Уроки по теме "Причастие"
Оценка 4.6

Уроки по теме "Причастие"

Оценка 4.6
Работа в классе +3
docx
русский язык
6 кл—7 кл
29.01.2017
Уроки по теме "Причастие"
В данном файле есть первые уроки по теме "Причастие", материал изложен последовательно, предложен опорный конспект по теме, даны дидактические материалы для закрепления темы , также проверочная работа по освоению первой части темы "Причастие" в двух вариантах, что позволяет изложить данную тему системно.
Материал по причастию, проверочная работа.docx
Урок   №   1   по   теме   «   Причастие».   Климочкина   И.М.   МОУ   «СОШ   №46» г.Петрозаводск Даны предложения : Раньше всех желтеют листья на берёзе. Клёны, которые совсем недавно зеленели, тоже пожелтели. Оранжевая, красная, жёлтая листва придаёт лесу удивительную красоту.   женского   рода   ,   в   единственном   числе,   в ­Прочтите   эти   предложения.   О   каком   времени   года   в   них   говорится?   По каким словам вы определили?  ­Найдите однокоренные слова и выделите у них корень. Укажите их сходство и различие.  Желтеют­ глагол, несовершенного вида, настоящего времени. Пожелтели­ глагол, совершенного вида, прошедшего времени. Жёлтые­   прилагательное   именительном падеже.  ­Запишите предложение: Сквозная просинь вырубок манит в колдовскую даль желтеющего   царства.   Пожелтевшие   листья   блестят   над   лучами   осеннего солнца. ­Найдите   в   них   однокоренные   слова,   сравните   их   с   предыдущими однокоренными словами. ­Как   вы   понимаете   «желтеющее   царство»­   то,   которое   желтеет,   а «пожелтевшие листья»­ те, которые пожелтели. Значит, эти слова образованы от глаголов. А в чём их сходство с глаголами?  1). Вид (совершенный и несовершенный), 2). Время ( настоящее и прошедшее). ­А с прилагательными есть сходство? (Какая? Жёлтая и какое ?  желтеющее). Изменяется по родам , числам и падежам. Данные выводы заполняем в тетрадь для схем и таблиц.                                  ПРИЧАСТИЕ­ самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.                                Имеет признаки.             ГЛАГОЛА                            ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО                                                                                  1.Вид(желтеть                                   1. Род ( желтеющий­м.р,    желтеющий(несов.вид)                                 желтеющая­ж.р,    пожелтеть                                                       желтееющее­с.р) пожелтевший(сов.вид)                      2. Число ( желтеющий­ед.ч. 2.Время (желтеют       желте­                           желтеющии­мн.ч.)       ющий­настоящее время)                  3. Падеж ( И.п.­ желтеющий               ( пожелтели­ пожелтевший –                               р.п.­желтеющего) прошедшее время)                                    4. Член предложения­  3. Возвратность                                               определение.                           ( возвратное­ улыбающийся, невозвратное­ желтеющий) Причастие + зависимое слово = причастный оборот. Листья ,пожелтевшие за одну неделю , медленно падали с деревьев. Пожелтевшие за одну неделю листья медленно падали с деревьев. Листья­ определяемое слово, пожелтевшие за одну неделю­ причастный  оборот. 3. Суффиксы причастий­ ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш, енн, нн, т. 4.Причастия, можно заменить оборотом­ тот, та, то, те, которые… Решающий задачу­ тот, который решает. Сеющий­ тот, который сеет. Побелевший­ тот, который побелел. Усеянная­ та, которую усеяли. Задание :  определить среди словосочетаний те, в которых есть причастия: 1.чернеюшая пропасть 2.чёрная ночь 1. белого снега 2. спелый крыжовник 3. тёплый дождь 4. мокрый снег 5. синее небо 6. поспевающий крыжовник 7. лаявшая собака 8. тёмный горизонт 9. засеянное поле 10.летящая птица 11.светлое пятно 12.собранные грибы 13.увидел небо 14.болотная вода. На следующих уроках отрабатывается изученный теоретический  материал. Даются следующие задания. 1.Составить автобиографию причастия  Желтеющий. Я, причастие Желтеющий, происхожу из семьи  ……………………………………………………………………………. Мой отец оставил мне значение ………………………………….., ………………………………время,…………………………..вид. Мать оставила в наследство вопрос………………………………., Свою синтаксическую роль………………………………………., Научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в  форме………………………..рода,…………………….числа  и………………………… падежа.  1. Найди причастия  и прилагательные в тексте и выпиши их в два столбика,  выдели их суффиксы. Серебряные паутины щекочут лицо, нежно ластится к ногам опадающий лист.  Осенний лес нагоняет грусть , ведёт память в детство, ушедшее далеко. В  бездонной выси плывут облака, плачущие журавли хотят угнаться за ними.  Облака, как и детство, уплывают навсегда и никогда не возвращаются назад.  Журавли прилетят назад опять, детство вернётся только воспоминаниями.  У причастий определить признаки глагола и прилагательного. 2. Просклонять словосочетания : жёлтый опадающий лист,  Молодая плачущая девчонка, тёмное грохочущее небо, яркие светящиеся  глаза. Сделать вывод о склонении причастий в виде алгоритма: Чтобы правильно написать окончание причастия, нужно: 1. Установить определяемое слово, от которого причастие зависит. 2. Задать от определяемого слова вопрос к причастию. 3. По окончанию вопроса определить окончание причастия.( кроме И. п м.  Рода). Правило такое же ,как и  при склонении прилагательных. 4. Согласовать определения  с определяемыми  словами. 1). Я заметил, что каждая волна, ( представлявшийся) …………………………… с берега или с борта корабля (огромный, ровный и  гладкий) …………………………………………………….. горой, в  действительности скорее похожа на цепь (неровный) ……………… холмов с (остроконечный)………………………..вершинами, со склонами и  долинами.  5. Согласуй причастия с определяемым словом. (Пропадающий ) вдали голоса,  в (посветлевший) небе, (развевающийся)  знаменем, (извивающийся) по лугу лента реки, (порхающий) в синем небе  птичка, по (усыпанный) пожелтевшими листьями аллее, (видневшееся) впереди сад, (шепчущийся) камыша, в (разбушевавшийся) метели,  в  (уходящий) даль, (разгоревшийся) костра,  блеснуть на (побелевший)  горизонте. 6. Распространить словосочетания : причастие + существительное  зависимыми словами к причастию. Засеянное поле, освещаемое помещение,  увлекающийся мальчик, бегущая  девочка, построенный дом, рассматриваемая картина. 7. Выдели в словосочетаниях главное слово и зависимое: Разбирать бумаги, разбирающий бумаги, разбирать быстро, мальчик разбирает, мои руки, второго дня, части речи, новый служащий. 8. К каждому причастию сначала подбери зависимое слово (или несколько  слов), а затем определяемое. Читающий………………………………………………………………… Помнящий………………………………………………………………... Узнавший…………………………………………………………………. Выросшее………………………………………………………………… Расколотая………………………………………………………………. Увиденный………………………………………………………………. Сломанное……………………………………………………………… Узнанные……………………………………………………………….. Освещённый…………………………………………………………….. Изменённое……………………………………………………………… 9. В предложениях найди определяемые слова к причастным оборотам. 1.Город, засыпанный снегом, выглядел чистым. 3. Большие светлые глаза, горевшие огнём, были серьёзны. 4. Поросшие деревьями горы подняли свои вершины в синюю пустыню над  ними. Вы обратили внимание , когда причастный оборот выделяется запятыми? Для  этого важно определить границы причастного оборота. Запишем алгоритм:  Как определить границы причастного оборота. 1. Найди определяемое слово, от которого зависит причастие. 2. Поставь от определяемого слова вопрос к причастию. 3. Определи есть ли у причастия слово, к которому можно задать  4. 5. вопрос( зависимое слово).  Если есть, посмотреть , есть ли у этого зависимого слова слова, к которым можно поставить вопрос . Найти последнее из них.  Посмотреть , где стоит определяемое слово по отношению к причастному  обороту. 6. Если перед причастным оборотом,то нужно выделить причастный оборот  запятыми( если он в середине предложения) и запятой (если он в конце). 10.Определи границы причастного оборота , расставь знаки препинания. 1).Птица долго сидящая на одном месте рано или поздно станет жертвой  стрелка. 2). Собака не видевшая тигра не боится его. 3). От хвороста собранного сообща пламя разгорается сильнее. 4). Когда пьёшь воду, не забывай о человеке вырывшем колодец. 5). Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд. 11). Составь предложения с данными причастными оборотами, чтобы  причастия стояли в разных частях предложения : в начале, в середине, в  конце. 1). Выбравшиеся на поляну. 2) разбушевавшаяся метель 3) ведущий к садам 4) ярко загорающееся над рекой 5) сложенный из веток 6) переплывающего реку 7) прибежавшая следом 11.Вставь буквы, знаки препинания, выдели суффиксы причастий, выдели  причастные обороты. Уд…вителен обл…тающий осенний лес. Желтеют осины ещё сохранивш….  листву. Печальны чернеющ…е на фоне неба ветки берёз. Листья осыпанн…  деревьями тихо шелестят на ветру. 12.Исправь предложения. 1. Солнечные лучи освещали  падающие с деревьев листья. 2. Горная цепь тянется к западу,  состоящая из множества хребтов. 13.Записать в тетрадь под диктовку. Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполненный  странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костёр,  двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет её воздушных пустот, но  охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя,  направляющийся к горам. Комментирование знаков препинания, окончаний причастий.  Определение признаков прилагательного и глагола у причастий . Далее предлагается проверочная работа по части темы. Работа по теме «Причастие». 1. Дополни предложения : Причастие – это часть речи, которая  обозначает­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 2. Причастие имеет признаки глагола  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 3. Признаки  прилагательного­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 4. Причастие с зависимыми словами=­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 2. Среди словосочетаний найди причастия и подчеркни их, выдели их суффиксы.: 1. Стоящий мальчик                                5. Лаявшая собака 2. Болотная вода                                       6. Светлое небо 3. Мелкий лист                                          7. Читать книгу 4. Читая книгу                                            8. Засеянное поле 5. Потемневшее небо                                 9. Спетая песня 3.  Закончи предложение:Чтобы правильно написать окончание причастия ,  нужно:­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­4. Руководствуясь правилом , написанным  тобой выше, вставь вместо точек  пропущенные окончания, выдели их, определи падеж причастий. Наутро поднявш….ся солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувш…. воды, и весь  теплый воздух задрожал от наполнивш…. его  испарений оживш…. земли. Зазеленела  старая и вылезающ…. иглами молодая трава .  На обсыпанн… золотым цветом лозине  загудела выставленн…., облетавш…..ся пчела. 5. Со словосочетаниями : потемневшее небо, нависшие тучи, дорожка с увядшими  листьями, монотонно сеющийся дождь составь небольшой текст, попробуй внести в него  светлую ноту, сделать описание более радостным.   Работа по теме: «Причастный оборот». 1. Закончи предложение : причастный оборот­  это­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 2. На письме причастный оборот выделяется запятыми,  когда­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­ 3. К данным словам придумай и запиши причастия с зависимыми словами. Например: ураган­ разыгравшийся ураган­ разыгравшийся вчера ураган. Земля­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Солнце­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Песня­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 4. В данных предложениях подчеркни причастные обороты (как определения),  выдели крестиками  определяемые  слова. 1.Эта женщина отравила Констанцию, скончавшуюся вечером.2. Атос, услыхавший голос  миледи, быстро подошел к ней. 3. В тот же вечер д Артаньян отправился к нему объявить  об оказанной кардиналом милости. 4. Когда судно и сопровождавший его катер вошли в  гавань, было темно.                                   5.Вставь пропущенные окончания, поставь , где  нужно, пропущенные знаки препинания, выдели Х­ определяемое слово, подчеркни  причастный оборот, как член предложения.  Туча нависш….. над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком. Глухой шум доносивш…...ся снизу говорил о покое. Над не оттаявш…. еще землей  заливался жаворонок.  Защищенн…. инеем  рощи сияли алмазным блеском. 6.Составь предложения с данными причастными оборотами так, чтобы причастные  обороты стояли в разных частях предложения : в начале, в середине, в конце.   Строящийся несколько  лет­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Прибежавшая  следом­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Сложенный из  веток­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 7. Запиши предложения так, чтобы причастные обороты были после определяемых  слов.1.. Построенная на выгоде дружба не бывает прочной. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 2. Брошенный по согласию камень далеко  летит.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 8. Найди и исправь ошибки в предложениях. 1.Лежащая книга на столе  прочитана.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­2. Полученный ответ  учеником оказался  правильным.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 3. Росшая береза у садовой калитки тихо шелестела  листвой.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4. Построенные архитектором Растрелли здания в 18 веке украшают  Петербург.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"

Уроки по теме "Причастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017