Уроки 4-5 Орфограмма Части слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Помочь вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать значимые части слова (морфемы) – корень, приставка, суффикс, окончание; понятия «однокоренные слова», «орфограмма» («точка» применения правила), написание по орфографическим правилам или по традиции, опознавательные признаки орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв и место расположения орфограмм-букв в слове (могут находиться в любой морфеме); уметь выделять в слове морфемы, находить однокоренные слова, выполнять разбор слова по составу (без выделения основы), находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки, в разных морфемах. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 4-5 Орфограмма Части слова.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Уроки  4–5. ОРФОГРАММА. ЧАСТИ СЛОВА Помочь вспомнить, что называется орфограммой; повторить опознавательные  признаки орфограмм; тренировать в разборе слов по составу Урок систематизации ЗУН Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  значимые части слова (морфемы) – корень, приставка, суффикс, окончание; понятия  «однокоренные слова», «орфограмма» («точка» применения правила), написание по  орфографическим правилам или по традиции, опознавательные признаки  орфограмм­гласных и орфограмм­согласных букв и место расположения  орфограмм­букв в слове (могут находиться в любой морфеме); уметь выделять в  слове морфемы, находить однокоренные слова, выполнять разбор слова по составу  (без выделения основы), находить орфограммы­гласные и орфограммы­согласные  буквы в словах с опорой на опознавательные признаки, в разных морфемах.  Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и  систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный  поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче  информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его  значения в процессе получения школьного образования Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  http://www.intergu.ru                                        http://festival.1september.ru/subjects                 Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или  группой подготовленных обучающихся Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Наглядно­ демонстрацио нный  материал Основные  понятия Норма, основные нормы русского языка Организационная  структура  (сценарий) урокаЭтапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение) к учебно й  деятел ьности  Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотиваци онная  подготов ка  учащихс я к  усвоению изучаемо го  материал а Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся – Грамотное письмо – признак  культурного  человека. Чтобы грамотно  писать, нужно знать  орфографические правила и  уметь применять их. В русском  письме есть такие случаи, когда  неясно, какое написание  является правильным. Выбрать  правильное написание можно,  только опираясь на правило.  Такое написание в слове, которое соответствует определенному  орфографическому правилу,  называется орфограммой (греч.  «орфо» – правильный, «грамма»  – буква, знак) Слушают  учителя,  участвую т в  диалоге с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку Формы органи зации взаимо действ ия Фронт альна я Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обратн ой  связи Личностные: положительно  относятся к  учению,  познавательно й деятель­ ности.  Регулятивны е: планируют  (в  сотрудничеств е с учителем и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операцииФормы органи зации взаимо действ ия Фронт альна я,  индив идуал ьная Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные для  партнера  высказыв ания.  Записыва ют  словарны й  диктант. Проводят взаимопр оверку по учебнику Деятельность учителя Например, в слове б..жать –  безударный гласный в корне.  Какую букву выбрать? Вспоминаем правило  (проверяем – бег), пишем  «бежать». Как написать – слитно или  раздельно – (не)брежный?  Вспоминаем правило: без «не»  слово не употребляется, пишем «небрежный». Чтобы правильно писать, нужно  уметь быстро находить то место,  где возможна ошибка.   Выполнение упр. 27 в форме  словарного дик­ танта. – Подумайте, выберите  правильное написание, применяя  орфографические правила Этапы  урока 2.  Актуал изация  и  пробно е  учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х.  Эвристич еская  беседа,  словарны й  диктант Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответы Познаватель ные:  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и.  Регулятивны е: принимают  и сохраняют  учебную  задачу.  Коммуника тивные:  задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  высказывают и обосновывают  свою точку  зренияЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Просмот р  мультим едийной  презента ции  «Орфогр аммы в  частях  слова» Деятельность учителя – Что называется окончанием,  приставкой, корнем,  суффиксом? Основой слова? – Что значит «однокоренные  слова»? Наиболее опасные места,  требующие внимания: 1) безударные гласные в корне,  приставке, суффиксе, окончании  (поэтому важно хорошо знать  состав слова); 2) гласные после шипящих и ц; 3) мягкий знак на конце слов  после шипящих; правописание  не с различными частями речи и  др. Формы органи зации взаимо действ ия Фронт альна я Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответы Личностные: осознают свои  трудности и  стремятся к их преодолению.  Познаватель ные:  устанавливают причинно­ следствен­ные  связи, делают  выводы.  Регулятивны е: осознают  недостаточнос ть своих  знаний Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Смотрят  презентац ию,  восприни мают на  слух  информа цию,  осваиваю т  лингвист ические  термины.  Обдумыв ают  ответы на вопросы  и  осознают, что  знаний  недостат очно для  полных  ответовФормы органи зации взаимо действ ия Индив идуал ьная,  групп овая Фронт альна я Фронт альна я Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Взаимоп роверка  словарно го  диктанта по учеб­ нику Этапы  урока 3.  Выявле ние  места  и  причин ы  затруд нения Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Объясняет, как вести проверку  работы товарища, какой  системой оценивания  пользоваться. – В каких частях слова вы  допустили ошибки? Составьте  таблицу по результатам анализа  словарного диктанта Задают  вопросы  для  уточнени я  информа ции Физкульт минутка Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем. Организует и проводит  физкультминутку для снятия  напряжения и восстановления  работоспособности учащихся  на уроке 4.  Целепо лагани е и  постро ­ ение  про­ екта  выхода из  затруд нения Раскрыти е  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Подберите однокоренные слова к заданным или приведите свои  примеры. Взгляд, огонь, удивляться,  прилететь, чистый. – Разберите слова по составу.  Подумайте, в каких из частей  слова встречаются орфограммы? Побег, придорожный, камыш,  речка, убыль. Выполня ют  элемента рные  физическ ие  упражнен ия Формули руют цель учебной  деятельн ости в  диалоге с  учителем. Выполня ют  упражнен ия.  Формули руют  собственн Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Коммуника тивные:  задают  вопросы с  целью  получения  необходимой  для решения  проблемы  информации Личностные: понимают  значение  здоровьесберег ающих  элементов  урока Личностные: осознают свои  возможности в учении. Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию  из  прослушанног о объяснения,  систематизиру ют  Устны е  ответыДеятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Знакомство с теоретическими  сведениями Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия учащихс я. Беседа по  вопросам . Работа с  учебнико м ые  мысли,  высказыв ают  и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы Работают с  учебнико м.  Отвечают на  вопросы,  под  руководс твом  педагога  составля ют план  собственные  знания.  Регулятивны е: действуют  по плану.  Коммуника тивные:  строят  небольшие  монологически е  высказывания Фронт альна я,  индив идуал ьная Устны е  ответы . Соста вление словар ных  диктан тов Познаватель ные: читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  самостоятельн о находят ее в  учебниках,  рабочих  тетрадях.  Регулятивны е:  Организа ция  рабочего  места.  Составле ние  индивиду альных  словарны х  диктанто в 5.  Твор­ ческая  практи ческая  деятел ьность  по  реализа ции  постро енного  проект – При написании слов возникает  задача выбора буквы для  обозначения звука  (орфографическая задача –  написание не определяется  произношением). – Давайте составим свой  словарный диктант из слов,   написание букв в которых не  определяется произношением.  Материалом могут послужить  слова из учебника, а самые  лучшие диктанты станутОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Этапы  урока а Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль дидактическим материалом для  наших следующих уроков работы  над  словарны м  диктанто м контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  используют  его в решении  учебной  задачиЭтапы  урока 6.  Первич ­ное  закреп ление  с  коммен тирова нием  во  внешне й речи Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов применен ия их  на  практике .  Эвристич еская  беседа,  ответы  на  вопросы. Обучающ ая игра Деятельность учителя Обсуждение и проверка  выполненных работ. – Как ты подбирал слова для  своей карточки? – Какие правила надо повторить,  чтобы справиться с твоим  словарным диктантом? Контролирует правильность  приемов работы с книгой.  Организует и сопровождает  деятельность детей. Игра «Добавь букву».  Можно загадывать  нарицательные существительные  единственного числа с  орфограммами, которые  повторялись на уроке  (безударные гласные в корне,  приставке, суффиксе, окончании; гласные после шипящих и ц;  мягкий знак на конце слов после  шипящих; правописание не с  различными частями речи) Формы органи зации взаимо действ ия Индив идуал ьная,  групп овая Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Формули руют  собственн ые  мысли,  высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обратн ой  связи Личностные: осваивают  новые виды  деятельности,  участвуют в  творческом  созидательном процессе.  Познаватель ные:  выполняют  учебно­ познавательны е действия в  материализова нной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Этапы  урока Самост оятель ная  работа  с  самопр оверко й по  эталон у Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Отвечают на  вопросы,  оцениваю т работы  товарище й П р а в и л а . Первый игрок  называет любую букву из  русского алфавита. Следующий  по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву,  подразумевая, но не озвучивая  какое­либо слово с таким  буквосочетанием. Игроки  продолжают, таким образом, по  очереди удлинять  буквосочетание. Проигрывает тот, кто называет  целое слово, или тот, кто не  сможет добавить букву,  подразумевая какое­нибудь  слово. Игрок может  «блефовать», то есть добавлять  букву, а слова не придумать.  В этом случае возможны два  варианта: следующий за ним  игрок может либо попросить  предыдущего назвать слово, и  если предыдущий не сможет  этого сделать, он проигрывает,  либо следующий игрок сам  продолжает блеф дальше, пока  кто­либо из следующих игроков  наконец не потребует назвать  слово. Организует и сопровождает  деятельность  детей синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливают причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивны е: адекватно  оценивают  свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности,  ищут их  причины и  пути  преодоления.  Коммуника тивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и обосновывают  свою точку  зренияЭтапы  урока 7.  Включе ние в  систем у  знаний  и  повтор ение Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений ,  оцениван ие  результа тов  работы Формы органи зации взаимо действ ия Фронт альна я Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Подводят итоги  игры под  руководс твом  учителя,  оцениваю т себя  и  товарище й.  Отвечают на  вопросы Деятельность учителя – Кого из игроков вы бы  выделили и почему? – Какие качества надо развивать,  чтобы быть в числе победителей  на уроке?  З а д а н и е .  Спишите,  подчеркивая одной чертой  только буквы­орфограммы. Много по осени грибов  уродилось. Да какие молодцы –  один другого краше! Под темными елками деды­ боровики стоят.  У них кафтаны белые, на  головах – шляпы богатые: снизу зеленого бархата, сверху –  коричневого. Загляденье! Под светлыми осинами отцы­ подосиновики стоят. Все  в  мохнатых серых курточках, на  головах красные шапочки. Тоже красота! 8.  Рефлек сия  учеб­ ной  деятел ьности  на  уроке  Заключи тельная   беседа  по  вопросам – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  – Какое настроение у вас сейчас? – Оцените свою работу: выберите одну из предложенных на вашем  столе карточек и покажите мне.  Определя ют свое  эмоциона льное  состояни е на  уроке.  Заполняю т  Индив идуал ьная,  групп овая Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Оцени вание  работ ы  учащи хся  на  уроке Листы обратн ой  связи Личностные: понимают, в  чем значение  знаний для  человека.  Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности и повседневной  жизни.  Регулятивны е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки Личностные: приобретают  мотивацию  процесса  образования. Познаватель ные:  устанавливают взаимосвязьОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания и упражнен ия Этапы  урока (итог  урока) Деятельность учителя Осуществ ляемая деятельно сть  учащихся Формы органи зации взаимо действ ия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Урок понравился – карточку с  улыбающимся лицом, нет –  карточку с грустным лицом дневники  достижен ий между  объемом  приобретенны х знаний,  умений,  навыков и  операционных, исследователь ских,  аналитических умений как  интегрированн ых, сложных  действий

Посмотрите также