Условный оператор if

  • docx
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 174. Условный оператор if.docx

Урок № 2

Тема урока: Условный оператор if.

Цель урока:

1) обучающий аспект: познакомить учащихся с условным оператором и научить применять его при составлении программ на языке программирования Python.

2) развивающий аспект: развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.

3) воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: урок-презентация, урок-лабораторное занятие.

Ресурсы: компьютеры, проектор, среда программирования Python IDLE, презентация.

Межпредметные связи: математика.

Основные понятия: условный оператор.

Ход урока (дидактическая структура урока)

1. Организационный этап (2 мин)

УУД:

- Личностные

- Коммуникативные

Приветствие, перекличка.

 

2. Проверка и разбор домашнего задания (10 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Познавательные

- Регулятивные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Заданное на прошлом уроке домашнее задание:

Установить на компьютер среду программирования IDLE. (Скачивание из интернета по инструкции или сохранение установочного файла на съёмный носитель).

Написать программы:

1)      Ввести основания и высоту трапеции и вывести площадь трапеции.

2)      Получить случайное трехзначное число, вывести это число и сумму его отдельных цифр.

3)      Программа, которая рассчитывает возраст человека в часах.

 

3. Теоретическая часть (10 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Познавательные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Откройте тетради и запишите тему урока: «Условный оператор if».

На прошлом уроке мы научились составлять линейные программы на языке Python. Сегодня мы изучим конструкцию «ветвление» или «условный оператор if».

Если перевести на русский язык, конструкция условного оператора означает следующее:

Если <выполняется условие> делать: какие-то действия.

Например:

if a>b:

    print(a)

«Если a больше b, то вывести а».

Или:

if x==y:

    z=x+y

    z=z*z

«Если х равен у, то z присвоить значение х+у, и возвести z в квадрат».

Отступы важны! Они – часть кода. Действия будут выполнятся только в том случае, если все они записаны с отступами, и причём с одинаковым количеством отступов. Стандартно в Python-сообществе принято делать 4 отступа.

Общая форма записи неполной формы условного оператора:

if <условие>:

     <действие 1>

     <действие 2>

     и т.д.

Задача. Что будет напечатано в результате работы программы?

a=7

b=9

if a>b:

    print(a)

(Ответ: ничего)

Это была неполная форма условного оператора. Но у условного оператора также есть и полная форма. Русским языком она звучит так:

Если <выполняется условие>: делать какие-то действия. Иначе: делать другие действия.

Иначе означает «если условие не выполняется».

Например:

if a>b:

    print(a)

else:

    print(b)

«Если а больше b, то вывести а, иначе вывести b.

Общая форма записи неполной формы условного оператора:

if <условие>:

     <действия 1>

else:

     <действия 2>

Задача. Что будет напечатано в результате работы программы?

a=8

b=5

if a<b:

    print(a)

else:

    print(b)

Часто встречаются задачи с большим количеством условий и действий, которые нужно произвести при выполнении этих условий. Конструкции if-else не хватает, и тогда на помощь приходит оператор elif. Русским языком он объясняется так:

Если <выполняется условие 1>: делать такие-то действия.

Иначе если <выполняется условие 2>: делать другие действия.

Иначе если <выполняется условие 3>: делать третьи действия.

Иначе: делать что-то ещё.

Последнее «иначе» означает «если никакие из вышеперечисленных действий не выполняются». Присутствие «иначе» не обязательно. Например:

cost = 1500

if cost < 1000:

    print ( "Скидок нет" )

elif cost < 2000: 

    print ( "Скидка 2%" )

elif cost < 5000: 

    print ( "Скидка 5%" )

else:

    print ( "Скидка 10%" )

Что будет напечатано в результате работы программы? (Ответ: Скидка 2%)

Знаки отношений:

> больше

< меньше

== равно

>= больше или равно

<= меньше или равно

!= не равно

Сложные условия.

Чтобы составить сложное условие используются операторы:

and  - «и»

or    - «или»

not  - «не»

Например:

if a>0 and a<10 or a==100:

    print(a)

Будет ли напечатано a, если a равно 7? А если a равно 20?

Приоритет :

1)      отношения (<, >, <=, >=, ==, !=)

2)      not («НЕ»)

3)      and («И»)

4)      or («ИЛИ»)  

 

4. Работа на компьютерах (20 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Регулятивные

- Познавательные

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Учащиеся пишут программы на компьютерах под руководством учителя.

Задачи:

1)      Ввести целое число. Если это число больше 5, то вывести сообщение: «Это число больше пяти».

2)      Ввести целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.

3)      Проверить, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры, интервалу (-9;2).

4)      Написать программу "Предсказатель". Программа должна просить пользователя ввести вопрос, на который можно ответить однозначно, то есть "да" или "нет". После чего пользователю случайным образом выдаётся ответ, например: "Да", "Нет", "Определённо да!", "Ни в коем случае!", "Конечно же нет! И хватит задавать глупые вопросы!" и тому подобные. Вариантов ответов должно быть не меньше четырёх.

5)      Ввести число a. Определить и вывести сообщение о том, чётное оно или нечётное. Для определения чётности числа используйте остаток от деления на 2: если a%2==0, то a – чётное.

6)      Определить, является ли треугольник со сторонами a, b, c равнобедренным.

7)      По номеру дня недели вывести его название.

8)      Даны целочисленные координаты точки на плоскости. Если точка совпадает с началом координат, то вывести 0. Если точка не совпадает с началом координат, но лежит на оси OX или OY, то вывести соответственно 1 или 2. Если точка не лежит на координатных осях, то вывести 3.

Выставление оценок за работу на уроке.

 

5. Домашнее задание (3 мин)

 

УУД:

- Личностные

- Коммуникативные

Домашнее задание:

Написать программы:

1)      Дано целое число. Если оно является положительным, то умножить его на 3; в противном случае вычесть из него 100. Вывести полученное число.

2)      Определить, является ли число а делителем числа b.

3)      Определить возможность существования треугольника по сторонам. (Треугольник существует только тогда, когда сумма любых двух его сторон больше третьей).