Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)
Оценка 4.8

Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
04.12.2019
Уроки  литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)
Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока) Цели: • создать условия для творческого осмысления произведений И. Бунина, понимания индивидуальности писателя. • показать своеобразие бунинской концепции любви на материале рассказов из цикла «Темные аллеи»; • развивать у обучающихся навыки анализа литературных произведений, учение обобщать, соотносить восприятие художественного текста со своими внутренними переживаниями, аргументированно излагать своею точку зрения; • развивать образное мышление, монологическую речь; • воспитывать душевную чуткость, умение сопереживать.
Bunin_Tema_lyubvi.docx

Уроки  литературы II курс СПО

«Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

 

Цели:

·         создать условия для творческого осмысления произведений И. Бунина, понимания индивидуальности писателя.

·         показать своеобразие бунинской концепции любви на материале рассказов из цикла «Темные аллеи»;

·         развивать у обучающихся навыки анализа литературных произведений, учение обобщать, соотносить восприятие художественного текста  со своими внутренними  переживаниями, аргументированно излагать своею точку зрения; 

·         развивать образное мышление, монологическую речь;

·         воспитывать душевную чуткость, умение сопереживать.

 

Ход урока 1

 

I.      Организационный момент.

II.     Сообщение темы и целей урока.

III.    Работа по теме урока.

 

И все-таки — что ж это было?
Чего так хочется и жаль?

М.И.Цветаева

 

 

Слово учителя: Как вы думаете, возможна ли вечная любовь, любовь настоящая, искренняя, всепоглощающая?.. И есть ли способ пронести её через всю жизнь, сохранив предельную силу и глубину переживаний?

 Эти вопросы волновали людей во все времена, волнуют они и нас с вами. Расскажите,  какие произведения о любви вы читали, какие вам запомнились, произвели особенное впечатление? (Ответы учащихся)

Сегодня мы с вами познакомимся с целым циклом рассказов о любви, автором которых является Иван Алексеевич Бунин. Цикл «Темные аллеи» состоит из 38 рассказов, где писатель предстает как исследователь этого явления, 38 раз он берется описать развитие отношений между мужчиной и женщиной, чтобы понять, что есть любовь, как она влияет на человека, чем так значима и может ли сделать счастливым кого-нибудь?

Любовь – чувство, не подвластное разуму. Почему же его воспевают поэты и писатели на протяжении тысячелетий? Давайте сначала послушаем стихи И.Бунина.

«Мы встретились случайно, на углу…» - стихотворение читает заранее подготовленный ученик.

Мы встретились случайно, на углу.
Я быстро шел — и вдруг как свет зарницы
Вечернюю прорезал полумглу
Сквозь черные лучистые ресницы.

На ней был креп,- прозрачный легкий газ
Весенний ветер взвеял на мгновенье,
Но на лице и в ярком свете глаз
Я уловил былое оживленье.

И ласково кивнула мне она,
Слегка лицо от ветра наклонила
И скрылась за углом… Была весна…
Она меня простила — и забыла.

Подумайте, что хотел сказать нам автор? Эта случайная встреча, каково её значение для лирического героя? Какие чувства он испытывает?

Это короткое стихотворение, в котором поэт заключает намек на целый роман, на историю отношений, начавшуюся и закончившуюся задолго до момента этой случайной встречи. История, оставшаяся за кадром, сохранится в сердцах героев, в воспоминаниях, которые будут связывать их незримой нитью ещё много лет…

Таковы у Бунина все истории любви, они неизменно выстраиваются по схеме встреча-расставание. Давайте обратимся к его рассказам, чтобы разобраться, почему автор выстраивает сюжеты именно таким образом?

Рассказ «Солнечный удар». Какое впечатление произвел на вас? Чем объяснить постепенное осознание героем его чувств к безымянной возлюбленной? Почему женщина не пожелала сообщить ему свое имя?

Рассказ «Темные аллеи». Чем героиня превосходит героя? Какими средствами автор передает внутреннее состояние персонажей? Какие символические  детали в рассказе указывают нам на то, что вся жизнь героя – «история пошлая, обыкновенная»? Как можно объяснить его предательство много лет назад и его повторное предательство? Малодушие мужчины, не верящего в возможность глубокой искренней любви женщины простой, бывшей крепостной крестьянки. Но можно ли назвать её простой?

Рассказ «Муза». Какова роль героя в этом произведении? Почему рассказ называется именно так? Чем Муза покоряет героя?

Рассказ «Руся». В чем особенности композиции этого рассказа? Как развиваются отношения между героями? Почему и эту историю взаимного чувства писатель завершает разрывом?

Обобщающее слово учителя: Иван Алексеевич Бунин считал, что «всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».  Любовь по Бунину не должна столкнуться с бытом, с привычкой, это ее погубит. Она может быть только  яркой вспышкой, пламенем. Но как же сберечь это пламя навечно?  Ответ один: в воспоминаниях. По мнению писателя, чтобы сохранить красоту переживаний, всю силу эмоций, надо оборвать отношения на самом пике.

Домашнее задание: прочитать рассказ "Чистый понедельник", подготовить сообщениеобистории создания рассказа.

 

2й урок.  Тема любви в творчестве И.А.Бунина. Рассказ "Чистый понедельник".

Цели:

·         проследить с учащимися, как в рассказе «Чистый понедельник» проявляется философская концепция И.А.Бунина, его видение исторической судьбы России и места человека в ней;

·         совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию;

·         воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

 

 

Благодарю Бога, что Он дал мне написать «Чистый понедельник».

И.А.Бунин

Вступительная беседа.

Мы с вами познакомились с рассказами из цикла «Темные аллеи», что, на ваш взгляд, объединяет все рассказы этого цикла? Что является самым важным: психологизм рассказов, особая позиция автора, создание целой галереи женских образов или утверждение ценности любых любовных переживаний?

Сегодня нам с вами предстоит обсудить еще один рассказ Бунина – «Чистый понедельник». Сам автор считал его наиболее значимым произведением своего зрелого творчества.

Комментированное чтение и анализ текста: какое значение имеет название рассказа? (Заранее подготовленный ученик комментирует значение понятия, дает исторические справки).

- Почему у героев нет имен? В этом рассказе судьба героев тесно переплетена с судьбой России. Прежде всего обращает на себя внимание героиня. Что можно сказать о ней? Почему, как вы думаете, поведение девушки столь противоречиво? Как уже в начале повествования создается впечатление неопределенности будущего? Какое впечатление появляется при знакомстве с взаимоотношениями героев?


Учитель поясняет, что кроме традиционной бунинской любовной коллизии, развивающейся по привычной схеме встречи-расставания, в этом рассказе возникает тема и иной любви - любви к России. Москва - ее сердце - становится еще одним значимым героем произведения. Странности поступков героини, противоречивость ее желаний, ее таинственность и непостижимость для влюбленного объясняются тем, что это не просто девушка из купеческого рода:  ее образ  перекликается с образом России, сотканной из противоречий западной и восточной культур, соединившей в себе несоединимое. Россия - сплав различных противоречивых явлений. Та Россия, которую умом не понять и которую любят странной любовью. (См.текст: герой часто повторяет: "Странная любовь", "Странные отношения").
Метания между трактирами и храмами, искушение плотскими наслаждениями и, в конце концов, уход из мирской жизни с ее пьяной вакханалией - это путь одухотворения, путь к Богу. Возврат к истокам. Тот путь, о котором писатель мечтает для своей грешной многострадальной страны, страны "Окаянных дней".

- А что вы можете сказать о герое? Обрисуйте его характер. Чем становится для героев ночь, проведенная вместе?


Герой, искренне влюбленный, готовый жениться либо ждать, сколько понадобится, любующийся и мучающийся, и наслаждающийся счастьем быть с ней рядом, не может однако проникнуть в ее душу, приблизиться к пониманию ее внутреннего мира. Показательны в этом отношении моменты, когда он затрагивает тему счастья, но на ее значительное высказывание - цитату лишь машет рукой, или когда она сообщает ему, что он вовсе не знает ее на самом деле, что существует другая ее жизнь, которой она живет, когда он не таскает ее по кабакам, и которая скрыта от него.
Именно так, ее духовная жизнь, в отличие от внешней, проходит мимо него, эти люди как бы размещены в параллельных мирах, которые соприкасаются одной гранью, но взаимопроникновение, полное слияние невозможно.
Можно понять этот рассказ как переосмысление Буниным своих собственных отношений  со страной, любви-непонимания, любви-недоумения. Герой, еще не зная, что теряет возлюбленную навсегда, тем не менее испытывает сильнейшие эмоции после близости с нею. В церкви, где ему сочувствует старушка, на лице его, видимо, написан восторг, сопряженный с отчаянием. В этой истории он ведомый, покорный прихотям героини, заведомо на все согласный, живущий своими надеждами. После неожиданной разлуки он переживает нравственную смерть, два года отчаяния, нравственного падения, после - равнодушия, а потом что-то происходит в нем: он отправляется в "паломничество по святым местам", местам, которые они посетили в последнюю совместную прогулку. В тот же значимый день, Чистый четверг, спустя два года герой повторяет путь героини. Он плачет, это свидетельствует о его духовном очищении, ему, возможно, удается приблизиться к пониманию движений её души. Мы не знаем, что в дальнейшем ему предстоит, но знаем, что это уже другой, переродившийся, человек, по-новому чувствующий и думающий. Более глубокий, более мудрый.

Домашнее задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве А.И.Куприна

 

 

 

                                                                    

Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки  литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки  литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки  литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)

Уроки  литературы II курс СПО «Тема любви в творчестве И.А. Бунина» (2 урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019