Страницы, опалённые войной
Оценка 4.7

Страницы, опалённые войной

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
18.02.2018
Страницы, опалённые войной
Урок литературы для учащихся 10-11 классов, посвященный Великой Отечественной войне. В материале представлены поэты - участники Великой Отечественной войны, их жизнь и творчество, тяжелые фронтовые будни. Мы знакомимся с жизнью и творчеством Эдуарда Асадова, Юлии Друниной и Константина Симонова, анализируем их стихотворения.Методическая разработка урока литературы в 10-11 классах
Страницы, опалённые войной.docx
Урок литературы в 11 классе «Страницы, опаленные войной» Цель: Обучающая: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, показать  значение литературы в годы Великой Отечественной войны; Развивающая: развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа  литературного произведения; Воспитательная: создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,  чувства гордости за героическое прошлое страны. Задачи: 1. показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие  патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; 2. рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны; 3. выявить ведущие темы и мотивы лирики военного времени; 4. продолжить работу по обучению анализу лирического текста; 5. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.  Технология: педагогическая мастерская. Организационный момент – 1 минута 1 фаза – «Индуктор» ­ 12 минут Ход урока: Звучит песня «Священная война»  ­ Какова цель и содержание песни? ­ Какое обращение здесь используется? Что оно обозначает?  ­ Единение, сплочение народа против врага, подобные мысли мы встречали на страницах  «Слова о полку Игореве». ­ Какое слово в песне является ключевым?  ­ Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Слова? Исполнение? ­ На слайде вы видите строки из поэмы Р. Рождественского «Реквием» ­ Почему автор использует черный цвет, что он символизирует? В чем монументальность  обелиска? На слайде изображен «Вечный огонь», в чем заключается его символика?  Поэзия – это тоже своего рода памятник, память, от слова «ПОМНИТЬ». Именно эту мысль и  хотели донести поэты военной поры. ПЕРЕХОД НА КИНО (фильм "Зарисовки войны") Война, что же это такое…какие ассоциации вызывает у вас это слово? Делимся по группам и работаем с кластером: 1 – существительные о войне; 2 – прилагательные о войне; 3 – глаголы о войне. (интеграция с русским языком) ­ Чем же стала война для русского человека?  ­ Искусство, литература вышли на огневой рубеж.   “Нравственные категории – писал Алексей Толстой, – приобретают решающую роль в этой  войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идет в атаку миллионами  штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа”. ­ Как вы понимаете это выражение Алексея Толстого? ­ Что такое литература военного времени? 2 фаза – «Разрыв» ­ 15 минут ­ Во времена лихолетья у советского человека обостряется чувство патриотизма. Особой  популярностью пользовались стихотворения Зенкевич Михаил, Дудин Михаил, Кедрин Дмитрий и  других поэтов. Мы с вами можем выделить и записать основные темы и образы литературы  военного времени. Темы и образы лирики военных лет: (перечисляем) 1. Тема любви и верности; 2. Тема разлуки; 3. Тема семьи; 4. Тема возвращения домой; 5. Тема дружбы и преданности; 6. Образ женщины на войне; 7. Образ Родины; 8. Темы боевых сражений. ­ Мы с вами рассмотрим 3 темы и для этого нам нужно разделиться на 3 группы. 1 группа – тема любви и верности ­Константин Симонов. В его творчестве тема ВОВ занимает особое место. Стихи Симонова  знали все: на фронте и в тылу. Их печатали на листовках и в газетах, во фронтовых и армейских,  солдаты переписывали их друг у друга и пересылали в письмах с фронта на фронт. В те годы не  было человека, который бы не знал его стихотворений.  Константин Симонов: «Ничто так не сближает русского человека, как чувство общей Беды».  ­ Именно ему принадлежит прекрасное стихотворение, ставшее народным “Жди меня”. (Чтение стихотворения К. Симонова "Жди меня..." 1941 г.) ­ Какова композиция этого стихотворения? На сколько частей можно его разделить? В чем  смысл каждого отрывка? ­ В чем особенность построения стихотворения? Какие фигуры речи использует автор?  ­ Сколько раз в тексте встречается слово «Жди» и почему, на что оно нам указывает?  2 группа – образ женщины на войне В 1941 году Юлия Друнина добровольно ушла на фронт и всю войну была саниструктором.  Главная тема поэтессы – женщина на войне. Женщина и суровый военный быт, женщина и трагедия  смерти, война и любовь – эти острые противоречия определяют тематику стихотворения Друниной. (Чтение стихотворения Ю. Друниной "Зинка" 1944 г. ) ­ Составьте ассоциативный ряд к слову женщина? В чем ее предназначение? Совместимы ли  понятия «война» и «женщина»? ­ Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? ­ О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?  ­ Какова композиция стихотворения? Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по  сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?  3 группа – сюжетное стихотворение, тема желания вернуться в отчий дом Когда началась война, он, не дожидаясь призыва, пришел в райком комсомола с просьбой  отправить его добровольцем на фронт. 1942 год. В одном из боев тяжело ранен командир. Асадов  вынес командира с поля боя, взял командование на себя и повел бойцов за собой. Бой был выигран.  Друзья о нем говорили так: «Он хорошо воюет и хорошо поет, превосходно говорит, знает  литературу, у него прекрасная память и поэтическая душа. Он красив лицом, храбр и чист  сердцем».  Утро 4 мая 1944 года был последним фронтовым утром лейтенанта. Он в последний раз  видел небо, солнце, друзей. Он ослеп… Ему было всего 20 лет. (Чтение стихотворения Э. Асадова  "Солдат" 1948 г. ) ­ В чем заключается идея стихотворения? ­  Расскажите какое настроение преобладает в стихотворении, как оно меняется на его  протяжении и почему?  ­ Объясните использование автором многоточия, риторических восклицаний и вопросов? Домашнее задание Выучить одно стихотворение поэтов ВОВ на любую из литературных тем,  которые мы не обсудили. 3 фаза – «Рефлексия» ­ 12 минут "В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая  историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не  выдержали этих четырех лет", – писал К. Симонов. ­ А теперь давайте проделаем синквейн.

Страницы, опалённые войной

Страницы, опалённые войной

Страницы, опалённые войной

Страницы, опалённые войной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018