Уроки 18–19. Подробное изложение «Хитрый заяц»
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания об алгоритме подробного изложения по заданному тексту, обучать редактировать текст, устранять повторы |
Тип урока |
Урок развития речи |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте); уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Текст, тема и основная мысль текста |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1. Моти- вация к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала |
Вступительное слово: Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти!
|
Слушают учителя. участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные:
поло-жительно относятся Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу |
Листы обратной |
2. Актуализация |
Воспроизведение ранее
изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и
применение их Эвристическая беседа |
Хитрый заяц Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит. (По Г. Скребицкому.) – Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.) – Определите, какое
из перечисленных названий ярче всего отражает содержание текста: «Случай на
охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый – Составьте план. – Напишите изложение от третьего лица. Ответьте письменно на вопрос: «Какие чувства вызвало у вас чтение рассказа Г. Скребицкого?» |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Устные ответы |
Прослушивание текста, выделение микротем |
– Прослушайте текст и подумайте, как лучше его озаглавить: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц». (Название текста учитель вслух не читает.) Читает текст. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы |
Воспринимают на слух информацию, выделяют микротемы, озаглавливают текст. Обдумывают ответы на вопросы и озвучивают их |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач |
Устные ответы, выполнение заданий |
|
3. Выявление места |
Обсуждение содержания текста, осмысление |
Анализ текста. • О чем говорится в тексте (его тема)? • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства? • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите. • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? («Раз со мной …») • Опишите внешний вид зайца. • Как вы понимаете выражение «глазенки так и впились в меня»? • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий охотника? • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. • Как автор связывает предложения? • Подберите синонимы к слову «заяц». • Почему автору стало стыдно убивать зверька? |
|
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают
вопросы |
Устные ответы |
Раскрытие сущности
новых понятий, усвоение новых способов учебной |
– Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ |
Работают над заданием. Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над изложе-нием |
Индивидуальная, групповая |
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Устные ответы |
|
4. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Составление плана, осмысление содержания текста по микротемам |
Работа над планом. Примерный план 1. Случай на охоте. 2. Куда зайцу спрятаться? 3. «Не выдавай меня». 4. Экзамен на хитрость сдал. Повторно читает текст изложения. дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся |
Составляют план изложения совместно с учителем
|
Групповая, индивидуальная |
Познавательные: Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: умеют задавать
вопросы для уточнения |
Устные ответы |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа |
Написание изложения. Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица. Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Самоконтроль. После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления |
Работают Задают вопросы для уточнения информации |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
Письменная ра-бота
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.