(Уроки 8,9,10 по литературному чтению в тематическом планировании посвящены теме «Житие Сергия Радонежского». Уроки 8,9 - это работа с текстом, знакомство с житием святого, работа по вопросам. Урок 10 – театральная постановка на сцене)
Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами, связанными с жизнью святого; проявлять интерес и желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально – личностное отношение к культурологическим и историческим фактам; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление; формировать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитывать патриотические чувства, прививая любовь к своей малой Родине, пробудить интерес к истории родного края.
Тема: Милая моя Родина. Сергий Радонежский – святой земли Русской.
Если есть у России народный богатырь,
который всего лучше выражает дух России,
то, конечно, это Преподобный Сергий.
Е. Поселянин
(Уроки 8,9,10 по литературному чтению в тематическом планировании посвящены
теме «Житие Сергия Радонежского». Уроки 8,9 это работа с текстом, знакомство с
житием святого, работа по вопросам. Урок 10 – театральная постановка на сцене)
Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами, связанными с жизнью
святого; проявлять интерес и желание больше узнавать о православной культуре
России; формировать эмоционально – личностное отношение к культурологическим
и историческим фактам; учить внимательно относиться к слову, обогащать
словарный запас; развивать творческие способности учащихся, память, речь,
мышление; формировать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ,
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий; воспитывать патриотические чувства, прививая любовь к своей малой
Родине, пробудить интерес к истории родного края.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей.
Знакомство со сценарием, распределение ролей, разучивание стихотворений, песни,
танца. Подготовка презентации. Подбор аудиозаписи «Голоса птиц», фоновой
музыки. Работа над костюмами.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук,
презентация, подборка книг о Сергии Радонежском для оформления выставки.
Оформление сцены (парты, стулья, декорация).
аудиозаписи,
План урока с хронометражем.
1.Самоопределение к деятельности (2 мин)
2.Актуализация знаний (5 мин)
3.Постановка учебной задачи (3 мин)
4. Закрепление во внешней речи (6 мин)
5.Самостоятельная работа учащихся на сцене (17 мин)
6.Включение в систему знаний и повторение (5 мин)
7.Рефлексия (2мин)Сценарий урока
1.Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность. Звучит фоновая музыка.
2.Актуализация знаний.
На фоне музыки Л. Бетховена « Лунная соната» дети читают стихи В.
Афанасьева.
1 чтец:
Путь наш — полями, лесами...
Всё наше милое здесь:
Мы и душой, и глазами
Смотрим на всё, что тут есть
2 чтец:
Что же, нам скажут, — за диво,
Сосны да ели, да рожь...
Так ли уж это красиво?
Так ли уж край ваш хорош?
3 чтец:
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоёт:
Всё здесь святое, всё, — Божье —
Небо, природа, народ!..
4чтец:
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край.
Дивны просторы России!
Здесь начинается рай.
(Презентация слайдов по ходу исполнения)
Ведущий 1: Наша русская земля богата и своей историей, своими людьми,
своей очень красивой природой.
Ведущий 2: Очень красиво и богато своей историей, людьми, природой и наше
село Сергиевск.
Ведущий 3: Названо оно в честь русского святого Преподобного Сергия
Радонежского Чудотворца. Он наш небесный Покровитель, наш Молитвенник и
Заступник перед Богом. В настоящее время в с. Сергиевск действует Храм,
освящённый полным чином архиепископом Самарским и Сызранским Сергием
с престолом в честь Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
2Ведущий 4: Преподобный Сергий очень любил нашу русскую природу. Он и
келью построил в лесу.
Ведущий 5: У художника Нестерова Михаила Васильевича есть картина
«Видение отроку Варфоломею». На ней изображён преподобный Сергий ещё не
как монах, а просто мальчик Варфоломей.
Ведущий 6: Он стоит на пригорке и просит старца, чтобы тот помолился о
нём, потому что учёба ему не давалась.
3.Постановка учебной задачи.
Учитель:
Вспомните, ребята, о чём просил Варфоломей старца?
Ученик:
Он просил старца, чтобы тот помолился о нём, потому что учёба ему не
давалась. Стефан и Пётр (братья Варфоломея) быстро изучили грамоту, а у
Варфоломея не получалось преуспеть в учёбе, хоть он был очень прилежен.
4. Закрепление во внешней речи.
Учитель:
Представим себе, как изучали грамоту Стефан, Варфоломей, Петр.
(Действие на сцене. Дети сидят за партами. Учитель с большим старанием
учит Варфоломея грамоте, но у отрока ничего не получается. Не даётся ему
грамота, сидит печальный)
Учитель:
Послушай, Варфоломей, как читают твои братья.
Тропарь Пресвятой Богородицы
Стефан:
Моление теплое, и Стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище,
прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, Едина
вскоре предстательствующая.
Молитва Ангелу – хранителю
Петруша:
3Ангеле Божий, / хранителю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа
Бога, / ум мой утверди во истиннем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да
тобою направляем / получу от Христа Бога велию милость.
Учитель:
Теперь ты прочти, Варфоломей. Попробуй снова.
Варфоломей: (читает очень медленно)
Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне.
Учитель: Не отчаивайся, Варфоломей! Трудись, «терпенье и труд всё перетрут»,
«Бог труды любит» и поможет.
Ведущий: И не отчаивался Варфоломей, а просил Бога о помощи. И вот послал
Господь Ангела в виде схимника (монаха). «Помолись за меня, Отче»,— попросил
отрок Варфоломей. И по молитвам этого старца Варфоломей так преуспел в учебе,
что вскоре превзошел своих сверстников в учении.
5.Самостоятельная работа учащихся на сцене.
Автор Р. Запесоцкая.
Об этом знать должны все дети:
Давнымдавно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: "Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться".
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
4И этим угодил он Богу.
Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученикимонахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.
Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Ведущий 7: В житии Сергия Радонежского написано, что было ему видение
множество птиц. Это был ответ преподобному на его просьбу, чтобы как
можно больше людей пришли к Богу. И Господь ему сказал, что у него будет
столько же много учеников, как этих птиц.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: "Бессчётны птицы
Вот сколько к Богу обратится".
(Звучит звукозапись «Пение птиц». Исполняется танец с голубками:
Е. Крылатов « Будь со мною»)
Когда Угодник Божий в храме
Служил пред Чашею с Дарами,
То в алтаре священном месте
Сам Ангел с ним молился вместе,
Крылатый воин Божьей рати.
И видели монахибратья,
Как вдруг огонь с небес спустился
И прямо в Чашу опустился.
Так жил подвижник Православья,
Христа и Богоматерь славя.
5И по его дана молитве
Победа в Куликовской битве.
Свою показывая милость,
К нему Пречистая явилась
И обещала, что Обитель
Спасет Господь наш Вседержитель.
Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой,
Спускаясь с низких гор к долине, шумел когдато лес густой.
И здесь, соблазнам мира чуждый, совсем один в лесной глуши
Отшельник жил, гнетомый нужной, но мощный силами души.
Ему покорны были звери, делил он часто с ними снедь.
Его убогой кельи двери хранил в глухую ночь медведь.
Он долго был безвестен люду, но наступили времена,
И имя Сергия повсюду узнала русская страна.
И в тишину лесной пустыни, где начал дивный подвиг он
Искать небесной благостыни пришел народ со всех сторон.
Пришельце он встречал со страхом, хотел уйти опять в леса,
Но быть наставником монахам ему судили Небеса.
И возлюбил Господь обитель, где кротко братию свою
Учил святой пустынножитель в любви и мире житию.
И, полный кроткого смиренья, цветущ духовной красотой,
Являл дары чудотворенья наставник иноков святой.
Он отвращал молитвой беды, и в грозный час у Бога сил
Дар силы, славы и Победы стране родимой испросил,
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
6О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
6.Включение в систему знаний и повторение.
( Исполнение песни учащимися «Тихий свет на Маковце – горе». Слова И.
Языковой.)
Тихий свет на Маковцегоре
Над обителью, что радуга, цветет:
Это инок Сергий на заре
Троице молитву воздает.
Инок встанет, принесет воды,
Дров наколет, хлебы испечет, —
И за все нехитрые труды
Благодарность Богу вознесёт.
Затеплит лампады у икон ,
Вспомнит тех , кто страждет и гоним .
По утрам над храмом перезвон:
Ангел Литургию служит с ним!
А случится — вдруг заглянет зверь
Из лесу, свирепый и большой, —
Отворит медведю инок дверь,
Хлеб разделит, напоит водой.
Инок Сергий тих и молчалив,
7Но по всей Руси идет молва:
Чудотворен свет его молитв,
Сила благодатная в словах!
Тихий свет на Маковцегоре
Радугой цветет над всей землёй:
Это инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой!
«Отче наш! Молению внемли!
Дух Святой, очисти и спаси!
Сыне Божий! В этот грозный час
Не остави каждого из нас!»
7.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке? Что было трудным? Что легко удавалось
выполнить?
Список литературы
81. Преподобный Сергий Радонежский, Москва, 2004 г., Издательство
«Круг чтения», храм Архистратига Михаила (Патриаршее подворье) в
Тропарёве.
2. Кириллица. Священная азбука. Самара, 2008. Самарское
епархиальное управление РПЦ,2008; СИПКРО; Авторы.
3. Е. Грузкова, «Русь моя»
4. Стихи Р. Запесоцкой «Житие преподобного Сергия Радонежского», И.
Языковой «Тихий свет на Маковце горе».
Приложение (голубь для танца)
910