Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»
Оценка 4.9

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература
9 кл
17.11.2018
Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»
В лекциипоказана изобразительность как характерная черта писательской техники И.А.Бунина на примере анализа текста автобиографического романа писателя "Жизнь Арсеньева". Одна из особенностей творчества Бунина - цвет, при помощи которого автор передает состояние окружающей среды, душевные переживания героя. В цветовом спектре писателя встречается более 20 цветов и оттенков, причем некоторые из них не единожды. На примере отдельных эпизодов романа показано мастерство писателя использовать различную цветовую гамму, чтобы позволяет передать настроение, чувства, скрытый символический смысл.
Мир детства Кочеткова.docx
Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» Кочеткова Елена Валентиновна  Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Гимназия №1» (МБОУ «Гимназия №1»)  г.Липецк Учитель русского языка и литературы Сердцем помню только детство: Все другое – не мое. И.А.Бунин. При свече Тема детства волновала И.А.Бунина всю жизнь, начиная с первых рассказов, таких как   «У   истока   дней»,   «Восемь   лет»   и   других.   Творчество   И.А.   Бунина   невозможно представить   без   его   поэзии   и   прозы   о   детстве.   Но   особое   место   занимает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». В автобиографическом   романе   «Жизнь Арсеньева» тема формирования творческой личности  имеет свои особенности.  Роман написан уже зрелым человеком, находящимся долгие годы вдали от России. Отрыв   от   России   усилил   стремление   писателя     вернуться   в   прошлое,   прожить   жизнь сначала,   оглянуться   и   увидеть   истоки   своей   судьбы.   Потеря   Родины   определила стремление писателя воскресить её в художественном слове, запечатлеть лучшие стороны в памяти новых поколений. На страницах романа «Жизнь Арсеньева» воссоздана картина мира через призму жизни отдельно взятой семьи. Для   автобиографического   романа   Бунина   характерна   включённость   малого пространства   в   большое,   бесконечности   –   в   пределы   одного   дома,   вечности   –   в   часы. Батурино   в   романе   представляется   бесконечным   миром   времени   и   пространства, позволяющим   выработать   цельность   восприятия   окружающего,   глубину   чувств   и переживаний Алексея Арсеньева. Почти   каждая   страница   «Жизни   Арсеньева»   пропитана   благородной   памятью прошлого. Историческая память живет в мальчике, его подсознании, помогает определить отношение к миру. Слова «помню», «как вижу», «как чувствую» образуют ритмический рисунок романа. Так Алеша «вспоминает» даже свое младенчество: «Я помню большую освещенную  предосенним   солнцем   комнату,  его   сухой   блеск   над  косогором,   видным   в окно, на юг…»[1,II,6]. В   романе   И.А.Бунина   пространственно­временные   границы   человеческой   жизни раздвигаются до времени прежних существований человека и до Вечности. Это связано с нарушением хронологической последовательности в изложении событий. Художественное пространство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» ­ сложный и очень   насыщенный   образ   мира   с   очевидным   преобладанием   знакового   характера пространственных образов. Основу пространственной организации и образности «Жизни Арсеньева» составляют представления  «верха» и «низа» пространства (описание комнаты, усадьбы   –   и   бездонное   небо),  его   «открытости»   и   «закрытости»   (описание   внутренних помещений – и вида через открытое окно; «бревенчатые стены амбара» ­ «ворота сарая были всегда открыты»), на фоне которого показано движение главного героя.  В тексте часто нарушается реальная последовательность событий, характерная для автобиографических произведений (нарушение временной последовательности). Издавна   писатели   и   поэты   используют   различную   цветовую   гамму,   которая позволяет передать настроение, чувства, скрытый символический смысл. Цвет в романе И.А. Бунина имеет огромное значение: помогает передать состояние окружающей среды, душевные переживания героя. В цветовом спектре писателя встречается более 20 цветов и оттенков, причем некоторые из них не единожды.  Цвета, которые преобладают:   Синий и его оттенки  ­  означает спокойствие, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической   созерцательности,   доверие,   самопожертвование,   преданность   (бездонное синее   небо,   синяя   бездна,   лазурное,   голубой   небесный   простор,   синеглазая,   синими морями…). Белый ­ (белое облако, белокрылые ангелы, бледная луна, белые босые ножки, белая кухня…) Черный и его оттенки ­ (чернел, таинственная ночная чернотой, темной спальне, черноглазая, бархатно­черные с золотом шмели, почерневшие спины…) Зеленый, красный, малиновый, золотой… Жизнь   для   Алеши   часто   непонятна.   Она   скорее   открывается   его   чувственному восприятию. А окружающий мир, благодаря богатейшей цветовой гамме, позволяет герою пережить   восторг   созерцания   прекрасного,   почувствовать   воздействие   красоты,   ее божественную тайну.  Были и события, омрачавшие жизнь героя. Это гибель Сеньки и лошади, смерть Нади.   И   здесь   преобладают   уже   другие   краски   «стало   темнеть»,   «стемнело»,   темные комнаты, черные иконы… Но  смерть   бабушки  ассоциируется  у  героя   с  другими   красками  и   ощущениями: «майский день», «уютный двор», «темно­синие и багряные верхние стекла в окнах зала», «бледная старушка в белом чепце» ­ «прекрасная бабушкина усадьба стала наша» [1, ХIХ, 43]. Чувства и впечатления – главное в романе И.А.Бунина. Впечатлительность – особый дар.   Мальчику   Алеше   на   всю   жизнь   запоминается   таинственная   и   печальная   звезда, которую он видел, лежа в кроватке через окно. Окно играет особую роль в романе. Через открытое окно он воспринимает, впитывает мир (вишенник, окружающий усадьбу; лунный свет, золотом сияющий на стеклах окон), у окна проходит и умиротворенная помещичья жизнь: «…он любит сидеть у раскрытого окна и пить очаровательно шипящую…воду» [1, III,10]. А закрытое окно – защита от опасности [1,VI,16]. Главное   в   романе   –   не   факты   из   жизни   Алеши,   не   события,   а   то,   как   они отпечатались в сознании и эмоциях тонко чувствующего ребенка и как предстают в памяти взрослого повествователя.  Предоставим свое прочтение первой книги и показать ее отражение в нарисованной картине.  В   открытом   окне   зелень   символизирует   его   мечты.   Цвета   сада   представлены краской:   церелеум,   небесно­голубая,   травяная   зелёная,   ультрамарин,   индиго,   кадмий жёлтый светлый,  петербуржская  серая,  конечно, белила. Все  тени основаны на  cветло­ фиолетовом   кобальте   ­   это   внутренняя   часть   рамы.   В   тени   рамы   используется   тёмно­ зелёный, но он так не воспринимается, кажется чёрным. Тени занавеса ­ индиго, кобальт фиолетовый   светлый.   На   подоконнике   играют   цветные   рефлексы:   кобальт   фиолетовый светлый, ультрамарин, связанные с разными оттенками: сиена натуральная, королевская голубая, травянистая зелёная и т. д. И, конечно, белила. Пространство и время как философско­эстетическая проблема имеют чрезвычайно важное   значение   в   мире   И.А.Бунина.   Об   этом   свидетельствует   то   внимание,   которое писатель уделял её осмыслению, и то исключительное значение, которое пространственно­ временные   характеристики   имеют   в   структурно­содержательной   организации   в   романе «Жизнь Арсеньева». Основу   пространственной   организации   и   образности   второй   главы   первой   книги романа  составляют       представления   «верха»  и «низа» пространства («глубина неба», «Плывет   и,   круглясь,   медленно   меняет   очертания,   тает   в   этой   вогнутой   синей   бездне высокое, высокое белое облако» – и «…что рос я в великой глуши. Пустынные поля, оди­ нокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом — море хлебов, трав и цветов...»),  его   «открытости»   и   «закрытости»,   на   фоне   которых   показано   движение главного героя. Расширение пространства   мотивируется постепенным расширением опыта героя, познанием им внешнего мира: первое воспоминание ­ комната, а затем…пустынные поля, усадьба среди них, хутор Каменка, «…я за усадьбой, в поле». Цветообозначения   занимают   особое   место   среди   изобразительно­выразительных средств   художественного   произведения.   Слова,   обозначающие   цвет   –   это   чрезвычайно важное   средство   формирования   образного   мира   романа.   Поэтому   одной   из   наиболее индивидуальных   черт   видения   мира   писателем   и   воплощения   его   в   романе   является использование   цвета.   И.А.Бунин   был   одарен   необыкновенной   зрительной   и   слуховой памятью, очень чутко воспринимал оттенки красок. Он широко привлекает самые разные языковые средства, которые использует в качестве цветообозначений. В цветовой палитре второй главы преобладают следующие цвета: Синий  ­  означает   спокойствие,   вызывает   умиротворенность   чувств,   выявляет чувствительность   и   ранимость.   Отражает   умение   сопереживать   и   склонность   к эстетической   созерцательности,   доверие,   самопожертвование,   преданность   (бездонное синее небо, синяя бездна, лазурное) Черный –   отречение, неприятие (чернел, таинственная ночная чернотой, темной спальне) Белый – чистота, духовность (белое облако, белокрылые ангелы) Рыжий – (рыжий жучок, рыжий жук) Палевый – (что­то тончайшее, палевое; палевое тоже распускается) Красный –  выражение жизненной силы, нервной активности (краснеет) Зеленый – («лежу на зеленой холодеющей траве»)  Золотое – («Золотое, счастливое время!» «радостно блистало»). И.А.Бунин   мастерски   изображает   эффекты   световоздушной   среды,   наслаждаясь прелестью солнечного света («блещет низкое солнце», «радостно блистало», «освещенную предосенним   солнцем»).   Стремясь   передать   особенности   освещения,   автор   создает картины,   подобные   импрессионистическим.   А   благодаря   таким   цветам,   как   красный, рыжий, золотой создается ощущение тепла и света, которые  так необходимы для робкой и нежной души лирического героя. Он познает мир всеми органами чувств.  Не случайно Алеша в раннем детстве оказывается ближе к миру природы, чем к миру людей. Мальчик, войдя в мир, находит его не только светлым, безмятежным, но и тревожным,   огромным,   непонятным.   Это   накладывает   отпечаток   на   его   восприятие действительности. А это настораживает, пугает героя.  Природа в романе выполняет воспитательно­познавательную функцию. Маленький Алеша   освобождает   запутавшегося   в   колосьях   жучка,   «с   удивлением»   и   «жадностью» рассматривает его, и сразу же ищет ответы на непростые детские вопросы: «Что это такое, кто он, этот рыжий жук, где он живет, куда и зачем летел, что он думает и чувствует?» [1, II, 8]. Через общение с природой герой Бунина учится наблюдать, делать простейшие, но очень важные для развития его личности выводы. Природа становится для него источником вдохновения,   поэтических   наслаждений.   Ее   он   воспринимает   как   художник:   образно, одухотворенно, расширяя границы ее красоты своим воображением. В этом восприятии природы просматриваются черты творческой натуры юного Арсеньева. И это восприятие наталкивает   героя   уже   в   детские   годы   на   размышление   о   бесконечности   Вселенной,   о сущности бытия, о загадках будущего. На мой взгляд, это один из самых ярких эпизодов, раскрывающих внутренний мир героя. А повтор слов «рыжий» и «палевый», отражающих тончайшие оттенки цвета, еще больше указывают на что­то новое, особенное в жизни Алеши (впервые он испытывает грусть разлуки) и притягивают к себе читателя. Художественное время и художественное пространство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»   представляют   собой   совокупность   внутренних   отношений   системы пространственных и временных элементов текста:  включённость малого пространства в большое, бесконечности – в пределы одного дома, вечности – в часы: «одно мгновенье»,  в летний вечер,  «…поднебесном просторе, в близости с Богом и белокрылыми ангелами, обитающими   где­то   там,   в   этом   горнем   мире!»   Ограниченное   время­пространство человеческого   существования   сталкивается   с   безграничным   временем­пространством Всеобщего, или Всебытия.   И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. Дрофа. М., 2003 1. 2. И.А.Бунин   и   русский   мир.   Материалы   Всероссийской   научной   конференции. Литература Елец, 2009 3. О.А.Мещерякова.   Индивидуально­авторская   концептосфера   И.А.Бунина   в   ее репрезентации средствами свето­ и цветообозначений. Елец, 2007

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2018