Урок"Народная игрушка"
Оценка 4.8

Урок"Народная игрушка"

Оценка 4.8
docx
20.08.2024
Урок"Народная игрушка"
Русский фольклор.Народная игрушка..docx

Тема урока:Русская игрушка

Цели и задачи:

1.                 формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное;

1.                 развивать художественно-творческую активность;

2.                 познакомить с историей русской игрушки;

3.                 показать на примере урока, что дети уже сейчас несут ответственность за происходящее вокруг них;

4.                 воспитать нравственные и эстетические чувства ребенка, воспитать ответственное отношение к окружающему миру и своим игрушкам.

Музыкальное оформление:

1.                 русская музыка,

2.                 "Музыкальная табакерка" А.Лядова ( поющие игрушки ) "

3.                 Табакерочный вальс" А. Даргомыжского,

4.                 пьеса Г. Свиридова "Музыкальный ящик ".

Ход урока.

Сегодня мы с вами будем говорить на такую тему, которая не оставит вас равнодушными. Потому что будем говорить об игрушках.

Один из древних мудрецов сказал, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым. Можно добавить - и играя. Что, по-вашему, обозначает это слово - ИГРАТЬ? Слайд № 1-3

В словаре С.И.Ожегова мы читаем:"Играть - развлекаться, забавляться чем-то", значит, ИГРУШКА - это вещь, с которой можно поиграть. У кого из нас не было в детстве игрушек? У кого-то они есть и сейчас. А уж играть мы любим до глубокой старости. Ведь у этого слова много значений: можно играть на сцене, можно - на музыкальных инструментах, в футбол, а можно даже играть чьей-то судьбой. Видите, как по-разному раскрывается это слово в сочетании с другими. Но мы сузим значение этого слова, нас интересуют сегодня лишь игрушки. О них и поговорим. Ведь что интересно: в куклах отразилась история России.

Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть. Первобытные дети играли с камешками, косточками животных, забавными корешками. Как появилась кукла и когда, спросить не у кого. И какие они были, первые куклы? Как, по-вашему?

- Да, первые куклы были и из хлебного мякиша, из глины, дерева, пучка соломы. Но дети любили своих первых кукол. Вот послушайте стихотворение Слайд №4

        "ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА".
Свернута из тряпок кукла у Маняши.
Ее Маняша любит – не отыщешь краше:
Руки - словно лапки, глазки - пара точек,
Ноги из тряпицы, а лицо комочек.
Смотрит кукла косо, взгляд ее уныл.
Кто-то вместо носа пуговку пришил.
Но Маняша любит, нежит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.

Мы же мысленно перенесемся в то время и место, где изготовляли игрушки из глины и дерева.

Я хочу рассказать вам о музее игрушки, который был создан в 1920г. и находится в городе СЕРГИЕВ ПОСАД. И вот в суровой зимней Москве первые посетители Музея, полуголодные ребятишки, укутанные в платки, стоят завороженные перед музейными витринами. Посетители, любуясь игрушками, наверное, думают: " Разве не пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать сказки, мастерить самим?"

- Сколько же лет игрушке?

- Игрушки появились давным-давно и имели особое значение: женская фигурка олицетворяет плодородие; конь считался слугой Солнца; птицы предвещали весну и лето (до сих пор бабушки пекут из теста жаворонков, лебедей). Игрушка так же, как и сказки, песни, передавала ребенку понятие об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Издавна развивалось это рукотворное ремесло.

- Как вы понимаете слово "рукотворный"?

- Да, сделанный руками, но корень взят не от слова "сделать", а от слова "творить".

Ученик: В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Для каждого возраста были свои забавы. И сейчас в коляске малыш любуется погремушкой.

- Какие вы знаете игрушки?

- Расписные кони, каталки на палочках, свистульки, волчки, кораблики, бумажные змеи. Из прутьев сооружали шалаши, гнули луки, в ход шли камешки, листья, стебли трав срезали для дудок. И сейчас дети делают луки, бумажных змеев, строят шалаши.

Учитель: В народе считалось, ребята, что если дети плохо обращаются с игрушками, небрежно - быть беде. Верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит сейчас сказку, в которой куколка спасает жизнь юной девушке? ("Василиса Прекрасная").

Слайд № 4-6

Сейчас символический смысл игрушек забылся, а зря, ведь как больно видеть куклу без руки или глаза, мишку с оторванным ухом. Такие дети безжалостны, наверно, не только к игрушкам, но будут жестоки, скорее всего, и к своим сверстникам, а потом и к родителям.

ЗВУЧИТ ОТРЫВОК ИЗ РАССКАЗА НОСОВА " КУКЛА" ( Д\З )

Учитель: Символический смысл игрушек забылся, но остались радость труда, красоты. Где только не делали игрушек?! И в Подмосковье, и в Нижегородской области, Тульской, Костромской, в Орле, Рязани, Курске.

- Знаете ли вы, ребята, какие игрушки дарил своему сыну царь Петр1?

- Кузнецов, птиц на колёсах: (идет показ рисунков, на которых изображены игрушки, сделанные в Богородском в 19в.).

Слайд № 7-10

- Ребята, если бы вы были мастерами, как бы вы усовершенствовали игрушку?

- Правильно, раскрасили бы ее ярко, сделали бы ее двигающейся.

Ученик: Игрушки делали не только из дерева, но и из глины. Такие игрушки делали в Тульской области в деревне Филимоново. Старожилы говорят:

"Места наши - одна глина: Вот и делали из нее все, что только можно." Расписные коровки, коньки, и называли их филимоновской игрушкой.

Глиняную игрушку делали и в Кирове. Называли ее Дымковской, потому что бывшая деревня (теперь город находится на ее территории) звалась Дымковской слободой. Игрушки раскрашивались в яркие цвета. И вот эту красоту возили на ярмарку, а зазывали покупателей шутками да прибаутками.

Слайды №11-13

Слайд № 14-15

ВЫХОДЯТ ЛОТОШНИКИ, ИНСЦЕНИРОВКА ЯРМАРКИ:

- А вот игрушки славные, занятные, забавные!

- Есть прехитрые штуки, позабавиться от скуки!

- Дешево продам, на совесть отдам!

- Полюбуйся, да только не торгуйся!

- Хоть игрушка и детская забава, а вам придется по нраву!

Учитель: Ребята, перед вами карточка с нераскрашенной игрушкой, давайте раскрасим ее, сделаем яркой, красивой, похожей на эту игрушку (показ образца). Вы можете раскрасить ее в желтый цвет, а потом нарисовать зеленые веточки, круги: (Идет работа с раскраской).

Слайды № 16-18

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Учитель: А теперь опишите свои игрушки, пофантазируйте, используйте полученные знания о ней и слова, написанные на доске.

Зачитывается образец описания:

На рисунке забавная птичка, ее сделали умелые мастера или мастерицы. Игрушка очень выразительная, яркая. Кажется, что птичка сейчас оживет, тряхнет алым гребнем и вырвется из рук. Мне представляется сказочный лес, в который я попала и где много сказочных птиц и зверей:

Учитель: Ребята, перед вами небольшая выставка современных игрушек. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой. Сделана она не из глины и дерева, а из современного материала, но от этого она не стала менее любимой, ведь мастер вкладывал в каждое свое творение душу, умение. Надеюсь, что каждая из игрушек не будет забыта вами и пылиться в углу. Надеюсь, что музей, созданный в 1920г., не дал прерваться связи от старинной игрушки к современной. Мы специально не затронули сегодня историю матрешки, одной из любимейших игрушек детей. Может, кто самостоятельно найдет материал о матрешках и напишет в сочинении о них.

Слайды № 19-22

А теперь приступаем к его написанию (Включается пьеса Г.Свиридова "Музыкальный ящик".) Идет работа, ребята пишут сочинение.

Слайд № 23

Д\З:

По желанию: подобрать материал о матрешках, подготовить устное сообщение, проиллюстрировав свой рассказ, или написать о них сочинение. Написать сочинение на темы:

1.                 "Моя любимая игрушка";

2.                 "Долгий путь игрушки";

3.                 "История русской игрушки".


 

Тема урока : Русская игрушка

Тема урока : Русская игрушка

Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть

Ребенок всегда найдет, чем ему поиграть

Издавна развивалось это рукотворное ремесло

Издавна развивалось это рукотворное ремесло

Правильно, раскрасили бы ее ярко, сделали бы ее двигающейся

Правильно, раскрасили бы ее ярко, сделали бы ее двигающейся

Учитель: Ребята, перед вами небольшая выставка современных игрушек

Учитель: Ребята, перед вами небольшая выставка современных игрушек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024