УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИВОСПИТАННИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.
Оценка 4.6

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИВОСПИТАННИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.

Оценка 4.6
Семинары
docx
другое
Взрослым
23.01.2022
УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИВОСПИТАННИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.
В статье рассмотрены условия и возможности социального становления личности воспитанника в учреждениях интернатного типа. Показаны возможности подготовки выпускника детского дома к самостоятельной жизни и труду.
УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.docx

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИВОСПИТАННИКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА.

 

"...Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", – писал Ушинский.

Именно он сформулировал главную задачу педагога – не столько учить (научить), сколько учить учиться. Главное – не передать ученику те или иные познания, а развить в нем желание и способность самостоятельно приобретать все новые познания.

Мы живем в условиях, когда общество предъявляет новые требования к человеку. Одним из основных является направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение  всей жизни.

Особенно это актуально для выпускников детских домов. Воспитанники МКОУ «Детский дом – школа № 95» города Новокузнецка – это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Отсутствие родителей, дефицит общения со значимыми взрослыми людьми в жизни ребенка приводят к нарушению взаимодействия с социальной средой. В любом ребенке можно пробудить личностные ресурсы саморазвития и преодоления жизненных трудностей, нам необходимо только  создать условия, которые способствовали бы этому. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, что «развитие личности – это смысл и цель современного образования…»

В сложном процессе становления личности воспитанника учреждения интернатного типа особую роль играет система работы, которая нацелена на создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации гуманной, свободной, социально мобильной личности, востребованной в современном обществе.

Сегодня педагоги «Детского дома – школы №95» являются не только источником знаний, но и активными участниками учебного процесса. Вовлечь каждого обучающегося в процесс обучения, суметь понять его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – это главная  задача педагогического коллектива. Педагог должен идти на ступеньку выше своих учеников, а не наоборот. Он должен помочь каждому воспитаннику правильно определить свой жизненный путь, научить приспосабливаться к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации.

Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст, от 7 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека.

В тоже время, школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поэтому на каждом уроке необходимо создавать такие условия для обучения, которые позволяют обучающимся не навредить своему здоровью.

На уроках швейного дела, как и на любом другом уроке труда, существует ряд опасных факторов для здоровья детей. Это, прежде всего, специальное оборудование (швейные машины, утюг). Изучение и закрепление знаний по правилам техники безопасности должно происходить во время всего периода обучения. Для более успешной работы в данном направлении можно применять ролевые игры. Например, предложить учащимся примерить на себя «роль домохозяйки» и разыграть ситуации «из жизни» с глажением белья или с пришиванием пуговицы и т.д. А после игры задать обучающимся вопросы: Что домохозяйка сделала неверно? Как бы ты работала в данной ситуации? По мере приобретения первичных трудовых навыков можно видоизменять ситуацию. Занятия такого характера позволяют не только лучше запомнить обучающимся правила, но и почувствовать ответственность взрослого человека. Таким образом, даже на уроке, можно у детей формировать определённые бытовые навыки. Иначе говоря, ребёнок учится у взрослых, как быть взрослым. Это важная составляющая социализации личности.

Педагогу необходимо помнить, о том, что учащиеся постоянно за ним наблюдают, пусть даже и не осознанно, поэтому, прежде всего, ему самому следует соблюдать необходимые нормы, правила и приемы работы. Таким образом, даже на занятиях можно формировать определённые бытовые навыки у детей. Педагог, умеющий себя правильно преподать, обладающий приятными манерами поведения, а сюда входит и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость духа, оптимистический тон и доброжелательность располагает к себе своих воспитанников. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя умение найти такую форму общения, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

На всех занятиях необходимо прививать правильные приёмы работы. Так на занятиях швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится педагог. Он фиксирует внимание учащихся на своей позе, положении рук, месторасположении педали электрической машины. Обращает внимание обучающихся на то, как расположен его позвоночник относительно спинки стула. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников, необходимо разбирать, совместно с детьми, допущенные ошибки. Так как на уроках обучающиеся много сидят, нужно регулярно обращать внимание детей на их позу при работе.

На дополнительных занятиях швейного дела в детском – доме учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. На протяжении всего периода обучения дети учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц до вшивания молнии. На своих занятиях я всегда одобряю, когда девочки приносят в ремонт разнообразные вещи и просят им помочь. Работу они выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью педагога. Очень важно сформировать у обучающихся правильный подход к ремонту своей одежды. Дети должны сами уметь и выполнять, посильный ремонт одежды. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно просто показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных детей очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Особенно это касается воспитанников детских – домов так как они живут на всем готовом. Они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Педагог не имеет права привлекать ребенка даже к помощи на кухне –  это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция.

Детям лень делать что – то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые. Мы делаем все для самостоятельности наших воспитанников. Девочки чаще стали обращаться с просьбой помочь им отремонтировать одежду, они с большим удовольствием экспериментируют в переделке «старых» вещей, «вдыхая» в них новую жизнь. Такому результату предшествовала большая работа.

Социализация учащихся осуществляется и во время внеклассной работы по предмету. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях практического повторения и во время практики мы выполняем заказы школы. Это пошив постельного белья, штор, фартуков и косынок для дежурства по столовой, нагрудников ипанамок для воспитанников дошкольного отделения, костюмов для выступлений на школьных и районных конкурсах. Изготавливают предметы для оформления кухонного интерьера: прихватки, полотенце, скатерти, салфетки и т.д. При этом подробно рассматриваем требования к качеству изделий, обсуждаем.

На индивидуальных занятиях мы с детьми изготавливаем уникальные подарки и сувениры, симпатичные игрушки и украшения, для своих работ мы используем вторичное сырье, природные и текстильные материалы. Подарки, сделанные детьми, надолго сохранят теплоту детских рук и сердец. Декоративно–прикладное творчество – занятие  не только увлекательное, но и таящее в себе большие творческие возможности. Основным моментом на занятиях является создание ситуации успеха, подбор заданий осуществляется с учетом особенностей каждого ребенка.  Изготавливая изделия своими руками, ребята получают новые знания, наиболее полно раскрывают свои творческие способности, проявляют фантазию и изобретательность.

В процессе творческой деятельности  у детей формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. У воспитанников формируется желание воспринимать и создавать что – то новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя

Выпускник становится  личностью в процессе социализации, благодаря которой он приобретает способность выполнять социальные функции. Для наших воспитанников педагог становится  другом, наставником, творцом, родителем, человеком, в сердце которого есть место для каждого.

Наша задача — помочь каждому ребёнку раскрыться. При этом важно отметить старания ребёнка и прилагаемые им усилия, для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, которые необходимо развивать.

Благодаря широкому спектру траекторий системы внеурочной занятости педагогическому коллективу МКОУ «Детский дом – школа № 95» удалось добиться почти 100% занятости воспитанников и значительно повысить уровеньсформированности творческих способностей и творческой активности детей.

Насколько мы сможем поддержать и развить индивидуальность в школьные годы, во многом будут зависеть яркость и полнота ее раскрытия и проявления в более зрелом возрасте, что способствует дальнейшей успешной социализации в обществе детей, оставшихся без попечения родителей

Таким образом, работа по социализации учащихся в детских – домах дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально – бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками. Успешная интеграция детей в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом детского – дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.

 

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –  М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

 

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 362.

 

http://умная-школа.рф/blog/689/n2086/.

 

http://opeka.omskedu.ru/file/Posashkova.pdf.

 

 

 

 

 


 

Библиографический список:

Настенкова А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 321-323.

 

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –  М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

 

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 362.

 

http://умная-школа.рф/blog/689/n2086/.

 

http://opeka.omskedu.ru/file/Posashkova.pdf.


Скачано с www.znanio.ru

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

А после игры задать обучающимся вопросы:

А после игры задать обучающимся вопросы:

Это пошив постельного белья, штор, фартуков и косынок для дежурства по столовой, нагрудников ипанамок для воспитанников дошкольного отделения, костюмов для выступлений на школьных и районных…

Это пошив постельного белья, штор, фартуков и косынок для дежурства по столовой, нагрудников ипанамок для воспитанников дошкольного отделения, костюмов для выступлений на школьных и районных…

Библиографический список: Настенкова

Библиографический список: Настенкова

Библиографический список: Настенкова

Библиографический список: Настенкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022