Урок внеклассного чтения «Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
01.09.2017
Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Урок внеклассного чтения по роману Дон Кихот - Оплачко Ирина Ивановна.docx
Урок внеклассного чтения
«Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…». Знакомство с романтическим
героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"
Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" – книга
на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения,
находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать
способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в
группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Обеспечение: презентация Power Point
Но вот опять он скачет по дороге…
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведёт нас за собой.
С.Я.Маршак
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным героем.
Наверное, нет такого человека, который ни разу в жизни не слышал имя Дон
Кихота. Кто же он такой? Это человек, который ради достижения высоких
целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с
обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его
усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и
неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не
думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных
представлений о добре, красоте, благородстве.
2.Актуализация опорных знаний
А что же вам известно об авторе Дон Кихота? Индивидуальное сообщение
учащегося о Сервантесе. Слайд 3.
Литературная игра «О чем говорят даты?» (на доске записаны даты самых
главных моментов жизни писателя, учащиеся вспоминают события, связанные
с этими датами).
3. Подготовка к восприятию нового материала. Роман «Дон Кихот» написан в конце 17ст., но уже не одно столетие увлекает
читателей, порождает дискуссии. В чем же причины его долговечности?
Работа с эпиграфом к уроку. Слайды 2,3,4.
(В центре романа герой, который остается верным идее уничтожения зла на
земле и готов служить этой идее до конца).
А с чего же все началось: итак в путь!
С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?
(«Искоренять всякого рода неправду…»).
Вывод: бороться со злом это очень благодарная цель. Подражая, он хочет
стать лучше, чем он есть.
Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения
и положения в обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека
должно судить по его делам».
4.Восприятие и усвоение нового материала
Что можно сказать о главном герое романа?
Найдите и зачитайте портрет Дон Кихота.
Какое его любимое занятие? Найдите в тексте причину, побудившую бедного
идальго к путешествию. Слайд 4.
Ролевая игра: расскажите от имени Дон Кихота, как герой собирался в поход,
об истории с пастушком.
Анализ эпизода «битва с ветряными мельницами».
Каков герой перед нами?
(Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не
жалуется). Вам смешно? Какой это смех? А как, повашему, автор относится
к своему герою? (автор сочувствует ему, добродушно посмеивается.)
Душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый,
доверчивый и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это.
Но его средства смешные, и мы смеемся над ним. Смех сменяется
сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством, бесстрашием. Слайд
5.
Творческое задание «Словесное рисование» Слайды 69.
Беседа с элементами дискуссии
Каков же, повашему, результат подвигов Дон Кихота? Как люди относятся к поступкам героя?
Проблемный вопрос: почему Дон Кихот удивлен, что люди, к которым он
был добр, так плохо отнеслись к нему?
Соответствует ли Дон Кихот сложившемуся знакомому образу рыцаря? (Ни
внешностью, ни поступками).
А каким вы хотели бы видеть Дон Кихота?
(Учащиеся представляют свои варианты портретов Дон Кихота,
комментируют, оценивают их.)
Слово учителя. Ваш Дон Кихот далек от авторского, у которого тощая и
длинная фигура, он рыцарь печального образа. – Почему? (Потому что он
последний рыцарь, представитель отжившей эпохи).
Сервантес, показав смерть Дон Кихота, убеждает читателей в том, что при
этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство
просто невозможно).
Как вы думаете, Дон Кихот – чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему
вы склонны считать героя рыцарем? ( Потому, что он жил по заповедям
рыцарей).
Давайте же вспомним заповеди, по которым жил Дон Кихот.
1. Мужество
2.Благородство
3.Честь
4.Щедрость
5.Общительность
6.Утонченность
7.Защищать слабых
8. Служить обиженным
Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны нам веками.
5.Обобщение.
Подумайте, можно ли говорить об актуальности романа?
Надо ли быть Дон Кихотом?
(Надо, но только быть реалистом, а не сражаться с ветряными мельницами.)
Ю. Друнина писала:
Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте;
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
6. Рефлексия.
Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?
5. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Нужны ли Дон Кихоты в
21 веке?"
Урок внеклассного чтения «Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…».
Урок внеклассного чтения «Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…».
Урок внеклассного чтения «Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.