Урок литературы для учащихся 10-11 классов, посвященный Великой Отечественной войне. В материале представлены поэты - участники Великой Отечественной войны, их жизнь и творчество, тяжелые фронтовые будни. Мы знакомимся с жизнью и творчеством Эдуарда Асадова, Юлии Друниной и Константина Симонова, анализируем их стихотворения.Методическая разработка урока литературы в 10-11 классах
Страницы, опалённые войной.docx
Урок литературы в 11 классе «Страницы, опаленные войной»
Цель:
Обучающая: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, показать
значение литературы в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая: развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа
литературного произведения;
Воспитательная: создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,
чувства гордости за героическое прошлое страны.
Задачи:
1. показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие
патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя;
2. рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны;
3. выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени;
4. продолжить работу по обучению анализу лирического текста;
5. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.
Технология: педагогическая мастерская.
Организационный момент – 1 минута
1 фаза – «Индуктор» 12 минут
Ход урока:
Звучит песня «Священная война»
Какова цель и содержание песни?
Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает?
Единение, сплочение народа против врага, подобные мысли мы встречали на страницах
«Слова о полку Игореве».
Какое слово в песне является ключевым?
Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Слова? Исполнение?
На слайде вы видите строки из поэмы Р. Рождественского «Реквием»
Почему автор использует черный цвет, что он символизирует? В чем монументальность
обелиска?
На слайде изображен «Вечный огонь», в чем заключается его символика?
Поэзия – это тоже своего рода памятник, память, от слова «ПОМНИТЬ». Именно эту мысль и
хотели донести поэты военной поры.
ПЕРЕХОД НА КИНО (фильм "Зарисовки войны")
Война, что же это такое…какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Делимся по группам и работаем с кластером: 1 – существительные о войне; 2 – прилагательные
о войне; 3 – глаголы о войне. (интеграция с русским языком)
Чем же стала война для русского человека?
Искусство, литература вышли на огневой рубеж.
“Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой
войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами
штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа”.
Как вы понимаете это выражение Алексея Толстого?
Что такое литература военного времени?
2 фаза – «Разрыв» 15 минут
Во времена лихолетья у советского человека обостряется чувство патриотизма. Особой
популярностью пользовались стихотворения Зенкевич Михаил, Дудин Михаил, Кедрин Дмитрий и
других поэтов. Мы с вами можем выделить и записать основные темы и образы литературы
военного времени. Темы и образы лирики военных лет: (перечисляем)
1. Тема любви и верности;
2. Тема разлуки;
3. Тема семьи;
4. Тема возвращения домой;
5. Тема дружбы и преданности; 6. Образ женщины на войне;
7. Образ Родины;
8. Темы боевых сражений.
Мы с вами рассмотрим 3 темы и для этого нам нужно разделиться на 3 группы.
1 группа – тема любви и верности
Константин Симонов. В его творчестве тема ВОВ занимает особое место. Стихи Симонова
знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, во фронтовых и армейских,
солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не
было человека, который бы не знал его стихотворений.
Константин Симонов: «Ничто так не сближает русского человека, как чувство общей Беды».
Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным “Жди меня”. (Чтение
стихотворения К. Симонова "Жди меня..." 1941 г.)
Какова композиция этого стихотворения? На сколько частей можно его разделить? В чем
смысл каждого отрывка?
В чем особенность построения стихотворения? Какие фигуры речи использует автор?
Сколько раз в тексте встречается слово «Жди» и почему, на что оно нам указывает?
2 группа – образ женщины на войне
В 1941 году Юлия Друнина добровольно ушла на фронт и всю войну была саниструктором.
Главная тема поэтессы – женщина на войне. Женщина и суровый военный быт, женщина и трагедия
смерти, война и любовь – эти острые противоречия определяют тематику стихотворения Друниной.
(Чтение стихотворения Ю. Друниной "Зинка" 1944 г. )
Составьте ассоциативный ряд к слову женщина? В чем ее предназначение? Совместимы ли
понятия «война» и «женщина»?
Какими автор показывает бойцов в минуты затишья?
О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с
какими чувствами героиня говорит о доме?
Какова композиция стихотворения? Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по
сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?
3 группа – сюжетное стихотворение, тема желания вернуться в отчий дом
Когда началась война, он, не дожидаясь призыва, пришел в райком комсомола с просьбой
отправить его добровольцем на фронт. 1942 год. В одном из боев тяжело ранен командир. Асадов
вынес командира с поля боя, взял командование на себя и повел бойцов за собой. Бой был выигран.
Друзья о нем говорили так: «Он хорошо воюет и хорошо поет, превосходно говорит, знает
литературу, у него прекрасная память и поэтическая душа. Он красив лицом, храбр и чист
сердцем». Утро 4 мая 1944 года был последним фронтовым утром лейтенанта. Он в последний раз
видел небо, солнце, друзей. Он ослеп… Ему было всего 20 лет. (Чтение стихотворения Э. Асадова
"Солдат" 1948 г. )
В чем заключается идея стихотворения?
Расскажите какое настроение преобладает в стихотворении, как оно меняется на его
протяжении и почему?
Объясните использование автором многоточия, риторических восклицаний и вопросов?
Домашнее задание Выучить одно стихотворение поэтов ВОВ на любую из литературных тем,
которые мы не обсудили.
3 фаза – «Рефлексия» 12 минут
"В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая
историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не
выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов.
А теперь давайте проделаем синквейн.
Страницы, опалённые войной
Страницы, опалённые войной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.