Уроки 31-32 Понятие о синтаксисе и пунктуации Словосочетание
Оценка 4.6

Уроки 31-32 Понятие о синтаксисе и пунктуации Словосочетание

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
27.02.2017
Уроки 31-32 Понятие о синтаксисе и пунктуации Словосочетание
Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса – словосочетании и предложении, типах словосочетаний Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания, отличия словосочетания от слова, строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции, отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании, составлять словосочетания по образцу, выделять словосочетания из предложений. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 31-32 Понятие о синтаксисе и пунктуации Словосочетание.doc

Уроки 31–32. Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Словосочетание. Типы словосочетаний

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о синтаксисе и пунктуации, основных единицах синтаксиса – словосочетании и предложении, типах словосочетаний

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания, отличия словосочетания от слова, строение словосочетания, смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; уметь связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста, разграничивать знаки препинания по их функции, отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов
в словосочетании, составлять словосочетания по образцу, выделять словосочетания из предложений.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html              http://www.intergu.ru

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Синтаксис, пунктуация, словосочетание, предложение

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме
урока.

Сопровождение урока мультимедийной презентацией

Лингвистическая сказка*.

– Представьте себе, что вы смотрите мультфильм. Сначала на экран выбежали поодиночке слова с, ты, учиться, если, работать, жизнь, полезный, охотно, для, отдыхать, правильно, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить.

Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи (каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным. Но вот кто-то невидимый начал их передвигать.

Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:

«Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной».

– Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.

И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:

«Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело, – жизнь строишь правильно. Сделай же ее интересной и полезной!»

– Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация.)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

2. Выявле-ние места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

– Сравните предложения.

•  Даже эта работа трудна для него. (Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель.)

•  Эта работа даже трудна для него. (Подчеркивается неожиданность трудности.)

•  Эта работа трудна даже для него. (Речь идет о сильном исполнителе.)

Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «Синтаксис».

Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков изучает раздел «Пунктуация».

Словарная работа. Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)
(см. § 24). Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») (см. § 25).

– Есть ли в записи смысл?

•  Мы, проводить, счастливые, минуты, за, письменный, стол.

(В каждом отдельном слове есть, вместе – нет)

– Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.

– Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос. (1–2 учащихся у доски.)

Проверка работы.

Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

•  проводим (за чем?) за столом;

•  за столом (каким?) письменным;

•  проводим (что?) минуты;

•  минуты (какие?) счастливые

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации

Групповая, индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ художественно-изобразительных средств

– Мы называем самыми счастливыми минутами те, которые провели за письменным столом. Поэт Марина Цветаева написала гимн письменному столу. Будьте внимательными к слову поэта, не забывайте о тропах. Назовите их.

Мой письменный вьючный мул!

Спасибо, что ног не гнул

Под ношей, поклажу грез –

Спасибо – что нес и нес. <…>

К себе пригвоздив чуть свет –

Спасибо за то – что вслед

Срывался! На всех путях

Меня настигал, как шах –

Беглянку.

– Назад, на стул!

                                 М. Цветаева

Запись: стол – мул – шах.

– Разберемся в прочитанном.

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания.

Задают вопросы для уточнения информации

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

3. твор-ческая практическая деятельность

Письменная

работа

Дает пояснения, организует деятельность учащихся по осмыслению метафорических образов стихотворения.

•  Стол, заваленный рукописями, книгами, – «навьюченный тяжелой поклажей мул» (домашнее животное);

•  Стол, приказывавший поэту сесть за работу, – грозный шах, повелитель;

•  Поклажа, груз на муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозу.

– Как вы поняли главную мысль этого поэтического отрывка? (Письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует жизнь, отвлекая поэта от суеты.)

Работа со связным текстом.

– Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил.. с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.

•  Прочитаем выразительно текст. Обратим внимание на знаки препинания.

•  Сколько предложений в тексте?

•  Какое из предложений соответствует схеме?

•  [ ], но [ ].

•  [– O,O,O,O,O,O]

•  Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено?

•  Какие еще знаки конца предложения вы
знаете?

Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием. Задают вопросы для уточнения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между языковыми явлениями.

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения

Фронтальная,

индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Устные ответы. Письменная проверочная
работа

4. Само-стоя-
тельная
работа

Выполнение разноуровневых упражнений

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом

Выполняют

упр. 122, 124, 129

Индивидуаль-ная, груп-повая

Регулятивные: действуют по плану

Письменные ра-боты

5. Включение в систему знаний

Обобщение полученных сведений, оценивание

Запишите предложения, вставляя недостающие слова.

•  В синтаксисе изучаются словосочетания и …  .

•  Правильно употреблять знаки препинания учит …   .

•  Мы начали изучать …   и … .

Отвечают на вопросы.

Определяют уровень приобретенных знаний

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Оценивание работы учащихся
на уроке

 


Скачано с www.znanio.ru

Уроки 31–32. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Уроки 31–32. Понятие о синтаксисе и пунктуации

Мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Сопровождение урока мультимедийной презентацией

Сопровождение урока мультимедийной презентацией

Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «Синтаксис»

Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «Синтаксис»

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы

Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы

Само-стоя- тельная работа

Само-стоя- тельная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017