Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
Менеджмент как элемент практической деятельности является крае- угольным камнем, обеспечивающим эффективное функционирование и развитие современных организаций. Без грамотно простроенных системы и процессов управления невозможно долгосрочное функционирование ор- ганизации в постоянно меняющихся условиях внешней среды, особенно если речь идет о коммерческой организации, нацеленной на получение прибыли.
Представления об управлении организацией, содержании управленче- ской деятельности, инструментах и методах неоднократно изменялись под влиянием следующих факторов: изменений характеристик и факторов внеш- ней среды, технологических инноваций, изменений в трудовых отношениях, развитие информационных технологий и т. д.
Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть толь- ко косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную науку, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.). Согласно концепции Р. Ходжеттса, менеджмент как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в
древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем ты- сячелетии до н. э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказа- лись от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продукта- ми. Продукты накапливали, обменивали и пускали в дело.
Таким образом стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников. Собираемая с населения дань под видом отправ- ления религиозного обряда не пропадала даром. Деньги для жрецов не слу- жили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государст- венной деятельности. Жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределя- ли государственный бюджет, ведали имущественными делами.
2. Светско-административная. Революция связана с деятельностью ва- вилонского правителя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), который попытал- ся организовать эффективную систему управления своей огромной импери- ей. Знаменитый свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии ме- неджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целе- направленно работать над созданием своего образа «заботливого покровите- ля народа».
Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все мно- гообразие общественных отношений между социальными группами населе- ния, состоит в том, что он создал первую формальную систему админист- рирования. Даже если бы Хаммурапи не сделал больше ничего, пишет Р.
Ходжеттс, то и в этом случае он занял бы достойное место в ряду историче- ских персоналий менеджмента. Суть второй революции в менеджменте зак- лючается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей.
3. Производственно-строительная. Революция связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохрани- лищах. На текстильных фабриках Навуходоносор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р. Ходжеттса, и в современной промышленности.
Достижения Навуходоносора II: строительная деятельность и разработ- ка технически сложных проектов, эффективные методы управления и кон- троля качества продукции.
Значительное количество управленческих нововведений можно обна- ружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них – система территори- ального управления Диоклетиана (243–316 гг. н. э.) и административная ие- рархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее со- вершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оце- нивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, систе- ма власти и авторитета, специализация функций.
Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существо- вания общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то осуществлять надзор за их исполне- нием должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управ- ленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматиче- ских законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о «современ- ном» сейчас ситуационном подходе в управлении.
Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.
В своей книге «История управленческой мысли» Клод Ст. Джордж мл. описывает развитие менеджмента с 5000 г. до нашей эры (шумеры открыли клинопись, тем самым сделав возможной регистрацию событий) до 50-х г. ХХ в.
Древнегреческий философ Ксенофонт впервые определил менеджмент, как особый вид искусства. Сократ известен базовыми принципами формулиро- вания менеджмента, он подчеркивает универсальность принципов менеджмента.
А. И. Кравченко считает, что менеджмент как вид деятельности сло- жился в результате пяти управленческих революций. При этом под управ- ленческой революцией он понимает переход от одного качественного со- стояния менеджмента к другому. При создании его классификации были
использованы теории многих исследователей, в том числе и Р. Ходжеттса. Виды революций:
1) религиозно-коммерческая;
2) светско-административная;
3) производственно-строительная;
4) промышленная;
5) менеджерская.
Промышленная революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII–XIX вв., которая стимулиро- вала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные от- крытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и раз- делялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.
По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX в.), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической дея- тельностью, нацеленной на извлечение прибыли.
Руководитель-собственник постепенно был заменен сотнями, если не ты- сячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множе- ство акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо соб- ственника во главе бизнеса все чаще становятся несколько наемных менедже- ров.
Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к пре- вращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
Менеджерская революция есть этап управленческой революции, кото- рый характеризуется появлением класса профессиональных менеджеров.
Промышленная революция и классический капитализм в целом все- таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессиона- лом, ни главным героем. В конце XIX – начале XX в., теоретики германской социал-демократии Э. Бернштейн и К. Шмидт выдвинули гипотезу о том, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса отчуждения сущности капитализма. Согласно этой теории класс ка- питалистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой противоположны интересам собственников.
В эпоху монополистического капитализма появляются первые школы бизнеса и система профессионального обучения руководителей. С оьразова- нием класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса соб- ственников стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее со-
держанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от собственника социальный класс.
В 1941 г. Дж. Бернхайм пишет книгу «Менеджерская революция», ос- новная идея которой заключается в том, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. Он считает, что капиталист-собственник перестал быть необходимой предпосылкой нормального функционирования производства, что менеджеры – такой же социальный класс, как бюрократы или буржуазия. Дж. Бернхайм утверждает, что собственность – это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. Если нет кон- троля, то нет и собственности. Но контроль находится теперь в руках менед- жеров, а собственности в прежнем ее понимании не существует.
Своего апогея интерес к управлению достиг в середине 50-х годов ХХ в. П. Дракер говорит в связи с этим о настоящем менеджмент – буме, когда идея менеджерской революции (MP) охватила сферу не только науч- ного, но и обыденного сознания. Академическая социология «подключи- ла» теорию MP к объяснению социальной структуры. В 1953 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджментский, а Т. Парсонс – о переходе контроля над производством, принадлежавшего когда-то семьям – собственникам корпораций, к управленческому и техни- ческому персоналу.
Современная наука управления развивается очень интенсивно, быст- рыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности. В современном представлении менеджмент как наука отражает дея- тельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регу- лированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менедж-
мента, самопознания в управленческой практике.
О. С. Виханский и А. И. Наумов определяют, что развитие управления это непрекращающийся во времени процесс, но осуществляется он скачкооб- разно, по мере накопления практического опыта и теоретических знаний. При достижении количественной критической массы происходит качествен- ный скачок, определяются новые направления развития менеджмента как в практической области, так и в теории.
Исследуя историю развития менеджмента, О. С. Виханский и А. И. Наумов выделили ряд факторов, определяющих развитие управления.
1. Измерение, понимание и описание управления. Первые шаги и дос- тижения в одной области определяют новые направления развития менедж- мента, и процесс этот не прекращается.
2. Механизм соединения человека со средством труда. Во время цехового производства в центре человек, управление формируется как отношения между людьми, при мануфактуре управление строится из логики, задаваемой маши- ной. В 60–80 гг. ХХ в. человек начинает управлять машинами, в 90-е г. начина- ется бум управления через информацию и информационные технологии.
3. Продукт, определяющий логику управления организацией, деятель- ность которой направлена на удовлетворение общественных потребностей.
4. Культура, которая определяет доминирование какого-либо направ- ления в менеджменте в зависимости от результативности национального ме- неджмента и успехов экономики в целом.
Вопросы
1. Что представляет собой менеджмент как элемент практической дея- тельности?
2. Какие выделяют виды управленческих революций?
3. Как происходит формирование управленческого мышления на ран- них стадиях исторического развития?
4. Что общего в четвертой и пятой управленческих революциях?
5. Какие факторы обеспечивают возникновение и развитие менеджмента?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.