Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина,
ст. Калининской, Калининского района
Уроки социальной жизни
в начальной школе
Учитель начальных классов
первой категории
Черевко Людмила Васильевна
Аннотация
Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками? Главной проблемой учителя, особенно учителя начальной школы является проблема: как научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.
Опыт работы раскрывает формы и методы, используемые в решении данной проблемы: групповая дискуссия; анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач; создание проблемных ситуаций, их анализ; элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента; ролевые игры; драматизация; элементы социально- психологического тренинга.
Раскрыта практика использования «Уроков социальной жизни для младших школьников» как формы специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.
К работе собран, систематизирован и представлен богатый методический материал.
Содержание
|
|
Аннотация |
2 |
|
|
|
|
|
|
Введение |
4-5 |
|
|
|
|
1 |
|
Актуальность проблемы |
6-9 |
|
|
|
|
2 |
|
Проведение занятий |
10 |
|
2.1. |
Методические рекомендации |
10 |
|
2.2. |
Оценочная деятельность |
10 |
|
2.3. |
Тематическое планирование |
11-12 |
|
|
|
|
3 |
|
Методические материалы для организации занятий |
13 |
|
|
|
|
4 |
|
Критерии эффективности уроков социальной жизни - формирование у учащихся социально- личностных умений и навыков |
14 |
|
|
|
|
5 |
|
Результаты работы |
14-17 |
|
|
|
|
6 |
|
Заключение |
18 |
|
|
|
|
|
|
Литература |
21 |
Введение
Чтоб быть услышанными, нужно говорить,
Но очень важно и учиться слушать!
Уроки наши могут чудеса творить,
Раскрывая детям нашим душу!
Убеждена я : нет плохих детей!
Есть взрослые, забывшие о долге,
Взвалившие на плечи малышей
Недетские проблемы и заботы.
А детская наивная душа
Так хочет верить в лучшее сегодня!
И мы откроем детям этот мир,
Прекрасный мир, наполненный любовью…
По О. Курамшиной.
Уроки- ежедневная реальность жизни учителя. А социальные уроки- реальность жизни любого человека. Поэтому в школе так не хватает уроков социальной жизни, которые помогли бы детям понять, осознать и научить позитивному отношению к жизни, т.е. стать оптимистами.
Можно научить детей видеть разнообразный окружающий мир и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь , а не ненависть. На наших уроках мы вместе с детьми учимся воспринимать жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь. Если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, то в обществе появится на одного пессимиста больше.
« Уроки социальной жизни» помогут учащимся:
- адаптироваться в современном жизненном пространстве;
- осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним свое отношение;
-вырабатывать нестандартные способы действий в повседневной жизни.
Цели и задачи
Главной целью работы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности , т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистического взгляда на жизнь.
Основные задачи:
-формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.
-дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни.
-побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним.
-формировать у учащихся приемы и способы коммуникативной, познавательной, учебной деятельности.
-способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
-учить детей понимать смешное.
.
Формы и методы работы
Традиционные и психологические методы работы:
- групповая дискуссия;
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ;
- элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
- ролевые игры;
- драматизация;
- тестирование и другие диагностические процедуры;
- элементы социально- психологического тренинга.
Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы позволяет отслеживать эффективность формируемых на уроке умений., а ребенку заинтересовано работать на занятиях.
1. Актуальность проблемы
В наше время одной из самых актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры школьников. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.
Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время потеряны нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Интересные результаты были получены при ответе педагогов нашей школы на вопрос «Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за последние годы - 3_5 лет?». Педагоги называли те или иные изменения в поведении школьников, исходя из своего собственного педагогического и жизненного опыта.
Лидером, среди положительных изменений является то, что дети стали «более свободны, самостоятельны, уверенны в себе, активны, прагматичны».
Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников. Здесь лидерами являются: равнодушие к окружающему миру, людям, дети стали более агрессивны, циничны, эгоистичны, обесценилось нравственное поведение, низкий уровень воспитанности, снизился интерес к чтению книг, дети не умеют высказывать свои мысли, живое общение чаще стали заменять виртуальным.
Почему так происходит?
Кто же оказывает наибольшее влияние на духовно - нравственное воспитание школьников? С этим вопросом мы обратились к педагогам нашей школы и родителям учащихся.
И получили следующие результаты.
Из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.
Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место.
Как педагог я заметила, что существует проблема: несоответствие представлений детей о нравственном поведении и их истинном поведении в детском коллективе, в обществе.
Назрела необходимость специальных «уроков» человечности, на которых ребёнок мог бы постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках.
Как же развивать в детях отзывчивость, как сделать их добрее? Как же закладывать основы нравственной этики в системе воспитательного процесса в школе?
Вероятно, здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии, позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений, получаемых на уроке, с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения школьников. И начинать надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Как этого достичь? Необходима система работы с детьми по их этическому воспитанию. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства.
Опыт педагогической практики убеждает, что для младшего школьника характерно внимание к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, стремление быть хорошим в оценке окружающих. К сожалению, в школе это благоприятное время для усвоения этических норм поведения часто упускается, что приводит порой к разрыву между моральным сознанием и поведением в последующем развитии ребёнка. Поэтому важно в воспитательном влиянии на детей не только закрепить это внимание, но и развить умение и привычку к постоянной моральной оценке своего поведения и поведения окружающих.
Сделать это позволят « Уроки социальной жизни для младших школьников».
2. Проведение занятий
2.1. Методические рекомендации
1.Регулярно в конце занятия проводить совместную рефлексию по поводу того, какое впечатление осталось у детей от работы;
Обсудить, что не поняли, что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось;
Спросить их, для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться.
2.Уметь гибко реагировать на высказывания детей, быть готовым обсуждать то, что их интересует в настоящий момент больше всего.
3.Учитель служит для учеников хорошей ролевой моделью. Это предполагает вхождение педагога в игровую позицию, его готовность взять на себя игровые роли, владение им актерских и режиссерских умений, раскрепощенность и непосредственность.
4.Для успешной работы на занятиях важна психологическая атмосфера.
Для ее достижения вводятся правила поведения всех участников занятий:
-не критикуй собеседника, чтобы он не сказал;
-внимательно слушай собеседника;
-если не хочешь говорить, то можешь промолчать;
-относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
2.2.Оценочная деятельность
· Поддерживать даже небольшой успех учащегося и его усилия, прилагаемые для получения результата
· Оценивать действия ребенка, а не личность
· Показывать положительные перспективы его развития;
Задействовать самооценку и взаимооценку учащихся.
Целесообразно иметь рабочие тетради и дневник успеха.
Для эффективной работы имеет смысл привлекать родителей, семью к выполнению работ, участию в занятиях.
Вести занятия может и психолог.
Тематическое планирование представлено без четких сценариев, что предполагает построение различных сценарных линий занятий в зависимости от ситуации на уроке, времени и места проведения занятий.
Больше всего интересует процесс формирования социальных компетенций ученика.
«Уроки социальной жизни»- это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.
Ученик должен уметь:
-оценивать социальные ситуации на основе собственного опыта;
-терпимо относиться к мнениям и оценкам других;
-осознанно делать выбор при решении жизненных проблем.
2.3. Тематическое планирование
Тематическое планирование строится на психологической и социальной подготовленности класса. Можно выбирать задания, которые соответствуют социальному опыту учеников класса и отображают проблемы, которые существуют в классе.
Проблемы имеют свою «полюсность».Поэтому названия тем носят «полюсный» характер, чтобы показать весь спектр той или йной проблемы.
Темы занятий |
Характеристика темы |
Включенность в учебный процесс |
1 |
2 |
3 |
Радоваться жизни или жаловаться на судьбу |
Когда, как и почему мы радуемся? Как мы проявляем радость? Что мешает человеку радоваться жизни? Как можно изменить плохое настроение? Как улучшить настроение близким людям? |
Использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира. Классные часы. |
Любить или ненавидеть? |
Как мы понимаем, что любим? Как проявлять свою любовь с помощью действий, слов, мыслей? Можно ли заставить любить? От любви до ненависти один шаг? |
Классные часы Уроки литературного чтения |
Дружить или ссориться? |
Есть ли у дружбы законы? Как научиться быть другом? Можно сохранить дружбу на всю жизнь? Из-за чего возникают ссоры? Как не ссориться или как мириться? Можно ли стать другом
всем? А себе? |
Тренинговые упражнения на классных часах, уроках литературного чтения, окружающего мира, музыке. |
Верить в успех или надеяться на удачу? |
Нужно добиваться успеха? Как поверить в себя? Кого мы считаем удачливым? Почему хочется получить все сразу? Правду, что одним людям везет, а другим нет? |
Обсуждение социальных вопросов можно проводить на уроках математики, русского языка и др. |
Стремиться к цели или ждать чуда? |
Нужна ли человеку цель в жизни? Зачем? Что такое целеустремленность? Как стать целеустремленным? Почему это так трудно? Что мешает человеку идти к цели? К какому человеку цель стремиться сама? |
Уроки окружающего мира, музыки, технологии, изобразительного искусства |
Творить добро или разрушать то, что сделали другие? |
Что значит делать просто так? Добро побеждает зло? Почему создавать трудно, а разрушать легко? Когда бывает стыдно? Можно ли исправить то, что сделано? |
Урок трудового обучения, окружающего мира, литературного чтения |
Измерителями результатов работы по нравственному воспитанию могут быть наблюдения, разбор проблемных вопросов, анализ конфликтных нравственных ситуаций, сочинения, рисунки, тесты, ролевые игры и участие детей, а также анкеты и диагностики.
3. Методический материал для организации занятий
· Фрагменты текстов, стихи, басни курса «Литературного чтение» для начальной школы.
· Пословицы для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
· Нравственные сказки, задания к сказкам, развивающие творческое моделирование собственного отношения к жизни;
· Игры для развития сотрудничества.
· «шпаргалки» как форма составления детьми своих действий.
· Анкеты, тесты по определению уровня воспитанности.
Приложение №1 (Методические материалы, включающие разработки уроков, классных часов, игр, диагностики учащихся, фото проведенных занятий, мероприятий)
4. Критерии эффективности уроков социальной жизни -
формирование у учащихся социально- личностных умений и навыков:
· Усвоение детьми основных понятий;
· Освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем
· Освоение учениками технологии коллективного осуждения и принятия решения;
· Формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в коллективе.
· Перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
5. Результаты работы
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги - ученые. И сейчас она актуальна.
На основе результатов педагогической деятельности в этом направлении мы можем сделать следующий вывод: эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной и деятельностной.
Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. “Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 6-7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах было проведено множество классных часов (в приложении), для стимулирования внутригруппового общения: тренинги общения “Я и мы”, социоигра “Найти пару”. Для развития межличностного общения в группе: игры (в приложении №1), час общения “Добрые слова”, для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”. Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час «Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций». Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): занятие « Что такое хорошо и что такое плохо»; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”. Для составление автопортрета “Это – я» проведен классный час – самопредставление.
Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод наблюдения с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице), а также была проведена оценка контактности учащихся на начало первого и второго класса (Тест «Оценка контактности младшего школьника» см.. раздел «Диагностические методики»).
Фрагмент оценочного листа
Общительный, легко контактирует с детьми |
Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети |
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами |
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт |
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему» |
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их
|
Уровень воспитанности внешней и внутренней культуры.
Культура внешняя |
Культура внутренняя |
|||||||||
№п/п |
Фамилия,имя |
Культура общения |
Культура поведения |
Культура внешнего вида |
Отзывчивость |
Дружелюбие |
Самостоятельность |
Любознательность |
Честность |
Итог |
Результаты наблюдения за уровнем развития нравственной культуры ( в процентах)
1 класс 2017 год
Уровень |
|
Культура общения |
Культура поведения |
|
Культура внешнего вида |
|
Отзывчивость |
|
Дружелюбие |
|
Самостоятель н ость |
Любознатель но |
ность |
Честность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Высокий |
24 |
12 |
32 |
32 |
36 |
12 |
24 |
28 |
|||||||
Средний |
68 |
68 |
64 |
64 |
56 |
48 |
44 |
64 |
|||||||
Низкий |
8 |
20 |
4 |
4 |
8 |
40 |
32 |
8 |
2 класс 2018 год
Уровень |
|
Культура общения |
|
Культура поведения |
|
Культура внешнего вида |
|
Отзывчивость |
|
Дружелюбие |
Самостоятель н |
ность |
Любознатель но |
ность |
Честность |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Высокий |
32 |
16 |
40 |
44 |
32 |
16 |
28 |
28 |
|||||||
Средний |
68 |
72 |
60 |
56 |
68 |
64 |
48 |
72 |
|||||||
Низкий |
0 |
12 |
0 |
0 |
0 |
20 |
24 |
0 |
6. Заключение
Работа по социальному развитию проходила и в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы, уроки здоровья, которые нацелены на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Ощущение здоровья приносит человеку радость независимо от возраста.
Я учу детей осознавать эту радость – они овладевают рефлексией (осознанием) эмоций. Например, чистая кожа рук куда приятнее, чем грязные пальцы; чистая, красивая одежда – тоже приятно. На этих же уроках даю общие представления: о понятии “личность” в теме “Знакомство с самим собой”. Разобрали понятия: человеческое общество, семья – общество (маленькое). Начала вести работу по формированию социальных качеств.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Это такие социальные качества:
Товарищество.
Уважение к старшим.
Доброта.
Честность.
Трудолюбие.
Бережливость.
Дисциплинированность, соблюдение порядка.
Любознательность.
Любовь к прекрасному.
Стремление быть сильным, ловким.
Эти социальные качества развивались через различные формы работы.
В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Приложение №2 (Папка с детскими работами: рисунки, сочинения, мини- проекты, исследовательские работы, творческие работы, анкеты, диагностики и т.д.)
Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.
Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся. Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мной мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития». Эта работа подтверждает «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - ...в результате будет добро»
ЛИТЕРАТУРА
1. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы.- М.: ВАКО, 2008.
2. Пилипко Н.В. Приглашаем в мир общения. - М.:УЦ «ПЕРСПЕКТИВА». В 2–х частях, 2003.
3. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков.-М. ЭКСМО, 2007.
4. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке .-М. ЭКСМО, 2007.
5. Суслов В.Н. Этикет Учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты. Практические задания.- Ростов-на-Дону: Легион, 2010.
6. Классные часы на темы этикета( тематические занятия, ролевые игры, тренинги), 1-4 классы. Методическое пособие. М. Издательство «Глобус», 2009.
7. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме НРАВСТВЕННОСТЬ.- М. 2006
8. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы.- М.: Глобус, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.