Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие
Оценка 5

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Оценка 5
Документация
docx
информатика
5 кл—8 кл
17.02.2017
Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие
Книга содержит методические рекомендации по органи¬зации обучения на базе УМК по информатике для 5-7 клас¬сов. Приведены различные варианты планирования, подроб¬ные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения к заданиям в учебниках и рабочих тетрадях. Представлен перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих их готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деяте¬льности. Даны рекомендации по использованию плакатов. К книге прилагается CD-ROM с набором цифровых обра-зовательных ресурсов.
5doc (Восстановлен).docx
Босова Л. Л. Уроки информатики в 5­7 классах: методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 338 с.: ил. Книга содержит методические рекомендации по организации обучения на базе УМК по информатике для 5­7 классов. Приведены различные варианты планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения к заданиям  в учебниках и рабочих тетрадях. Представлен перечень   формирующихся   у   учащихся   в   ходе   обучения   компетенций,   определяющих   их   готовность   к использованию средств ИКТ в информационно­учебной деятельности. Даны рекомендации по использованию плакатов. К книге прилагается CD­ROM с набором цифровых образовательных ресурсов. По вопросам приобретения обращаться: «БИНОМ. Лаборатория знаний» (495) 157­52­72, e­mail:  Lbz   @   aha   .  ru      http   ://   www   .  Lbz   .  ru Оглавление Часть 1. Преподавание информатики в 5­7 классах 7 От автора.............................................8 Методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов . . .  16 Программа курса информатики и ИКТ для 5­7 классов общеобразовательной средней школы. . . .  28 Методические особенности пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ 38 5 класс. Модели организации обучения………………….46 5 класс. Поурочные разработки....58 Урок 1.    Информация. Информатика. Компьютер 58 Урок 2.    Как устроен компьютер...63 Урок 3.    Ввод информации в память компьютера Урок 4.    Основная позиция пальцев на клавиатуре 65 69 Урок 5.    Программы и файлы.........83 Урок 6.    Рабочий стол. Управление мышью . . . .  84 Урок 7.    Запуск программ...............86 Урок 8.    Управление компьютером с помощью меню 88 Урок 9.    Хранение информации......92 Урок 10.  Носители информации......95 Урок 11. Передача информации.....101 Урок 12.  Кодирование информации106 Урок 13. Формы представления информации. . . 111  Урок 14. Текст как форма представления информации Урок 15.  Табличная форма представления информации Урок 16.  Наглядные формы представления информации Урок 17.  Обработка информации. .121 Урок 18.  Обработка текстовой информации. Ввод текста 11З 115 117 123 Урок 19.  Обработка текстовой информации. Редактирование текста 124 Урок 20.  Редактирование текста. Работа с фрагментами 126 Урок 21. Редактирование текста. Поиск информации 127 Урок 22.  Изменение формы представления информации. Систематизация информации…..129 Урок 23.  Форматирование — изменение формы представления документов 132 Урок 24.  Компьютерная графика. .133 Урок 25.  Инструменты графического редактора 135 Урок 26.  Обработка графической информации 136 Урок 27.  Обработка текстовой и графической информации . . . Урок 28.  Преобразование информации по заданным правилам 141 143 Урок 29.  Преобразование информации путем рассуждений 146 Урок 30.  Разработка плана действий и его запись Урок 31.  Разработка плана действий и его запись 148 150 Урок 32. Создание движущихся изображений . . 153  Урок 33.  Создание движущихся изображений в программе PowerPoint 159 160 Уроки 34­35. Резерв учебного времени 6 класс. Модели организации обучения 161 6 класс. Поурочные разработки...170 Урок 1.    Компьютер — универсальная машина для работы с информацией 170 Урок 2.    Файлы и папки.................171 Урок 3.    Системы счисления.........172 Урок 4.    Двоичная система счисления Урок 5.    Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления 175 176 Урок 6.    Тексты в памяти компьютера Урок 7. Кодирование текстовой информации . . 180 178  Урок 8.    Создание документов в текстовом процессоре Word Урок 9.    Растровое кодирование графической информации 186 181 Урок 10. Векторное кодирование графической информации 188 Урок 11. Единицы измерения информации . . . .  190 Урок 12. Информация и знания......192 Урок 13. Чувственное познание окружающего мира 197 Урок 14.  Понятие как форма мышления 198 Урок 15. Как образуются понятия..200 Урок 16.  Структурирование и визуализация информации Урок 17. Содержание и объем понятия 208 204 Урок 18.  Отношения тождества, пересечения и подчинения 210 Урок 19. Отношения соподчинения, противоречия и противоположности 214 Урок 20.  Определение понятия.....216 Урок 21.  Классификация................218 Урок 22. Суждение как форма мышления 220 Урок 23. Умозаключение как форма мышления 222 Урок 24.  Что такое алгоритм.........225 Урок 25. Исполнители вокруг нас. .229 Урок 26. Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов 234 Уроки 27­28. Линейные алгоритмы 237 Уроки 29­30. Алгоритмы с ветвлениями241 Уроки 31­32. Циклические алгоритмы 247 Урок 33.  Систематизация информации 253 Уроки 34­35. Резерв учебного времени 259 7 класс. Модели организации обучения 260 Заключение......................................266 Компетенции,   определяющие   готовность   учащихся   к   использованию   средств   ИКТ   в   учебном процессе ..268 Литература......................................276 Часть 2. Методические рекомендации по использованию комплекта печатных наглядных пособий (плакатов) на уроках информатики и ИКТ в 5­7 классах 279 Предисловие....................................280 Плакат 1.   Техника безопасности 281 287 322 Плакат 2.   Как мы воспринимаем информацию Плакат 3.Хранение информации 290 Плакат 4.Передача информации 299 Плакат 5.Обработка информации 304 Плакат 6.Компьютер и информация Плакат 7.Знакомство с клавиатурой Плакат 8.Правила работы на клавиатуре Плакат 9. Подготовка текстовых документов . . 324 Плакат 10. Как хранят информацию в компьютере329 Плакат 11. Цифровые данные.....332 Плакат 12. Алгоритмы и исполнители 335 313 318 Часть 1 Преподавание информатики в 5­7 классах Методические рекомендации по использованию набора цифровых образовательных ресурсов В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых   образовательных   ресурсов   (ЦОР):   демонстрационных,   информационно­справочных,   тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др. Некоторые из них имеют очень высокий уровень. Тем   не  менее,  эти   продукты   достаточно   редко   используются   в  реальном   учебном   процессе,  так   как,   во­первых, подавляющее   большинство   существующих   цифровых   образовательных   ресурсов   не   соответствует   стандартам, учебникам   и   учебным   программам;   во­вторых,   нет   методических   рекомендаций   по   использованию   цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Устранение названных причин возможно за счет создания наборов цифровых   образовательных   ресурсов,   привязанных   к   конкретным   учебникам   и   удовлетворяющих   следующим требованиям1:  1 • в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание  образования (как определяющим   задачи  модернизации   образования, так  и  действующим  в настоящее время), и программам, используемым в большинстве регионов;   обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников; 1Именно в этой логике выстроен конкурс по разработке наборов цифровых образовательных ресурсов, расширяющих   учебники,   рекомендованные   (допущенные)   министерством   образования   и   науки   к использованию в учебном процессе (www   .  ru)  .  ntf  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится к уровню формирования как предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений); • учитывать   возрастные   психолого­педагогические   особенности   учащихся   и   существующие   различия   в   их культурном опыте; • содержать   материалы,   ориентированные   на   работу   с  информацией,   представленной   в   различных   формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т. д.); • содержать   набор   заданий   (как   обучающего,   так   и   диагностического   характера),   ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения; • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета; • обеспечивать   организацию   учебной   деятельности,   предполагающую   широкое   использование   форм самостоятельной   групповой   и   индивидуальной   исследовательской   деятельности,   формы   и   методы   проектной организации образовательного процесса; • содержать варианты планирования учебного процесса, которые должны предполагать модульную структуру, позволяющую реализовать согласованное преподавание при делении на предметы, классы и темы. При   этом   под   цифровыми   образовательными   ресурсами   понимаются   представленные   в   цифровой   форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые   документы   и   иные   учебные   материалы,   позволяющие   организовать   учебный   процесс   по   выбранному учебнику. За счет дополнения существующих учебников/УМК наборами ЦОР возможно: • создать условия для повышения качества обучения на основе использования в учебном процессе широкого спектра цифровых ресурсов; • ориентировать учителя на применение образовательных технологий, способствующих формированию у учащихся новых образовательных результатов; • обеспечить учебный процесс методическими материалами, стимулирующими учителей к использованию современных   образовательных   технологий,   интерактивных   методов   обучения;   материалами,   обеспечивающими возможность использования различных форм учебной работы; • создать   условия   для   того,   чтобы   ученики   приобрели   опыт   выполнения   заданий,   требующих   выбора стратегии собственных действий. Рассмотрим состав разработанного в описанной выше логике набора ЦОР к учебникам информатики для  5­7 классов. Набор ЦОР к каждому учебнику имеет следующую структуру: 1) методические материалы; 2) файлы­заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума; 3) демонстрационные работы; 4) текстовые файлы с дидактическими материалами (для распечатки); 5) плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий); 6) 7) 8) 9) презентации по отдельным темам; интерактивные тесты; логические игры; виртуальные лаборатории. Раздел «Методические материалы» содержит программу курса и варианты планирования, включенные и набор ЦОР для   удобства   учителя:   имея   эти   материалы  в   электронной   форме,   учитель   может   легко   адаптировать   их   под конкретную   ученическую   аудиторию,   вносить   некоторые   изменения   в   содержание,   изменять   последовательность изложения материала. Файлы­заготовки (тексты, рисунки) необходимы для  выполнения работ компьютерного практикума. Их наличие экономит время учителя при подготовке к уроку, а ученики при выполнении работ компьютерного практикума могут сосредоточить   основные   усилия   на  главном   –   именно   тех   умениях   и   навыках,   формированию   которых   и посвящено конкретное упражнение. Демонстрационные работы – это подборка лучших ученических мини­проектов (текстов, графических изображений, презентаций). Учитель сам принимает  решение о том, в каком случае целесообразно знакомить учеников с имеющимися образцами. В любом случае, наличие таких работ позволяет учителю оценить с их помощью уровень достижений своих учеников. Текстовые файлы с дидактическими материалами — это комплект тестов и контрольных работ в нескольких вариантах, которые учитель может распечатать в нужном количестве при подготовке к соответствующим урокам. Цифровые плакаты — аналоги соответствующих печатных наглядных пособий. Они могут демонстрироваться с помощью   проектора;   учитель   может   распечатать   их   и   раздать   ученикам   в   качестве   опорных   конспектов, раскрывающих   основное   содержание   изучаемого   материала.   Плакаты   способствуют   успешному   решению   целого комплекса дидактических задач: развитию у учащихся наглядно­образного мышления; • • формированию навыков работы с информацией, представленной в графической форме; • фиксации внимания при усвоении учебного материала; • • • • развитию познавательного интереса; активизации познавательной деятельности; конкретизации изучаемых теоретических вопросов;  наглядной систематизации и классификации изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т. п. В   набор   ЦОР   включены   презентации   к   урокам,   разработке   которых   приняли   участие высококвалифицированные   московские   учителя   информатики   и   ИКТI  Анна   Николаевна   Александрова, Александра Павловна Пермякова, Ольга Викторовна Щербакова. Мультимедийные   презентации,   дающие   при   показе   сильно   увеличенное   изображение,   хорошо   видное   всему классу, предназначены для уроков изучения нового материала, для повторения, для организации практических работ и опросов.   На   слайдах   презентации   может   быть   представлена   статическая   или   анимированная  иллюстрация   с поясняющим текстом или заданием (вопросом). Эта информация обеспечивает определенный этап урока — создание проблемной ситуации, актуализацию, открытие или применение нового знания. Видеоряд в презентациях подобран так,   чтобы   подчеркнуть   связь   изучаемого   материала   с   жизнью,   усилить   межпредметные   связи,   заинтересовать школьников в научаемом материале. Как правило, на последних слайдах презентации в рубрике «Самое главное» подводятся   итоги   по   рассмотренному   материалу.   Каждая   презентация   завершается   слайдом   «Давайте   обсудим», содержащим вопросы для коллективного обсуждения. Включенные   в   набор   ЦОР  презентации,  как   правило,   рекомендуются   для   организации   фронтальной   работы школьников. Возможна организация индивидуальной работы школьников с презентациями, но это трепу от педагога тщательного продумывания целей и задач такой работы. Ниже дан перечень презентаций, включенных в набор ЦОР. 5 класс 1. Зрительные иллюзии. 2. 3. Техника безопасности. Компьютер на службе у человека. Хранение информации. 4. 5.Носители информации. 6. Средства передачи информации. 7.В мире кодов. 8.Текст: история и современность. 9. Табличный способ решения логических задач. 10.Наглядные формы представления информации. 11. Задача о напитках. 6 класс 1. Файлы и папки. 2. Цифровые данные. 3. Единицы измерения информации. 4. Информация и знания. 5. Чувственное познание. 6. Мышление. 7. Понятие. 8. Содержание и объем понятия. 9. Отношения между понятиями. Суждение. 10. 11. Умозаключение. 12. Алгоритмы и исполнители. 13. Типы алгоритмов. 14. История счета и систем счисления. 15. История вычислительной техники. 7 класс 1. Объекты и их признаки. 2. 3. 4. 5. Отношения объектов. Системы объектов. Модели объектов. Информационные модели. 6. 7. Табличные информационные модели. Графики и диаграммы. Схемы. Графы. 8. 9. 10. Алгоритм — модель деятельности исполнителя. Презентации представлены в закрытом (в виде автономных исполняемых файлов с расширением ехе, для запуска которых не требуется наличие на компьютере самой программы Microsoft PowerPoint или ее определенной версии) и открытом для изменения форматах, чтобы учитель в процессе подготовки к уроку при необходимости мог внести любые требуемые ему изменения, настроить презентацию «под себя». В рекомендуемом поурочном планировании отмечено, какие презентации целесообразно использовать на том или ином уроке. В набор ЦОР включены интерактивные тесты. В 5 классе следует уделить особое внимание организации тестирования, так как, возможно, для учеников это  будет первый опыт соответствующей деятельности. Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с  тестами, важно им объяснить соглашения, действующие в системе: • • •  каждый правильный ответ начисляется 1 балл; за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; за пропущенный вопрос ничего не начисляется. Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Также важно обратить внимание школьников на то, что у них в конце работы будет возможность вернуться к пропущенному   вопросу.   Это   позволит   снять   лишнее   эмоциональное   напряжение   во   время   тестирования.   При оформлении тестовых заданий и в бумажной, и в электронной версиях действует еще одно соглашение, на которое необходимо обратить внимание школьников: если в ответе на вопрос предполагается один правильный ответ, то варианты   ответов   отмечены   кружками;   если   возможно   несколько   ответов   —   квадратиками.   В   настоящее   время реализованы простейшие формы тестовых заданий: выбор одного или нескольких ответов из предлагаемых вариантов. В дальнейшем типология тестов будет расширена. Интерактивные тесты «настроены» на работу в режиме «контроль». Фиксация результатов контроля производится в электронном журнале. Критерии оценивания те же, что и в печатных аналогах.  Логические   игры   помогают   организовать   активную   деятельность   учащихся,  разнообразить   учебные   приемы, переключать учеников с одного вида деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у них логического мышления, внимания и интереса к изучаемому вопросу. Виртуальная лаборатория — электронная среда, в которой ученики в интерактивном  режиме наблюдают и исследуют некое явление или процесс, могут моделировать и конструировать разные ситуации и получать разные варианты   результата.   В   набор   ЦОР   будут   включены   несколько   виртуальных   лабораторий,   ориентированных  на решение   следующих   классов   задач:   на   переливания;   на   переправы;   на   расшифровку   «черных   ящиков»;   на перекладывания;   на   взвешивания;   на   разъезды.   Каждая  лаборатория   основана   на   построении   логической   модели решения задач определенного типа. Программные реализации моделей представляют собой тренажеры, с помощью которых может осуществляться как обучение, так и самообучение. Каждая виртуальная лаборатория будет снабжена библиотекой заданий, ранжированных по сложности. Эта библиотека является открытой для пополнения учителем, который в соответствии со своими методическими подходами может составлять и добавлять собственные задачи. Для этого достаточно просто ввести условие задачи в текстовый файл, затем решить задачу средствами, предлагаемыми и лаборатории   и   сохранить   правильную   модель   и   алгоритм  в  специально   отведенной   зоне,   защищенной несанкционированного   доступа   учащихся.   Комплекс   виртуальных   лабораторий   можно   использовать   в   различных режимах: • • • демонстрация решения задач на уроке с помощью единственного компьютера и проектора; индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе; самостоятельный тренинг (в учебном помещении и дома); • тестирование. Безусловно,   перечисленные   выше   классы   задач   могут   быть  решены   и   без   компьютера,   но   мысленное моделирование   решения   каждой   такой   задачи   становится  более  эффективным   при   наличии   возможности   мани­ пулирования   соответствующими   объектами   на   экране   компьютера.   Наличие   соответствующего   программного средства (цифрового образовательного ресурса) обеспечивает учащемуся: • возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональное  (оптимальное). И ИКТ ДЛЯ 5­7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ Одним   из   наиболее   актуальных   направлений   форматизации   образования   является   развитие   содержания   и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В  соответствии   со   структурой   школьного   образования   вообще  (начальная,  основная   и   профильная   школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается мноуровневая структура предмета   «Информатика   и   ИКТ   который   рассматривается   как   систематический   курс,   непрерывно   развивающий знания школьников в области информатики и информационно­коммуникационных технологий. При этом цели обучения информатике и ИКТ в 5 классах могут быть определены следующим образом: • формирование   общеучебных   умений   и   способов   интеллектуальной   деятельности   на   основе   методов информатики; • формирование   у   учащихся   готовности   к   использованию   средств   ИКТ   в   информационно­учебной деятельности для решения учебных задач саморазвития; • • усиление     культурологической     составляющей школьного образования; пропедевтика понятий базового курса школьно информатики; В основу представляемого вводного курса информатики для 5­7 классов нами положены такие принципы, как: 1. Целостность   и   непрерывность,   означающие,   что   данная   ступень   является   важным   звеном   единой общешкольной подготовки по информатике и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного обучения школьника, предваряющего более глубокое изучения предмета в 8­9 и 10­ 11 классах. 2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения. 3. Практико­ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших задач планирования деятельности, 4.   Принцип   дидактической   спирали   как   важнейший   фактор   структуризации   в   методике   обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылок для научного обобщения в старших классах. 5. Принцип развивающего обучения: обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики   и   информационных   технологий,   но   и   на   активизацию   мыслительных   процессов,   формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов,   рассматривать   примеры   передач   хранения   и   обработки   информации   в   деятельности   человека,   живой природе   и   технике,   учиться   классифицировать   информацию,   выделять   общее   и   особенно   устанавливать   связи, сравнивать, проводить аналоги и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или знаковой форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные за дачи. Алгоритмическое   мышление,   рассматриваемое   как   представление   последовательности   действий,   наряду образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования,   привычка   к   точному   и   полному   описанию   своих   действий   помогают   школьникам   разрабатывать алгоритмы решения задач самого разно го происхождения. Задача современной школы — обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно­предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным   предметным   содержанием.   Только   в   этом   случае   в   полной   мере   раскрывается   индивидуальность, интеллектуальный   потенциал   обучаемого,   проявляются   подученные   на   занятиях   знания,   умения   и   навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. Важнейшим   приоритетом   школьного   образования   в   условиях   становления   глобального   информационного общества   становится   формирование   у   школьников   представлений   об   информационной   деятельности   человека   и информационной этике как основах современного информационного общества. Содержание   курса   информатики   и   информационных   и   коммуникационных   технологий   для  5—7  классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями. I. Модуль «Теоретическая информатика» Основные   понятия:   информация,   информативность,   объект,   система,   информационный   объект,   информаци­ онный   процесс,   кодирование   информации,   язык,   двоичная   система   счисления,   бит,   байт,   алгоритм,   исполнитель, система команд исполнителя, блок­схема, модель. • • Темы для изучения: Информатика и информация. Многообразие форм представления информации. • Действия   с   информацией:   поиск   информации,   сбор   информации,   обработка   информации,   хранение   и формации, передача информации. • Кодирование информации. • • • • • Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел. Системы счисления. • Двоичное кодирование текстовой и графической информации. Единицы измерения информации. • Элементы формальной логики: понятие, суждение умозаключение. Необходимые и достаточные уело вия. • Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов. Системы объектов, структура системы. Модели объектов и их назначение. • Информационные   модели:   словесные   модели,   математические   модели,   табличные   модели,   графики   и диаграммы, схемы, графы, деревья. • • • Понятие алгоритма, примеры алгоритмов. • Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записи алгоритмов. Базовые алгоритмические конструкции. • Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. 2. Модуль «Средства информатизации» Основные   понятия:   компьютер,   процессор,   оперативная   память,   внешняя   память,   носители   информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс. Темы  изучения:  • Аппаратное обеспечение компьютера. • Виды памяти в компьютере,  • информационные носители. • Файл, основные операции с файлами. • программное обеспечение компьютера. • • • назначение и основные объекты операционной системы Персональный компьютер как система. Техника безопасности и санитарно­гигиенические нормы при работе на компьютере. 3. Модуль «Информационные технологии» Основные   понятия:   текстовый   редактор,   графический  редактор,   калькулятор,   электронные   таблицы, мультимедийный документ. Темы для изучения: • Текстовый редактор: назначение и основные функции. • Графический редактор:  назначение  и  основные функции. • • Калькулятор и его возможности. • Электронные таблицы: назначение и основные функции. Мультимедийные технологии. 4. Модуль «Социальная информатика» Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Те мы для изучения: • Предыстория информатики. • • • • • Основные этапы развития вычислительной техники. Роль информации в жизни общества. Информационная этика. Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий 5 класс Учащиеся должны: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект» различать   виды   информации   по   способам   ее   восприятия   человеком,   по   формам   представления материальных носителях; • приводить   простые   жизненные   примеры   передач   хранения   и   обработки   информации   в   деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; • • • • человека; • • • • • текстов; • • • приводить примеры информационных носителей иметь представление о способах кодирования и формации; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; определять   устройства   компьютера,   моделирующие   основные   компоненты   информационных   функций различать программное и аппаратное обеспечен компьютера; запускать программы из меню Пуск; уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь   применять   текстовый   редактор   для   набора,   редактирования   и   форматирования   простейших уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. 6 класс Учащиеся должны: • определять,   информативно   или   нет   некоторое   сообщение,   если   известны   способности   конкретного субъекта  к его восприятию; • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; • приводить   примеры   единичных   и   общих   понятий, отношений между понятиями; - - - различать необходимые и достаточные условия; иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно; иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; • ■ иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей; • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; • определять назначение файла по его расширению; ■ выполнять основные операции с файлами; • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц; • рисунков; уметь   применять   инструменты   простейших   графических   редакторов   для   создания   и   редактирования • • - создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений; и меть представление об этических нормах работы с информационными объектами. 7 класс Учащиеся должны: для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; - - называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами; осуществлять   деление   заданного   множества   объектов   на   классы   по   заданному   или   самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации; - - - - - - - понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»; приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем; понимать смысл терминов «модель», «моделирование »; иметь представление о назначении и области применения моделей; различать натурные и информационные модели приводить их примеры; приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей; уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы графики, диаграммы и т. д.; - - - знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев; знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее со здания; осуществлять   выбор   того   или   иного   вида   информационной   модели   в   зависимости   от   заданной   цели моделирования; - - приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; давать   характеристику   формальному   исполнителю,   указывая:   круг   решаемых   задач,   среду,   систему. команд, систему отказов, режимы работы; - - осуществлять управление имеющимся формальным  исполнителем; выполнять операции с основными объектами операционной системы; ­  выполнять основные операции с объектами файловой системы; • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей,   схем и графов; - уметь  применять   инструменты   простейших   графических  редакторов   для   создания   и   редактирования образных информационных моделей; - - выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц; создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций; - для  поддержки   своих   выступлений   создавать   мультимедийные   презентации,   содержащие   образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ Умственное развитие современного человека проявляется в его высокой общей и социальной образованности, широком   круге  и  системности   его   знаний   о   природе   и  обществе,  в  культуре   речи,  умении   пользоваться   своими знаниями, применять их в своей практической деятельности. Эффективность умственного развития, осуществляемого в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями, зависит от содержания, методов, средств и способов организации процесса обучения. Метод обучения — это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого   достигается   выполнение   поставленных   задач.   Современная   дидактика   уделяет   большое   внимание   по­ буждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Методы обучения зависят от содержания предмета и уровня мыслительной деятельности учащихся: • соответствие методов обучения содержанию означает отражение в обучении логики и методов той части  науки, которая составляет предмет школьного обучения; • соответствие методов обучения уровню мыслительной деятельности учащихся (учет психологического фактора) означает не просто обеспечение доступности изучаемого материала, но и максимальное использование уже имеющихся   возможностей   мыслительной   деятельности   учащихся.   Специфическим   компонентом   в   методической системе   обучения   информатике   является   наличие   компьютера   как   нового   средства   обучения.   В   этой   ситуации одинаково как полное отрицание традиционных подходов к обучению, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями.  В  обучении   информатике   параллельно   применяются   общие  и   специфические   методы,   связанные   с применением средств ИКТ: • • • • • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы); проблемное обучение; метод проектов;   ролевой метод. Как   донести   учебный   материал   до   учащихся?   К   вызвать   их   активную   познавательную   деятельность?   Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. Завершая данный раздел, приведем несколько общих рекомендаций, которые, по нашему мнению, будут полезны учителю в организации каждого урока. 1. Начинайте урок с актуализации предыдущего материала1. Учащиеся лучше включаются в работу, если в начале   каждой   новой   темы   показать   ее   связь   с   темами   предыдущих   занятий.   Напомните   основные   положения предыдущих уроков (урока) и покажите, как они связаны с новым материалом, который предстоит изучать.  2. Сообщайте (кратко) план урока и ожидаемые peзультаты. Ваши усилия будут напрасны, если ученики не будут понимать, чего вы от них хотите. 3. При объяснении используйте простой и ясный язык, делайте логические переходы от одной посылок к другой.   Используйте   лексику   и   языковые   формы,   которые   знакомы   учащимся.   Новые   термины   вводите   четко   и корректно, но только там, где это необходимо.  4. Старайтесь всегда приводить примеры или наглядно демонстрировать положения урока.  Особенно это важно в случае, когда на предмет отводится 1 час неделю. 5 класс МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В зависимости от объективных и субъективных условий конкретной школы (количества часов в неделю, общего уровня учащихся, предпочтений учителю предлагается три модели организации обучения информатике в 5 классе: 1) последовательная (1 ч в неделю, 35 ч в год); 2) параллельная (1 ч в неделю, 35 ч в год); 3) углубленная (2 ч в неделю, 70 ч в год). Модель   1.  Предлагается   следующий,   названный   нами   последовательным,   подход   к   изложению   учебного материала:   введение   в   предмет   —   устройство   компьютера   и   первоначальные   пользовательские   навыки информационные   процессы   —   информационные   технологии   (технологии   обработки   текстовой   и   графической информации). Рекомендуемое поурочное планирование курса Номер Тематика урока Параграф учебника урока 1 I четверть Информация   — компьютер   —   информатика. Техника безопасности   и организация рабочего места.   § 1.1, 2.2  Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов Плакаты:   «Как   мы   воспринимаем   информацию»,   Презентации:   «Зрительные «Техника   безопасности». иллюзии», «Техника безопасности» 15 73 Модель   2.  Предлагается   так   называемый   параллельный   подход   к   изложению   учебного   материала,   когда соответствии   со   структурой   учебника   в   первой   части   урока   идет   изложение   теоретического   материала   (глава «Информация  вокруг   нас»),  а  во   второй  части   урока  рассмотрение  некоторых  сведений   и  освоение   практических навыков по работе на компьютере (глава «Компьютер для начинающих» и «Компьютерный практикум»). Этот вариант предполагает углубленное изучение материала за счет увеличенного в 2 раза количества учебных часов. Здесь в полной мере может быть задействован весь имеющийся в учебнике материал для дополнительного чтения, выполнены все задания компьютерного практикума и решены все задачи в рабочей тетради. Кроме того, достаточно серьезное внимание и отдельное время можно уделить выполнению проекта «История письменности». 5 класс ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ Урок 1 Информация. Информатика. Компьютер Цели урока: • познакомить учащихся с учебником; • дать представление о предмете изучения. Основные понятия: • информация; • информатика; • компьютер. Особенности изложения содержания темы урока Первый урок любого предмета в 5 классе имеет необычайно важное значение — учителю следует помнить, что с переходом на новую ступень образования (в основную школу) у пятиклассников коренным  образом меняется весь привычный им уклад школьный жизни. Следует   обратить   особое   внимание   учащихся   структуру   учебника   (главы,   нумерация   параграфов,   элементы навигации, терминологический словарь, справа ник) и систему условных обозначений. Это не только может им лучше ориентироваться в учебнике, но и будет способствовать формированию общей информационная культуры. Следует особо   обратить   внимание   учеников   главу   3   «Материал   для   любознательных».   Именно   в   ней   они   найдут   много интересного материала, на который из­за недостаточного количества времени учитель, скор всего, не сможет обратить внимание на уроке. На первом уроке вводится важнейшее понятие курса — информация. Оно сознательно дается на упрощенном уровне,   доступном   для   понимания   учеников.   Затем   отмечается   роль   органов   чувств   в   восприятии  информации человеком. Чтобы ваш рассказ не был излишне монотонным, можно по ходу объяснения материала выполнить задание № 4 (стр. 11 учебника или организовать небольшую дискуссию по заданию № 5 (стр. 11 учебника).  Обсуждение видов информации по форме представления удобно проводить   на   основании   таблицы   на   стр.   8­9 учебника. Необходимо отметить роль компьютера как устройства усиливающего возможности человека при работе с информацией   и   определить   информатику   —науку,  занимающуюся   изучением   всевозможных   способов   передачи, хранения и обработки информации. Если  позволяет   время,   то   можно   обсудить   вопрос   о   применения   компьютеров   (§   3.10). Важный  этап этого урока — правила техники безопасности  и организации рабочего места, достаточно подробно изложенные в учебнике. На   первом   уроке   не   предполагается   рабов   компьютере,   но   рабочие   места   за   учащимися   уже   можно закрепить. Задания в учебнике № 4 (стр. 11) Вид информации Зрительная Звуковая Вкусовая Обонятельная (запах) осязательная Чувство Зрение Слух Вкус Обоняние Осязание Орган Глаза Уши Язык Нос Кожа № 5 (стр.11) У орла наиболее развито зрение, у волка­ обоняние, у летучей мыши – слух, у дельфина – слух, у крота – обоняние. Необведенные кружки в центре пересекающихся кажутся ярче, чем обведенные. 17 73 Посмотрев пристально на круг в центре,  вы  поймете, как трудно увидеть неподвижную картинку.  Ваши глаза притягиваются к центру круга, где черные полоски все больше и больше сближаются друг с другом. Кажется, что линии сталкиваются другом, образуя эффект тени вокруг кружка. Это явление называется эффектом Маккея. Пример  3.   Пристально   посмотрите   на   черные   квадраты   и   вы   увидите   по   углам   неясные   тени   (пятна).   А   теперь пристально посмотрите на белые квадраты. Вы снова увидите по углам тени, но светлые. Пример 4. При изгибаясь, параллельные взгляде на первый рисунок кажется, что параллельные линии, расходятся стороны. Во втором случае создается впечатление прямые изгибаются и при продолжен непременно пересекутся. Пример  5.  Вам не кажется, что кирпичи в этой я не немного расплющены? На самом деле все они прямоугольные, но создается впечатление, что они слегка клиновидные. Эта интересная оптическая иллюзия возникает только тогда, когда линии между кирпичами светлее темных кирпичей и темнее светлых кирпичей'! Урок 2 Цели урока: Как устроен компьютер  познакомить учащихся с устройством компьютера;  сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером. Особенности изложения содержания темы урока Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:  1)  визуальная   проверка   выполнения   заданий   №   1   и   2  в   рабочей   тетради   (ученики   раскрывают   тетради  па соответствующей странице, а учитель присматривает); 2) учитель предлагает отдельным ученикам зачитать варианты выполнения этих заданий; 3) учитель предлагает детям ответить на вопросы 1­3 на стр. 11 учебника. На этапе  объяснения   нового   материала   достаточно   рассматриваются     подробно   рассматриваются     основные устройства. Рассказ следует сопровождать демонстрацией соответствующих устройств или их изображений. После выполнения этого задания повторяется знание правил техники безопасности и организации рабочего места за компьютером. Практическая   часть   занятия   —   работа   с  клавиатурным   тренажером   «Клавиатор»1  в   режиме  «практика   со словами». После выполнения  предложенного  задания на экране появится итоговое табло, на котором учащиеся смогут   увидеть   количество   напечатанных   ими   символов,   скорость   набора,   точность,   а   также   ошибочно   нажатые клавиши. Желательно, чтобы каждый ученик записал полученные им на этом уроке результаты.  Домашнее задание § 2.1, 2.2, РТ: № 1 (стр. 54). Указания, комментарии, ответы и решения Задания в рабочей тетради № 2 (стр. 55) Информация — сведения об интересующем предмете. Компьютер — универсальное программно управляемое устройство для обработки информации. Процессор   —   устройство,   предназначенное   для   вычислений,   обработки   информации   и   управления  palботой компьютера. 19 73 Оперативная память — информация в ней находится только во время работы компьютера. Жесткий диск — используется для длительно хранения информации. Клавиатура — устройство для ввода информации путем нажатия клавиш. Монитор — устройство визуального отображен» информации. Урок 3 Ввод информации в память компьютера цели урока:   закрепить знания учащихся об устройстве компьютера познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер; • изучить клавиатуру — важнейшее устройство вводи информации в компьютер. Особенности изложения содержания темы урока: Рекомендуется   следующая   последовательность проверки усвоения изученного материала: 1) одному из учеников предлагается на плакате или компьютере найти и показать те устройства, которые будут называть его одноклассники; 2) наиболее сильному ученику можно предложить назвать и показать основные устройства компьютера 5) учитель предлагает ответить на вопросы 1—4 стр. 66 учебника; 6) учитель предлагает ответить на вопросы 1­2 стр. 68 учебника (при этом не следует добиваться того, чтобы ученики дословно перечисляли правила организации своего рабочего места — задача учителя состоит в том, чтобы максимально обеспечить их соблюдение во время работы на компьютере). При правильной организации процесса на проверку домашнего задания должно уйти 8­10 минут. На втором этапе урока объясняется новый материал: здесь важно сделать акцент на том, какую информацию может обрабатывать компьютер и какие устройства предназначены для ввода той или иной информации. Желательно продемонстрировать ученикам реальные устройства или их изображения. Отметив   роль   клавиатуры   как   важнейшего   устройства   ввода   текстовой   информации,   следует   перейти рассмотрению   групп  клавиш.  Желательно   использовать   плакат   с  укрупненным   изображением   клавиатуры,  которой группы клавиш окрашены в разные цвета. Наибольшую трудность в освоении, как правил представляет группа так называемых специальных клавиш: 1) клавиши расположены разрозненно 2) клавиши выполняют специфические функции 3) клавиши имеют труднопроизносимые англоязычные названия. Важнейший  этап   этого   урока   —   выполнение   первой   работы   компьютерного   практикума.   Работа   содержит подробные   указания,   и   большая   часть   учеников   справиться   самостоятельно.  Учитель   должен   оказать   школьникам помощь  при выполнении п. 3 — при запуске программы блокнот. Работу можно считать выполненной, если школьники справились с п. 1­7; п. 8 носит характер дополнительного задания. Название клавиши на английском Esc CapsLock Ctrl Backspace Delete Insert Home pageUp pageDown numLock Операция Произношение на русском Эскейп Капс лок Контрл Бэк спейс делит Исэрт Хоум Пейдж ап Пейдж даун Нам лок Переключение клавиатуры с режима ввода латинских букв на режим ввода русских букв и обратно Переключение клавиатуры с режима ввода строчных букв на {Shift} режим ввода прописных букв и обратно 1 Клавиша или комбинации клавиш {Ctrl} + {Shift} или {Alt слева} + {Shift} 21 73 Фиксация режима ввода прописных букв/отказ от фиксации {CapsLock} этого режима Получение символов, расположенных вместе с цифровыми в {Shift} + {цифра} верхнем ряду клавиатуры j Удаление символа, стоящего справа от курсора Удаление символа, стоящего слева от курсора Включение на дополнительной клавиатуре режима работы с {Del} {Backspace} {NumLock} цифрами и знаками арифметических операций     Урок 4 Основная позиция пальцев на клавиатуре Цели урока:  дать представление о принципе расположения букв на клавиатуре;  познакомить учащихся с правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации. Особенности изложения содержания темы урока Рекомендуется следующая последовательность проверки усвоения изученного материала:  1. учитель предлагает ответить на вопросы № 1­4 на стр.75 учебника  2. Одному из учеников предлагается на плакате найти и показать группы клавиш. Следует обратить внимание учеников на  расположение русских букв на клавиатуре компьютера и  выяснить их точку зрения на вопрос, почему буквы расположены именно так, а не иначе. В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что букв на клавиатуре расположены по принципу наибольшей повторяемости. Далее ученикам следует объяснить, что понимается под основной позицией пальцев на клавиатуре, значив зоны  «ответственности» каждого пальца об рук. Здесь, безусловно, будет незаменим плакат с изображением, аналогичным  тому, что на стр. 73 учебника. Важно ознакомить учащихся с правилами, которые обходимо соблюдать при вводе  информации с помощью клавиатуры. Практическая часть занятия — работа с клавиатурным тренажером. Мы не рассматриваем овладение «слепым» десятипальцевым методом печати в качестве задачи курса информатики в первую очередь потому, что не располагаем нужным   количеств   учебного   времени.  Тем   не   менее   навык   этот   считав   безусловно,  полезным   и   в  зависимости   от реальных ресурсов школы  советуем  уделить  его формирования  максимально  возможное время. В  дополнительном материале   к   этому   уроку   приведено   описание   функциональных   возможностей   клавиатурных   тренажеров,   которые целесообразно   использовать   в   работе   со   школьниками   5   класса.   На   этом   уроке   рекомендуется   использовать клавиатурный тренажер «Клавиатор». 82 5 класс. Поурочные _______________________________________23 Урок 5 Программы и файлы Цели урока:   общее представление о программном обеспечении компьютера;  Ввести на интуитивном уровне понятие файла. Особенности изложения содержания темы урока Актуалиация  ранее   изученного   материала   осуществляются   в   следующей последовательности:  1. предлагается назвать и показать основные устройства компьютера, 2. 3. 4. предлагается    назвать    основные устройства ввода информации.  предлагается назвать группы клавиш. поочередно учитель правильно называет и показать на предварительно  подготовленных табличках  названия клавиш и просит учеников объяснить, для чего они  предназначены. 5. Обсуждаются правила работы на клавиатуре и техника безопасности при работе на компьютере. После  сообщения  школьникам  нового   материала  (§ 2.4)  можно  выяснить,  какие компьютерные граммы им известны, с какими из них ребята имеют опыт работы. Не менее 15 минут на этом уроке должно быть уделено работе с клавиатурным тренажером, который, и на предыдущем занятии, заранее готовится учителем к работе.  Урок 6 Рабочий стол. Управление мышью Цели урока: 82 5 класс. Поурочные _______________________________________24 • ввести на интуитивном уровне первые понят графического интерфейса —  Рабочий стол, значок, ярлык;  показать,  что пользователь может взаимодействовать с программами   и   устройствами   компьютера   с   помощью мыши; освоить основные действия с мышью. Особенности изложения содержания темы урока К уроку 6 у пятиклассников уже должны сложиться определенные представления об аппаратном и программном обеспечении компьютера. Рекомендуется следующая последовательность проверки усвоения изученного  материала: 1. Один   из   учеников   перечисляет   и   демонстрирует   устройства  реального компьютера. 2. Ученики отвечают на вопросы № 1­3 на стр. 77учебника. После этого вполне логично перейти к вопросу о том, как же человек  (пользователь) взаимодействует с программами и устройствами компьютера.  При введении понятия Рабочего стола можно идти от бытовых представлений  учащихся о рабочем столе. После этого можно перейти к описанию компьютерного  Рабочего стола. Этот рассказ хорошо провождать демонстрацией соответствующего  изображения. При наличии времени можно показать различные варианты оформления  Рабочего стола (фон, заставка др.), но увлекаться этим не стоит. Завершается этот этап  урока выполнением упоминавшегося задания № 14, 1 Далее следует рассказ о том, как  устроена мышь, как ею следует управлять. Закрепление  полученных сведений осуществляется  при выполнении практической работы № 2.  Урок 7 82 5 класс. Поурочные _______________________________________25 Запуск программ Цели урока: • дать учащимся представление о компьютерных меню  познакомить  их  с возможностью запуска программ через главное меню;  ввести понятие «окно». Основные понятия: меню; главное меню; окно; элементы   окна   (строка   заголовка,   сворачивающая   разворачивающая  и закрывающая кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). Особенности изложения содержания темы урока Рекомендуется       следующая       последовательность   проверки   усвоения изученного материала.  1. Один из учеников вызывается к доске и на плакате элементы Рабочего стола. 2. ученикам предлагается ответить на вопросы 1­5 на стр.81 учебника. Начать объяснение нового материала следует с уже имеющихся бытовых  представлений школьников о меню.  Закрепляются полученные сведения при выполнении практической работы № 3.  Урок 8 Управление компьютером с помощью меню Цели урока: 82 5 класс. Поурочные _______________________________________26 • проверить   знания   учащихся   по   устройству   компьютера   и   основам пользовательского интерфейса; • расширить   представления   учащихся   о   меню   и   управлении   компьютером   с помощью меню. Основные понятия: раскрывающееся меню; контекстное меню; диалоговое окно; • • • • элементы управления (поле ввода, список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка). Особенности изложения содержания темы урока Рекомендуется   следующая   последовательное! актуализации и проверки усвоения изученного ма риала: 1. Один   ные элементы Рабочего стола.   из учеников   называет   и   показывает   осно 2. Ученик объясняет, для чего нужна мышь. 3. Производится визуальная проверка выполнен заданий № 16 и № 17 на стр. 65 рабочей тетради. 4. 5. Ученики зачитывают свои варианты ответов № 16. Один из учеников вызывается к доске и на пл кате показывает те элементы окна, которые назыв его одноклассники. »! . п I I.I HIM у ученику предлагается самому Щк |||||11ынт1. основные элементы  окна. н'м этапе урока проводится 10­минут­ 82 5 класс. Поурочные _______________________________________27 | работа. В ней каждый правильный от­• н I балл. Критерии итоговой оценки: Н Ним  'иHI     «удовлетворительно»; I I I   н     «хорошо»; I |ll   Mill      «отлично». Вцнм"| / B|miiii.TI' устройство компьютера, предназначен­ Щк iiii| В Ди и переменная память  У■  Оперативная память i n  информации. ссор I I П| М I  I  \\  in.натура    ■ IIIмен.то  устройства,   предназначенные   для   вво­пшпп  н компьютер. I | I IpmiTcp I I Процессор I I | Монитор | |   1  I  апер I I Графопостроитель I  I  ЦжоИСТИК I I К'паниатура НЕ I | Мышь ( | Микрофон I | Акустические колонки I I Дискета |, Отметьте специальные клавиши. I I {Hud}  f   (□ Пробел} □ {Shift} □ {Home} 82 5 класс. Поурочные _______________________________________28 □ {Esc} □ {PageUp} □ m □ {Enter} 4. Отметьте элементы Рабочего стола. П Кнопка Пуск П Кнопка Закрыть П Кнопка Свернуть П Панель задач П Корзина П Строка заголовка П Строка меню _ Ш Значок Мой компьютер Вариант 2 1. Отметьте   устройство,   где   программы   и  даИ хранятся и после выключения компьютера. О Долговременная память П Оперативная память П Процессор П Монитор П Клавиатура 2. Отметьте   устройства,   предназначенные   для   | вода информации. П Принтер О Процессор П Монитор П Сканер П Графопостроитель 82 5 класс. Поурочные _______________________________________29 ДфнП, гик ШИпимн тура Mi юн. Мш рифом i ичоские колонки Д|н мча i. iv ми ниши управления курсором. II ml! ||||И1П1М|} IWIiH li (Минн'! II' И' ) jftiiH'p} Itl (I'­.ni. i! и­ ачсменты окна программы. I  I  h  пинки  Пуск  I  | к  MiHii      .      il    Закрыть  I  I  l\  iHMiiva   Свернуть задач I I Инн | | l...p мша I I i i рнка заголовка I I i i рнка меню I I Значок Мой компьютер ■bii.1 ■ чинш  I llli'l'l'op. Hjitiiiii'p, джойстик, клавиатура, мышь, микрофон, lull!. (Use}, {Enter}. mi Пуск, панель задач, Корзина, значок Мой 82 5 класс. Поурочные _______________________________________30 iiiiMHi.ioi'cp. Вариант 2 1. Долговременная память. 2. Принтер, монитор, графопостроитель, ак ские колонки. 3. {End}, {Home}, {PageUp}, {Т}. 4. Кнопка Закрыть, кнопка Свернуть, стро ловка, строка меню. Следующие   10   минут   учитель   подробно   с   с   ствующей   демонстрацией   излагает новый   ма   Все   сообщенные   ученикам   сведения   отрабаты   при   совместном   выполнении заданий № 23­стр. 67­69 рабочей тетради и выполнении пр ской работы № 4 (последние 10   минут   урока)1.  П  хватке   времени   последний   пункт   практической   ты,   касающийся клавиатурного тренажера, мож|Я выполнять. Домашнее задание Придумайте   и   изобразите   свое   диалоговое   окнв   добное   окну   «Мой   новый компьютер», что на стЛ учебника. Указания, комментарии, ответы и решения Домашнее задание, предлагаемое ученикам, шщ творческий характер. Важно, чтобы в окне было р|| щено как можно больше элементов управления. Урок 9 Хранение информации Цели урока: • акцентировать   внимание   учащихся   на   действу   информацией (информационных процессах); ] • раскрыть суть информационного процесса хи ния информации. 82 27). . ■ HI  5 класс. Поурочные _______________________________________31 Необходимые записи по ходу выполнения работы заносятся в чую тетрадь (№ NHI и  штия: рмип.и п; tunн   ■ •••> •       мойная г   .и     информацией; (внутренняя)   память; (внешняя)   дельного   память; человека; I •.....иночества. • H I  и изложения содержания темы урока I \ роке (он, скорее всего, будет первым уро­и­ртп) следует в беседе с учащимися актуа­м   гпедония   об   устройстве   компьютера,   его  *ИМ11нм  обеспечении   и   способах взаимодействия  H.IM  'in  с   компьютером,   напомнить   правила   тех­фцкннпгности   и организации рабочего места. содержание урока раскрывается в § 1.2, и. 0)1,  111    ■ 11  этом   §   1.2   носит   характер   вводного,   ак­И1Щ1ТО  внимание школьников  на роли инфор­Ц  цойетвий с нею в жизни людей. С целью займи этого материала   можно   предложить   уча­М'иетить   на   вопросы   №   1­4   на   стр.   13  учебника. Анисе  детально   рассматривается   хранение   индии.   При   рассказе   о   памяти   человека использу­ " ­л внутренней (оперативной) и долговре­ й (ипешней)   памяти.  Здесь   уместно   провести   ана­«  компьютером,  вспомнив   его виды   памяти,   с   п   итжении   сведений   исторического   характе­учителя   целесообразно подкрепить демон­||lin соответствующих изображений или предме­ 82 5 класс. Поурочные _______________________________________32 Цпсиедмие 10 минут урока можно предложить пни  IM  выполнить на компьютере упражнения ' ннршнеу памяти. (||1машное задание. | 1.2, 1.3, РТ: № 4 (стр. 5). 33 5 класс. Поурочные рва 93 ■ 34 5    класс. Поурочные й 95 V­IV тысячеле­ тия до н. э. H­I тысячеле­ тия до н. э. П век н. э. Указания,  комментарии,  ответы и решения Задания в рабочей тетради № 4 (стр. 5) _ Событие Первые следы иероглифическое письма в Древнем Египте Появление алфавитного письма i кии Изобретение технологии изготовЛ бумаги в Китае Урок 10 Носители информации ■MINI ■ ■ Hi, рппнообразие носителей информации. Лци моя представление о древних и совре­  Носителях информации; ч|> понятия: В пп(1)ормации; «I nil диск; Iмй диск.     Изобретение фотографии 70­е гг. XIX в. 1839 г. Первая запись звука с помощью графа 1895 г. о    jJAeMOTCTp^Ha  первого кинофильма^ 20­е гг. XX r _____J  °  J Изобретение магнитофона ,ж 60­е гг. XX в. Появление первых жестких дисков компьютеров 80­е гг XX я ГТГ~­­­­­­­­­­~­­­■ _ L^1_1_J  »  (jHoai^HenepBbix лазерных дисков i   in  изложения содержания темы урока (Шиндуется следующая последовательность Цлции и проверки усвоения  изученного мате­ | (Nairnкп отвечают на вопросы № 1­4 на стр. 13 Mr­i им стр. 16 учебника.

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие

Уроки информатики в 5-7 классах: методи¬ческое пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017