ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
«Положение о порядке расследования аварий на морских судах» предусматривает следующую классификацию ЧС, возникающих на водном транспорте.
Кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение. Авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 часов
(пассажирского судна — 24 часа).
Аварийное происшествие — то же самое, что и авария, но меньшей продолжи-тельности.
К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекру-шения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Крупнейшим кораблекрушением по числу жертв считается гибель ли-нейного немецкого корабля «Вильгельм Густлофф», торпедированного 30 января 1945 г. советской подводной лодкой С-13. Погибло 7700 человек.
Возрастающее из года в год значение водного транспорта определяется исклю-чительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тысяч крупнотон-нажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, па-русных яхт, ботов и др.). Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тысяч судов, численность экипажей которых превышает 1 млн. человек. При таких масштабах ис-пользования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различ-ных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями, на-вигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно ста-бильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегод-но гибнет 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тысяч тонн). В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тысяч человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с полом-ками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.
Мировой флот быстро стареет. В настоящее время примерно 80% всех судов на Земле достигло своего физического и морального износа. За предыдущие 2 тысячи лет мировой флот полностью обновлялся каждые 25 лет за счет гораздо более частых кораблекрушений, чем в настоящее время. По подсчетам океанографов, на дне морей
и океанов покоится свыше 1 млн. судов. На данный момент, обновление парка морских судов представляется процессом длительным и крайне дорогостоящим, а использова-ние судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействи-ем сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Пода-вляющее число ЧС возникает в последнем случае.
![]()
Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного фло-тов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.
И столкновениям может привести ухудшение видимости при неблагоприятных мете-орологических условиях, а также влияние «человеческого фактора»: неправильная оценка курса встречного судна, очень большая скорость, пренебрежение сигналами и визуальными наблюдениями, несвоевременная остановка двигателя и т.д. Как пра-вило, столкновения приводят к значительным повреждениям судов, а в ряде случа-ев — и к затоплению.
Особенно опасны столкновения нефтеналивных судов, вызывающие взрывы, мощ-ные пожары и разлив десятков тысяч тонн нефти.
Количество взрывов на танкерах ежегодно колеблется от 13 до 26. Почти на чет-верти всех судов, потерпевших бедствие, катастрофа возникла в результате пожара или взрыва. К тяжелым катастрофам может привести нарушение правил перевозки на судах опасных грузов.
Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования,
поломок в системах и механизмах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы и другие препятствия и получают различные повреждения: от небольших вмятин на обшивке до обширных пробоин в корпусе, через которые внутрь поступает забортная вода.
Тяжелые последствия имеют также столкновения, происходящие с нефтеналив-ными судами. В результате аварий и катастроф танкеров ежегодно более 300 тысяч тонн нефтепродуктов попадает в воды Мирового океана. Некоторые катастрофы даже способны привести к экологическим бедствиям. Например, до сих пор дают о себе знать последствия катастрофы в ноябре 1981 г. у берегов Литвы английского танкера «Глобе Асимили» и танкера «Экссон Валдиа», напоровшегося на рифы в прибрежных водах Аляски в марте 1989 г. В обоих случаях нефтяная пленка, покрывшая морское побережье, погубила в воде все живое.
Причиной значительного количества катастроф является техническая непригод-ность судов к их эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки. Нередко катастрофы на воде вызываются нарушением элементарных правил эксплу-атации судов.
Часто к трагическим последствиям приводит опрокидывание судов из-за потери ими устойчивости, то есть способности возвращаться в нормальное положение при выведении судна из состояния равновесия внешними силами. Как правило, судно в таких случаях в считанные минуты тонет.
тяжелым последствиям могут привести нарушения установленных правил плава-ния. Так, 5 июня 1983 г. на Волге вблизи Ульяновска из-за ошибки вахтенного началь-ника пассажирского теплохода «Александр Суворов», направившего его в несудоход-ный пролет железнодорожного моста, произошла тяжелая катастрофа с человечески-ми жертвами.
Суда гибнут в результате воздействия штормов, ураганов, смерчей, цунами, при столкновении со льдами.
Классическим примером катастрофы, вызванной столкновением с айсбергом, яв-
ляется гибель в первом же своем рейсе 15 апреля 1912 г, трансатлантического супер-лайнера «Титаник». Его плавание прервалось в 360 км от острова Ньюфаундленд. В катастрофе погибло более 1500 человек, спаслось около 500 человек. «Титаник» был, по мнению специалистов, непотопляемым судном, так как состоял из 16 отсеков,
![]()
отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками. Даже одновременное заполнение водой четырех из них не приводило к гибели корабля. Айсберг при стол-кновении разрушил 5 отсеков.
Чрезвычайные ситуации на судах могут происходить также во время проведения на них ремонта.
Причины некоторых морских катастроф до сих пор не разгаданы. Ежегодно в порты приписки не возвращаются 8-12 судов, бесследно исчезая в морских и океанских про-сторах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.