Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников
Оценка 4.8

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
22.02.2017
Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников
Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив, и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае в учении преобладает внутренняя мотивация, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Познавательный интерес к учению возникает под влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность и устойчивость. Ю.К. Бабанский пишет: «У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особенными путями индивидуального развития». Поэтому психологи, в частности, А.Н. Леонтьев, выделяют 6 уровней сформированности познавательного интереса младших школьников.Познавательный интерес к учению возникает под влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность и устойчивость. Ю.К. Бабанский пишет: «У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особенными путями индивидуального развития». Поэтому психологи, в частности, А.Н. Леонтьев, выделяют 6 уровней сформированности познавательного интереса младших школьников.
Уровни сформированности познавательного интереса.docx
Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников Важно отметить, что познавательный интерес к учению возникает под влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность и устойчивость.   Ю.К. Бабанский пишет: «У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявлений,   особенными   путями индивидуального развития».   обусловленных   различным   опытом, Психологи,   в   частности,   А.Н.   Леонтьев,   выделяют   следующие   уровни сформированности познавательного интереса младших школьников. Первый уровень: отсутствие интереса.  В   данном   случае   речь   идёт   не   об   отсутствии   у   ребёнка   познавательного интереса   вообще   (сама   по   себе   такая   ситуация   маловероятна),   а   о   том,   что   он фактически   никак   не   проявляется   в   ситуации   школьного   обучения   в   процессе решения   учебных   задач   и   не   выполняет   в   акте   учения   какой­либо   специальной функции   (при   этом   он   может   в   большей   или   меньшей   степени   проявляться   вне школы, например в игровой деятельности). В ряде случаев учебная деятельность такого ученика может основываться на других   мотивах,   не   связанных   с   содержанием   учебных   задач,   например,   на стремлении   к   поощрениям   или   страхе   наказания.   При   этом   даже   в   процессе реализации этих мотивов не обнаруживается заметных проблесков познавательного интереса или эмоционального отношения к этому учебному материалу. Чаще всего ребёнок относится крайне безразлично или даже отрицательно к решению учебных задач,   неохотно   включается   в   их   выполнение,   неохотно   принимает   помощь   со стороны учителя, не интересуется процессом и результатом их выполнения. Возможно несколько более положительное отношение к выполнению заданий, основанных   на   применении   хорошо   освоенных   им   умений   и   навыков,   однако   в ситуации   поиска   новых   способов   выполнение   заданий   положительное   отношение быстро падает. Возможно также проявление эмоциональных реакций на яркие, непривычные, забавные предметы, явления или ситуации; возможно также включение в выполнение заданий,   насыщенных   таким   материалом,   особенно   если   для   этого   требуется физическая активность; однако вне яркого и забавного материала интерес у ребёнка отсутствует. Иными словами, у части учеников, положительные эмоциональные реакции в учебном процессе если и бывают, то крайне редко, но и тогда их появление вызвано случайными   обстоятельствами,   внешними   особенностями   материала   или   условий выполнений учебных действий, а не содержательными сторонами объекта и способов познавательной деятельности. Именно поэтому нет оснований утверждать в таких случаях   о   наличии   учебно­познавательного   интереса   как   значимого   компонента учебной деятельности. Второй уровень – реакция на новизну. В   обычных   условиях   текущей   учебной   работы   у   ребёнка   познавательный интерес   практически   отсутствует,   однако   при   введении   нового,   фактического материала   достаточно   часто   и   легко   возникают   положительные   эмоциональные реакции. Причём эта реакция именно на новизну материала, а не на его яркость и забавность.   И   новизна   относится   именно   к   практическому,   фактическому, конкретному материалу, а не теоретическому. В   этом   случае   ребёнок   оживляется,   задаёт   вопросы,   охотно   включается   в процесс выполнения заданий, связанных с новым фактическим материалом. Задаваемые   ребёнком   вопросы   относятся   исключительно   к   внешним особенностям   материала,   к   конкретным   фактам,   а   существо   дела,   теоретические сведения его не интересуют. Ответы учителя на свои вопросы он почти не слушает, относится к ним не критически. Охотно включившись в задание, не доводит его, как правило, до конца, нуждается в поддержке и контроле со стороны учителя. Почти не интересуется   тем,   насколько   правильно   или   неправильно   выполняет   учебные действия.   Выполняя   задание,   всегда   ограничивается   действиями   на   уровне фактического   материала   и   не   выходит   на   уровень   теоретических   сведений.   При отсутствии нового фактического материала познавательного интереса не проявляет (в этих случаях его поведение соответствует первому уровню – отсутствие интереса). Критерием   разделения   первого   и   второго   уровня   является   наличие   реакции   на новизну.  Третий уровень – любопытство.  Познавательный интерес обнаруживается в том, что у ребёнка периодически возникают положительные эмоциональные реакции на новизну в отношении не только фактического,   конкретного   материала,   но   и   собственно   познавательного, теоретического (этим третий уровень отличается от второго). Вследствие увеличения материала,   способного   вызвать   эмоциональные   реакции,   частота   таких   реакций увеличивается. При этом эмоциональные реакции ограничиваются информацией о новых   для   ребёнка   теоретических   сведениях   и   закономерностях,   но   не распространяются на способы решения теоретических и практических задач, в этих случаях возникший интерес быстро гаснет. Ученик задаёт учителю вопросы о новом фактическом и теоретическом материале, однако его интерес неустойчив. Включаясь в выполнение заданий, он быстро утрачивает интерес, не стремится доводить их до конца. При   отсутствии   нового   теоретического   материала   познавательный   интерес проявляется так же, как и на втором уровне – реакция на новизну. Четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес. Познавательный   интерес   обнаруживается   в   положительных   эмоциональных реакциях не  только  на новый фактический  или  теоретический  материал, но и  на способ решения новой задачи, с которой сталкивается ученик. При этом идёт речь только о конкретном способе частной, единичной задачи, а не об общих способах решения системы задач. Охотно   включается   в   процесс   выполнения   новых   заданий,   пытается   найти неизвестный способ их решения. Выполнение задания стремится довести до конца, не отвлекается   в   процессе   его   выполнение   и   действует   в   основном   самостоятельно. Задаёт вопросы, касающиеся способа выполнения задания, стремится получить ответ по существу. Охотно выполняет задания того же типа, если они даются ему сразу же после обнаружения новых способов. Возникающий   интерес   неустойчив.   Это   проявляется,   во­первых,   в   том,   что интерес   практически   полностью   исчерпывает   себя   после   нахождения   способа выполнения   данного   конкретного   задания,   т.  е.   оказывается   действенным   лишь   в пределах единичной учебной ситуации и не распространяется за её рамки. И, во­ вторых,   такой   интерес   не   способен   побуждать   ученика   к   длительному самостоятельному   выполнению   заданий,   ученик   проявляет   активность преимущественно лишь в сотрудничестве с учителем или под его непосредственным контролем. Самостоятельно   оценить   результаты   своих   действий,   как   правило,   не стремится,   однако   проявляет   достаточную   заинтересованность   в   отметке.   При низкой   отметке   интерес   ослабевает.   Такой   интерес   проявляется   в   конкретной ситуации при наличии перечисленных условий и не является устойчивой, постоянной характеристикой ученика. Пятый уровень – устойчивый познавательный интерес. Интерес   направлен   не   столько   на   способы   выполнения   частных   единичных заданий, сколько на общий способ решения целой системы заданий. Столкнувшись с возможностью   обнаружения   такого   способа,   охотно   включается   в   процесс выполнения заданий и работает при этом достаточно длительно. Охотно принимает предложения   уточнить   применение   этого   способа   к   частным   заданиям   или   найти новое его применение на новом материале или в изменённых условиях. Интересуется результатами   собственного   поиска   общего   способа,   а   так   же   результатами, полученными   одноклассниками.   Нередко   достаточно   устойчив,   неистощим, обнаруживается   достаточно   часто   при   выполнении   системы   заданий.   Возможно некоторое   снижение   интереса   при   выполнении   заданий,   ориентированных   на упражнение   и   отработку   навыков,   при   выполнении   серии   однотипных   заданий. Отметками интересуется в меньшей степени, чем анализом найденного им общего способа. Шестой уровень – обобщённый  познавательный интерес. В   этом   случае   интерес   является   постоянной   характеристикой   ученика   и выходит за пределы изучаемого материала. Основу этого уровня, как и предыдущего, составляет интерес к поиску общих способов выполнения системы заданий, однако на этом уровне он возникает и проявляется относительно независимо от внешних требований. Обнаруживая общий способ, ученик проявляет яркое стремление выйти за пределы заданной системы заданий на совершенно новый материал; проявляет без, каких   бы   то   ни   было,   побуждений   извне   творческое   отношение   к   найденному способу. Проявляет интерес к истории проблем и их решений и стремится получать от учителя или из литературы дополнительные сведения по предмету. Проявляет интерес к собственным действиям, пытается их обосновать, разобраться в причинах успехов и неудач, стремиться самостоятельно, овладеть новыми общими способами действий. Возникает   осознанная   и   мотивированная   избирательность   интересов   (один предмет интересует больше, другой меньше), снижается интерес к отметкам, зато охотно   выслушивается   содержательный   анализ   своих   действий   со   стороны авторитетных людей.  Учитывая   уровни   сформированности   познавательного   интереса   и   тенденции его развития, особая роль отводится внеурочной работе, как составной части учебно­ воспитательного   процесса     и   одной   из   форм   организации   свободного   времени учащихся, позволяющей полнее использовать  творческий потенциал детей, развивать их самостоятельность.  Таким   образом,   познавательный   интерес   к   учению   возникает   под   влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность и   устойчивость.   Различные   уровни   сформированности     познавательного   интереса характеризуют   тенденции   его   развития,  а  внеурочная   работа  как   составная   часть учебно­воспитательного процесса  и одна из форм организации свободного времени учащихся, позволяет полнее использовать  творческий потенциал детей, развивать их самостоятельность.

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017