Урок "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин", 10 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
16.01.2017
Я проводила данный урок в 10 классе, но, при хорошей подготовке учащихся, его можно проводить и в 9 классе. В разработке предусмотрены различные формы работы: групповая работа с последующей защитой своих выводов,составление опорных схем, аналитическая беседа, ассоциативная работа, сопоставительный анализ цитат из критических статей. приводятся примерные ответы на все задания и вопросыУрок литературы в 10 классе "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин"
Урок по Пушкину.doc
«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис)
Урокразмышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин»)
Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке
учащихся его можно провести и в 9 классе.
1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки)
Героиня
НЯНЯ –
«смиренна
я печаль»
(гл.3)
Предполагаемый ответ (главное!)
Чтобы получить рецепт, как поступить с
Евгением.
Нет!
Няня не знала любви!
Это в какойто степени судьба Татьяны –
«смиренная печаль».
Ленского
Он молод, неопытен, влюблен, и его точка
зрения на Ольгу очень отличается от точки
зрения автора.
Обычная деревенская барышня. Красивая,
веселая, но такую можно найти в любом
романе.
Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же
ее за это! Удивляется, что Владимир уехал.
Не умеет глубоко чувствовать, поэтому
жертва Ленского ей не нужна.
Обычная судьба – замужество.
Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит
Онегина – под влиянием книг.
В первую
сложность характера Татьяны.
очередь, чтобы оттенить
всё).
Внутренние противоречия6 подлинные
чувства и чувствительность (от романов –
«заменяли
Мечтательность,
одиночество. Воображает себя героиней
книг.
Не только внешне. Изменяется социальный
статус, облик: величественная, холодная
светская дама, княгиня в конце романа.
Молчалива. Но в душе – та же («прежняя
Таня!»)
Переворот. Поняла, что обманулась. Он не
тот, за кого принимала («Уж не пародия ли
он?»)
Нет. Но освободилась от книжных
иллюзий. Поняла настоящего Онегина.
Нет. Книга – не жизнь. Нельзя
ОЛЬГА –
гл. 2, 5, 6
(пусть
основное
определение
подберут
сами
ученики)
ТАТЬЯНА
(определения
подбирают
сами
учащиеся)
Проблемный вопрос
Зачем обращается к ней
Татьяна?
Помогло ли это
обращение?
Почему не помогло?
Зачем нужен в романе
этот образ?
Чьими глазами мы
видим эту героиню?
Почему именно его
глазами?
представляет?
Что она собой
Изменила ли Ольга
Ленскому?
Что дальше?
Что роднит ее с
Татьяной?
Зачем нужен этот образ
в романе?
Охарактеризуйте
Татьяну во 25 главах.
Как меняется на
протяжении романа?
Какова Татьяна в 7
главе?
Разлюбила?
«Он москвич в
гарольдовом плаще» Почему Татьяна
замуж?
Татьяна права?
выходит
Неволили?
Поняла ли Татьяна
Онегина в конце?
Почему же она «милый
идеал»? Какая черта,
линия воспитания всё же
главная?
Какой пейзаж чаще
всего
сопутствует
Татьяне? Почему?
отождествлять книжного героя и реального
человека.
Никто ее не неволил. Это ее выбор. Долг,
которому она сама подчиняется. Так
воспитана.
Видит только корысть, интригу. Попала
под влияние света. Не может поверить ему:
он ее уже один раз отверг.
«Русская душою». Фамилия Ларина – от
русского «Лар» домашние божества. Уют,
домашность, семейная преемственность.
(«Привычка свыше нам дана, замена
счастию она»).
Зима. Холод: любила, не понимая, почему
Снег ,холод – это готовность терпеть,
страдать, нести свой крест и не роптать.
Привычка жить в суровом климате
Примечание. Чтобы вовлечь в работу остальных учащихся, можно в
промежутках между выступлениями учащихся
третьей группы
предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например:
Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло
на мировоззрение и жизнь Татьяны?» (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская
деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Мужгенерал.)
Составить сравнительную таблицу «Влияние чтения книг на Татьяну и
Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века благородные герои, любовь, долг, честь
(эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои –
романтики, одинокие, холодные, разочарованные, эгоистичные, творящие зло,
преступления (Байрон, Шатобриан)).
2. Размышляя над прочитанным и услышанным…
Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было
так возможно, близко», но не пришло? Правы ли критики (см. название
урока)? (Татьяна нравится в конце романа Онегину. Увидел все ее человеческие
достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум», не способен
глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это – «наука страсти нежной»: это в
начале романа, потом – разум побежден («чуть с ума не своротил/ или не сделался
поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще – он сильно опоздал!
Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос
«Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его.
После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь –
это проверка человека на истинные ценности, это испытание, это ТРУД , а Онегину «труд
упорный был тошен»!).
С кем из героев романа сближена Татьяна? Почему? (С автором. Он тоже
меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню) Почему Белинский сказал, что Татьяна – «гениальная натура»? Что же в ней
гениального?
( Исключительная способность к духовному развитию и
самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа),
Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский:
«…колоссальное исключение в пошлом мире,…способна порвать с
предрассудками». Ф. Достоевский: «…олицетворение русского соборно
православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского
смирения, который Россия может предъявить всему миру».
Кого вспоминает Татьяна в конце романа в своей отповеди Онегину?
Почему? (Могилу няни. Это самое дорогое. Это спасение души от отчаяния. Это
незыблемо, свято. Это опора в жизни!)
А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не
щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?)
Слова И.Гончарова: «В литературе, как и в жизни, можно встретить два
противоположных женских типа. Один из них – характер положительный, это
пушкинская Ольга, другой – характер идеальный – это его же Татьяна».
Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему
понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как
противоположные? ( Можно предложить эту работу в виде сочиненияминиатюры как
задание на дом. Один из ответов, которые мне предложили мои ребята, особенно
понравившийся мне: положительность – это такой, как многие, пассивность, остановка в
росте, а идеальный – это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что
способны далеко не все)
Примечание: если в 9 классе не предлагалась учащимся работа
М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом по
поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.
Автор разработки урока Гун Л.И.
учитель высшей категории,
Заслуженный учитель РФ
Урок "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин", 10 класс
Урок "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин", 10 класс
Урок "Женские образы романа А.Пушкина "Евгений Онегин", 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.