Тема. Народные истоки и сила характера Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")
Габитова Татьяна Николаевна
ГАПОУ РБ «Стерлитамакский медицинский колледж»
преподаватель русского языка и литературы
ОУД. 02 Русский язык и литература. Литература
1 курс (10 класс)
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2017.
Цели учебного занятия:
Обучающие:
- проанализировать образ Катерины;
- понять, почему Катерина решилась на самоубийство
Развивающие:
- развивать навыки формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
- формировать умения сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия
Воспитательные:
- формировать ценностное отношение к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам
Планируемые результаты:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием различных источников информации, понимание авторской позиции и умение аргументировать собственное отношение к героям драмы «Гроза», знание истории и литературы.
Метапредметные:
Познавательные: углубление представления о драматическом произведении, совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты драматического текста и строить речевое высказывание; расширение читательского кругозора, развитие умения работать с Интернет- ресурсами.
Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие у обучающихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.
Предметные:
В познавательной сфере: осознанное понимание специфики драматического произведения, умение анализировать произведение в единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании характеров героев в драматическом произведении, владение литературоведческими понятиями при анализе текста, выполнение творческой работы – составление опорной схемы и диаманты.
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, восприятие «Грозы» как части историко-литературного процесса, понимание авторской позиции и соотнесение её с личной, развитие умения оценить поступки героев, воспитание любви к родной земле и родной культуре, определение актуальности произведения для читателей разных поколений.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (обучающийся- обучающийся и обучающийся -преподаватель).
В эстетической сфере: восприятие художественного текста как произведения искусства, выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции, привитие потребности и желания читать наизусть отрывки из произведения.
Все планируемые результаты реализуются в процессе всего учебного занятия на разных этапах работы с текстом драмы «Гроза».
Тип занятия: изучение нового материала
Оборудование: фрагменты из кинофильма, тексты, иллюстрации
Мы
знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на
какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе
Н.А. Добролюбов
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Постановка задач и актуализация знаний
Сегодня мы с вами продолжим изучение пьесы А.Н. Островского «Гроза». Тема урока – «Народные истоки и сила характера Катерины». Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной. Каждый человек индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения.
Как это связано с темой урока и работой на уроке? Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.
Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.
(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы: «Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?»)
Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.
Повторение изученного ранее
- Кто автор изучаемой нами пьесы?
- Каков смысл названия этого произведения?
- Каков главный конфликт в пьесе?
Проверка домашнего задания
Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь. Выразительное чтение отрывка наизусть.
(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.
Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.
Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).
3. Объяснение нового материала
Работа по тексту (в группах)
Задание первой группе:
Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона.
Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”
Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.
От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в «Законе Божьем»).
Задание второй группе:
Охарактеризовать отношения Катерины и Бориса. Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей?
Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)
Задание третьей группе:
Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?
(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).
4. Закрепление
Беседа по вопросам
- Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?
- Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?
- Почему Катерина покаялась публично?
- Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?
- Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?
5. Подведение итогов
Таким образом, Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.
Позитивные стороны |
Негативные стороны |
|
|
Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой. Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”
(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной.
6. Физминутка
Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).
Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.
1. Тема (существительное).
2. Два определения (прилагательные).
3. Действия (три глагола).
4. Ассоциации (четыре существительные).
1, 2 антонимы 3,4
5. Действия (три глагола).
6. Два определения (прилагательные).
7. Тема (существительное).
Катерина.
Непосредственная, честная.
Любит, стремится, бунтует.
Свобода, страсть, замкнутость, грех.
Разочаровывается, страдает, гибнет.
Уставшая, раскаявшаяся
Бедная Катерина.
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
1. Составить тест из 5 заданий по пьесе «Гроза»;
2. Познакомиться с критическими статьями Н. Добролюбова и Д. Писарева, посвящёнными пьесе «Гроза»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.