Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Урок внеклассного чтения
«Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…». Знакомство с романтическим
героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"
Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" – книга
на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения,
находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать
способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в
группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Обеспечение: презентация Power Point
Но вот опять он скачет по дороге…
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведёт нас за собой.
С.Я.Маршак
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным героем.
Наверное, нет такого человека, который ни разу в жизни не слышал имя Дон
Кихота. Кто же он такой? Это человек, который ради достижения высоких
целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с
обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его
усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и
неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не
думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных
представлений о добре, красоте, благородстве.
2.Актуализация опорных знаний
А что же вам известно об авторе Дон Кихота? Индивидуальное сообщение
учащегося о Сервантесе. Слайд 3.
Литературная игра «О чем говорят даты?» (на доске записаны даты самых
главных моментов жизни писателя, учащиеся вспоминают события, связанные
с этими датами).
3. Подготовка к восприятию нового материала.Роман «Дон Кихот» написан в конце 17ст., но уже не одно столетие увлекает
читателей, порождает дискуссии. В чем же причины его долговечности?
Работа с эпиграфом к уроку. Слайды 2,3,4.
(В центре романа герой, который остается верным идее уничтожения зла на
земле и готов служить этой идее до конца).
А с чего же все началось: итак в путь!
С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?
(«Искоренять всякого рода неправду…»).
Вывод: бороться со злом это очень благодарная цель. Подражая, он хочет
стать лучше, чем он есть.
Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения
и положения в обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека
должно судить по его делам».
4.Восприятие и усвоение нового материала
Что можно сказать о главном герое романа?
Найдите и зачитайте портрет Дон Кихота.
Какое его любимое занятие? Найдите в тексте причину, побудившую бедного
идальго к путешествию. Слайд 4.
Ролевая игра: расскажите от имени Дон Кихота, как герой собирался в поход,
об истории с пастушком.
Анализ эпизода «битва с ветряными мельницами».
Каков герой перед нами?
(Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не
жалуется). Вам смешно? Какой это смех? А как, повашему, автор относится
к своему герою? (автор сочувствует ему, добродушно посмеивается.)
Душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый,
доверчивый и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это.
Но его средства смешные, и мы смеемся над ним. Смех сменяется
сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством, бесстрашием. Слайд
5.
Творческое задание «Словесное рисование» Слайды 69.
Беседа с элементами дискуссии
Каков же, повашему, результат подвигов Дон Кихота?Как люди относятся к поступкам героя?
Проблемный вопрос: почему Дон Кихот удивлен, что люди, к которым он
был добр, так плохо отнеслись к нему?
Соответствует ли Дон Кихот сложившемуся знакомому образу рыцаря? (Ни
внешностью, ни поступками).
А каким вы хотели бы видеть Дон Кихота?
(Учащиеся представляют свои варианты портретов Дон Кихота,
комментируют, оценивают их.)
Слово учителя. Ваш Дон Кихот далек от авторского, у которого тощая и
длинная фигура, он рыцарь печального образа. – Почему? (Потому что он
последний рыцарь, представитель отжившей эпохи).
Сервантес, показав смерть Дон Кихота, убеждает читателей в том, что при
этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство
просто невозможно).
Как вы думаете, Дон Кихот – чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему
вы склонны считать героя рыцарем? ( Потому, что он жил по заповедям
рыцарей).
Давайте же вспомним заповеди, по которым жил Дон Кихот.
1. Мужество
2.Благородство
3.Честь
4.Щедрость
5.Общительность
6.Утонченность
7.Защищать слабых
8. Служить обиженным
Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны нам веками.
5.Обобщение.
Подумайте, можно ли говорить об актуальности романа?
Надо ли быть Дон Кихотом?
(Надо, но только быть реалистом, а не сражаться с ветряными мельницами.)
Ю. Друнина писала:
Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте;
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
6. Рефлексия.
Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?
5. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Нужны ли Дон Кихоты в
21 веке?"