Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Оценка 4.9
Особые потребности +1
docx
математика
5 кл—9 кл
28.03.2017
Представлен опыт организации и проведения уроков контроля и оценки в школе для обучающихся с задержкой психического развития как метод мониторинга предметных, личностных, метапредметных результатов обучения и может быть использован на любом предмете. Успешно применяется на уроках математики в 5-9 классах.
Уроки контроля и оценки в школе для детей с ЗПР.docx
Уроки контроля и оценки
как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения
в школе для обучающихся с задержкой психического развития
МБОУ «Школаинтернат №1 для обучающихся с ограниченными
Абросимова Т.А., учитель математики
возможностями здоровья» г.Перми;
Куликова В.Н., учитель русского языка
МБОУ «Школаинтернат №1 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г.Перми
Для оценки предметных результатов в педагогической практике часто
проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся с
ОВЗ (ЗПР) способностей к контролю и самоконтролю, например,
административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти
уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности,
поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и,
таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них
необходимых деятельностных качеств и предметных знаний.
Для учащихся с ЗПР наиболее результативными мы считаем уроки
развивающего контроля – «уроки контроля и оценки».
Уроки контроля и оценки проводятся в завершение изучения разделов
курса в два этапа:
1) написание учащимися проверочной работы и ее «скрытое» оценивание
учителем;
2) рефлексивный анализ обучающимися выполненной проверочной работы
(сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы), коррекция допущенных в работе ошибок, оценка результата в
соответствии с ранее установленными критериями.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем,
необходимым учителю для «скрытой» проверки результатов работы
учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 12 дней).
Уроки контроля и оценки имеют следующую структуру:
1) этап мотивации к контрольнокоррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап самопроверки по эталону;
4) этап локализации индивидуальных затруднений;
5) этап обобщения затруднений во внешней речи;
6) этап самостоятельной работы по коррекции выявленных затруднений с
самопроверкой по эталону;
7) этап решения заданий творческого уровня;
8) этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности.
Опишем основные требования к этапам уроков контроля и оценки:
1 этап – этап мотивации к контрольнокоррекционной деятельности.
Основной целью этапа мотивации является выработка на личностно
значимом уровне внутренней готовности ребенка к реализации нормативных
требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме
контрольнокоррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели требуется:
определить основную цель урока и создать условия для возникновения у
учащегося внутренней потребности включения в контрольнокоррекционную
деятельность («я хочу»);
актуализировать требования к ученику со стороны контрольно
коррекционной деятельности («надо»);
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать
ориентировочную основу контрольнокоррекционных действий («я могу»);
установить форму и процедуру контроля;
предъявить критерий выставления оценки. 2 этап – этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является
подготовка мышления учащихся к написанию проверочной работы.
Для этого необходимо:
организовать повторение контролируемых способов действий учеником с
комментарием учителя;
активизировать мыслительные операции и познавательные процессы,
необходимые для выполнения работы;
организовать мотивирование учащихся («хочу» «надо» «могу») к
выполнению проверочной работы на применение способов действий,
запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
организовать индивидуальное написание учащимися проверочной работы;
3 этап – этап самопроверки по эталону.
Основной целью этапа является осознание потребности в контроле и
самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с
фиксацией результатов (без исправления ошибок);
предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по
заранее обоснованному критерию.
4 этап – этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа выработка на личностнозначимом уровне внутренней
готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины
собственных затруднений в выполнении проверочной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности
(«хочу» «надо» «могу»);
воспроизвести контролируемые способы действий; проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и
при необходимости – согласование их оценок со «скрытой» оценкой
учителя.
5 этап – этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основной целью этапа является закрепление способов действий, вызвавших
затруднение.
Для реализации этой цели организуется:
обсуждение типовых ошибок;
проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.
уточнение алгоритмов исправления ошибок;
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и
определяют место ошибок – место затруднений;
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и
т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений.
самостоятельно исправляют свои ошибки выбранным методом на основе
применения выбранных средств, а в случае затруднения – с помощью
предложенного эталона для самопроверки.
6 этап – этап самостоятельной работы по коррекции выявленных
затруднений с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших
затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия
достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие
ошибки в проверочной работе:
провели самопроверку своих работ по готовому образцу и знаково
зафиксировали результаты;
самостоятельно выполнили задания, в которых допущены ошибки;
зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения. Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют
самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
Также они могут выступать в качестве консультантов.
7 этап – этап решения заданий творческого уровня.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших
затруднения, в других ситуациях.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий
связываются с ранее изученными и между собой;
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для
другого варианта.
8 этап – этап рефлексии контрольнокоррекционной деятельности.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является
самооценка результатов контрольнокоррекционной деятельности, осознание
метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно
коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
проговаривают механизм деятельности по контролю;
анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их
исправления;
называют способы действий, вызвавшие затруднение;
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно
коррекционной деятельности и ее результатов;
оценивают полученные результаты собственной деятельности;
при необходимости определяются задания для самоподготовки;
намечают цели последующей деятельности.
Учитель при проведении уроков контроля и оценки берет на себя
функции тьютора, консультанта, комментатора. Данный вид деятельности можно рассматривать как метод
мониторинга предметных, личностных, метапредметных результатов
обучения и может быть использован на любом предмете.
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Уроки контроля и оценки в школе для обучающихся с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.