Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж №2»
подготовила
преподаватель изобразительного искусства
Соколова Ирина Юрьевна
г. Новосибирск 2019
Декоративно–прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Занятия по декоративно–прикладному творчеству обеспечивает развитие у обучающихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Большое разнообразие методов и приемов работы с учащимися позволяет организовывать работу наиболее эффективно. Так, при выполнении творческой работы важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задает проблемные вопросы, использует метод словесного рисования, знакомит с иллюстративным материалом. Включение в содержание занятий проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. Учащиеся выполняли задания на импровизацию, создание композиций по мотивам городецкой росписи.
Перед выполнением заданий можно организовать экскурсию – посещение детьми музея декоративно – прикладного искусства, познакомить школьников с предметами искусства, народного быта. Это будет не только одним из этих этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит кругозор детей.
В начале каждого урока по изучению городецкой росписи рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. Беседы, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов по данной росписи. На этих занятиях важным является подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы, средства композиции. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, открыток с изображением произведений известных Городецких мастеров.
Одним из действенных путей развития творческой личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации.
Повтор и вариации рассматриваются как необходимое условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся.
Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
Применяются такие средства дифференциации:
- Разработка заданий различной трудности и объема (Приложение А);
- Разная мера помощи учителя учащимися при выполнении учебных заданий;
- Вариативность темпа освоения учебного материала;
- Индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации.
Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики – консультанты.
Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.
Задания можно классифицировать на 3 вида:
- Тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки (Приложение Б, рис. Б1, Б2);
- Частично – поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов (Приложение Б, рис. Б3, Б4);
- Творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий (Приложение Б, рис. Б5, Б6, Б7);
Работа с младшими школьниками должна включать элементы дидактических игр и игровых моментов, особенно на тех занятия, где материал для осмысливания вызывает особые затруднения.
Можно использовать игру в путешествие, сундучок со сказками, викторины, кроссворды.
Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например:
1. Проводится игра «В гостях у народных мастеров». Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички (Приложение В, рис. 1)
2. Игра «Подбери пару». На доске крепятся вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиям в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры (Приложение В, рис.2).
3. Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием.
Дети могут выявить:
1) По форме;
2) По узорам;
3) Без цветов.
Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу, закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. Наглядные пособия, должны включать традиционные элементы, способы передачи движения, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения декоративных работ.
Хороший результат в работе дает грамотное руководство самостоятельной работой учащихся. При излишней опеке дети становятся менее активными и нерешительными в выборе сюжета. При выполнении тематической композиции поощряется творческая самостоятельность и фантазия учащихся.
Эффективный результат дает коллективная работа. Дети могут объединятся по принципу работы в парах. Тем самым учащиеся становятся более требовательными к своей работе, стараются не подвести товарища по парте. При таком выполнении работы учащиеся делают эскизы индивидуально, обсуждают их, выбирают лучший и выполняют окончательный эскиз на основном формате. Таким образом, каждый ученик вкладывает в работу свой труд.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работ в процессе декоративной деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества учителя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задания, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Воспитательная ценность коллективной деятельности детей состоит в том, что такое художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик, а так же на эстетический вкус ребенка.
Анализируя детские работы, учитель раскрывает, соответствуют ли они поставленной задаче, что удалось и что можно предпринять для улучшения. Оценивать работы можно с использованием разнообразных игровых приемов, введением призов.
Немаловажную роль играет оформление кабинета, в котором проходят занятия, правильная организация рабочего места ученика и учителя.
Приложение А
Задания различной сложности
Рис. А1 Легкие задания
Рис. А2 Задания средней сложности
Рис. А3 Трудные задания
Приложение Б
Дифференцированные и индивидуальные задания
Рис. Б1 Тренировочные задания
Рис. Б2 Тренировочное задание
Рис. Б3 Частично - поисковое задание
Рис. Б4 Частично - поисковое задание
Рис. Б5 Творческое задание
Рис. Б6 Творческое задание
Рис. Б7 Творческое задание
Приложение В
Наглядные пособия для проведения дидактических игр
|
Хохломская роспись
|
|
|
Городецкая роспись |
|
|
Гжельская роспись
|
Рис. В1 Наглядное пособие для проведения игры «В гостях у народных мастеров»
|
|
|
|
|
|
Рис. В2 Наглядное пособие для проведения игры «Подбери пару»
Список
использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018 – 53 с.
2. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву / Ю. А. Арбат. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
3. Арбат Ю. А. Черные кони (Путешествие за красотой) / Ю. А. Арбат. – М.: Просвещение, 2001. – 134 с.
4. Барадулин, В. А. Художественная обработка дерева / В. А. Барадулин. – М.: Владос, 1986. – 110 с.
5. Воронов В.С. Крестьянское искусство / В. С. Воронов. – М.: Эксмо 2012. – 96 с.
6. Величко Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия / Н. Величко. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 176 с.
7. Ермачкова Н.Ф. Композиция в Городецкой росписи / Н. Ф. Ермачкова. – Л.: Школа и производство, 1983. – 125 с.
8. Коновалов А. С. Городецкая роспись: Рассказы о народном искусстве / А. С. Коновалов. – Горький.: Изобразительное искусство, 2015. – 234 с.
9. Кузин В. С. Программно-методические материалы: Изобразительное
искусство. Начальная школа / В. С. Кузин, Е. О. Яременко. – М.: Дрофа 2016. – 224 с.
10. Кузин В. С. Психология /В. С. Кузин, Под. Ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Высшая школа, 2016. – 256 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина В. Н. Калюцкий. – М.: Сфера, 2004. – 464 с.
12. Маврина Г. Городецкая живопись / Г. Маврина. – Л.: Изобразительное искусство, 2015. – 162 с.
13. Максимов Ю. В. Городецкие фантазии на тему: «Царицино» /Ю.В. Максимов / Юный художник. – 2014. – 174 с.
14. Народное искусство России: Традиции и стиль / Отв. ред. С.Г. Жижина. – М: Искусство, 2016. – 105 с.
15. Народные основы искусств художественных промыслов: Сб. науч. Трудов НИИХП / Отв. ред. Н. В. Черкасова, – М.: Академ, 2015.- 189 с.
16. Народные художественные промыслы и современная культура: Сб. трудов НИИХП / Под ред. Н.В. Черкасовой, – М.: Академия, 2015. – 133 с.
17. Некрасова А. И. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика / А. И. Некрасова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 195 с.
18. Проблемы народного искусства / Под ред. М. А. Некрасовой, К. А. Макаровой. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2006. – 119 с.
19. Пушкин А. С. Сказки / Под ред. Н. Ярошенко. – М.: Ридерз Дайджест, 2002. – 223 с.
20. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву / М. С. Соколова. – М.: Владос, 2002. – 304 с.
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. / Н. М. Сокольникова. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
22. Шпикалова Т.Я. Рабочая программа: Изобразительное искусство / Шпикалова Т.Я. – М.: Просвещение, 2013. – 193 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.