Урок внеклассного чтения «Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.
Иконка файла материала Урок внеклассного чтения по роману Дон Кихот - Оплачко Ирина Ивановна.docx
Урок внеклассного чтения  «Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…». Знакомство  с романтическим  героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"   Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения,  находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать  способность сопереживать, воображать; формировать умение  работать в  группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.  Обеспечение: презентация Power Point  Но вот опять он скачет по дороге… Кого он встретит? С кем затеет бой? Последний рыцарь, тощий, длинноногий, В наш первый путь ведёт нас за собой.                                  С.Я.Маршак   Ход урока 1. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным героем.  Наверное, нет такого человека, который ни разу в жизни не слышал имя Дон  Кихота. Кто  же  он такой? Это человек, который ради достижения высоких  целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с  обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его  усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и  неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не  думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных  представлений о добре, красоте, благородстве. 2.Актуализация опорных знаний А что же вам известно об авторе Дон Кихота? Индивидуальное сообщение  учащегося о Сервантесе. Слайд 3. Литературная игра «О чем говорят даты?» (на доске записаны  даты самых  главных моментов  жизни писателя, учащиеся вспоминают события, связанные с этими датами). 3. Подготовка к восприятию нового материала.Роман «Дон Кихот»   написан в конце 17ст., но уже не одно столетие увлекает читателей, порождает дискуссии. В чем же причины его  долговечности?  Работа с эпиграфом к уроку. Слайды  2,3,4. (В центре романа герой, который остается верным идее уничтожения зла на  земле и  готов служить этой идее до конца). А с чего же все началось: итак в путь! ­ С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем? («Искоренять всякого рода неправду…»). Вывод: бороться со злом ­ это очень благодарная цель. Подражая, он хочет  стать лучше, чем он есть. Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения и положения в обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека  должно судить по его делам». 4.Восприятие и усвоение нового материала Что  можно сказать о главном герое романа? Найдите и зачитайте портрет Дон Кихота. Какое его любимое занятие? Найдите в тексте причину, побудившую бедного  идальго к путешествию. Слайд 4. Ролевая игра: расскажите от имени Дон Кихота, как герой  собирался в поход, об истории с пастушком. Анализ эпизода «битва с ветряными мельницами».  Каков герой перед нами? (Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не  жалуется).  Вам смешно? Какой это смех? А как, по­вашему, автор относится  к своему герою? (автор сочувствует ему, добродушно посмеивается.) Душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый, доверчивый и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это.  Но его средства смешные, и мы смеемся над ним. Смех сменяется  сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством, бесстрашием. Слайд  5. Творческое задание «Словесное рисование» Слайды 6­9. Беседа с элементами дискуссии Каков же, по­вашему, результат подвигов Дон Кихота?Как люди относятся к поступкам героя? Проблемный  вопрос: почему Дон Кихот удивлен, что люди, к  которым он  был  добр, так плохо отнеслись к нему?  Соответствует ли Дон Кихот сложившемуся знакомому образу рыцаря?  (Ни  внешностью, ни поступками). А каким вы хотели бы видеть Дон  Кихота? (Учащиеся представляют свои варианты портретов Дон Кихота,  комментируют, оценивают их.)    Слово учителя.  Ваш Дон Кихот далек от авторского, у которого тощая и  длинная фигура, он рыцарь печального образа. – Почему? (Потому что он  последний рыцарь, представитель отжившей эпохи).  Сервантес, показав  смерть  Дон  Кихота, убеждает читателей в том, что при  этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство  просто невозможно). Как вы думаете,  Дон  Кихот – чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему  вы склонны считать героя рыцарем? ( Потому, что он жил по заповедям  рыцарей). Давайте же вспомним заповеди, по которым жил  Дон  Кихот. 1. Мужество                2.Благородство 3.Честь         4.Щедрость 5.Общительность         6.Утонченность 7.Защищать слабых         8. Служить обиженным Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны нам веками. 5.Обобщение. Подумайте, можно ли говорить об актуальности романа?  Надо ли быть Дон  Кихотом?  (Надо, но только быть реалистом, а  не сражаться с ветряными мельницами.)  Ю. Друнина писала: Кто говорит, что умер Дон Кихот?  Вы этому, пожалуйста, не верьте; Он не подвластен времени и смерти,  Он в новый собирается поход.  6. Рефлексия.  Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота? 5. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Нужны  ли Дон Кихоты  в  21 веке?"

Посмотрите также