Урок Внутренние воды 8 класс
Оценка 5

Урок Внутренние воды 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
8 кл
23.05.2017
Урок Внутренние воды  8 класс
Урок Внутренние воды включает материал об озерах, подземных водах, ледниках и многолетней мерзлоте распространенных на территории России. На уроке используются тесты для проверки домашнего задания по рекам России. При изучении нового материала повторяются знания, изученные обучающимися в предидущих курсах: понятия - река. озеро, болото, подземные воды. Подробно рассматривается материал об озерах, дети выполняют задания в ходе работы заполняют таблицу происхождение озерных котловин, На уроке использован дополнительный материал: исторические сведения, стихотворение, краеведческий .Разработка урока "Внутренние воды для" 8 класса
Урок Внутрение воды России 8 кл..docx
Тема урока: Внутренние воды России (озера, болота, подземные воды, ледники,  многолетняя  мерзлота).   Цель урока: сформировать представление о различных видах внутренних вод, их  происхождении и значении в природе и жизни людей. Продолжить формирование  умений анализировать и сопоставлять карту, схемы, рисунки  с целью получения  новых знаний.  Повышать интерес к предмету. Оборудование физическая карта России, атласы для 8 класса,  учебник  И.И.Барановой «География России», медиапроектор, презентация «Внутренние воды  России: озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя  мерзлота Методы: беседа, тестирование,  работа в группах с разными географическими  источниками, работа с учебником. 1 Оргмомент. Ход урока       Учитель:  Я рада видеть Вас на уроке географии. Для успешной работы мы     разделились на группы, чтобы  выполнить  различные задания.      Ваша цель – работать быстро и набрать как можно больше баллов.  за выполненные задания.  2. Проверка знаний учащихся. Решение тестов ( взаимоконтроль и оценка знаний­  работа в парах).  На столах у обучающихся карта самооценки. В которой они выставляют себе баллы  Карта самооценки Ф.И. учащегося____________________________________________ Задание №1 Тест «Реки России» ________баллов Задание №2 Географические термины_______ баллов Задание № 3 Происхождение озерных котловин ________баллов Задание №4 Установить соответствие : название озера – происхождение –  местонахождение  __________ баллов Задание №5 Другие типы поверхностных вод__________ баллов Итого_________баллов  Задание  №1    Тесты по теме « Реки России» Слайд 4. (задания  учащиеся получили  также на парты) 1. Отношение падения реки к ее длине называется: А). расходом воды;  Б). уклоном;  В). годовым стоком 2. Ледостав у сибирских рек длиннее: А). в верхнем течении; Б). в среднем течении;. В). в нижнем течении. 3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что: А). тают ледники в горах; Б). начинаются муссонные дожди; В). начинается таяние  снега. 4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является: А). постепенное таяние снега; Б). наличие водохранилищ; В). малое количество снега на территории бассейна. 5. Преимущественно дождевое питание имеет река: А). Печора; Б). Москва – река; В). Амур. 6.На большинстве рек России  половодье наступает: А). зимой; Б). весной; В). лето. Выполнение 5 минут. Ответы.     Слайд  5. Вэаимопроверка ответов, учащиеся обмениваются работами,  полученные баллы  выставляют в карту самооценки (за каждый правильный ответ 1 балл). 3. Изучение нового материала. Учитель:  Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Мы  живем в мире слов. Каждое слово что – нибудь  обозначает. Я предлагаю вам  вспомнить значение данных слов (учащимся розданы карточки – задания с  географическими терминами, относящимися к теме «Внутренние воды»,  каждая группа получила по три определения). Задание №2. 1 группа.     1. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.                                                                                                                     (озеро)     2. Избыточно увлажненные участки суши  с особой растительностью,          животным миром и слоем торфа.                                                                                                                   (болото) 3.Толща горных пород,  в которых содержится лед, не оттаивающий в течение  долгого времени, как правило, десятки или многие сотни лет. (многолетняя мерзлота) 2 группа. 1. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении,      называемым руслом.                                                                (река) 2.Вода, находящаяся в порах и пустотах земной коры.                                                                                               (подземные воды) 3.Движущиеся скопления льда на земной поверхности.       (ледники)  (Оценки, полученные за выполненное задание,  выставляются команде в  таблице, 2 балла за каждый правильный ответ). ­   Как вы думаете, какова цель нашего урока? Для чего мы вспомнили эти  понятия. – ответы обучающихся   (познакомиться с разнообразием внутренних  вод, их происхождением, размещением по территории страны и значением в  природе и жизни людей).   Учитель. ­ А теперь более подробно познакомимся с озерами. В нашей стране  насчитывается около 3 млн. озер. Вы сказали, что озеро – это природное углубление, а углубление это  котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют  разное происхождение. Вы определите типы происхождения озерных котловин, выполнив задания №3. На столах у вас лежат таблицы (заготовленные  напечатанные таблицы для каждого ученика. А заполните ее при выполнении 3  и 4 заданий.  Типы озерных котловин Примеры Районы распространения Задание №3  Происхождение озерных котловин. (Каждая группа получает  задание. В ходе его выполнения  заполняется первая колонка таблицы)). 1группа. 1.  Озера, сформировавшиеся на  территориях, подвергшихся материковому       оледенению.                  (ледниковые)                                                           Слайд 6. 2. Возникают при запруживании водотока оползнями, лавовыми потоками,   в результате обвалов в горах              (обвальные)                                    Слайд.7. 3. Образовались в кратерах вулканов.                 (вулканические)             Слайд 8       1. Озера, образованные из остатков древних морей.        (остаточные)     Слайд 9 2 Группа 2. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной  коры.                                                                         (тектонические) 3. Они располагаются  в воронках и провалах, образованных в областях,  сложенных растворимыми породами.              (карстовые) Один ученик из каждой группы называет типы озерных котловин, все учащиеся  заполняют первую колонку таблицы. Учитель. – В России много озер.  Я предлагаю вам познакомиться с самыми  известными. Чтобы заполнить 2 –ю и 3 –ю колонки таблицы вам предстоит выполнить четвертое задание т. е.  определить к какому типу относятся, описанные в задании  озеро и где они размещены на территории страны (2балла за правильный ответ и  показ озера  на карте).                                      Задание   №4   1 группа.                                                                                                                                 Озеро 1. Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро  впадают более 30 рек, а вытекает  одна Нева. У озера славная история: в годы  Великой Отечественной войны по льду  (Ладожское) Озеро 2. Это озеро – море. Самое  крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.                                                                                                             (Каспийское)  Озеро 3.Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне  от больших строек  и  дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын – Коль  (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Часто озеро называют «младшим братом» Байкала.  Из него  вытекает один из притоков  реки Обь                                                                                                                      (Телецкое) Озеро 4. Это озеро образовалось в кратере одного из многочисленных вулканов  полуострова Камчатка.                                                                                                                                                                                                (Кроноцкое) 2  группа Озеро 1. Еще при Петре проложили русские люди  «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли  из Архангельска в Ладогу. В озеро  впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе  и  лососевых.                                                                                             (Онежское) Озеро 2. А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа.  Здесь в 1242 произошло знаменитое  Ледовое побоище. Это пресноводное озеро  лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения.                                                                                             (Чудское) Озеро 3.  Котловина озера образовалась под действием минеральных вод.  Содержащийся в них сероводород  постепенно разрушал известняковую породу. В  результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15  метров, грот и озеро.                                                       (Провал)                                                                                                         Озеро 4. Это озеро самое глубокое  в мире, самое старое – ему 25 млн. лет, а также  самое прозрачное. Озеро населяют 1800 видов животных и растений – ¾ из них  эндемики  т. е. встречаются  только здесь.                                                                                           (Байкал)  Спамберг — горная вершина, расположенная на юго­западном побережье острова  Сахалин. На пике горы Спамберг расположился уникальный памятник природы – 18  горных озёр обвального происхождения, единственные горные озёра на Сахалине.  Они занимают обширное горное плато на высоте 800 м. Самыми большими озёрами  являются                                                                                        Моховое и  Каменистое Учитель: Выполнив все задания вы заполнил таблицу. Проверьте свою работу. На  слайде 13 заполненная таблица. Учитель. – На территории нашей страны сохранилось немало уникальных  естественных водоемов, по отношению к которым необходимо проявить внимание и  заботу. Предлагаю вам совершить путешествие на озеро Байкал.    Это самая глубокая  впадина суши.  Из – за большой глубины и протяженности в  Байкале собрано колоссальное количество пресной воды – 20%  вод всей планеты.  Древний возраст Байкала позволил ему сохранить живые организмы давно минувших  времен  –  голомянка, омуль, бычки – подкаменщики, байкальская нерпа и др.     Сооружение Иркутской ГЭС, Селенгинского бумажного комбината, различных  промышленных предприятий в Иркутске и Улан – Удэ отрицательно влияют на  природу Байкала.      Самое сложное, самое трудное  ­ это решить как нужно относиться к Байкалу. Либо этот «музей живых древностей» сделать национальным парком, либо  промышленным районом. К сожалению, второй путь все более побеждает. Не случайно ученые забили тревогу, а  поэт Андрей Вознесенский написал  стихотворение  (читает ШевченкоА., предварительное задание).          Я ночью проснулся . Мне кто –то сказал:          «Мертвое море – священный Байкал».          Я на себе почувствовал взор,            Будто я моря убийца и вор.          Слышу ­ не спит иркутянин во мгле.          Курит. И предок проснулся в земле.          Когда ты болеешь, все мы больны.          Байкал, ты – хрустальная печень страны!          И кто – то добавил из глубины:          «Байкал – заповедная совесть страны».          Плыл я на лодке краем Байкала.          Вечер просвечивал в полнакала.          Ну неужели наука солгала           Над запрокинутым взором Байкала?          И неужели мы будем в истории –           «Эти, Байкал загубили которые?»          Надо вывесить бюллетень,           Как себя чувствует омуль, тюлень.          Это не только отстойников числа –           Совесть народа должна быть чистой.          Вот почему, узнав показуху,           Борются наши прорабы духа, Чтоб заповедником стало озеро,           Чтоб его взоры не целлюлозило,           Чтоб никто никогда не сказал          «Мертвое море – священный Байкал».  Учитель. Надеюсь, что вы разделите вместе со мной слова, что на карте не должны  исчезнуть голубые пятна озер. Наша задача перед будущим поколением – донести до  него и не расплескать эти природные чаши бесценной живительной влаги. В нашем крае тоже много озер. Об одном уникальном озере Провал  расскажет   Убогова А. (предварительное задание). Это озеро издавна будоражит воображение всех, кто волею судьбы оказывается в  здешних краях. Так, М.Ю.Лермонтов писал в «Княжне Мери»: «Вечером  многочисленное общество отправлялось пешком к Провалу. По мнению здешних  ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости  Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и  скал…» Современные ученые,  полагают, что Провал скорее подземная пещера,  образовавшаяся под действием минеральных вод. Содержащийся в них сероводород,  испаряясь, постепенно разрушал известняковую породу. В результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15 метров, грот и озеро,  глубина которого составляет 11 метров. Красивый бирюзовый цвет наполняющей  водоем минеральной воды обусловлен высоким содержанием серы (именно поэтому  Провал «славится» весьма неприятным запахом) и присутствием в ней определенных  бактерий. Достопримечательность Провала — два льва, охраняющие вход в пещеру. Эти  скульптуры, выполненные по эскизу скульптура И.Ф.Шаховской, появились здесь в  середине ХХ века. С тех пор туристы обязательно фотографируются  хотя бы с  одним из них. Успехом у гостей современного Пятигорска пользуется и скульптура Остапа  Бендера, появившаяся здесь в 2008­м, в преддверии юбилея города, которому в 2010  году исполнилось 230 лет. У пятигорского Провала Остап Бендер планировал  сколотить состояние, продавая билеты на посещение этой достопримечательности. Во времена Лермонтова,  местные жители называли озеро «адская бездна» и считали,  что в нем обитает огнедышащее чудище, которое по ночам кружит над городом в  поисках жертв.  Одной из забав «водяного общества» были танцы над бездной: по  инициативе князя В.С.Голицына знаменитые архитекторы братья Бернардацци  соорудили в 1837 году помост над Провалом, на котором желающие танцевали  кадриль. Наиболее любознательные имели возможность спускаться в специальной  корзине до самой воды. Из глубины  провала постоянно доносились интригующие  звуки. Происхождение их,  объяснялось весьма просто: вокруг Провала одно время  селилось множество голубей и летучих мышей. Первые облюбовали северную,  хорошо освещенную стену пещеры­воронки, другие, напротив, — затененные  участки. Птицы и крылатые млекопитающие, отлично сосуществовали и никогда не нарушали территориальных границ друг друга. Рано утром голуби вылетали на  поиски корма, а летучие мыши  возвращались отдыхать после ночных странствий. Первый спуск в Провал с научными целями был осуществлен в 1857 году. В нем  приняли участие известный исследователь минеральных вод Ф.А.Баталин, директор  Тифлисской физической обсерватории А.Ф.Мориц, офицеры­топографы и  землемеры. Вскоре к озеру проложили горизонтальный тоннель длиной около 58  метров и стали поднимать воду в лечебных целях. С тех пор Провал приобрел  особую популярность.    Расширить знания о других типах внутренних вод поможет вам  работа с учебником (стр. 86 – 87) и физической картой России.    Задания №5.  Работая с географическими источниками  найдите ответы на  поставленные перед вами вопросы (уч­ся получают задания, работа в парах).    Задание для 1 группы. 1. Где в нашей стране много крупных болот? 2. Что способствует образованию болот?     1. Как образуются подземные воды?     3. Где у нас в стране есть  минеральные воды?           Задание для 2 группы. 1. Где в нашей стране распространены покровные ледники? 2. В каких горах нашей страны есть горные ледники? Учитель. – Еще об одном хранилище вод мы должны поговорить. Существует  оледенение еще одного типа «подземное». Так называют  многолетнюю мерзлоту. В  атласах (Стр.17) изучите карту «Многолетняя мерзлота» и ответьте на вопросы 1.Где в нашей стране распространена многолетняя мерзлота ? 2. Назовите причины образования многолетней мерзлоты ?     За все выполненные задания учащиеся получали оценки. Которые были выставлены в карту самооценки. После выполнения последнего задания подводится  итог и выставляются оценки. Домашнее задание. Слайд 13. § 13  стр. 84­89    Творч. зад. Подготовить мини ­ презентацию   или составить кроссворд «Внутренние воды России». Рефлексия. 1. Сегодня на уроке я узнал, что в нашей стране  ……………………. 2. Знания, которые  я сегодня усвоил(а)  на уроке пригодятся мне для того, чтобы  …………….. Приложение 1группа. 1. Озера, сформировавшиеся на  территориях, подвергшихся материковому       оледенению. 2. Возникают при запруживании водотока оползнями,  лавовыми потоками,   в результате обвалов в горах                3. Образовались в кратерах вулканов. 1. Озера, образованные из остатков древних морей.         2 Группа 2. Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной  коры. 3. Они располагаются  в воронках и провалах, образованных в областях,  сложенных растворимыми породами.               Задание 3,4 1 группа Озеро 1. Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро  впадают более 30 рек, а вытекает  одна Нева. У озера славная история: в годы  Великой Отечественной войны по льду  (Ладожское) Озеро 2. Это озеро – море. Самое  крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.                                                                                                             (Каспийское)  Озеро 3.Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне  от больших строек  и  дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын – Коль  (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем  холодная и прозрачная. Часто озеро называют «младшим братом» Байкала.  Из него  вытекает один из притоков  реки Обь                                                                                                                      (Телецкое) Озеро 4. Это озеро образовалось в кратере одного из многочисленных вулканов  полуострова Камчатка.                                                                                                                                                                                                (Кроноцкое) 2  группа Озеро 1. Еще при Петре проложили русские люди  «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли  из Архангельска в Ладогу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе  и  лососевых.         (Онежское)                                                                                                                                                     Озеро 2. А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа.  Здесь в 1242 произошло знаменитое  Ледовое побоище. Это пресноводное озеро  лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения.                                                                                              (Чудское) Озеро 3.  Котловина озера образовалась под действием минеральных вод.  Содержащийся в них сероводород  постепенно разрушал известняковую породу. В  результате пещерный свод не выдержал, и образовалась воронка диаметром около 15  метров, грот и озеро.                                                       (Провал)                                                                                                         Озеро 4. Это озеро самое глубокое  в мире, самое старое – ему 25 млн. лет, а также  самое прозрачное. Озеро населяют 1800 видов животных и растений – ¾ из них  эндемики  т. е. встречаются  только здесь.                                                                                           (Байкал)    Задание для 1 группы. 3. Где в нашей стране много крупных болот? 4. Что способствует образованию болот?     1. Как образуются подземные воды?     3. Где у нас в стране есть  минеральные воды?           Задание для 2 группы. 3. Где в нашей стране распространены покровные ледники? 4. В каких горах нашей страны есть горные ледники? 1.Где в нашей стране распространена многолетняя мерзлота ? 2. Назовите причины образования многолетней мерзлоты ? Задание №2.     1. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем. 1 группа.     2. Избыточно увлажненные участки суши  с особой растительностью,          животным миром и слоем торфа. 3.Толща горных пород,  в которых содержится лед, не оттаивающий в течение  долгого времени, как правило, десятки или многие сотни лет. 2 группа. 1. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении,      называемым руслом. 2.Вода, находящаяся в порах и пустотах земной коры. 3.Движущиеся скопления льда на земной поверхности. Надписи на конверты. Задание №2 Географические термины Задание № 3 Происхождение озерных котловин  Задание №4 Установить соответствие: название озера –  происхождение озерной котловины­ месторасположение озера. Задание №5 Другие типы поверхностных вод: болота, подземные воды,  ледники, многолетняя мерзлота. Спамберг — горная вершина, расположенная на юго­западном побережье острова  Сахалин. На пике горы Спамберг расположился уникальный памятник природы – 18  горных озёр обвального происхождения, единственные горные озёра на Сахалине.  Они занимают обширное горное плато на высоте 800 м. Самыми большими озёрами  являются                                                                                        Моховое и  Каменистое Типы озерных котловин Примеры Районы распространения Типы озерных котловин Примеры Районы распространения Типы озерных котловин Примеры Районы распространения Тесты по теме « Внутренние воды» 1. Отношение падения реки к ее длине называется: А) расходом воды;  Б) уклоном;  В) годовым стоком. 2. Ледостав у сибирских рек длиннее: А) в верхнем течении; Б) в среднем течении;. В) в нижнем течении. 3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что: А) тают ледники в горах; Б) начинаются муссонные дожди; В) начинается таяние  снега. 4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является: А) постепенное таяние снега; Б) наличие водохранилищ; В) малое количество снега   на территории бассейна. 5. Преимущественно дождевое питание имеет река: А) Печора; Б) Москва – река; В) Амур. 6.На большинстве рек России  половодье наступает: А) зимой; Б) весной; В) летом. Тесты по теме « Внутренние воды» 1. Отношение падения реки к ее длине называется: А) расходом воды;  Б) уклоном;  В) годовым стоком. 2. Ледостав у сибирских рек длиннее: А) в верхнем течении; Б) в среднем течении;. В) в нижнем течении. 3. На реке Амур половодье начинается летом, потому что: А) тают ледники в горах; Б) начинаются муссонные дожди; В) начинается таяние  снега. 4.Главой причиной отсутствия наводнений на реке Волге является: А) постепенное таяние снега; Б) наличие водохранилищ; В) малое количество снега   на территории бассейна. 5. Преимущественно дождевое питание имеет река: А) Печора; Б) Москва – река; В) Амур. 6.На большинстве рек России  половодье наступает: А) зимой; Б) весной; В) летом.

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс

Урок Внутренние воды 8 класс

Урок Внутренние воды  8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017