задач; построение речевого высказывания  в устной и письменной форме; Регулятивные УУД : умение планировать собственную деятельность в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение  контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их  выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; Личностные УУД: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять  другую, формирование понятия о незыблемости вечных нравственных  ценностей: доброты, милосердия, уважения к человеку; формирование  потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение  дополнительной литературы, чтение произведений, не включенных в  программу ; Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками  при решении учебных проблем, умение слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи; Основные термины и понятия Тема, идея, изобразительно –выразительные средства, антитеза Планируемые образовательные результаты: Научатся: работать с текстом; находить проблемы, поднятые Л.Кассилем в  рассказе «Солнце светит» и решать их; Получат возможность :  совершенствовать собственную речь; активно  сотрудничать на уроке, проводить самоконтроль и самооценку достигнутых  результатов, вступить в диалог с автором текста; извлекать информацию,  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план, таблицу, схему); высказывать и обосновывать свою точку  зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,  быть готовым корректировать свою точку зрения; Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 1)Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас сегодня видеть на этом  уроке, рада видеть ваши улыбающиеся лица. Я чувствую, что в классе  становится теплее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые люди.   Человеческая доброта удивительна, А улыбка от души восхитительна,  Вы друг другу и гостям улыбнитесь, И тихонечко садитесь. 2. Подготовка  учащихся к работе на основном этапе урока.  Постановка цели и задачи урока.  Учитель   Посмотрите на слайд и скажите,  кого вы видите? На слайде фото  нищего и слепого.) А какие чувства в вас вызывают эти люди? (чувство  жалости, сострадания,  милосердия)    Ответы детей  Учитель    Сегодня мы поговорим о  людях, искалеченных войной. О том,  как сложилась их жизнь в послевоенное время. .  А поможет нам в этом  рассказ Льва Кассиля  « Солнце светит».  Дома вы прочитали этот рассказ.   Вам понравился рассказ?  Назовите главных героев этого рассказа.  Ответы детей. Учитель Да, в  рассказе мы встречаемся с двумя совершенно разными  героями, с совершенно разными характерами в послевоенное время.   Подумайте, а чем мы с вами будем заниматься? Используя опорные  слова на доске, определите цель урока. Анализировать  рассказ писателя  Выявлять проблемы, поднятые автором Находить пути их решения и сделать вывод о том, какие качества важны для  преодоления жизненных трудностей?  Сравнивать главных  героев Итак, цель поставлена, пора в путь.     Ребята, какие качества помогают определить черты характера     Учитель   человека? ( Ответы детей) ­ доброжелательность; ­ открытость; ­ человеколюбие; ­  усидчивость; ­ открытость новому; ­ серьезность; ­ добродушие; ­ сдержанность; ­ тактичность; ­  веселость; ­ целеустремленность; ­ настойчивость   Сегодня я сама предложу для вас тему урока. Если темно на душе,  солнца не  увидишь     Откройте    красиво. Не спеша.        свои тетради. Запишите число и тему урока: «» Пишем      Следим за осанкой. Записали. Хорошо. Учитель  Но прежде чем перейти к самому произведению, мы побываем в музее Льва  Кассиля. Выступает Иванов Евгений. Учитель   Итак, что нового вы узнали о писателе? Что вас удивило, что показалось  интересным? Ответы Учитель.  А теперь я предлагаю составить ассоциативное поле. В центре поля будут слова  «Характер и война» ­ напишите, какие черты характера необходимы, чтобы преодолеть  трудности войны? (ответы учащихся, среди которых одно из качеств – жизнестойкость,  может быть, сила духа).  Учитель­ Все названные качества важны, и сегодня мы посмотрим, какими из этих качеств  обладали наши герои и как эти качества повлияли на их жизни.  Поработаем в группах,  составим  таблицу .  1 группа Слепой Нищий Внешность Ладное большое,красивый Грязный согнутый человек в лохмотьях, прыгали  перепуганные глазки на  конопатой физиономии приветливый с чистым и  очень светлым лицом с  большими спокойными  глазами и ровными  приятно выгнутыми  бровями, неожиданная  глубокая морщина 2 группа Характеристика  движений С удивительной свободой  двигался, уверенно, легко, ловким, точным, быстро,  аккуратно, точно,  нетерпеливый пальцы вороватое, озираясь… плаксиво гримасничая 3 группа 3 группа Общение с  окружающими Отношение  окружающих  Отшутился, «Без паники,  мамаша» Всем понравился он 5 Черты характера  Жизнестойкость Гордость Оптимизм Словоохотливый, весёлый, общительный,  приветливый, здоровый,  сильный Кланялся налево и направо,   с внезапной злобой Болезненным сочувствием  глядели, скорбно вздыхали,  после – брезгливо  отодвинулись люди Душевная слепота Трусость Отсутствие чувства  собственного достоинства Аналитическая работа над рассказом. « Мозговой штурм»  ­ Сравнив двух героев, что мы можем сказать об их поведении?  Сейчас я предлагаю вам составить синквейн к словам слепой и нищий.  Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?  Были ли знакомы нищий и слепой. Где они познакомились   Как случилось, что  главный герой ослеп? Где это произошло? ( Он ослеп на  войне, его осколком ранило в плечо и в левый глаз) Есть ли в этом вина нищего  Потерял ли герой веру в себя после ранения? (нет, так как он сильная  личность)  ­ У обоих героев есть физические увечья, но как они их получили? ( один на  войне, а другой от фронта отлынивал)  Как слепой относится к себе? Любит ли он, когда его жалеют? Докажите  примером из текста.  ( Всюду нам дорогу уступают….  Можно ли сказать, что этот человек обладает огромной душевной силой?  (не  потерял веру в себя, в людей, иной зрячий не так цепляется за жизнь как этот  человек.  ­ Какой главный принцип был у героя? (Красота и порядок) О какой красоте  говорит герой? (душевной)     ­ Как они зарабатывали себе на жизнь после войны? (один зарабатывал сам  тем,что ПРИНОСИЛ людям радость, а другой ПРОСИЛ у других подачки).  ­ Приносить людям радость это легко или просто? ­ Как слепой называет нищего? ( жаба, паразит, пёс). Почему? ­ Как реагируют люди на нищего после происшествия? брезгливо  отодвинулись люди от нищего) Почему?  Как вы понимаете выражение « Убогий ты душой, совесть у тебя была  слепая…да и нонче не прозрела. Темно тебе на свете, да и просвета не будет, не жди…_  Что страшнее: физическая или душевная слепота?                 ­ Как не стать нищим душой, как не стать слепым душевно? Как сделать  так, чтобы твоя душа была ПОЛНОЙ, как сделать так, чтобы твоя душа СВЕТИЛА? (иметь любимое дело, служить людям, узнавать новое, радоваться жизни, замечать  прекрасное).   У  В.Маяковского есть такие строки?  «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить, и никаких гвоздей – вот лозунг мой и солнца!»  Можно ли отнести эти строки к главному герою? Почему? ( главный герой живёт по законам совести, для него важнее красота души  человеческой) ­ Можно ли о герое сказать, что это он – солнце??  Почему?   ­ Какова же основная идея рассказа?  Прочитайте строки, в которых заключается  идея. ( Одинаково светит солнце и по­разному видят солнце люди,  (если темно на  душе, солнца не увидишь)  Учитель   Вот мы и подошли с вами к основной проблеме рассказа Что тяжелее: быть слепым физически или душевно?  ( ответы детей) ­ Знаете ли вы подобные примеры в современной жизни? Где человек сохранял бы  оптимизм, несмотря на жизненные трудности?  Конечно, люди с солнцем в душе существуют и сегодня. Подобных примеров немало,( это  Николай Островский, Алексей Мересьев, спортсмены­паралимпийцы и многие другие) но я бы хотела показать вам видеоролик об интереснейшем человеке, о ярком примере.   Составление мини­проекта.  А теперь мы с вами составим мини ­ проект, с какими бы предметами вы  сравнили слепого  и  нищего, дайте характеристику этого предмета,  используя прилагательные, оформив в виде кластера. Также вы должны  составить список таких качеств человека, которые, по вашему,  необходимы «настоящему» человеку.  Совет для друга и самого себя  Читая  и обсуждая отрывки из этого произведения, мы составим с вами список тех качеств, которые необходимы  «настоящему» человеку. (Таблица заполняется в конце урока) Качества Совет для друга и самого себя Сила воли   Выдержка Выносливост ь Отвага Мужество К каким выводам мы с вами пришли сегодня на уроке? Защита работ.   3. Оценка деятельности, результата, эмоциональная рефлексия.   В течение этого года  мы  знакомились с добрыми и прекрасными  произведениями, с мыслями, характерами и действиями разных людей. Я  уверена, что вы сможете разобраться в этом огромном и очень интересном  мире человеческих взаимоотношений и духовных ценностей. Дарите тепло  своего сердца всему, что вас окружает, уважает и любит. Пусть свет и тепло  вашей души ярко освещает вашу жизнь и жизнь других людей, которые с вами  рядом. Любите людей! Добротою жизнь согрейте! Общаясь с вами, я сегодня получила огромное удовольствие. То,  что рассказ  вам понравился, заставил вас о многом задуматься, я поняла из ваших  ответов, в ваших глазах я увидела интерес к тому, о чем мы сегодня говорили. ­А что вы получили? С каким настроением вы уходите с этого урока? Рефлексия 1.На сегодняшнем уроке я понял; 2. …я похвалил бы себя…"; 3. …особенно мне понравилось…; 4. После урока мне захотелось…; 5. Было трудно…; 6. Я почувствовал, что…; 7. Я научился…. Но так как урок у нас не совсем обычный, мне бы хотелось, чтобы мы с вами выполнили  одно упражнение, которое тоже подведёт своеобразный итог уроку, упражнение это  называется «Комплимент». Мы сразу учли содержание рассказа и начинаем нести свет.  Ваша задача – высказать комплимент деловым качествам, которые проявили ваши  одноклассники, вы можете сказать комплимент своим товарищам по группе, себе и т.д. Закончить наш урок хотелось бы стихотворением: В жизни по­разному можно жить: В горе можно и в радости; Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать И подарить его людям. Замечайте хорошее и дарите людям свет!!!  Домашняя работа:   1.Написать сочинение «Мои добрые дела». 2. Найти  и записать 7 пословиц о добре 4.Релаксация « Путешествие на облаке».     Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно  расположились на этой большой облачной подушке.    Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо.  Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?    Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в  такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты  чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что­ нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 секунд.)    Теперь ты снова на своём облаке, и оно несёт тебя назад, на твоё место в классе.  Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь  понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь  бодрый, свежий и внимательный.     Вывод. Мы не имеем право причинять другому человеку зло, горе, жестокую обиду, рану. Давайте попробуем: Не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.   Попробуй, и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими  людьми, какое удивительное чувство согреет сердце. Старайтесь ради себя самого не причинять вреда другому человеку. Запомните «золотое» правило нравственности: ­ не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Кассиля « Солнце светит»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018