Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"
Оценка 4.6

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
математика
5 кл—9 кл
23.03.2017
Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"
Каждый учитель сегодня понимает, что целью качественного образования не может быть только приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Метапредметность через проекты.docx
Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики Голова,   наполненная   отрывочными, бессвязными   знаниями,   похожа   на кладовую,  в которой все в беспорядке и где сам   хозяин   ничего   не   отыщет;   голова,   где только   система   без   знаний,   похожа   на лавку,   в   которой   на   всех   ящиках   есть надписи, но в ящиках пусто. К. Д. Ушинский Каждый учитель сегодня понимает, что целью качественного образования не   может   быть   приобретение   знаний,   потому   что   сведения,   которые   мы преподносим   детям,   стремительно   устаревают:   то,   что   сегодня,   бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому   очевидно,   что   задача   учителя   –   не   передать   ребёнку   сумму знаний,   а   научить   его   учиться,   мыслить,   потому   что   только   развитый   ум   и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Достичь этого сложно, но возможно. Но как? Ответ   на   этот   вопрос   сегодня   дают   Федеральные   государственные образовательные стандарты, определяющие в качестве требований к результатам освоения   основной   образовательной   программы,   наряду   с   личностными   и предметными, метапредметные результаты, которые предполагают, что ученики будут   владеть   универсальными   учебными   умениями   информационно­ логического, организационного характера, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора,   хранения,   преобразования   и   передачи   различных   видов   информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом   средств,   позволяющих   человеку   успешно   учиться   в   течение   всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века. Для   формирования   метапредметных   УУД   особый   интерес   для   меня представляет использование технологии проектных задач на уроке. Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной форме. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:   рефлексировать,   целеполагать,   планировать,   моделировать, проявлять   инициативу   при   поиске   способа   решения   задачи,   вступать   в коммуникацию. Проектные задачи – это шаг к проектной деятельности в основной школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Осваивается реальная практика произвольности   поведения:   самоорганизация   группы   и   каждого   внутри   ее, управление собственным поведением в групповой работе. Требования к «проектной» задаче:  Имеет   общий   сюжет:   задаётся   реальная   ситуация,   в   которой   детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;  Состоит   из   нескольких   взаимосвязанных   сюжетом   заданий,   которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;  Двигаться   от   задания   к   заданию   можно   как   последовательно,   так   и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);  Задания   могут   иметь   определённые   «шумы»   (отвлекающие   маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;  Заключительное   задание   задачи   может   быть   общей   «сборкой», позволяющей   собрать   вместе   всё   то,   что   выполняла   группа   в   отдельных заданиях. Основные этапы решения проектных задач: Мотивационно ­ целевой этап решения проектной задачи; Этап   организации   совместной   деятельности   в   ходе   решения   проектной задачи; Представление совместного результата (продукта); Этап оценивания результатов решения проектной задачи; Этап рефлексии при решении проектных задач. I этап – мотивационный Проектная задача – это ситуация, в которой ребёнок оказался впервые. Трудность учителя – он не всегда может придумать такую ситуацию, в которую обучавшиеся   смогли   бы   перенести   свой   опыт.   Нужно   придумать   «что­то этакое», а творчества порой не хватает. Но не нужно забывать, что является ведущим видом деятельности. Например, в 5 и 6 классе не надо забывать об игровой   деятельности.   Учащиеся   любят   сказки,   загадки,   которые   порой   не умеют разгадывать, путешествия со сказочными героями, поиски клада.  В 7 и 8 классе ребята полюбили интерактивные экскурсии. Музей – это особый мир, где действуют свои правила. Каждый воспитанный человек знает, что  в  музее  нельзя  шуметь,  нельзя ничего  трогать  руками,  тем  более  нельзя разбирать   и   собирать   предметы,   изучая   их   устройство.   Но   любознательным детям в таком музее скучно!  В   данных   классах   использую   проектную   задачу   «Есть   математическая идея!». Учащиеся могут осуществить виртуальное путешествие в любой музей мира или создать свой по любой теме урочной или внеурочной. Музей «Особые числа» Использую   записанные видеообращения врача   школы,   библиотекаря, организатора  внеклассной  работы,  учащихся   из   другого   с  просьбой   в  чем­то помочь   (написать   письмо   от   друга,   покупка   школьных   принадлежностей, посчитать   площадь   клумбы   с   цветами   и   т.  д.).  Использование   этого   ресурса делает этот этап более наглядным и увлекательным. Простой   житейский   вопрос   служит   хорошим   приёмом   для   мотивации. Отличный ресурс – происходящие события в школе: предметная неделя точных наук (составляем сборник задач определенной тематики. Например:  Задачи экологического содержания: Лес – санитар атмосферы. 1 гектар еловых насаждений может задерживать в год до 30 тонн пыли, сосновых – до 35 тонн, вяза – до 43 тонн, дуба – до 54 тонн, бука – до 68 тонн. Сколько тонн пыли задержат 10 га ельника за 3 года? 3 га дуба за 6 месяцев? (Изучение темы «Натуральные числа»). В настоящее время леса на планете занимают около 40 млн. квадратных километров.   Ежегодно   эта   величина   уменьшается   на   2%.   Когда   планета останется без своих «легких», если этот процесс не остановить? (Изучение темы «Проценты»); Игра   «Территория   первых»  (изготовление   флайеров).   Когда   идет   такая подготовка (ох, и трудно в этот период учителю), но как это интересно детям! II этап   –   организация   совместной   деятельности.   Самостоятельность   в   выборе   способов   действия   обучающие целеполагании,   планировании, приобретают, прежде всего, во взаимодействии со сверстниками. Поэтому этот этап   носит   групповой   характер.   Распределение   ролей,   выработка   правил общения в группе, единая цель способствует сплочению классного коллектива, развивает коммуникативные навыки, устную речь обучающихся, познавательную активность. В проведении этого этапа тоже есть свои проблемы. Многие учителя не   любят   этот   этап   урока   из­за   шума.   Часто   это   происходит   от   неточного планирования времени, распределения обязанностей и правил общения каждого в группе. Работать детей в сотрудничестве нужно учить с первого класса. Для этого необходим факультативный курс «Проектная деятельность». III  этап – представление совместного результата. Как презентовать работу быстро, эффектно, но при этом соблюдать правила и критерии? Как правило, одного   урока   не   хватает,   поэтому   я   планирую   два   часа.   Т.к.   классы   по   30 человек, групп много, и времени на представление требуется много. Если при решении проектной задачи обучающиеся рисуют, вырезают, клеят, то на помощь приходят интегрированные уроки. На каждую группу или на каждого ученика даю оценочный лист и экспертный для наблюдателя (из числа педагогов или родителей),   который   они   заполняют   во   время   работы   группы,   или   группа, которая презентует свой результат, задаёт 2­3 ключевых вопроса, если группа не слушала,   она   может   получить   штрафной   бонус.   Представить   результат обучающиеся могут на бумажном носителе, выполнить презентацию в программе Power Point. IV этап – объективное оценивание результатов.  Один  из  сложных  этапов. Иногда оценивание проходит болезненно для некоторых детей. Несмотря на то, что   разрабатываются   критерии   оценивания,   на   этом   этапе   бывают   обиды   и ссоры. При выборе критериев необходимо, чтобы ребята принимали активное участие в обсуждении. Должны быть выбраны критерии, позволяющие оценить и сам   проект,   и   деятельность   учащегося   в   ходе   работы   над   проектом.   Как правило, критерии сохраняются и могут использоваться на другом занятии с небольшими изменениями, добавлениями. Оцениваем работу групп с помощью традиционных сигнальных карточек, оценочных листов. Примеры проектных задач: Тема: «Масштаб   Задание: Найти расстояние от города Иркутска до .....  .  С помощью скорости  »       Путешествие из города Иркутска. найти время, которое потребуется для перелета.  1 группа: Москва, V = 300 км/ч "Путешествие во времени".  1.В какой город путешествовали? Показать этот город на  карте?  2.Назвать расстояние, которое получили после измерения  на карте (округляется до см).   3.Назвать, какое расстояние получилось в реальности  после применения масштаба на карте.  4. Сколько времени было потрачено на путешествие в  этот город? Тема: «   Задание: Каковы затраты ремонтных работ. Не забывайте о своем бюджете.  Ремонт в квартире»  2 группа: Тула, V = 300 км/ч  3 группа: Сочи, V = 320 км/ч  4 группа: Самара, V = 250 км/ч  5 группа: Петербург, V = 250 км/ч 1. Какие величины измерялись? Чему они равны на плане в реальности? 2. Какова площадь данного объекта? 3. Каким материалом покрыли пол, и во сколько это обойдется?  Существует   интересная Тема:   «Признаки   равенства   треугольников». геометрическая   игрушка,   которая   состоит   из   треугольников   и   меняется, "выворачиваясь   наизнанку".   Это   ­   игрушка   "Флексагон".   "To   flax"   означает складываться,   гнуться,   то   есть   "Флексагон"   ­   "гнущийся   многоугольник". "Флексагон" обладает удивительной способность внезапно менять форму и цвет. Тема: «Сумма углов V  этап   –   рефлексия.   Цель   этого   этапа   не   просто   уйти   с   урока   с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои результаты   со   вчерашним   днём,   с   результатами   одноклассников.   Рефлексия связана   с   формированием   личностных,   регулятивных   и   коммуникативных универсальных учебных действий. Рефлексия может осуществляться не только в конце решения проектной задачи, проекта, как это принято считать, но и на любом   этапе,   в   зависимости   от   формы,   содержания   проектной   задачи   и количества участников. Используемая литература: 1. Алексей   Воронцов, Проектная   задача как   инструмент   мониторинга способов   действия   школьников   в   нестандартной   ситуации учения //http://nsc.1september.ru/article 2. Проектные   задачи   в   начальной   школе:   пособие   для   учителя   /   А.   Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010. 3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"

Статья "Формирование метапредметных умений посредством решения проектных задач на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017