Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Оценка 4.9

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Оценка 4.9
Особые потребности +1
docx
математика
5 кл—9 кл
28.03.2017
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Представлен опыт организации и проведения уроков контроля и оценки в школе для обучающихся с задержкой психического развития как метод мониторинга предметных, личностных, метапредметных результатов обучения и может быть использован на любом предмете. Успешно применяется на уроках математики в 5-9 классах.
Уроки контроля и оценки в школе для детей с ЗПР.docx
Уроки контроля и оценки как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения в школе для обучающихся с задержкой психического развития МБОУ «Школа­интернат №1 для обучающихся с ограниченными Абросимова Т.А., учитель математики возможностями здоровья» г.Перми; Куликова В.Н., учитель русского языка МБОУ «Школа­интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми  Для оценки предметных результатов в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся с ОВЗ   (ЗПР)   способностей   к   контролю   и   самоконтролю,   например, административный   контроль   или   традиционная   контрольная   работа.   Эти уроки   следует   отличать   от   уроков   деятельностной   направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким   образом,   не   продвигают   учащихся   вперед   в   развитии   у   них необходимых деятельностных качеств и предметных знаний.  Для учащихся с ЗПР наиболее результативными мы считаем уроки развивающего контроля – «уроки контроля и оценки».  Уроки контроля и оценки проводятся в завершение изучения разделов курса в два этапа: 1)  написание  учащимися  проверочной  работы  и  ее «скрытое» оценивание учителем; 2) рефлексивный анализ обучающимися выполненной проверочной работы (сопоставление   с   объективно   обоснованным   эталоном   выполнения   этой работы),   коррекция   допущенных   в   работе   ошибок,   оценка   результата   в соответствии с ранее установленными критериями. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым   учителю   для   «скрытой»   проверки   результатов   работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1­2 дней). Уроки контроля и оценки имеют следующую структуру: 1) этап мотивации к контрольно­коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап самопроверки по эталону; 4) этап локализации индивидуальных затруднений; 5) этап обобщения затруднений во внешней речи; 6) этап самостоятельной работы по коррекции выявленных затруднений с самопроверкой по эталону; 7) этап решения заданий творческого уровня; 8) этап рефлексии контрольно­коррекционной деятельности. Опишем основные требования к этапам уроков контроля и оценки: 1 этап – этап мотивации к контрольно­коррекционной деятельности. Основной   целью   этапа   мотивации   является   выработка   на   личностно­ значимом уровне внутренней готовности ребенка к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно­коррекционной деятельности. Поэтому для реализации этой цели требуется: ­ определить основную цель урока и создать условия для возникновения у учащегося внутренней потребности включения в контрольно­коррекционную деятельность («я хочу»); ­   актуализировать   требования   к   ученику   со   стороны   контрольно­ коррекционной деятельности («надо»); ­ исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно­коррекционных действий («я могу»); ­ установить форму и процедуру контроля; ­ предъявить критерий выставления оценки. 2 этап – этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся к написанию проверочной работы. Для этого необходимо: ­ организовать повторение контролируемых способов действий учеником с комментарием учителя; ­   активизировать   мыслительные   операции   и   познавательные   процессы, необходимые для выполнения работы; ­   организовать   мотивирование   учащихся   («хочу»   ­   «надо»   ­   «могу»)   к выполнению   проверочной   работы   на   применение   способов   действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа; ­ организовать индивидуальное написание учащимися проверочной работы; 3 этап – этап самопроверки по эталону. Основной   целью   этапа   является   осознание   потребности   в   контроле   и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо: ­ организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок); ­ предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию. 4 этап – этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа выработка на личностно­значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы. Для реализации этой цели необходимо: ­   организовать   мотивирование   учащихся   к   коррекционной   деятельности («хочу» ­ «надо» ­ «могу»); ­ воспроизвести контролируемые способы действий; ­ проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при   необходимости   –   согласование   их   оценок   со   «скрытой»   оценкой учителя. 5 этап – этап обобщения затруднений во внешней речи. Основной целью этапа является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели организуется: ­ обсуждение типовых ошибок; ­ проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение. ­ уточнение алгоритмов исправления ошибок; ­   на   основе   алгоритма   исправления   ошибок   анализируют   свое   решение   и определяют место ошибок – место затруднений; ­ выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений. ­ самостоятельно исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения   выбранных   средств,   а   в   случае   затруднения   –   с   помощью предложенного эталона для самопроверки. 6   этап  –   этап   самостоятельной   работы   по   коррекции   выявленных затруднений с самопроверкой по эталону. Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения,   самопроверка   их   усвоения,   индивидуальная   рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для   реализации   этой   цели   необходимо,   чтобы   учащиеся,   допустившие ошибки в проверочной работе: ­   провели   самопроверку   своих   работ   по   готовому   образцу   и   знаково зафиксировали результаты; ­ самостоятельно выполнили задания, в которых допущены ошибки; ­ зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения. Учащиеся,   не   допустившие   ошибки   в   контрольной   работе,   выполняют самопроверку   заданий   творческого   уровня   по   предложенному   образцу. Также они могут выступать в качестве консультантов. 7 этап – этап решения заданий творческого уровня. Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, в других ситуациях. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: ­   выполняют   задания,   в   которых   рассматриваемые   способы   действий связываются с ранее изученными и между собой; ­ выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. 8 этап – этап рефлексии контрольно­коррекционной деятельности. Основной   целью   этапа   рефлексии   деятельности   на   уроке   является самооценка результатов контрольно­коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно­ коррекционной деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: ­ проговаривают механизм деятельности по контролю; ­   анализируют,   где   и   почему   были   допущены   ошибки,   способы   их исправления; ­ называют способы действий, вызвавшие затруднение; ­   фиксируют   степень   соответствия   поставленной   цели   контрольно­ коррекционной деятельности и ее результатов; ­ оценивают полученные результаты собственной деятельности; ­ при необходимости определяются задания для самоподготовки; ­ намечают цели последующей деятельности. Учитель  при проведении  уроков  контроля  и  оценки берет  на себя функции тьютора, консультанта, комментатора. Данный   вид   деятельности   можно   рассматривать   как   метод мониторинга  предметных,   личностных,   метапредметных   результатов обучения и может быть использован на любом предмете.

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР

Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017