Для реализации данной программы используется УМК по литературе под редакцией Г.В.Москвина, Е.В.Ерохиной, Н.Н.Пуряевой. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Структура программы: пояснительная записка (определение планируемых результатов при изучении предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, поурочное планирование, представлен также список стихотворений для заучивания)
Рабочая программа по литературе 9 класс.docx
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 76»
на заседании МО учителей русского языка и литературы, ИЗО, музыки
протокол от 31.08.2018 № 5
Принята
Утверждена
приказом по средней школе № 76
от 31.08.2018 № 146.1/0102
Руководитель МО: / Захарьева М.В.
Согласована
руководитель методического совета школы
Рабочая программа
31.08.2018 /Корниенко Н.А.
По
дата, подпись, расшифровка
литературе
в
наименование учебного предмета (курса)
9
классе
Захарьевой Марины Викторовны,
учителя высшей квалификационной категории;
(ФИО, должность, квалификационная категория)
20182019 учебный год
Для реализации данной программы используется:
1. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 1. – М.: ВентанаГраф, 2017.
2. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 2. – М.: ВентанаГраф, 2017. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
литература
в
9
классах
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражают:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и
человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Обучающиеся научатся:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ;
различать основные теоретиколитературные понятия;
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
запоминать основные факты жизни и творчества писателей;
воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать основные теоретиколитературные понятия;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанровородовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект)
наименование раздела
Литература как искусство
слова
№
1
2
Литература Античности
3
Литература Средневековья
Содержание учебного предмета
краткое содержание учебных тем
Художественная литература как искусство слова. Литературный процесс. Этапы развития мировой
литературы
Античная литература. Жанры античной литературы. Форма и содержание литературного
произведения: тема, идея. Античная лирика. Содержание и образы в стихотворении. Тема, идея,
проблематика, сюжет, композиция. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма,
строфа. Ода. Особенности содержания и образов Тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Многообразие жанров древнерусской литературы. Связь литературы с фольклором. Слово как жанр Западноевропейская
литература 1418 вв.
4
5
Русская литература 18 века
древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиознодуховные
корни. Система образов, образ автора, авторповествователь, лирический герой. Патриотический
пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней
Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Язык
произведения. Изобразительновыразительные средства: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола.
Аллегория.
Понятие о европейской литературе Средневековья. Основные жанры. Данте Алигьери.
«Божественная комедия» (фрагменты). «Слово о полку Игореве». «Слово…» как выдающийся
памятник древнерусской литературы.
Написание сочинения по литературному произведению.
Понятие о литературе эпохи Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Джованни
Боккаччо. «Декамерон» (фрагменты). Особенности содержания. Система образов.
Западноевропейская литература 18 века. Эпоха Просвещения. Классицизм. Сентиментализм.
Романтизм и реализм в зарубежной литературе. И.В.Гете. Роман «Страдания юного Вертера»
(обзор). Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет,
композиция.
Русская литература 18 века. Общественноисторические предпосылки возникновения литературы
нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России.
Основные направления русской литературы 18 века.
М.В.Ломоносов. Стихотворение «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Роль Ломоносова в развитии русской
литературы (теория трех стилей). Жанр оды. М.В.Ломоносов. Стихотворение «Памятник».
Взаимодействие зарубежной, русской литературы отражение в них "вечных" проблем бытия. Язык
художественного произведения.
Г.Р.Державин. Стихотворение «Фелица». Стихотворение «Памятник». Язык художественного
произведения. Изобразительновыразительные средства.
П.А.Вяземский «О Державине»(работа с научной литературой)
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
И.А.Крылов. Басни «Кошка и соловей», «Листы и корни», «Бедный богач», «Лев и мышь»,
«Разборчивая невеста», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк на псарне». Слово о писателе. Жанрово
стилевое своеобразие басен Крылова: социальноисторические, философские, моральнобытовые.
Язык и стиль басен. Аллегорические образы. Дидактизм содержания. Традиции и новаторство.
Написание сочинений по литературным произведениям. 6
Западноевропейская
литература конца 18 начала
19вв.
7
Русская литература 19 века.
Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы
романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.
Ф.Шиллер. Драма «Разбойники».
И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Слово о писателе. Роль творчества Гете в мировой литературе.
Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система
образов.
Дж.Байрон. Поэма «Чайльд Гарольд» (фрагмент). Место Байрона в развитии европейского
романтизма.
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины 19 века.
Связь литературного процесса с общественнополитической ситуацией в России. Общественный и
гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей
европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе других народов
России.
В.А.Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое», «Вечер». Жуковский как первый
представитель романтизма в русской литературе. Жанр элегии
А.С.Пушкин. Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Туча», «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный», «Осень». Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы
творчества.
Сочинение анализ лирического стихотворения.
А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы» как романтическая поэма. «Моцарт и Сальери». «Маленькие
трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Повесть «Пиковая дама». Тип героя
нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Роман в стихах
«Евгений Онегин». Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Историческая
основа и проблематика романа «Евгений Онегин». Энциклопедичность. Реализм романа. Система
образов романа «Евгений Онегин». Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная
композиционная и ритмикосмысловая единица произведения. Литературная полемика вокруг
романа. Восприятие романа современниками. В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина»
Сочинение по литературному произведению.
Обучение проектной деятельности.
Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков. Стихотворение «Разлука», «Ты хочешь меду, сын?».
Е.А.Боратынский. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог и голос мой не громок».
А.А.Дельвиг. Стихотворение «Соловей». Д.В.Давыдов. Стихотворения «Песня», «Листок».
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Смерть поэта», «Утес», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу».
Одиночество, смирение, надежда в лирике Лермонтова. Духовная основа в лирике Лермонтова.
Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Роман «Герой
нашего времени». Единство эпического, лирического и драматического в романе «Герой нашего
времени». Особенности сюжета и композиции романа «Герой нашего времени».
Сочинениеанализ эпизода.
Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Жанр общественной комедии. Композиция как способ выражения
авторской идеи. Реализм в русской литературе. Виды комического и приемы комизма. Поэма
«Мертвые души». Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Сюжетная основа произведения.
Смысл названия произведения. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов.
Своеобразие авторского пафоса. Язык художественного произведения.
Развитие русской прозы во 2 половине 19 века. Ведущая роль романа в отражении русской
действительности.
А.Н.Островский как создатель русского национального театра. Пьеса «Волки и овцы».
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача».
Ф.И.Тютчев. Философская лирика Тютчева. Стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Есть в
осени первоначальной…», «Фонтан».
А.А.Фет. Стихотворения «Учись у них, у дуба, у березы…», «На заре ты ее не буди…», «Вечер».
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…»,
«Тройка». Гражданская лирика. Лирический герой поэзии.
Этапы развития русской литературы 20 века. История и литературный процесс. Классические
традиции и новые течения в русской литературе конца XIX начала XX вв. Нравственный выбор
человека в сложных жизненных обстоятельствах.
М.Горький. Рассказ «Макар Чудра».
М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Общечеловеческое и социальное в повести. Комическое у
Булгакова.
В. Шукшин «Чудик». Тема современного «маленького» человека.
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Годы военных испытаний и их отражение в русской
литературе. Нравственный выбор человека сложных жизненных обстоятельствах.
А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Проблема национального характера. Мотив
праведничества.
8.
Русская литература 20 века. №
раздел
а
(главы)
Тематическое планирование
Наименование темы
1
2
3
4
5
6
7
8
Литература как искусство слова
Литература Античности
Литература Средневековья
Западноевропейская литература 1418 вв.
Русская литература 18 века
Западноевропейская литература конца 18 начала 19вв.
Русская литература 19 века.
Русская литература 20 века.
Всего
часов
1
3
7
4
10
6
60
11
102
Итого:
В течение учебного года должно быть выучено минимально 15 произведений (поэтической/прозаической формы). Дополнение списка
произведений для заучивания наизусть и определение жанра произведения учитель осуществляет самостоятельно согласно авторской
программе.
Отрывок произведения (поэтический 511 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк;
прозаический текст – 1520 строк (911 классы). Тексты для заучивания наизусть из драматического произведения определятся формой монолога.
Список произведений для обязательного заучивания:
1. «Плач Ярославны» (Отрывок из «Слова о полку Игореве»)
2. М.В.Ломоносов. Стихотворение «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны, 1747 года» (отрывок)
3. А.С.Пушкин. Стихотворения «Узник», «Я памятник себе воздвиг…», «Туча».
4. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (письмо Татьяны или письмо Онегина)
5. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Утес», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу».
6. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри» (отрывок)
7. Н.В. Гоголь «Мертвые души».(лирическое отступление о птицетройке)
8. И.С.Тургенев. «Русский язык» 9. Ф.И.Тютчев «Есть в осени
первоначальной..» ,«Фонтан»
10. А.А.Фет. Стихотворения «Учись у них, у
дуба, у березы…», «Вечер»
11. Н.А.Некрасов. Стихотворения «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Я не люблю
иронии твоей…»
Поурочное планирование по литературе в 9
классе (Приложение к рабочей программе)
№
п/п
№
по
теме
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
1.
2.
Тема урока
1. Литература как искусство слова (1ч)
Художественная литература как искусство слова. Понятие о литературный
процесс. Этапы развития мировой литературы
2. Литература Античности (3 ч)
Античная литература. Жанры античной литературы. (Урокобзор)
Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Стихотворение «Будем, Лесбия, жить,
пока живы».
Квинт Гораций Флакк. Стихотворение «Памятник». Жанр оды.
3. Литература Средневековья(7 ч)
Понятие о европейской литературе Средневековья. Основные жанры. (Урок
обзор)
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Божественная комедия»
как произведение позднего средневековья.
Данте Алигьери. «Божественная комедия». Смысл композиции
Понятие о древнерусской литературе. Основные жанры древнерусской
литературы.
«Слово о полку Игореве». «Слово…» как выдающийся памятник древнерусской
литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа.
«Слово о полку Игореве». Сюжет и композиция. Система образов. Пафос
«Слова…».
Художественный язык произведения. Учимся работать с научной литературой.
Д.С.Лихачев «Слово…» и художественная культура Киевской Руси».
4.Западноевропейская литература 1418 веков (4 ч)
Понятие о литературе эпохи Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные
жанры. (Урокобзор)
Джованни Боккаччо. «Декамерон» (фрагменты). Особенности содержания.
Система образов.
Западноевропейская литература 18 века. Эпоха Просвещения. Классицизм.
Сентиментализм. (Урокобзор)
И.В.Гете. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор). Особенности содержания.
5.Русская литература 18 века (10 ч)
Русская литература 18 века.
Общественноисторические предпосылки
возникновения литературы нового времени в России. Эпоха Просвещения в
России. (Урокобзор)
М.В.Ломоносов. Стихотворение «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.