Я проводила данный урок в 10 классе, но, при хорошей подготовке учащихся, его можно проводить и в 9 классе. В разработке предусмотрены различные формы работы: групповая работа с последующей защитой своих выводов,составление опорных схем, аналитическая беседа, ассоциативная работа, сопоставительный анализ цитат из критических статей. приводятся примерные ответы на все задания и вопросыУрок литературы в 10 классе "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин"
«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис)
Урокразмышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин»)
Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке
учащихся его можно провести и в 9 классе.
1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки)
Героиня
НЯНЯ –
«смиренна
я печаль»
(гл.3)
Предполагаемый ответ (главное!)
Чтобы получить рецепт, как поступить с
Евгением.
Нет!
Няня не знала любви!
Это в какойто степени судьба Татьяны –
«смиренная печаль».
Ленского
Он молод, неопытен, влюблен, и его точка
зрения на Ольгу очень отличается от точки
зрения автора.
Обычная деревенская барышня. Красивая,
веселая, но такую можно найти в любом
романе.
Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же
ее за это! Удивляется, что Владимир уехал.
Не умеет глубоко чувствовать, поэтому
жертва Ленского ей не нужна.
Обычная судьба – замужество.
Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит
Онегина – под влиянием книг.
В первую
сложность характера Татьяны.
очередь, чтобы оттенить
всё).
Внутренние противоречия6 подлинные
чувства и чувствительность (от романов –
«заменяли
Мечтательность,
одиночество. Воображает себя героиней
книг.
Не только внешне. Изменяется социальный
статус, облик: величественная, холодная
светская дама, княгиня в конце романа.
Молчалива. Но в душе – та же («прежняя
Таня!»)
Переворот. Поняла, что обманулась. Он не
тот, за кого принимала («Уж не пародия ли
он?»)
Нет. Но освободилась от книжных
иллюзий. Поняла настоящего Онегина.
Нет. Книга – не жизнь. Нельзя
ОЛЬГА –
гл. 2, 5, 6
(пусть
основное
определение
подберут
сами
ученики)
ТАТЬЯНА
(определения
подбирают
сами
учащиеся)
Проблемный вопрос
Зачем обращается к ней
Татьяна?
Помогло ли это
обращение?
Почему не помогло?
Зачем нужен в романе
этот образ?
Чьими глазами мы
видим эту героиню?
Почему именно его
глазами?
представляет?
Что она собой
Изменила ли Ольга
Ленскому?
Что дальше?
Что роднит ее с
Татьяной?
Зачем нужен этот образ
в романе?
Охарактеризуйте
Татьяну во 25 главах.
Как меняется на
протяжении романа?
Какова Татьяна в 7
главе?
Разлюбила?
«Он москвич в
гарольдовом плаще» Почему Татьяна
замуж?
Татьяна права?
выходит
Неволили?
Поняла ли Татьяна
Онегина в конце?
Почему же она «милый
идеал»? Какая черта,
линия воспитания всё же
главная?
Какой пейзаж чаще
всего
сопутствует
Татьяне? Почему?
отождествлять книжного героя и реального
человека.
Никто ее не неволил. Это ее выбор. Долг,
которому она сама подчиняется. Так
воспитана.
Видит только корысть, интригу. Попала
под влияние света. Не может поверить ему:
он ее уже один раз отверг.
«Русская душою». Фамилия Ларина – от
русского «Лар» домашние божества. Уют,
домашность, семейная преемственность.
(«Привычка свыше нам дана, замена
счастию она»).
Зима. Холод: любила, не понимая, почему
Снег ,холод – это готовность терпеть,
страдать, нести свой крест и не роптать.
Привычка жить в суровом климате
Примечание. Чтобы вовлечь в работу остальных учащихся, можно в
промежутках между выступлениями учащихся
третьей группы
предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например:
Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло
на мировоззрение и жизнь Татьяны?» (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская
деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Мужгенерал.)
Составить сравнительную таблицу «Влияние чтения книг на Татьяну и
Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века благородные герои, любовь, долг, честь
(эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои –
романтики, одинокие, холодные, разочарованные, эгоистичные, творящие зло,
преступления (Байрон, Шатобриан)).
2. Размышляя над прочитанным и услышанным…
Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было
так возможно, близко», но не пришло? Правы ли критики (см. название
урока)? (Татьяна нравится в конце романа Онегину. Увидел все ее человеческие
достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум», не способен
глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это – «наука страсти нежной»: это в
начале романа, потом – разум побежден («чуть с ума не своротил/ или не сделался
поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще – он сильно опоздал!
Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос
«Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его.
После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь –
это проверка человека на истинные ценности, это испытание, это ТРУД , а Онегину «труд
упорный был тошен»!).
С кем из героев романа сближена Татьяна? Почему? (С автором. Он тоже
меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню) Почему Белинский сказал, что Татьяна – «гениальная натура»? Что же в ней
гениального?
( Исключительная способность к духовному развитию и
самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа),
Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский:
«…колоссальное исключение в пошлом мире,…способна порвать с
предрассудками». Ф. Достоевский: «…олицетворение русского соборно
православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского
смирения, который Россия может предъявить всему миру».
Кого вспоминает Татьяна в конце романа в своей отповеди Онегину?
Почему? (Могилу няни. Это самое дорогое. Это спасение души от отчаяния. Это
незыблемо, свято. Это опора в жизни!)
А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не
щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?)
Слова И.Гончарова: «В литературе, как и в жизни, можно встретить два
противоположных женских типа. Один из них – характер положительный, это
пушкинская Ольга, другой – характер идеальный – это его же Татьяна».
Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему
понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как
противоположные? ( Можно предложить эту работу в виде сочиненияминиатюры как
задание на дом. Один из ответов, которые мне предложили мои ребята, особенно
понравившийся мне: положительность – это такой, как многие, пассивность, остановка в
росте, а идеальный – это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что
способны далеко не все)
Примечание: если в 9 классе не предлагалась учащимся работа
М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом по
поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.
Автор разработки урока Гун Л.И.
учитель высшей категории,
Заслуженный учитель РФ