Уроки по рассказу И.С.Тургенева "Муму" в 5 классе
Оценка 5

Уроки по рассказу И.С.Тургенева "Муму" в 5 классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
26.12.2021
Уроки по рассказу И.С.Тургенева "Муму" в 5 классе
Система уроков по рассказу И.С.Тургенева "Муму"в 5 классе
Тургенев Муму.doc

Бахтин С.Ф. МОУ «Михайловская ООШ»

И.С.Тургенев «Муму» (5 часов).

Урок № 1 – 2

Иван Сергеевич Тургенев.

История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

Цели урока:

Познакомить с биографией И.С.Тургенева

Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.

Показать своеобразие Тургенева-повествователя.

Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.

 

Домашнее задание (по желанию учащихся):

Презентация «Спасское-Лутовиново»

Биографическая справка (или интересные факты биографии Тургенева)

Иллюстрации к рассказу (в форме презентации)

 

План урока:

Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учащихся ).

История создания рассказа «Муму».

Беседа по тексту.

Создание словесных портретов Герасима и барыни.

Рассуждение над мотивами поступков героев.

Обобщение по уроку.

Домашнее задание.

Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации

 

ХОД УРОКА

1. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново

Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.

Затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.

До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.

После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным.

Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино.

В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.

В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия.

Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания») и «Стихотворениям в прозе», где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.

Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни. Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

 

2. Сообщение учителя: «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом,оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»

«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

 

3. Аналитическое чтение начала рассказа (слайд № 7)

« В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».

 

– Нарисуйте словесный портрет барыни. (слайд № 8)

– Нарисуйте словесный портрет Герасима. (слайд № 9)

«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Чем среди крестьян выделялся Герасим?

– Как относился Герасим к своим обязанностям?

– Как относились к нему окружающие люди?

– Как относится барыня к Герасиму?

 

4. Рассуждение над мотивами поступков героев

– При каких обстоятельствах барыня увидела Муму?

– За что невзлюбила барыня Муму? (слайд № 11)

«Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась и бросилась было к двери, но оттолкнутая услужливым Степаном, задрожала и прижалась к стене»

– Что приказала сделать барыня? Почему? (Дети рассуждают на эту тему)

 

5. Обобщение по уроку (слайд № 12)

«А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...»

6. Домашнее задание

  • Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13) Подумай, кто утопил Муму?

1. Герасим?

2. Барыня?

3. Степан, передав приказ барыни?

4. Политическая ситуация?

6. И.С.Тургенев?


– Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ.

  • Чтение текста
  • Иллюстрации художников

7. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 1 – 2  (вариант 2).

Цели образовательные:

1) познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству.

2) познакомить с историей создания рассказа «Муму»

3) проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).

развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

4) учить сжато излагать повествовательный текст

5) развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас.

6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

воспитательные:

1) воспитание общечеловеческих ценностей

2) умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

 

Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва, прототип, сравнение, гипербола.

 

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, на столах текст рассказа и словарик. Начало урока: презентация (слайды – портреты Тургенева и биографическая справка)

 

Учитель: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!

 

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

 

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

 

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

 

— Ребята, не напоминают ли вам кого-то герои этой истории?

 

— Да, напоминают глухонемого дворника Герасима и барыню, у которой он жил.

 

— Вы правы, действительно, это герои рассказа Тургенева «Муму»: Герасим и старая барыня. Получается, что история, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле.

Тема, цель урока

 

Сегодня мы начинаем разговор об удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». (СЛАЙД: обложка книги «Му-му»)

 

 Перед нами стоит цель: познакомиться с детством и началом литературного пути Тургенева, а также окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. На уроке мы уже начали знакомство с историей создания рассказа «Муму», мы продолжим этот разговор. И, конечно, поделимся впечатлениями от прочитанного, так как это произведение никого не может оставить равнодушным. Но в ходе уроке, наверняка, встретится много нового и не знакомые вам, в частности, слова. И чтобы вам было понятно, о чем идет речь, я составила словарик. Обращайтесь к нему.

 

Рассказ о писателе

 

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом литераторе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада». Родился Тургенев в Орловской губернии.

 

(СЛАЙД)

 

Учитель читает начало романа Б. Зайцева «Жизнь Тургенева» (см «Юмоси.» 1991 № 12).

 

Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, то пересечённые оврагами; лесочки, ленты берёз по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудками, сажалками, где в жару под ракитами укрывается заленившееся стадо — а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей — помещичьи усадьбы. Всё однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идёт ровно, без конца, без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца- начала. Васильки, жаворонки... благодать.

 

Великие поэты и писатели: Тургенев, Толстой, Фет, Тютчев, Лесков — порождены этими щедрыми краями.

 

Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в берёзовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными. Даже колонии были: разные имения и сёла, всякие Любовши, Тапки, Холодовы. Мне довелось побывать на родине великого писателя.

 

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. А что вы о ней узнали, статью учебника? (стр. 170)

 

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев (СЛАЙД) — для закупки лошадей с её завода. А что написано в учебнике об отце Тургенева? (стр. 171)

 

Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. (СЛАЙД) А что вспоминает Тургенев о своем детстве, будучи уже взрослым человеком?(стр. 171)

 

— Но несмотря на суровый нрав, мать Тургенева занималась воспитание своих детей и дала им хорошее образование. Какое образование получил Тургенев? (стр. 171)

 

(В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом словесного отделения Московского университета, через год перешел в университет в Петербурге, а завершил свое образование за границей, в частности, в Берлине).

 

О начале литературного творчества Тургенева

 

Ещё в детстве у Тургенева формируется интерес к литературному творчеству. (СЛАЙД)

 

Раннее творчество — это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев — довольно известный писатель. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». В нем рассказывалось об охотнике, который описывает не только саму охоту, но и встречи с крестьянами, их жизнь и обычаи. Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так о крестьянах в русской литературе не писал никто.

 

Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (а что это за клятва? —  см. словарик): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва».

 

Историко-культурный контекст рассказа

 

Что же такое крепостное право? Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами.

 

—Что вы знаете о крепостных крестьянах?

 

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

 

«Записки охотника», рассказ «Муму» (1852г.) — вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

 

 

Из истории создания рассказа «Муму» (СЛАЙД)

 

Как мы уже отметили в самом начале нашего урока, в основу рассказа легла реальная история, которую Тургенев вспомнил, когда находился под арестом. Вы, наверное, спросите, за что? В 1852 году умирает Н. В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

— Как вы думаете, кто являлся прототипами героев рассказа «Муму»? (что такое прототип —  см. словарик)

 

(мать Тургенева, дворника Андрея)

 

— Верно. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве. А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?

 

—  Да.

 

— Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Но вы не просто смотрите кадры из мультфильма, ваша задача (СЛАЙД) ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.

 

Мультфильм (1 кадр — о барыне, 2 минуты)

 

— Итак, как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.)

 

— Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне)

 

— Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)

 

— Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

 

Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.

 

— Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов? (СЛАЙД)

 

Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.

 

— А кто же является главным героем?

 

— Конечно же, Герасим.

 

—· Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?

 

— Внимательно прослушайте отрывок, следя по тексту. И ответьте на вопрос: «Как описывает автор Герасима?» Ответы подтверждайте цитатами.

 

«... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... Таким представил нам своего героя писатель. А каким увидели его художники? Давайте сравним свое представление с видением художников П. Боклевский, А. И. Кулешов.

(Герасим был высокий мужик богатырского сложения с гордым взгядом, с вопрошающим взглядом).

Иллюстрации, которые принесли подготовленные ученики.

 

Найдите в тексте фрагмент, который запечатлел Кулешов.

 

Художник Пчелко создал огромное количество иллюстраций к разным произведениям, не мог остаться он равнодушным и к рассказу «Муму».

 

И. И. Пчелко. Работа с иллюстрацией

Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?

Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?

Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

(внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни»)

 

— Как Герасим попал в Москву? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев...»)

 

— Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

 

Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»

 

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

 

—Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима?(СЛАЙД)

 

Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

 

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.

 

С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.

 

Художник Пчелко запечатлел Герасима за работой, а именно, когда тот вез воду. Как вы думаете, почему из многочисленных обязанностей, возложенных на Герасима, лишь одна из них («два раза привезти бочку с водой») нашла изобразительный отклик художника? Работа с иллюстрацией. (СЛАЙД)

 

(СЛАЙД) Сравните иллюстрации к тексту.

 

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»

 

Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?

 

Сравнение. Что это такое? (стр. 202)

 

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.

 

Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.

 

—Работа в группах. Найдите сравнение в описании работы Герасима.

 

Отмечаем: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей».

 

—Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?

 

Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?

 

— Страх, ужас от неизвестности, близость смерти. И до этого страдания никому нет дела.

 

— Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.

 

«...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»

—С кем ещё сравнивает автор Герасима? «…гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака». Это сравнение переключает внимание читателя, на время уводя от размышлений о тяжкой доле крепостного. Это сравнение завершает каскад, подводя итог первому впечатлению. Но все нам ясно в нем? Давайте всмотримся в слово «степенный», уточнив его значение по словарику.

 

Степенный — рассудительно-спокойный, важный. Важный — горделиво-величественный, надменный. А надменный — высокомерный, кичливый. А кичливый — выражающий самомнение, заносчивый.

 

Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.

 

Давайте вспомним, как Герасим обставил каморку.

 

—Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту.

 

Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «...он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

 

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

 

— Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболу (см. определение на стр. 202).

 

Гипербола — сильное преувеличение.

 

— Найдите примеры гиперболы в тексте.

 

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».

 

— Итак, какое же сложилось у вас впечатление о Герасиме после прочтения и анализа первой части рассказа?

 

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде — с метлой и бочкой — кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой — один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.

 

А сегодня я благодарю вас за работу. Оценки за урок...

 

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Каким я представляю себе Герасима?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 3 – 4. Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева "Муму")

 

Цели урока:

Развивать мышление через эмоциональную реакцию, через осмысление своего отношения к герою.

Дать понятие о характеристике литературного героя.

Учить составлять характеристику героя по известным учащимся художественным произведениям.

Пробудить творческую активность учащихся и готовить к письменной работе.

 

Предварительная работа учащихся к уроку:

Чтение рассказа И.С.Тургенева “Муму”.

Рисунки, изображающие героев рассказа. Это задание помогает обучающимся образно представить героев, и перейти к их словесной характеристике.

 

Оборудование урока

Текст рассказа И.С.Тургенева “Муму”.

а) План общей характеристики литературного героя,

б) Порядок портретной характеристики,

в) Последовательность психологической характеристики.

 

Оформление.

На доске:

Тема урока

Рисунки учащихся

Эпиграф: “Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле…”

 

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- На уроках литературы мы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Муму”. Повесть написана Тургеневым в мае 1852 года. считается. Что прообразом Герасима послужил немой дворник Андрей, крепостной человек матери писателя, а в основу сюжета положена действительная история, случившаяся с ним.

 

В произведении автор, рассказывая историю, произошедшую с главным героем, осуждает крепостничество и горячо, до боли сочувствует его страданиям.

 

На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

(Учащиеся записывают тему урока)

 

II. Объяснение материала:

- Литературная характеристика состоит из следующих компонентов:

Косвенная характеристика, оценочные общие сведения о герое, сообщаемые автором или кем-либо из персонажей;

Портретная характеристика;

Психологическая характеристика;

Речевая характеристика (выявление в строе речи индивидуальных особенностей ее носителя)

 

– Внесите эти сведения в тетрадь.

 

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима.

 

- Что узнаем мы о Герасиме из повести автора?

 

Учащиеся.

Герасим был немой.

Он был очень сильным.

Работал дворником.

Вырос в деревне, а потом его перевезли в город.

В городе он скучал, ему там было плохо, но потом он привык.

Герасим усердно исполнял свою обязанность: на дворе никогда не было ни сору, ни щепок.

Со своими остальными работниками Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его боялись -, а коротких: он считал их за своих.

Он был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок.

Он не любил драчунов. При нем даже петухи не дрались.

Он не любил, чтобы к нему ходили

 

- А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.

 

В описании портрета человека входят такие компоненты:

Возраст

Фигура – сложен богатырем, важен, степенен, великан.

Рост – 12 вершков т.е. 195.5см.

Осанка – могучий, как дерево.

Походка – твердая, тяжелоступная, неверная походка.

Лицо – радостное, улыбающееся, безжизненное, оканемелое.

Глаза –

Волосы –

Руки – огромные ладоши, огромные ручища.

Одежда – кафтан, тулуп, сапоги.

 

Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.

 

Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя.

 

- Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике?

 

Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя.

 

- Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:

Способности героя;

Темперамент:

а) активность;

б) Эмоциональность;

Чувства

Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)

Воля.

 

Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.

 

Вопрос: - Какими способностями обладает Герасим?

 

- Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город?

- Ответы детей.

 

Вывод: Он находился в смятенном состоянии. Он тосковал, скучал. Город был ему чужим. Он бросался лицом на землю и целые часы лежал неподвижно, как пойманный зверь.

 

- Как меняется Герасим, полюбив Татьяну.

- Ответы детей по тексту.

 

Вывод: Он становится добрым, ласковым. Ему есть о ком заботиться, кого защищать. Он не так одинок в чужом для него городе.

 

- Как переживал Герасим замужество Татьяны?

- Ответы детей по тексту.

 

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил зла на Татьяну и Капитона.

 

- Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.

- Ответы детей.

 

- Вывод: Герасим очень любил Муму, он относился к ней, как мать к своему ребенку и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только очень мужественный человек. И самовольный уход Герасима из города – это протест бесправного человека, против унижения, оскорбленный человеческих чувств, издевательств. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь.

 

Заключение.

- Итак, мы постараемся дать подробную характеристику герою повести “Муму”. Это поможет вам дома написать сочинение.: Темы сочинений:

 

I. “Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?”

 

II. “Друзья и враги Герасима”

 

III. “В чем вина и беда барыни?”

 

Урок 5. Творческая работа по повести И.С.тургенева «Муму»  (тест, сочинение, иллюстрации, выразительное чтение любимых фрагментов…)


Бахтин С.Ф. МОУ «Михайловская ООШ»

Бахтин С.Ф. МОУ «Михайловская ООШ»

Сообщение учителя: «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Сообщение учителя: «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13)

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13)

Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника

Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника

Великие поэты и писатели: Тургенев,

Великие поэты и писатели: Тургенев,

Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями

Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями

Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе

Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе

Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения

Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения

Урок 3 – 4. Характеристика литературного героя (по повести

Урок 3 – 4. Характеристика литературного героя (по повести

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики

Эмоциональность; Чувства Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)

Эмоциональность; Чувства Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021