Условия успешной адаптации детей к дошкольному учреждению
Оценка 4.8

Условия успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Оценка 4.8
doc
02.04.2023
Условия успешной адаптации детей к дошкольному учреждению
условия успешной адаптации Рудская.doc

Условия успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

 

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна,  аппетита.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт ( эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Осуществление же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности  в контексте индивидуальных особенностей ребенка.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развития, невроза, замедление темпа психофизического развития.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.

Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.

Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.

Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер  адаптации  ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это происходит?

Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.

В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера.

Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка.

Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Не менее важным фактором, влияющим на характер  адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс  адаптации  будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего  адаптация  протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Большое влияние на течение  адаптации  оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период  адаптации  ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной  адаптации к дошкольному учреждению. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

Педагогические  условия  эффективности  адаптации  детей раннего  возраста  в  ДОУ.

Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

По мнению кандидата психологических наук Галигузовой Л.Н. установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях и детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка с взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения - сотрудничество.

Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.

Состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним.

Система организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

1. Создание эмоционально благоприятной ат­мосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятель­ности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребе­нок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Создание эмоционально благоприятной  атмосферы в группе.                                      

Задачи воспитания:

 1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

  а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку физический и психический комфорт;

  б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

  в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

  г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

  а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

  б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

  в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

  г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

  д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

 

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

 а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

 б) учет домашних привычек;

 в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

 а) игры ребенка рядом со сверстниками;

 б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

 в) ситуации, общение;

 г) использование фольклора;

 д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учереждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с пер­вых дней почувствует это тепло, исчезнут его вол­нения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время ис­пытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, что­бы она образовала маленькие "комнатки", в ко­торых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдох­нуть. Сделать такой "домик" можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый  цвет благоприятно влияют на эмоциональное состоя­ние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, ко­торый удовлетворял бы потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует офор­мить так, чтобы у ребенка появилось желание за­ниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боят­ся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом де­тей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фло­мастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который вы­бран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревож­но или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяюще на детей действуют игры с пе­ском и водой. Такие игры имеют большие разви­вающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслаб­ляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении, и нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, со­ответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенически безопасные красящие ("Инвайт") и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее стру­ей, пускать по воде кораблики и т.д.

В этот период можно применить метод "песочной терапии".

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство " заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом(1875-1961), основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умения нормально общаться.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

·                    Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).

·                    Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).

·                    Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации используются ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Отпечатки наших рук

Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук-то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. Делаем другие упражнения:

·                    отпечатки кулачков костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом - цветок, солнышко, ежик;

·                    скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;

·                    "пройтись" поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);

·                    "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие "вверх-вниз" – движется вся кисть);

·                    оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы?).

Анализируя адаптацию за 2 года, мы видим, что применение" песочной терапии" делают ее течение более легкой.

Проблемы со сном вызваны не только внут­ренним напряжением, но и окружающей обста­новкой, отличной от домашней. Ребенок чувству­ет себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности рассла­биться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занаве­ска, может решить ряд проблем: создать ощуще­ние психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ре­бенке мама, становится для него символом и час­тичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать,

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, да­же если они противоречат установленным в дет­ском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Ни в ко­ем случае нельзя насильно кормить или уклады­вать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвы­чайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодичес­кое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться,

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ре­бенку хочется, чтобы мама все время была ря­дом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "се­мейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к ДОУ.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспита­телей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период адаптации

1.Родительские собрания.

2.Анкетирование.

3.Беседы.

4.Посещения на дому.

5.Выставки.

6.Папки-передвижки.

7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".

8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

9.Консультации.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесоообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогул­ку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих  близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет за­ниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адап­тации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы от­носительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры бу­дут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны вниматель­но прислушиваться к советам педагога, прини­мать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, добро­желательные отношения между своими родите­лями и воспитателями, он гораздо быстрее адап­тируется в новой обстановке

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а ждут, чтобы их занимали взрослые.

Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое де­ло до конца. По ответам («Да, все­гда!», «Не всегда», «Никогда не дово­дит до конца») делается вывод о ре­зультативности деятельности ребенка.

При составлении личностной харак­теристики ребенка важную роль игра­ет выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими [легко, изби­рательно или с большим трудом], име­ется ли у ребенка достаточный опыт совместной деятельности со взрослы­ми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности. Если у малыша был опыт разлуки с близкими, например, он был помещен в больни­цу, отправлен в санаторий, родителей просят вспомнить, как он перенес это нелегкое испытание.

Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанно­сти ребенка к кому-либо из взрос­лых.

Наблюдения показали, что из пере­численных параметров определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее значение для процесса адаптации имеют следующие:

• наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

• инициативность;

• адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;

• аппетит;                     

• наличие опыта совместной дея­тельности со взрослым.

Анализируя ответы родителей и ис­пользуя метод диагностики, педагог делает прогноз адапта­ции ребенка к новым условиям жиз­ни в дошкольном учреждении, опре­деляет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации по подготовке детей.

Существует такое понятие как прогноз адаптации

·                     Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;

·                     Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации,  необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

·                     частые заболевания матери

·                     несоответствие домашнего режима ясельному

·                     токсикоз 2-ой половины беременности

·                     заболевания матери во время беременности

·                     вредные привычки

·                     недостаток эмоционального общения в первый год жизни

·                     резкие отношения между родителями

·                     раннее искусственное вскармливание

·                     вторая и третья группа здоровья

·                     заболевания ребенка в первый год жизни

·                     отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

 У родителей оста­ется время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каж­дым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения.

Родители получили памятки и индивиду­альные рекомендации на летний период от­носительно подготовки малышей к поступ­лению в ДОУ.

Целенаправленная подготовка роди­телей, воспитателей дает свои поло­жительные результаты даже при не­благоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к но­вым условиям.

Осенью, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Первые четыре дня наблюдения ведутся еже­дневно, затем на 8-й,16-й, 32-й, 64-й и 128-й дни.

Это не значит, что в течение именно стольких дней ребе­нок привыкает к новым условиям. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно. Однако педагог внимательно наблюда­ет за ними и дальше - особенно в те­чение первого месяца.

В случае заболевания ребенка в пе­риод адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвраще­нии после болезни и длится в течение трех дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.

Положительное эмоциональное со­стояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального под­хода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.

Некоторым детям в период адапта­ции помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским за­нятиям нужно отнестись особенно

бла­гожелательно, помогать малышам осуществлять их задумки, положительно оценивать результаты труда.

В течение учебного года в конце каждого дня на стенде "Растем и развиваемся" размещается информация для родителей о прошедшем дне в группе: тематика игр-занятий, их основные цели, достижения детей, рекомендации по их развитию, сведения об оздоровительных мероприятиях.

Эффективность системы процесса адаптации детей раннего возраста.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:

- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор, который можно использовать как для конструирования;

- в уголке природы  – различные комнатные растения, аквариум и принадлежности для работы с природным материалом;

- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на полках, которые доступны детям.

- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть;

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации успокаивающее и расслабляющее действие.

Работа с родителями. Организуя прием вновь поступающих детей, придерживаемся следующей системы:

- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть ритмичным, согласованным с родителями. Желательно, чтобы начало посещения детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.3м., 2г.6м., 2г.9м., и 3г.;

- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом, где спать.

- пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики, игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня, объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье (режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад.

- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время для посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада, посоветовать в первые дни приводить ребенка накормленным во время, соответствующее концу завтрака;

- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно папа или бабушка (дедушка);

- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно, реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день пребывания в группе; 

- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению детского сада; 

- с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить привыкание ребенка к новой обстановке;

- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей – потребность в постоянстве окружения. Максимально приблизить условия окружения к домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску, не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)

Сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода, даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед сном, дать пустышку, если он к этому привык.

Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому;

- объяснить, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита – временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью, но не заласкиванием, помощью во всем, чего он просит, компенсацией возможного недосыпания и недоедания, обеспечением покоя, во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;

- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса;

- по поступлению новичка в ясли мы должны строго следовать установке: теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.

 Формируя у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Прилагая все усилия и умения для создания атмосферы тепла, уюта и благожелательности в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе.

Для смягчения адаптационного периода также используются различные формы воспитательно-образовательной работ. Наши малыши – полноправные участники всех мероприятий детского сада. Они участвуют и в различных конкурсах вместе с родителями, и в праздниках.

                                                          

 

 

 

 

 

                                                          


Скачано с www.znanio.ru

Условия успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Условия успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую

Как это происходит? Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка

Как это происходит? Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка

Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается

Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается

Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к яслям

Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности ребёнка и его привыканием к яслям

Модель организации адаптационного периода

Модель организации адаптационного периода

Летом подобные игры легко организовать на улице

Летом подобные игры легко организовать на улице

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, да­же если они противоречат установленным в дет­ском саду правилам

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, да­же если они противоречат установленным в дет­ском саду правилам

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а ждут, чтобы их занимали взрослые

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а ждут, чтобы их занимали взрослые

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каж­дым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения

Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каж­дым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения

Показать шкафчики, игровую комнату, спальню, туалетную комнату

Показать шкафчики, игровую комнату, спальню, туалетную комнату
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2023