Уровневая дифференциация обучения в условиях школы VIII вида
Оценка 4.6
Лекции +2
docx
математика
1 кл—11 кл
19.03.2019
В статье рассматривается тема Уровневая дифференциация обучения в условиях школы VIII вида, плюсы этого метода и пример применения в коррекционных классах с умственно отсталыми детьми, что дает данный подход, для чего необходим при изучении математики, одного из важнейших предметов в школе.
Статья 1.docx
К. А. Трофименко, преподаватель математики, КГПОБУ «Камчатский
педагогический колледж» Центр дистанционного образования детей Камчатского края
Уровневая дифференциация обучения в условиях школы VIII вида
Обучение математике – одно из основных направлений подготовки учащихся с
нарушениями интеллектуального развития с самостоятельной трудовой жизни. Достижение
цели работы специальной школы VIII вида – социальной адаптации умственно отсталых
школьников – предполагает решение на уроках математики образовательной, коррекционно
воспитательной и практической задач. В программе по математике учтены различные
возможности умственно отсталых учащихся в овладении учебным материалом. В ней
содержится перечень обязательных и необязательных знаний и умений, которыми должны
овладеть школьники при переходе в следующий класс и при завершении обучения в
специальной школе.
Несмотря на то, что обучение математике носит практический характер и
коррелируется с трудовым обучением, уроками черчения, рисования, естествознания,
географии, истории и др., умственно отсталые школьники должны овладеть комплексом
доступных теоретических понятий. Учеными доказано, что математика как учебный предмет
содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции
интеллекта и личности умственно отсталых учащихся. Важнейшая сторона коррекции
мышления у таких учеников – совершенствование не только индуктивных, но и дедуктивных
умозаключений, т.е. формирование у них умений обобщать причины однородных явлений и в
то же время умений использовать эти обобщения для объяснения новых явлений того же
порядка, что и уже известны им.
В настоящее время остро стоит вопрос об уровневой дифференциации обучения не
только в образовательной школе, но и в коррекционной. Необходимо учитывать
неоднородность состава учащихся и их разные возможности в усвоении знаний. Один из
эффективных способов достижения этого выстроен на основе дифференциальных требований
к разным категориям детей по их обучаемости. В первую очередь необходимо знать диагноз и
историю болезни учащегося, что поможет лучше познать психическое состояние и
особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального
подхода. В коррекционном процессе обязательно следует ориентироваться на достижение
каждым учеником того уровня, который соответствует его потенциальным возможностям.
Как правило, педагогом выделяются 2 группы учащихся в каждом коррекционном классе:
I группа (1 уровень) – учащиеся, способные усвоить оптимальный объем
знаний и самостоятельно подходить к решения учебных задач;
II группа (2 уровень) – учащиеся, для которых оптимальный объем
программных требований недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения
учителя, усвоить новый материал – требуется многократное объяснение учителя,
большое количество тренировочных упражнений.
Исходя из этого, план урока, подразумевающий объяснение нового материала, может
выглядеть следующим образом: 1 этап. Повторение пройденного материала (необходима коррекция уже полученных
фундаментальных знаний).
Для первой и второй групп целесообразно предложить выполнить самостоятельную
работу. Учащимся II группы при этом следует подготовить алгоритм выполнения работы.
2 этап. Объяснение нового материала всему классу, особое внимание уделять анализу
способов применения полученных знаний непосредственно на практике.
3 этап. Выявление качества усвоения знаний. На данном этапе реализуется принцип
дифференцированного обучения! Первая группа выполняет самостоятельные тренировочные
упражнения, со второй группой проводится доработка по объяснению нового материала
(теория и практика).
4 этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы.
Такой подход дает возможность не только достичь положительных результатов в
усвоении материалов, но и позволяет учащимся переходить из одной группы в другую.
Переход обусловлен изменением в уровне развития, качеством и скоростью выполнения
тренировочных упражнений.
Наиболее продуктивное время урока – 1025 минут от начала урока, поэтому самые
сложные виды работ необходимо планировать именно на это время, не забывая о
психокоррекционных паузах, проводимых в виде небольших заданий, игр, соревнований
направленных на восстановление и развитие функций внимания, памяти, мышления.
Что дает уровневая дифференциация в условиях коррекционной школы? У учащихся
исчезает страх перед «двойкой», растет уверенность в себе, повышается уровень самооценки,
появляется интерес к предмету, стремление исправить плохую оценку на хорошую, желание
учиться. На каждом уроке идет индивидуальная работа, появляется возможность
регулировать учебную нагрузку каждого ученика.
Уровневая дифференциация обучения в условиях школы VIII вида
Уровневая дифференциация обучения в условиях школы VIII вида
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.