Урок "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин", 10 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я проводила данный урок в 10 классе, но, при хорошей подготовке учащихся, его можно проводить и в 9 классе. В разработке предусмотрены различные формы работы: групповая работа с последующей защитой своих выводов,составление опорных схем, аналитическая беседа, ассоциативная работа, сопоставительный анализ цитат из критических статей. приводятся примерные ответы на все задания и вопросыУрок литературы в 10 классе "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин"
Иконка файла материала Урок по Пушкину.doc
«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис) Урок­размышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин») Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе. 1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки) Героиня НЯНЯ   – «смиренна я   печаль» (гл.3) Предполагаемый ответ (главное!) ­ Чтобы получить рецепт, как поступить с Евгением. ­Нет! ­ Няня не знала любви! ­ Это в какой­то степени судьба Татьяны – «смиренная печаль». ­Ленского ­ Он молод, неопытен, влюблен, и его точка зрения на Ольгу очень отличается от точки зрения автора. ­ Обычная деревенская барышня. Красивая, веселая,   но   такую   можно   найти   в  любом романе. ­ Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же ее за это! Удивляется, что Владимир уехал. Не   умеет   глубоко   чувствовать,   поэтому жертва Ленского ей не нужна.  ­ Обычная судьба – замужество. ­ Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит Онегина – под влиянием книг. ­   В   первую   сложность характера Татьяны.   очередь,   чтобы   оттенить   всё). ­   Внутренние   противоречия6   подлинные чувства и чувствительность  (от романов – «заменяли   Мечтательность, одиночество.   Воображает   себя   героиней книг. ­ Не только внешне. Изменяется социальный статус,   облик:   величественная,   холодная светская   дама,   княгиня   в   конце   романа. Молчалива. Но в душе – та же («прежняя Таня!») ­ Переворот. Поняла, что обманулась. Он не тот, за кого принимала («Уж не пародия ли он?») ­   Нет.   Но   освободилась   от   книжных иллюзий. Поняла настоящего Онегина.  ­   Нет.   Книга   –   не   жизнь.   Нельзя ОЛЬГА   – гл. 2, 5, 6 (пусть основное определение подберут сами ученики) ТАТЬЯНА (определения подбирают сами учащиеся) Проблемный вопрос ­Зачем обращается к ней Татьяна? ­   Помогло   ли   это обращение? ­ Почему не помогло? ­ Зачем нужен в романе этот образ? ­   Чьими   глазами   мы видим эту героиню? ­   Почему   именно   его глазами? ­ представляет?   Что   она   собой ­   Изменила   ли   Ольга Ленскому? ­ Что дальше? ­   Что   роднит   ее   с Татьяной? ­Зачем нужен этот образ в романе? ­Охарактеризуйте Татьяну  во 2­5 главах. ­   Как   меняется   на протяжении романа? ­   Какова   Татьяна   в   7 главе? ­ Разлюбила? ­   «Он   москвич   в гарольдовом   плаще»   ­Почему   Татьяна замуж? Татьяна права? ­ выходит Неволили? ­   Поняла   ли   Татьяна Онегина в конце? ­ Почему же она «милый идеал»?   Какая   черта, линия воспитания всё же главная? ­   Какой   пейзаж   чаще всего сопутствует Татьяне? Почему?   отождествлять книжного героя и реального человека. ­ Никто ее не неволил. Это ее выбор.  Долг, которому   она   сама   подчиняется.   Так воспитана. ­   Видит   только   корысть,   интригу.   Попала под влияние света. Не может поверить ему: он ее уже один  раз отверг. ­ «Русская душою». Фамилия Ларина – от русского «Лар» ­ домашние божества. Уют, домашность,   семейная   преемственность. («Привычка   свыше   нам   дана,   замена счастию она»). ­ Зима. Холод: любила, не понимая, почему Снег   ,холод   –   это   готовность     терпеть, страдать,   нести   свой   крест   и   не   роптать. Привычка жить в суровом климате Примечание.   Чтобы   вовлечь   в   работу   остальных   учащихся,   можно   в промежутках   между   выступлениями   учащихся     третьей   группы предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например: ­ Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло на мировоззрение и жизнь Татьяны?»  (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Муж­генерал.) ­   Составить   сравнительную   таблицу   «Влияние   чтения   книг   на   Татьяну   и Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века­ благородные герои, любовь, долг, честь (эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои – романтики,   одинокие,   холодные,   разочарованные,   эгоистичные,   творящие   зло, преступления (Байрон, Шатобриан)). 2. Размышляя над прочитанным и услышанным… ­ Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было так   возможно,   близко»,   но   не   пришло?   Правы   ли   критики   (см.   название урока)?  (Татьяна  нравится  в   конце   романа   Онегину.   Увидел   все   ее   человеческие достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум»,   не способен глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это – «наука  страсти  нежной»: это в начале   романа,   потом   –   разум   побежден   («чуть   с   ума   не   своротил/   или   не   сделался поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще – он сильно опоздал! ­ Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос «Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его. После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь – это проверка человека на  истинные ценности, это испытание, это ТРУД , а Онегину «труд упорный был тошен»!). ­  С  кем  из  героев  романа   сближена   Татьяна?  Почему?  (С   автором.   Он   тоже меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню)­ Почему Белинский сказал, что Татьяна – «гениальная натура»? Что же в ней гениального?  (   Исключительная   способность   к   духовному   развитию   и самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа), ­ Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский: «…колоссальное   исключение   в   пошлом   мире,…способна   порвать   с предрассудками».   Ф.   Достоевский:   «…олицетворение   русского   соборно­ православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского смирения, который Россия может предъявить всему миру». ­   Кого   вспоминает   Татьяна   в   конце   романа   в   своей   отповеди   Онегину? Почему?  (Могилу   няни.   Это   самое   дорогое.   Это   спасение   души   от   отчаяния.   Это незыблемо, свято. Это опора в жизни!) ­ А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?) ­ Слова  И.Гончарова:  «В литературе, как и в жизни, можно встретить два противоположных женских типа. Один из них – характер положительный, это пушкинская Ольга, другой – характер идеальный – это его же Татьяна». Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как противоположные? ( Можно предложить эту работу в виде сочинения­миниатюры как задание   на   дом.   Один   из   ответов,   которые   мне   предложили   мои   ребята,   особенно понравившийся мне: положительность – это такой, как многие,  пассивность, остановка в росте, а идеальный – это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что способны далеко не все)   Примечание:   если   в   9   классе   не   предлагалась   учащимся   работа М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом  по поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.                                                                     Автор разработки урока Гун Л.И. ­                                                                     учитель высшей категории,                                                                      Заслуженный учитель РФ

Посмотрите также