Уроки 71-72 Описание предмета

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания в научном и разговорном стиле; уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле, редактировать текст (сочинение-описание) учащегося; описывать предмет в разговорном стиле как устно, так и письменно. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 71-72 Описание предмета.doc
Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Уроки  71–72. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА* Повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки  плана; воспитывать интерес  к тексту описательного характера, развивать у учащихся культуру речи,  чувство стиля, способности к описательной речи  Урок развития речи Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  понятие «описание», особенности описания в научном и разговорном стиле;  уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле,  редактировать текст (сочинение­описание) учащегося; описывать предмет в  разговорном стиле как устно, так и письменно. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной  деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях,  задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые  средства для успешного решения коммуникативных задач.  Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;  уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность  сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;  стремление к речевому самосовершенствованию Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая,  фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  http://www.intergu.ru                                        http://festival.1september.ru/subjects                Оборудование Ряд ярких красивых предметов: матрешка, ваза, детская книга, плюшевая  игрушка, чайная пара и т. п. М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся Художественное описание предмета Наглядно­ демонстрацио нный  материал Основные  понятияОрганизационная  структура  (сценарий) урока Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Восприни мают на  слух  информац ию,  принимаю т участие  в диалоге  с  учителем Этапы  урока 1.  Актуа лизаци я  и  пробн ое  учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их  в новых  ситуация х.  Словесно ­ иллюстра тивный  рассказ с элемента ми  беседы  по теме «Сочине ние­ описание Деятельность учителя – Ребята, давайте прочитаем  текст 2 на странице 137. О чем  он? – Интересно ли было вам   узнать о жостовской росписи? Выслушивает варианты  ответов детей. – А теперь прочитаем текст под  номером 1  об этом же  народном промысле.  – Так ли он интересен, как  второй? Почему?  (Более научное описание, как в   энциклопедии, автор менее  эмоционален, меньше  восхищается красотой  изделий.) – Таким образом, мы выяснили  очень важную вещь: при  написании сочинения необходимо не только определить тему  сочинения. Нужно сразу четко  решить, для кого и с какой целью  сочинение пишется. Работа  такого рода предполагает  наличие определенного круга  читателей и слушателей –  товарищей, сверстников,  одноклассников. Поэтому  сочинение­рассказ, которое вам  предстоит написать, является  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Вопро сы  для  уточн ения  инфор мации . Устны е  ответ ы Познаватель ные:  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации ,  устанавливают  причинно­ следственные  связи. Регулятивны е: принимают и сохраняют  учебную  задачу.  Коммуникат ивные: задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  других,  формулируют  собственные  мысли,Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия предмета » Эвристич еская  беседа Этапы  урока 2.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Деятельность учителя своеобразной формой общения с  окружающими. Таким образом,  стиль, в котором ведется  подобного рода общение, должен  быть понятным собеседнику,  достаточно простым и  непринужденным** 1. Учитель на доске записывает тему сочинения, например,  «Мой любимый предмет  интерьера». – Каким по типу речи должно  быть сочинение с данным  названием? (Рассказ  описательного характера.) 2. Б е с е д а   п о   в о п р о с а м : – Есть ли в вашей комнате или  квартире наиболее красивый или  любимый вами предмет? – Есть ли любимая вами  игрушка? – Как бы вы могли их описать? Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность  обучающихся 3.  Целе­ полага ние и  постро Раскрыти е  сущности новых  понятий,  Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Прослушайте короткое  Формулир уют цель  учебной  деятельно сти в  Фрон тальн ая,  индив идуал Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Групп овая,  индив идуал ьная Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  однокласс никами  делают  выводы высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Личностные:  осознают свои  трудности  и стремятся к  их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  выводы Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  Устны е  ответ ы Устны е  ответ ы.  ВопроЭтапы  урока ение  про­ екта  выход а из  затруд нения Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия усвоение  новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся . Беседа  по  вопросам . Анализ  текста,  предложе нного  учителем Форм ы орган изаци и взаим одейс твия ьная Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся диалоге с  учителем. Отвечают на  вопросы.  Выделяют главное,  устанавли вают  причинно­ следствен ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль сы  для  уточн ения  инфор мации адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные: извлекают необходимую  информацию из прослушанного объяснения  учителя,  высказываний  однокласснико в,  систематизиру ют собственные знания.  Регулятивны е: планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану. Коммуникат Деятельность учителя сочинение на данную тему,  которое было написано одним из  учеников  (на слайде): «Для изготовления фарфоровой посуды необходима глина  особого рода. Из нее при  добавлении определенных  веществ получается клейкая  масса, из которой формируют  посуду. Потом посуду  обжигают и расписывают. Так в моем доме появилась  чашка, из которой я люблю  пить чай за ужином. Она  красивая». 1. Как вы можете  охарактеризовать подобного рода рассказ? Что описывается в этом  тексте? 2. О каких признаках предмета в  нем говорится? 3. Какую часть описания вы бы  поместили в специализированной  книге? 4. Почему же такой текст нельзя  назвать полноценным  сочинением? 5. Что в тексте является лишним, неважным? 6. Какую часть текста можно  было бы опустить, а о чем можноОсуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль ивные: строят  небольшие  монологически е  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность в  парах и  рабочих  группах с  учетом  конкретных  учебно­ познавательных задач Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя рассказать подробнее? 7. Присутствуют ли в данном  отрывке стилистические  несоответствия, неточности,  которые «режут слух», портят  канву рассказа? (Первая часть  текста – научно­ публицистический стиль,  вторая – нейтральный.) – Для того чтобы рассказ  получился связным, законченным  и интересным, прежде всего  необходимо продумать, какой  именно предмет вы хотите  описать. Можно вспомнить  интересный случай, связанный с  этим предметом, историю его  появления дома. Однако при  этом нельзя забывать и об  описательной части, в которой вы могли бы рассказать о том, какой  именно этот предмет, какой  формы, цвета, текстуры. По возможности необходимо  создать такое описание, которое  помогло бы читателю  максимально ярко, точно и  подробно представить  описываемую вами вещь. Для того чтобы грамотно  написать рассказ, не упустив  ничего нужного и не прибавляяЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 4.  Твор­ ческая практи ческая деятел ьность по  реализ Раскрыти е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов учебной  Деятельность учителя лишнего, необходимо продумать  последовательность текста, то  есть составить план. Для этого возьмем какой­либо  предмет, стоящий на выставке, и  попытаемся его описать.  Например, что интересного мы  можем написать про этот  кувшин?  Можно рассказать про то, как он  здесь оказался, какая у него  история. Обязательно в текст  сочинения необходимо включить  описание этого предмета –  размеры, цвет, фактуру, из  какого материала изготовлен. В  конце сочинения можно добавить, для чего используется этот  предмет, написать про ваше к  нему отношение – нравится ли он  вам или нет. Таким образом, план будет  достаточно сложным – Попробуйте составить план  описания одного из предметов,  представленных на выставке.  Я в это время составлю свой план на слайде  презентации, а в конце нашей  работы мы сравним их. П л а н ­ о б р а з е ц : 1. Название предмета, его  Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Составля ют план  работы  над  сочине­ нием Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Вопро сы  для  уточн ения  инфор мации Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельнЭтапы  урока ации  постро ен­ ного  проект а Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия и  умственн ой  деятельн ости  учащихся .  Составле ние  плана  сочинени я­ описания Деятельность учителя история. 2. Описательная часть: а) размер; б) цвет, рисунок; в) материал; г) фактура, какой предмет на  ощупь. 3. Для чего используется этот  предмет, его основные функции. 4. Отношение к описываемому  предмету. Организует и сопровождает  деятельность  детей Инди видуа льная 5.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиров а­ нием Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро вание  рационал ьных  Контролирует правильность  выполнения  задания. – Чтобы сочинение получилось  интересным, описательную часть  можно несколько расширить по  сравнению с остальными  пунктами плана. Какой­то  признак предмета вы можете  описать более конкретно,  живописно, ярко, какой­то –  Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль о находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля и  успешно  исполь­зуют  его в решении  учебной задачи Личностные:  осваивают  новые виды  деятельности,  участвуют в  творческом  созидательном  процессе.  Познаватель ные:  осуществляют  Устны е  ответ ыЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия способов применен ия их  на  практике . Составле ние  связных  сообщен ий­ описаний ,  письменн ая работа Деятельность учителя опустить. Можно попытаться  передать настроение, которое у  вас бывает, когда вы смотрите на  этот предмет. Для того чтобы сочинение  получилось образным, чтобы его  интересно было читать другим,  продумайте сначала, что вы  хотели бы написать, проговорите  про себя предложение целиком  и только потом записывайте. – Неотъемлемой частью  подготовки к хорошему  сочинению является  предупреждение ошибок. Для  этого необходимо заранее  подобрать слова, а те из них, в  правописании которых вы не уве­ рены, проверить по словарю. Например, при описании комнаты нам могут понадобиться…  На слайде: Цветы: бегония, плющ, герань… Мебель: софа, кресло­кровать,  гардероб, тумбочка, шифоньер  … Бытовая техника: телевизор,  радиоприемник, магнитофон… Материал: керамика,  пластмасса, металл, стекло,  фаянс, фарфор, алюминий,  плюш, береста,  Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации ,  устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивны е: адекватно  оценивают свои достижения,  осознают  возникающие  трудности,  ищут их  причины и пути преодоления.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают иДеятельность учителя дерево… Фактура: матовый,  бархатистый, гладкий,  скользкий, шершавый… Организует и сопровождает  деятельность детей,  контролирует правильность  выполнения заданий. Создает  условия для устранения  перегрузки учащихся и  овладения новым  учебным   материалом непосредственно  на уроке Этапы  урока 6.  Само­ стояте льная  работа с  самоп ро­ веркой по эта­ лону Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро вание  рационал ьных  способов приме­ нения их  на  практике . Подбор  своих  примеров ,  иллюстри ру­ ющих  природу  изучаемо го  языковог Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Выбирают индивиду альную  тему  сочинени я,  разрабаты вают  сложный  план,  состоящи й не  менее чем из 5  пунктов,  озаглавли вают  рассказ в  соответст вии с  темой и  основной  мыслью  сочинени я;  работают  над  Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Письм енные  ра­ боты обосновывают  свою точку  зрения Личностные:  оцени­вают  содержание  с нравственно­ этической  позиции.  Познаватель ные:  самостоятельн о выделяют и  формулируют  цель;  осуществляют  поиск  необходимой  информации  (из материалов  учебника  и рассказа  учителя,  по  воспроизведени ю в памяти).  Регулятивны е:  самостоятельн о планируютЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия о  явления,  составле ние  связных  рас­ сказов об изученны х нормах, письменн ая работа Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений, оцениван ие 7.  Включ ение в  систем у  знаний и  повтор ение Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся предупре ждением  ошибок с  помощью  словарей  и  справочни ков Инди видуа льная ,  групп овая Отвечают  на  вопросы.  Определя ют  уровень  приобрете нных  знаний Учитель просит учеников  ответить на ряд вопросов,  связанных с написанием  сочинения: 1. В каком стиле должно быть  написано сочинение? Могут ли в  тексте присутствовать большие  фрагменты, различающиеся по  стилевой окраске? 2. Каким должно быть название  рассказа? Какую мысль следует  высказывать в названии? 3. Каким образом должен  составляться план сочинения?  Что он должен включать в себя?  Из скольких пунктов состоять? 4. Какие пункты может включать  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Личностные:  понимают, в  чем значение  знаний для  человека.  Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности и  повседневной  жизни.  Оцени вание  работ ы  учащи хся  на  урокеЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя в себя описание предмета? Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль Заключит ельная  беседа по вопросам 8.  Рефле ксия  учебно й  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Инди видуа льная ,  групп овая – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных  на вашем столе карточек и  покажите мне. Урок понравился  – карточку с улыбающимся  лицом, нет – карточку с грустным лицом. Определя ют свое  эмоциона льное  состояние на уроке.  Заполняю т  дневники  достижен ий Листы обрат ной  связи Регулятивны е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки Познаватель ные:  устанавливают  взаимосвязь  между объемом приобретенных на уроке  знаний, умений, навыков и  операционных,  исследовательс ких,  аналитических  умений как  интегрированн ых, сложных  действий;  приобретают  умения  мотивированно  организовывать свою  деятельность.  Регулятивны е: оцениваютЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контро ль свою работу.  Коммуникат ивные: строят  небольшие  монологически е высказывания

Посмотрите также