Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"
Оценка 5

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
27.11.2018
Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"
Тема урока: Человеком надо быть всегда" (по рассказу Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»» с применением технологии критического мышления. « Тип урока: урок анализа художественного произведения Задачи урока: 1.обучающие: раскрыть авторский замысел, определить основную идею рассказа; 2.развивающие: развивать навыки аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память; 3.воспитательные: формировать доброе отношение к людям, воспитать целеустремленную личность, ответственную за свои поступки, преодолевающую трудности, помочь осмыслить поступки подростков, помочь осознать то, что нет людей, похожих друг на друга; Методы: проблемный, эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на вопросы); иллюстративный (с использованием мультимедиа), диалог, самоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность; Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя, комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование слов, кластер, работа с художественным текстом, интервью, ассоциативный ряд; Формы работы учащихся: фронтальная, групповая Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
открытый урок в 9 классе не пускайте .docx
Тема урока: Человеком надо быть всегда" (по рассказу Елены Габовой «Не  пускайте Рыжую на озеро»» с применением технологии  критического  мышления. « Тип урока: урок анализа художественного произведения Задачи урока:  1.обучающие:  раскрыть  авторский замысел, определить основную идею  рассказа; 2.развивающие: развивать  навыки аналитического чтения, ассоциативного  мышления, устной монологической речи, навыки чтения текста с извлечением  конкретной информации, развивать ассоциативно­образное мышление,  память; 3.воспитательные: формировать доброе отношение к людям,  воспитать  целеустремленную личность, ответственную за свои поступки,  преодолевающую трудности, помочь осмыслить поступки подростков, помочь осознать то, что нет людей, похожих друг на друга; Методы: проблемный, эвристический (постижение нового материала путем ответов учеников на  вопросы);  иллюстративный (с использованием мультимедиа), диалог, самоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность;  Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя,  комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование  слов, кластер, работа с  художественным текстом, интервью, ассоциативный  ряд; Формы работы учащихся: фронтальная, групповая Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор Познавательные УУД : знакомство  с творчеством Е.В.Габовой и анализ  рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро»; самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели; развитие образного и ассоциативного  мышления; умение осуществлять информационный поиск, поиск и выделение  необходимой  информации, решение  проблемных задач; построение речевого  высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные УУД : умение планировать собственную деятельность в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение  контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их  выполнение на основании оценки и учета характера ошибок; 1 Личностные УУД: умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять  другую, формирование понятия о незыблемости вечных нравственных  ценностей: доброты, милосердия, уважения к человеку; формирование  потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение  дополнительной литературы, чтение произведений, не включенных в  программу ; Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками  при решении учебных проблем, умение слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи; Основные термины и понятия Тема, идея, изобразительно –выразительные средства, антитеза Планируемые результаты обучения: Личностные:   достаточный объем словарного запаса и усвоенных  грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств  в  процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения  за собственной речью. Предметные: выявить  авторский замысел рассказа «Не пускайте Рыжую на  озеро»;  научить детей умению видеть нравственную  сторону  художественного текста . Метапредметные:  способность извлекать информацию из различных  источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на  определенную тему, способность определять цели предстоящей учебной  деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые  результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной  степенью свернутости ; умение создавать устные и письменные тексты  заданных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации  общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и  письменной форме ; владение различными видами монолога и диалога. Техники и технологии : технология развития критического мышления 1. Организационный момент.  Психологический настрой на урок. Ход урока. ­   Здравствуйте,   ребята.   Вижу,   что   у   вас   сегодня   у   всех   хорошее настроение? Тогда улыбнемся друг другу и приступим к работе.       Учитель. Многие взрослые считают, что детство – это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? (Ответы детей) Не совсем…Именно 2 в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием. Об этом  очень хорошо написала  в своих рассказах писатель  Елена Васильевна Габова. Давайте познакомимся с творчеством этого замечательного писателя. 2.Знакомство с творчеством писателя.  Романова Анна   слайд 1       Елена Васильевна Габова (Столповская)  родилась в1952 году в городе  Сыктывкаре.  Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного  института кинематографии. Автор  12 книг для детей и подростков. Книги ее  изданы в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для  детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии  Владислава Крапивина (2006) за сборники повестей и рассказов «Никто не  видел рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту,  совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры  Российской Федерации, член Союза писателей России. Ее творчество широко  известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки.         Первая любовь, несправедливость взрослых и одноклассников, зло и  добро – со всем этим сталкиваются герои ее рассказов. И в то же время мир  ее произведений возвышенно романтичен, наполнен стремлением к доброму и  прекрасному. Об этом и рассказ «Не пускайте рыжую на озеро».   3.Подготовка  учащихся к работе на основном этапе урока. Постановка  цели и задачи урока. Мотивация к учебной деятельности.            Слайд 2      Ребята, эпиграфом к уроку я взяла высказывание  В.Башунова.                       «Всё начинается с любви. Мы родились   на свет людьми –  давайте жить как люди!» Как вы понимаете эпиграф? (проявить милосердие, доброту, помогать  слабым, умения понять и услышать другого человека, пусть не такого, как все – вот чего нам всем не хватает! Быть всегда человеком – это и легко или трудно?  ( Ответы детей) Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните,   что только добрые люди оставляют свой след на Земле. Итак, рассказ вы  прочитали дома. Скажите, пожалуйста, вам  понравился рассказ? Чем?  3 (понравилась Светка, она не обращала внимания на оскорбления  одноклассников, она упорно шла к своей мечте,  Светка добрая,  целеустремленная, не понравилось отношение одноклассников)) Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О взаимоотношениях одноклассников, о жестокости подростков) Ребята, значит, о чем мы будем  сегодня говорить на уроке? Слайд 3 Откройте  свои тетради. Запишите число « Двадцать второе ноября» и  тему урока: «Человеком надо быть всегда»   Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? 1. Анализировать текст 2. Научиться давать оценки поступкам героев 3. Выявлять проблемы, поднятые Е.Габовой в рассказе. Да, именно над  рассказом Е. Габовой будем работать на уроке. 4) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не  пускайте Рыжую на озеро» Учитель. Что вы можете рассказать о главной героине рассказа? (Света  Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень  бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как  проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы,  одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность,  внешность и за непослушание).  –  Найдите описание Светы в начале рассказа и в конце. Зачитайте.  Какой художественный прием использует автор, чтобы описать  внешность девушки? Какие изобразительно­выразительные средства   использует автор для того, чтобы описать Свету. (Основной прием –  антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света  Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет!  Молодая женщина на сцене прямо­таки роскошная.»     метафора  «… от всей её наружности веет благородством» сравнение «Волосы  грубые и толстые, словно яркая медная проволока», коса напоминала трос» , «глаза зелёные,  блестящие, как лягушата» эпитеты Для чего автор употребляет изобразительно­выразительные средства  языка? В данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для  4 усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и  точки зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям,  открыть нечто новое в героях. ­Какие черты Светы ­ внешние или внутренние ­ передаются  рассказчиком в прозвище «Рыжая»? (внешние).  ­Разве можно судить о человеке по его внешности? (нет).  ­А по каким поступкам мы судим о человеке? ( ответы детей) ­Почему Светку не любили одноклассники?  Почему к ней так  относились, ведь, она ничего плохого никому не сделала?  Светку не любили, дали кличку Рыжуха. Все в ней одноклассников  раздражало: и внешность, и голос, и то, что одевалась бедно. Не нравилась  им и Светкина семья, из которой ушел отец. «Дружный» класс за все  презирал Светку. На уроках физкультуры Быкова дотрагиваться до нее боялась, «словно  Светка прокаженная» Ее высокий  «ужасно пронзительный» голос  раздражал одноклассников. А почему она не обижалась на них? Как автор нам объясняет это?  Потвердите примером из текста. «Привыкла, наверное», ­замечает автор.  А как можно привыкнуть к тому, когда тебя обижают?( ответы) Ее внутренний  мир был закрыт для  одноклассников, ею никто не  интересовался.  Но она была другая. Она была выше и чище их. В ней не  было зла, которое испытывали одноклассники, особенно девчонки. Но мы должны  назвать главную причину того, почему Светка не обижалась   на     одноклассников.   Эта     черта     характера     многим помогает     выстоять,   жить     и   добиваться       многого   ­   это   умение прощать. Может, вы не согласитесь с этим? (Мнения учеников). А другие ребята почему не заступались за Светку? Ведь классе были не  только  Маринка Быкова и Женька? Остальные ребята были,  наверное, такого же мнения о Светке.  Это  ложное мнение, что он «дружный класс», мешало им.  Они были  «дружные»  в своих поступках по отношению к Светке.  5 Почему так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная  причина – отправиться на озеро, заплыть далеко­далеко и петь, чтобы  слушал весь мир её) Учитель: Только во время похода Света находила себя, она могла петь, её  голос сливался с миром природы, ей никто не мешал, и Свете было  хорошо. – А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в  конце – она пела высоким, удивительно  знакомым голосом, так пели  только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) ­В тексте есть фраза «Почему ей нужно было петь на середине озера­не  понимаю». А вы понимаете? Обоснуйте свой ответ. – А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька  выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть  теплоход) ­Давайте найдём фрагмент рассказа со слов: Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода…  и выразительно прочитаем до слов….А  мне это «что­то» мешало радоваться. Оцените чтение, удалось ли ребятам  передать эмоциональное значение эпизода?  Вопросы: 1. Что вы почувствовали, прослушав эту часть, какие ощущения у вас  2. Что было неожиданным?(что одноклассники так жестоко могли  возникли? обойтись с ней)  3. Какие Ваши ожидания  подтвердились? – Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки) – Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой? (Думаем не  всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному») – Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»?  (Ребята называют  несколько человек) ­ А как относится к героине рассказчик?  Понимал ли рассказчик, что Женька не прав?  (Понимал).  Понимал ли он, почему   Светка так 6 бедно одета?  (Да).Понимал  ли он, что у Светки особенный, красивый голос, когда  та пела  на  озере? (Да, конечно, он говорил, что даже озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце  подчинялось).  То есть, рассказчик  понимает  Светку, но почему же  он ни разу не остановил   бездушных одноклассников, не защитил её? Может, он  чего­ то испугался?  Он   просто     слабовольный,     молча     осуждает   действия одноклассников, боится высказать своё   мнение ­ такое   поведение   мы называем  малодушием ­  это синоним  слабохарактерности, слабоволия. Рассказчик  внутренне не всегда был согласен с одноклассниками, но всегда молчал. – Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье,  оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы  не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась  своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её  голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей  даже солнце  подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не  обижал)      Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась,  выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Учитель: Исцеляло ещё Свету и  озеро. Почему? Определим символику  озера в рассказе. Слайд 4  Во многих древних культурах оно представлялось источником жизни.  Погружение в озеро означало возрождение и восстановление. Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с  отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.  ­В   десятый   рыжая   не   пошла».  Как   вы   считаете,   почему? Предположите. (Видимо, она устала от такого отношения, от оскорблений и, наверное, захотела  учиться любимому делу­пению).  Учитель. Прошло 5 лет, рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в  оперном театре, почему? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто  причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье. слайд 5 – Внимательно проследите за состоянием рассказчика в  театре. Что он  чувствовал, когда услышал пение « роскошной красавицы»  Какие приемы  использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение.) "Когда же  она  запела высоким, удивительным голосом, меня мгновенно бросило в пот"  Какова лексическая роль фразеологизма "бросило в пот"? (подчеркивает  7 сильное волнение рассказчика, который осознает свою вину, вину  одноклассников). ­ Почему одноклассник не захотел встретиться с  бывшей  одноклассницей, с оперной певицей  после концерта? Он не понимал, чего больше было в его сердце – восторга или стыда за  прошлое. То зло, которое родилось в классе, теперь его мучило. Он  осознал, что Светлана оказалась «золотой», а весь класс – рыжий.  Терпеливая, добрая, талантливая, целеустремленная, поэтому она  прославилась. Учитель: Итак, мы проанализировали рассказ Елены Габовой « Не пускайте  Рыжую на озеро», скажите  Какова главная мысль текста?        Надо уметь понять и услышать, принять другого человека, пусть  и не  такого, как все. А какие проблемы поднимает автор в своём рассказе? ( подростковая жестокость, проблемы одиночества,зависть, бездушие…) Как вы думаете, можно ли было остановить жестокие действия мальчишек  или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли  только взрослые , у которых есть авторитет. О причине жестокости  детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».) Чему учит  Е. Габова своим рассказом?  Она показала, что только добрые, целеустремленные, порядочные люди  преодолевают трудности, находят свое место в этой жизни. Надо быть не только самим собой, но и,  если обижают слабого, защитить  его.   ­Человеком надо быть всегда.  5. Работа в группах. А теперь ребята, я предлагаю вам творческое задание. Для этого вы будете  работать в группах. 1группа. Основные проблемы в рассказе названы, но мы с вами не  выявили пути решения этой проблемы. Задание, предложите свои  решения, какую помощь можно оказать, дайте совет, основываясь на  своих жизненных примерах. 8 1. Подростковая жестокость Решения – смотреть добрые передачи – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого  классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать  подростков в активную жизнь класса 2. Проблема одиночества    – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам,  классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику; 3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей    Зависть девочек   4.                          – таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы  Сергеевой),  – больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека 2 группа Светлана осталась на берегу, никто не услышал ее, она промолчала. А  что, на ваш взгляд, чувствовала Света? Давайте попробуем услышать  крик ее души. Напишите мини­сочинение из 10 предложений. 3 группа Написать памятку : « Как не стать жестоким» ­ Радоваться счастью других; ­Защищать  слабых; ­Быть внимательным к людям ­Уважать одноклассников; ­Стремиться к знаниям; ­Быть целеустремлённым;  ­Развивать свой талант; Быть всегда человеком; 9 Я вам даю 7 минут на подготовку. через 7 минут положили ручки и  один  человек из вашей группы  будет выступать у доски. Защита работ. 6.Оценка деятельности, результата, эмоциональная рефлексия. Выводы. Ребята, достигли ли мы с вами задачи, которые поставили в начале  урока?  1.проанализировали рассказ Е.В.Габовой «Не пускайте  Рыжую на  озеро»; 2.Выявили  проблемы, поднятые Е.А.Габовой в рассказе «Не пускайте  Рыжую на озеро»,  3. Нашли пути их решения; Так давайте поставим оценку за урок. Я тоже хочу оценить ваши ответы.  Мне понравились ответы…….. Учитель: Светлана ощутила горечь одиночества…и тягучее, преследующее  повсюду, обидное­ «Ры­ы­жая» . Что она чувствовала, знает только она.  Помните ,вы не одни на свете, кроме вас есть другие люди; и они нуждаются в вашей доброте, понимании, мужестве, защите и помощи.  Быть всегда  человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать  интересы других трудно. И мне хочется, чтобы вы это запомнили. Вы можете спросить меня: « А как нужно жить?» (А вот мой ответ на этот  вопрос. Слайд 6 В жизни по­разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости... А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде. Рукой раскалённое солнце достать И подарить его людям!   В заключении я хочу подарить вам это сердце­символ любви,  Слайд 7   отзывчивости ,милосердия ! А каким будет ваше сердце , зависит от вас.  7.Домашнее задание : слайд 8 10 1.Сочинение «Поступок, за который мне было стыдно». 2.Письмо Свете Сергеевой 3.Сочинение­рассуждение « Как вы думаете, придёт ли Света Сергеева на  встречу выпускников через 10 лет». Спасибо за урок. 11

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 9 классе по рассказу Е.Габовой " Не пускайте рыжую на озеро"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018