« Уроки окружающего мира в 1 классе»
Тема урока: МЫ И НАШ МИР
Задачи урока: познакомить детей с учебником, его персонажами и волшебным
клубочком, рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из
дома в школу и обратно.
Планируемые достижения учащихся: знать
основные правила безопасности по пути
из дома в школу и обратно, домашний адрес
и адрес школы.
Оборудование:
У учителя: куклы Мальчик и Девочка, волшебный клубочек; письмо от авторов учебника; непрозрачные мешочки с ватой, камешками, желудями, ракушками, фасолью, гречкой, колокольчик; светофор (круги из бумаги красного, желтого, зеленого цвета). У учащихся: учебник и рабочая тетрадь с закладками.
Предварительная работа. Текст со стр.3 оформлен как письмо
к детям от авторов
учебника.
Ход урока
1.Орг. момент.
(Ребята стоят в кругу)
Здравствуйте, ребята! Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение. Поделитесь своим настроением с соседями – пожмите им руку. Поднимите руки те, у кого прибавилось хорошего настроения! Спасибо!
2.Постановка проблемы.
Ребята, поднимите руку те, кому
приходилось путешествовать. Как вы думаете, для чего люди путешествуют?» (Чтобы
больше знать, стать смелее, умнее, воспитать характер, найти новых друзей.)
(Учитель представляет ребятам кукол —
Мальчика и Девочку)
Мы сегодня тоже познакомимся с новыми друзьями. Эти куклы будут сопровождать нас на уроках окружающего мира. Давайте дадим им имена. (Катюша и Витюша)
Ребята, Катюша и Витюша приглашают нас в необычное путешествие — по страницам учебника «Окружающий мир».
( ребята садятся за парты)
3. Актуализация имеющихся у детей знаний.
Ребята, положите перед собой учебник. Авторы учебника прислали письмо. (Вскрывает конверт, подписанный: «Ученикам ... класса», и читает письмо. Прикрепляет письмо к доске)
Посмотрите, Катюша и Витюша принесли нам волшебный клубочек. Он поможет нам ответить на вопросы. Отвечает тот, кому клубочек достается в руки.
(учитель берет в руки клубочек, проходит по рядам, давая возможность ребятам дотронуться до него. При этом задает вопросы, на которые отвечает тот, кому клубочек достается в руки)
Что такое окружающий мир?
Где можно встретиться с окружающим миром?
Окружающий мир — это только то, что рядом с нами?»
4. «Открытие» нового знания
детьми.
Я предлагаю вам, ребята, закрыть глаза. (
звенит в колокольчик). Что это?
Ребята, закройте ладошками уши и хором назовите предметы, на которые я укажу.
Что заметили?
Попробуйте с закрытыми глазами
определить на ощупь и по запаху, что лежит в мешочках (дети ощупывают предметы
в непрозрачных мешочках, лежащие на парте, определяют их запах
и называют эти предметы).
Как же мы познаем окружающий мир? (Окружающий
мир мы познаем с помощью глаз и ушей, на вкус и на ощупь, по
запаху. А в школе нам помогает узнавать окружающий мир учебник).
Откройте учебники.(на развороте с. 4—5 )
Рассмотрите фотографии. Назовите все, что на них представлено. Правильно ли мы
рассуждали?
(учитель снова берет в руки клубочек )
Как этот волшебный помощник служит героям сказок? Нарисуйте клубочек на закладке учебника.
Физминутка
Летит,
летит по небу шар,
По небу шар летит.
Лети,
мой шар, лети, мой шар,
Лети, лети, лети!
(ученики под руководством учителя последовательно заменяют слова на соответствующие движения; после каждой строки дети подпрыгивают).
(звучит песня «Вместе весело шагать».)
Ребята, Катюша и Витюша предлагают нам познакомиться с еще одним помощником (светофором). Откройте рабочие тетради (по закладке дети открывают с. 4—5) Рассмотрите рисунок. Какой путь из дома до школы самый безопасный? Какие правила нужно соблюдать для безопасности? Как светофор помогает соблюдать правила? Игра «Светофор». (красный свет – стоим, желтый свет - поднимаем руку, зеленый свет — идём). А теперь проложим маршрут в нашей рабочей тетради с помощью ниточки от волшебного клубочка. (дети прокладывают маршрут в рабочей тетради, рисуя ниточку от волшебного клубочка) Почему вам нужно идти именно по этой дороге? Нарисуйте клубочек на закладке рабочей тетради.
Физминутка (на ковриках)
ноги шагают — «Мы пешеходы!»; ноги опускаются с пятки на носок, а руки словно двигают руль — «Мы водители!». (движения выполняются по «сигналу» светофора — бумажных кругов красного, желтого и зеленого цвета)
5. Итог урока
Вам понравился урок? Что понравилось? Какие новые знания получили? Что такое окружающий мир? Какие помощники побывали на нашем уроке? Для чего нам нужно знать сигналы светофора? Какая дорога самая безопасная?
6. Домашнее задание
Вместе с родителями запишите домашний адрес и адрес школы на с. 3 рабочей тетради. Обсудите дорогу от дома до школы, по желанию нарисуйте маршрут. Обращайте внимание на звуки, цвета, запахи окружающего мира.
Тема: ПРИРОДА
Задачи урока: формировать представление о природе как составной части
окружающего мира;
учить детей классифицировать объекты окружающего мира
(относится к природе или создано человеком), приводить примеры тех
и других.
Планируемые достижения учащихся: научиться различать объекты природы
и объекты, созданные человеком, приводить
соответствующие примеры.
Оборудование:
У учителя — магнитофон, запись песни «Наш край» («То березка, то рябина...») Д. Кабалевского на стихи А. Пришельца, запись «музыки Моцарта», толковый словарь русского языка.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Я, Катюша и Витюша рады видеть вас на уроке окружающего мира. Наши друзья хотят посмотреть, чему вы уже научились.
2. Актуализация имеющихся у детей знаний.
Что такое окружающий мир? Что относится к окружающему миру?
3. Постановка проблемы.
Катюша и Витюша поспорили, что такое природа. Нам надо разрешить этот спор. Для начала вспомним о том, что узнали на прошлом уроке.
4. «Открытие» нового
знания детьми.
(музыкальное вступление — запись песни Д. Кабалевского «Наш край».)
Тема сегодняшнего урока –
Природа.
Так что же мы называем
природой?
Откройте учебники на с.6 (закладка) Назовите предметы, которые можно отнести к
природе.
А вот как написано о природе в словаре (учитель демонстрирует словарь
и зачитывает текст) «Природа — все существующее,
не созданное деятельностью человека».
Посмотрите на наши иллюстрации (иллюстрации
на с. 6—7) На какие группы можно разделить изображения.
Физминутка (потягивания, наклоны в сторону, вперед и назад) под музыку песни «Наш край».
5. Первичное закрепление
Выполним задание на с. 7 учебника. А теперь приведите свои примеры того, что относится к природе или создано человеком. Волшебный клубочек нам поможет. Тот, к кому клубочек прикоснется один раз, называет природный объект; ученик, к которому клубочек прикоснется два раза, приводит пример объектов окружающего мира, созданных человеком.
Физминутка
Катюша и Витюша принесли нам стихотворение. Закройте
глазки и послушайте ( чтение под «музыку Моцарта»):
Все в тающей дымке: холмы,
перелески.
Здесь краски не ярки и звуки не резки.
Здесь медленны реки, туманны озера,
И все ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб
ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили бездонные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы.
О чём это стихотворение? Какие чувства вызывает это стихотворение? Почему наши друзья принесли нам именно это стихотворение на урок?
Откройте рабочие тетради(закладки). Выполним задание №1 в парах вместе с соседом по парте. Проверим задание. Что бы вы хотели исправить? Выполним задание №2. Проверим задание. Что бы вы хотели исправить?
6. Итог урока
Ребята, что нового вы узнали на уроке? Найдите в учебнике на голубой плашке ключевое слово («природа»). Что оно обозначает? Что вам особенно нравится в природе?
7. Домашнее задание
Выполните в рабочей тетради № 3 на с. 7. Вырезать картинки из приложения рабочей тетради.
Тема: НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА
Задачи урока: формировать понятия «неживая природа», «живая природа»;
на отдельных примерах раскрыть связи между неживой и живой
природой;
учить детей классифицировать
природные объекты.
Планируемые достижения учащихся: научиться
различать неживую и живую
природу, приводить примеры объектов каждой
группы.
Оборудование:
У учителя — магнитофон, кассета с записью песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир», толковый словарь русского языка.
У учащихся — ножницы.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы раскроем с вами один из секретов природы!
2. Актуализация имеющихся у детей знаний.
Что относится к природе? Что не относится к природе? Приведите примеры.
Кто выполнил задание в рабочей тетради? (дети комментируют свои рисунки)
3. Постановка проблемы.
Катюша и Витюша приготовили для нас загадку. Послушайте:
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного —
Чтоб люди были к ней добры.
О чём эта загадка?
Как вы считаете, что в природе является живым? что неживым?
Назовите живые существа. А почему вы считаете их живыми?
4. «Открытие» нового знания детьми.
Откройте учебник на с. 8, рассмотрите
фотографии.
Что на них изображено? Какие
из этих объектов движутся? (Солнце, облака,
река.) Какие
из них теплые? (Солнце.) Какие
из них издают звуки? (Гром, рокот
реки.)
Можно ли их назвать живыми? ( нет.) Посмотрим
на следующую
страницу.
Можно ли назвать то, что на ней изображено, живым?
А все ли эти объекты движутся? (Не
движутся дуб, цветок, гриб.)
Все ли
теплые?
Все ли издают
звуки?
Значит движения, теплота, способность издавать звуки не главное, что может
отличать живое от
неживого.
Что же нам поможет отличить живое от неживого?
Прочитаем словарь: жизнь — это состояние человека,
животного, растения от рождения до
смерти.
Значит, живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают.
Физминутка
Игра «Живое-неживое» (учитель называет живые и неживые объекты природы; если называются живые объекты, дети подпрыгивают, если неживые — приседают)
5. Первичное закрепление
Откройте учебник на с. 8
(закладка). Рассмотрите иллюстрации.
Назовите объекты живой
природы.
Назовите объекты неживой природы. Подумай,
связаны ли между собой неживая и живая природа. (Река должна быть чистой
и полноводной, чтобы поить растения, животных и человека, чтобы
в ней жили рыбы; дуб растет на земле, получает из нее воду
и питательные вещества, а от солнца — свет и тепло.)
Как связаны ли между собой неживая и живая природа?(вывод на с.9 читает
учитель)
Откройте рабочие тетради на с.8 (закладка). Сегодня для работы нам потребуются картинки из приложения. Приготовьте их. Подумайте, как будут располагаться вырезанные картинки на странице? Выполните задание № 1 в паре с товарищем. Проверим задание. Что бы вы хотели исправить? Выполним задание № 2 . проверим задание. Что бы вы хотели исправить?
Физминутка (пальчиковая
гимнастика)
6. Итог урока
Что нового узнали на уроке? Как отличить объект живой природы от объекта неживой природы? Найдите в учебнике ключевые слова (на голубой плашке). Что они обозначают? Приведите примеры объектов живой и неживой природы. Что вам особенно нравится в неживой и живой природе?
7. Домашнее задание
Выполнить в рабочей тетради задание № 3 (с. 9)
Заявка участника конкурса « Мой новый урок»
Дата 29.11.2010 Подпись участника конкурса Лунёва
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.