Урок Внутренние воды включает материал об озерах, подземных водах, ледниках и многолетней мерзлоте распространенных на территории России. На уроке используются тесты для проверки домашнего задания по рекам России. При изучении нового материала повторяются знания, изученные обучающимися в предидущих курсах: понятия - река. озеро, болото, подземные воды. Подробно рассматривается материал об озерах, дети выполняют задания в ходе работы заполняют таблицу происхождение озерных котловин,
На уроке использован дополнительный материал: исторические сведения, стихотворение, краеведческий .Разработка урока "Внутренние воды для" 8 класса
Урок Внутрение воды России 8 кл..docx
Тема урока: Внутренние воды России (озера, болота, подземные воды, ледники,
многолетняя мерзлота).
Цель урока: сформировать представление о различных видах внутренних вод, их
происхождении и значении в природе и жизни людей. Продолжить формирование
умений анализировать и сопоставлять карту, схемы, рисунки с целью получения
новых знаний. Повышать интерес к предмету.
Оборудование физическая карта России, атласы для 8 класса, учебник
И.И.Барановой «География России», медиапроектор, презентация «Внутренние воды
России: озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Методы: беседа, тестирование, работа в группах с разными географическими
источниками, работа с учебником.
1 Оргмомент.
Ход урока
Учитель: Я рада видеть Вас на уроке географии. Для успешной работы мы
разделились на группы, чтобы выполнить различные задания.
Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов.
за выполненные задания.
2. Проверка знаний учащихся. Решение тестов ( взаимоконтроль и оценка знаний
работа в парах).
На столах у обучающихся карта самооценки. В которой они выставляют себе баллы
Карта самооценки
Ф.И. учащегося____________________________________________
Задание №1
Тест «Реки России» ________баллов
Задание №2
Географические термины_______ баллов
Задание № 3
Происхождение озерных котловин ________баллов
Задание №4
Установить соответствие : название озера – происхождение –
местонахождение __________ баллов
Задание №5 Другие типы поверхностных вод__________ баллов
Итого_________баллов
Задание №1 Тесты по теме « Реки России»
Слайд 4. (задания учащиеся получили также на парты)
1. Отношение падения реки к ее длине называется:
А). расходом воды; Б). уклоном; В). годовым стоком
2. Ледостав у сибирских рек длиннее:
А). в верхнем течении; Б). в среднем течении;. В). в нижнем течении.
3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что:
А). тают ледники в горах; Б). начинаются муссонные дожди; В). начинается таяние
снега.
4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является:
А). постепенное таяние снега; Б). наличие водохранилищ; В). малое количество снега
на территории бассейна.
5. Преимущественно дождевое питание имеет река:
А). Печора; Б). Москва – река; В). Амур.
6.На большинстве рек России половодье наступает:
А). зимой; Б). весной; В). лето.
Выполнение 5 минут. Ответы. Слайд 5.
Вэаимопроверка ответов, учащиеся обмениваются работами, полученные баллы
выставляют в карту самооценки (за каждый правильный ответ 1 балл).
3. Изучение нового материала.
Учитель: Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Мы
живем в мире слов. Каждое слово что – нибудь обозначает. Я предлагаю вам
вспомнить значение данных слов (учащимся розданы карточки – задания с
географическими терминами, относящимися к теме «Внутренние воды»,
каждая группа получила по три определения).
Задание №2.
1 группа.
1. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
(озеро)
2. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью,
животным миром и слоем торфа.
(болото)
3.Толща горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение
долгого времени, как правило, десятки или многие сотни лет. (многолетняя мерзлота)
2 группа.
1. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении,
называемым руслом. (река)
2.Вода, находящаяся в порах и пустотах земной коры.
(подземные воды)
3.Движущиеся скопления льда на земной поверхности. (ледники)
(Оценки, полученные за выполненное задание, выставляются команде в
таблице, 2 балла за каждый правильный ответ).
Как вы думаете, какова цель нашего урока? Для чего мы вспомнили эти
понятия. – ответы обучающихся (познакомиться с разнообразием внутренних
вод, их происхождением, размещением по территории страны и значением в
природе и жизни людей).
Учитель. А теперь более подробно познакомимся с озерами. В нашей стране
насчитывается около 3 млн. озер.
Вы сказали, что озеро – это природное углубление, а углубление это
котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют
разное происхождение. Вы определите типы происхождения озерных котловин,
выполнив задания №3. На столах у вас лежат таблицы (заготовленные
напечатанные таблицы для каждого ученика. А заполните ее при выполнении 3
и 4 заданий.
Типы озерных
котловин
Примеры
Районы
распространения
Задание №3 Происхождение озерных котловин. (Каждая группа получает
задание. В ходе его выполнения заполняется первая колонка таблицы)).
1группа. 1. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому
оледенению. (ледниковые) Слайд 6.
2. Возникают при запруживании водотока оползнями, лавовыми потоками,
в результате обвалов в горах (обвальные) Слайд.7.
3. Образовались в кратерах вулканов. (вулканические) Слайд 8
1. Озера, образованные из остатков древних морей. (остаточные) Слайд 9
2 Группа
2. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной
коры. (тектонические)
3. Они располагаются в воронках и провалах, образованных в областях,
сложенных растворимыми породами. (карстовые)
Один ученик из каждой группы называет типы озерных котловин, все учащиеся
заполняют первую колонку таблицы.
Учитель. – В России много озер. Я предлагаю вам познакомиться с самыми
известными. Чтобы заполнить 2 –ю и 3 –ю колонки таблицы вам предстоит выполнить
четвертое задание т. е. определить к какому типу относятся, описанные в задании
озеро и где они размещены на территории страны (2балла за правильный ответ и
показ озера на карте).
Задание №4
1 группа.
Озеро 1. Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро
впадают более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы
Великой Отечественной войны по льду (Ладожское)
Озеро 2. Это озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой
и населено многими животными морского происхождения.
(Каспийское)
Озеро 3.Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и
дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын – Коль
(Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Часто озеро называют «младшим братом» Байкала. Из него
вытекает один из притоков реки Обь
(Телецкое)
Озеро 4. Это озеро образовалось в кратере одного из многочисленных вулканов
полуострова Камчатка.
(Кроноцкое)
2 группа
Озеро 1. Еще при Петре проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного
моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро
впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и
лососевых.
(Онежское)
Озеро 2. А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа.
Здесь в 1242 произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро
лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения.
(Чудское)
Озеро 3. Котловина озера образовалась под действием минеральных вод.
Содержащийся в них сероводород постепенно разрушал известняковую породу. В
результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15
метров, грот и озеро. (Провал)
Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 25 млн. лет, а также
самое прозрачное. Озеро населяют 1800 видов животных и растений – ¾ из них
эндемики т. е. встречаются только здесь.
(Байкал)
Спамберг — горная вершина, расположенная на югозападном побережье острова
Сахалин. На пике горы Спамберг расположился уникальный памятник природы – 18
горных озёр обвального происхождения, единственные горные озёра на Сахалине.
Они занимают обширное горное плато на высоте 800 м. Самыми большими озёрами
являются
Моховое и Каменистое
Учитель: Выполнив все задания вы заполнил таблицу. Проверьте свою работу. На
слайде 13 заполненная таблица. Учитель. – На территории нашей страны сохранилось немало уникальных
естественных водоемов, по отношению к которым необходимо проявить внимание и
заботу. Предлагаю вам совершить путешествие на озеро Байкал.
Это самая глубокая впадина суши. Из – за большой глубины и протяженности в
Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 20% вод всей планеты.
Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно минувших
времен – голомянка, омуль, бычки – подкаменщики, байкальская нерпа и др.
Сооружение Иркутской ГЭС, Селенгинского бумажного комбината, различных
промышленных предприятий в Иркутске и Улан – Удэ отрицательно влияют на
природу Байкала.
Самое сложное, самое трудное это решить как нужно относиться к Байкалу.
Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо
промышленным районом. К сожалению, второй путь все более побеждает.
Не случайно ученые забили тревогу, а поэт Андрей Вознесенский написал
стихотворение
(читает ШевченкоА., предварительное задание).
Я ночью проснулся . Мне кто –то сказал:
«Мертвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты – хрустальная печень страны!
И кто – то добавил из глубины:
«Байкал – заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала.
Вечер просвечивал в полнакала.
Ну неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывесить бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа –
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, узнав показуху,
Борются наши прорабы духа, Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его взоры не целлюлозило,
Чтоб никто никогда не сказал
«Мертвое море – священный Байкал».
Учитель. Надеюсь, что вы разделите вместе со мной слова, что на карте не должны
исчезнуть голубые пятна озер. Наша задача перед будущим поколением – донести до
него и не расплескать эти природные чаши бесценной живительной влаги.
В нашем крае тоже много озер. Об одном уникальном озере Провал расскажет
Убогова А. (предварительное задание).
Это озеро издавна будоражит воображение всех, кто волею судьбы оказывается в
здешних краях. Так, М.Ю.Лермонтов писал в «Княжне Мери»: «Вечером
многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних
ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости
Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и
скал…»
Современные ученые, полагают, что Провал скорее подземная пещера,
образовавшаяся под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород,
испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод
не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро,
глубина которого составляет 11 метров. Красивый бирюзовый цвет наполняющей
водоем минеральной воды обусловлен высоким содержанием серы (именно поэтому
Провал «славится» весьма неприятным запахом) и присутствием в ней определенных
бактерий.
Достопримечательность Провала — два льва, охраняющие вход в пещеру. Эти
скульптуры, выполненные по эскизу скульптура И.Ф.Шаховской, появились здесь в
середине ХХ века. С тех пор туристы обязательно фотографируются хотя бы с
одним из них.
Успехом у гостей современного Пятигорска пользуется и скульптура Остапа
Бендера, появившаяся здесь в 2008м, в преддверии юбилея города, которому в 2010
году исполнилось 230 лет. У пятигорского Провала Остап Бендер планировал
сколотить состояние, продавая билеты на посещение этой достопримечательности.
Во времена Лермонтова, местные жители называли озеро «адская бездна» и считали,
что в нем обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в
поисках жертв. Одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной: по
инициативе князя В.С.Голицына знаменитые архитекторы братья Бернардацци
соорудили в 1837 году помост над Провалом, на котором желающие танцевали
кадриль. Наиболее любознательные имели возможность спускаться в специальной
корзине до самой воды. Из глубины провала постоянно доносились интригующие
звуки. Происхождение их, объяснялось весьма просто: вокруг Провала одно время
селилось множество голубей и летучих мышей. Первые облюбовали северную,
хорошо освещенную стену пещерыворонки, другие, напротив, — затененные
участки. Птицы и крылатые млекопитающие, отлично сосуществовали и никогда не нарушали территориальных границ друг друга. Рано утром голуби вылетали на
поиски корма, а летучие мыши возвращались отдыхать после ночных странствий.
Первый спуск в Провал с научными целями был осуществлен в 1857 году. В нем
приняли участие известный исследователь минеральных вод Ф.А.Баталин, директор
Тифлисской физической обсерватории А.Ф.Мориц, офицерытопографы и
землемеры. Вскоре к озеру проложили горизонтальный тоннель длиной около 58
метров и стали поднимать воду в лечебных целях. С тех пор Провал приобрел
особую популярность.
Расширить знания о других типах внутренних вод поможет вам
работа с учебником (стр. 86 – 87) и физической картой России.
Задания №5. Работая с географическими источниками найдите ответы на
поставленные перед вами вопросы (учся получают задания, работа в парах).
Задание для 1 группы.
1. Где в нашей стране много крупных болот?
2. Что способствует образованию болот?
1. Как образуются подземные воды?
3. Где у нас в стране есть минеральные воды?
Задание для 2 группы.
1. Где в нашей стране распространены покровные ледники?
2. В каких горах нашей страны есть горные ледники?
Учитель. – Еще об одном хранилище вод мы должны поговорить. Существует
оледенение еще одного типа «подземное». Так называют многолетнюю мерзлоту. В
атласах (Стр.17) изучите карту «Многолетняя мерзлота» и ответьте на вопросы
1.Где в нашей стране распространена многолетняя мерзлота ?
2. Назовите причины образования многолетней мерзлоты ?
За все выполненные задания учащиеся получали оценки. Которые были выставлены
в карту самооценки. После выполнения последнего задания подводится
итог и выставляются оценки.
Домашнее задание. Слайд 13.
§ 13 стр. 8489 Творч. зад. Подготовить мини презентацию
или составить кроссворд «Внутренние воды России».
Рефлексия.
1. Сегодня на уроке я узнал, что в нашей стране …………………….
2. Знания, которые я сегодня усвоил(а) на уроке пригодятся мне для того, чтобы
…………….. Приложение
1группа.
1. Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому
оледенению.
2. Возникают при запруживании водотока оползнями, лавовыми потоками,
в результате обвалов в горах
3. Образовались в кратерах вулканов.
1. Озера, образованные из остатков древних морей.
2 Группа 2. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной
коры.
3. Они располагаются в воронках и провалах, образованных в областях,
сложенных растворимыми породами.
Задание 3,4
1 группа
Озеро 1. Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро
впадают более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы
Великой Отечественной войны по льду (Ладожское)
Озеро 2. Это озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой
и населено многими животными морского происхождения.
(Каспийское)
Озеро 3.Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и
дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын – Коль
(Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем
холодная и прозрачная. Часто озеро называют «младшим братом» Байкала. Из него
вытекает один из притоков реки Обь
(Телецкое)
Озеро 4. Это озеро образовалось в кратере одного из многочисленных вулканов
полуострова Камчатка.
(Кроноцкое)
2 группа
Озеро 1. Еще при Петре проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного
моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и
лососевых. (Онежское)
Озеро 2. А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа.
Здесь в 1242 произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро
лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения.
(Чудское)
Озеро 3. Котловина озера образовалась под действием минеральных вод.
Содержащийся в них сероводород постепенно разрушал известняковую породу. В
результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15
метров, грот и озеро. (Провал)
Озеро 4. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 25 млн. лет, а также
самое прозрачное. Озеро населяют 1800 видов животных и растений – ¾ из них
эндемики т. е. встречаются только здесь.
(Байкал)
Задание для 1 группы.
3. Где в нашей стране много крупных болот?
4. Что способствует образованию болот?
1. Как образуются подземные воды?
3. Где у нас в стране есть минеральные воды?
Задание для 2 группы.
3. Где в нашей стране распространены покровные ледники?
4. В каких горах нашей страны есть горные ледники?
1.Где в нашей стране распространена многолетняя мерзлота ?
2. Назовите причины образования многолетней мерзлоты ? Задание №2.
1. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
1 группа.
2. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью,
животным миром и слоем торфа.
3.Толща горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течение
долгого времени, как правило, десятки или многие сотни лет.
2 группа.
1. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении,
называемым руслом.
2.Вода, находящаяся в порах и пустотах земной коры.
3.Движущиеся скопления льда на земной поверхности.
Надписи на конверты.
Задание №2
Географические термины
Задание № 3
Происхождение озерных котловин
Задание №4
Установить соответствие: название озера –
происхождение озерной котловины месторасположение озера.
Задание №5
Другие типы поверхностных вод:
болота, подземные воды,
ледники, многолетняя мерзлота.
Спамберг — горная вершина, расположенная на югозападном побережье острова
Сахалин. На пике горы Спамберг расположился уникальный памятник природы – 18
горных озёр обвального происхождения, единственные горные озёра на Сахалине.
Они занимают обширное горное плато на высоте 800 м. Самыми большими озёрами
являются
Моховое и Каменистое
Типы озерных
котловин
Примеры
Районы
распространения Типы озерных
котловин
Примеры
Районы
распространения
Типы озерных
котловин
Примеры
Районы
распространения
Тесты по теме « Внутренние воды»
1. Отношение падения реки к ее длине называется:
А) расходом воды; Б) уклоном; В) годовым стоком.
2. Ледостав у сибирских рек длиннее:
А) в верхнем течении; Б) в среднем течении;. В) в нижнем течении.
3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что:
А) тают ледники в горах; Б) начинаются муссонные дожди; В) начинается таяние
снега.
4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является:
А) постепенное таяние снега; Б) наличие водохранилищ; В) малое количество снега
на территории бассейна. 5. Преимущественно дождевое питание имеет река:
А) Печора; Б) Москва – река; В) Амур.
6.На большинстве рек России половодье наступает:
А) зимой; Б) весной; В) летом.
Тесты по теме « Внутренние воды»
1. Отношение падения реки к ее длине называется:
А) расходом воды; Б) уклоном; В) годовым стоком.
2. Ледостав у сибирских рек длиннее:
А) в верхнем течении; Б) в среднем течении;. В) в нижнем течении.
3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что:
А) тают ледники в горах; Б) начинаются муссонные дожди; В) начинается таяние
снега.
4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является:
А) постепенное таяние снега; Б) наличие водохранилищ; В) малое количество снега
на территории бассейна.
5. Преимущественно дождевое питание имеет река:
А) Печора; Б) Москва – река; В) Амур.
6.На большинстве рек России половодье наступает:
А) зимой; Б) весной; В) летом.
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Урок Внутренние воды 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.