Услышать музыку русского пейзажа
Разработка представляет собой сборник домашних работ учащихся пятого класса. Задание должно было выполнено по плану:
1.Краткие сведения о художнике
2. История создания и замысел картины
3. Впечатление от полотна художника
5. Предполагаемая музыка и ее выразительные средства
5. Выводы, обобщение
Музыка к картине И.И. Левитана «Вечерний звон»
1.Художник Исаак Ильич Левитан родился в местечке Кибарты (Литва) в августе
1860 года. О детстве он почти никому не рассказывал, поэтому сведений об этом
периоде его жизни потомкам не осталось. Известно, что отец художника был
каким-то очень небольшим служащим и изо всех сил старался дать детям хорошее
образование. Исаак Левитан, биография которого начинается с переезда в Москву,
пошёл по стопам брата-художника, который водил его на выставки, на пленэры, на
этюды. В тринадцатилетнем возрасте Исаак был принят в художественное училище.
«Вечерний звон» появился из-под кисти живописца в 1892 году. Написана он был под впечатлениями, полученными в поезде художника по Волге. Красота монастырей, колоколен и церквей стала основой этой необычайно лиричной и поэтичной картины.
На картине «Вечерний звон» Левитан изобразил тихий теплый летний вечер. Яркие лучи заходящего солнца выделяют белоснежные стены церкви, над спокойной рекой разносится мелодичный колокольный звон вечерней молитвы, рождая в сердцах умиротворение, приятную тоску и светлую печаль. Пейзаж полон величия и торжественности за счет светового контраста уже темной земли и еще светлого, с розовым оттенком, неба, ясно и четко отражающегося в недвижимой глади воды. Река также преисполнена спокойствия, по ней едва заметно скользит небольшая лодка, в которой люди переправляются на тот берег. Возле ближнего берега изображены еще две привязанные к берегу лодки со скучающим лодочником.
В тихих водах реки отражаются и белые постройки с золотыми куполами, прячущиеся за густой листвой деревьев и кустарников. Место, изображенное Исааком Левитаном на картине «Вечерний звон», объединяет духовное и природное начала, становится своеобразным истоком человеческой души, ее покоя и самосозерцания.
. Подбирая музыку к этой картине , я искал произведение тихое, неторопливое, печальное, потому что мне кажется , что настроение полотна Левитана скорее минорное. Рояль или скрипка должны исполнять красивую мелодию. Родители посоветовали мне послушать «Баркаролу» П.И.Чайковского. От них я узнал, что художник и композитор были современниками, оба через пейзаж в музыке или живописи рассказывали о чувствах человека и его душе.
Вывод: Картина «Вечерний звон» — одно из самых известных и значительных полотен художника. В ней отлично сочетается как мастерство автора, любящего и видящего красоту родной природы, так и его настроение, лиричное и несколько возвышенное. Умение передать музыку своей души делает Исаака Левитана одним из самых выдающихся художников-пейзажистов.
« Музыка к картине И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
«Утро в сосновом бору» -
одно из ярких произведений кисти русского живописца И. Шишкина. Шедевр пропитан
восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится
очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва
проснувшейся от сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые
оттенки – это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине
торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно
реалистично, и, если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать
утреннюю прохладу.
Шишкин и Савицкий отправились на природу. Так началась история. Утро в сосновом
бору показалось им настолько прекрасным, что его нельзя было не увековечить на
холсте. Для поиска прототипа они поехали на остров Гордомля, что стоит на озере
Селигер. Там нашли этот пейзаж и новое вдохновение для картины. Остров, весь
покрытый лесами, хранил в себе остатки девственной природы. На протяжении
многих веков он стоял нетронутым. Такое не могло оставить безразличным
художников. Картина "Утро в сосновом лесу" - очень яркая и настолько
реалистичная, что кажется, будто бы это не шедевр кисти, а снимок лесного
пейзажа. Каждая деталь картины изображена профессионально, с любовью и
трепетом. На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую
взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро
нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны,
словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны,
несмотря на свою животную природу. Главный акцент картины – это сочетание
солнечного света на заднем плане и медведей на дереве на переднем. Если
визуально провести линию через эти объекты, то мы увидим, что они изображены
художником наиболее ярко и насыщенно. Все остальное является просто легкими
дополняющими зарисовками.
«Времена года». Петр Ильич запечатлел в музыке красоту природы. Каждая новая
пьеса – пейзажная зарисовка, которая по характеру неразрывна с душевным
состоянием человека, будь-то грусть, радость, мечта или раздумье. Времена года
изображались в музыке и другими композиторами – Гайдном, Вивальди. Мне больше
всего кажется близкой картине Шишкина одна из частей концерта – «Лето»
(медленный раздел). Слушая эту музыку, мы зрительно представляем замечательные
картины природы. Каждая пьеса концерта – это душевное состояние человека,
которое перекликается с пейзажными зарисовками. Несмотря на то, что музыка
каждой пьесы разная и по характеру, и по настроению, части цикла создают единую
цельную картину. Перед каждой пьесой в нотах есть эпиграф – строки из
стихотворений, которые родственны по настроению с музыкой.
«Масленица» Художник: Б. Кустодиев
Картина Кустодиева "Масленица" - одна их его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста. Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году. У самого художника в период работы над "Масленицей" настроение было не праздничное, давала о себе знать болезнь, полученная на фронтах Первой мировой войны. Биография Кустодиева
Родился 7 марта 1878 г. в Астрахани в семье преподавателя семинарии. Отец рано умер, и мальчик обучался в этом заведении на казённый счет.
В 1896 г. Кустодиев поступил в петербургскую Академию художеств, где занимался у И. Е. Репина. Ему было доверено участие в работе над репинской картиной «Заседание Государственного совета»: молодой художник выполнял для неё этюды с натуры. Кустодиева ожидала слава блестящего портретиста, но, сделав ряд истинных образцов в этом жанре, он избрал другой путь.
Борис Михайлович видел своё призвание в создании живописи, в которой максимально выразились бы русская жизнь и русская душа. Одной из лучших ранних работ Кустодиева стала «Ярмарка» (1906 г.). Особую монументальность народный идеал обрёл в образах кустодиевских купчих — они предстают своего рода русскими богинями, торжествующими над миром и вобравшими все его краски («Красавица», 1915 г.; «Купчиха за чаем», 1918 г., и др.).
В 10-х гг. XX в. к художнику пришло признание. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Долгие месяцы провёл в больнице; тогда были задуманы многие его будущие картины.
Благодаря феноменальной зрительной памяти делал массу эскизов. А вскоре создал «Масленицу» (1916 г.), с её удивительной стереоскопичностью, панорамностью охвата пространства. Художник много работал и над эскизами декораций, костюмов для театральных постановок.
Однажды к нему в мастерскую пришёл Ф. И. Шаляпин. Портрет великого русского певца (1922 г.) стал последним значительным произведением Кустодиева.
«Масленица» - радует глаз светом морозного солнечного утра. От хрустящего холода все окутано розовым туманом. Летящие праздничные тройки появляются то тут, то там. Музыка к картине: «Февраль. Масленица» из «Времен года» П.Чайковского .В этом произведении быстрый темп и «взбрыкивающий» характер. В средней части можно услышать звон колокольчика.
Музыка к картине Ф.А.Васильева «Мокрый луг (1872)»
Будучи художником из круга Алексея Саврасова, Васильев трогательно и лирично воспевал природу родного края. Картины Федора Васильева сохраняют для потомков собирательный образ родной природы. Такая короткая жизнь! Да, жизнь художника Федора Васильева была действительно очень короткой: он прожил всего двадцать три года. Но еще меньше было отведено ему на творчество - всего пять лет. Однако творческое наследие художника позволяет восхищаться его проникновенностью и глубиной. Васильев родился неподалеку от Петербурга, в маленьком городке Гатчина 10 февраля 1850 года. Отец его был мелким почтовым чиновником. У Федора рано проявилась способность рисовать. Это увлечение, впоследствии определило его судьбу. С двенадцати лет Федор Васильев был вынужден пойти на службу в почтовое ведомство, на Главпочтамт. Однако проработал там недолго, бросил службу и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Кроме Соколова на творческое становление художника оказали влияние такие мастера живописи как Иван Николаевич Крамской и Иван Иванович Шишкин, преподававшие в рисовальной школе. Оба они принадлежали к течению передвижников, покинувших стены Академии Художеств из-за несогласия с традициями и взглядами на искусство, сложившимися в академической школе. Именно благодаря этому и была открыта Рисовальная школа, среди основателей которой числились Крамской и Шишкин. Два пейзажиста: история дружбы Шишкин был не только преподавателем у Васильева, а вскоре после знакомства стал дружен с его семьей, в которой еще было два брата и сестра Евгения. Позже И. И. Шишкин породнился с Васильевым: его жена Федору Васильеву приходилась родной сестрой. И. И. Шишкин много времени уделял Федору, приобщая его к пейзажной живописи. Одним из важных событий в судьбе Васильева стала поездка с Шишкиным на Валаам. Поездка на этюды состоялась летом 1867 года, а в следующем году Шишкин провел лето вместе с семьей Федора Васильева в Константиновке. Именно благодаря Ивану Ивановичу Шишкину Васильев научился наблюдать природу и различать в ней малейшие детали и нюансы. Именно с тех пор в душе юного художника сложилось лирическое восприятие русской земли, особое умение становиться с окружающим миром одним целым.
Именно Иван Иванович Шишкин с Иваном Николаевичем Крамским и писателем Григоровичем после смерти Федора Васильева организовали его посмертную выставку. Все картины с этой выставки были раскуплены. Известно, что сам Павел Третьяков, основатель и хозяин галереи живописи, известной нам сейчас как Третьяковская галерея в Москве, купил сразу восемнадцать полотен. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть - Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста.
Строгая по композиции картина Ф.А.Васильева «Мокрый луг » поражает свежестью, глубиной и богатой внутренней градацией цвета. Омытый дождём мокрый луг под огромным небом, тучи, несколько деревьев вдали и бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Все в картине полно движения, все живет и дышит, особенно небо с его кипением, с его игрой света и космической бесконечностью. Музыка должна быть тревожной. Мне кажется, что близка по характеру пьеса П.Чайковского «Август» из «Времен года», музыка, в которой порывистая, тревожная и напевная. Пьеса подходит картине, так как она загадочная, достаточно быстрая.
Какая музыка подходит картине Р.Романова «Весна»
Роман Романов, художник-пейзажист, родился в 1966 году. Детство провел в Кемерово. Обучался в Казанском художественном училище. Позже получил высшее техническое образование, а краски и кисти пришлось забросить. В течение почти 10 лет проработал в сфере промышленного дизайна. Неуемную творческую энергию художник Романов Роман выражал в автодизайне. Это были тяжелые времена упадка отечественной промышленности, и дизайнеры работали над разработкой логотипов или эмблем. Сам художник считает это время «временем, данным на подготовку к поиску новых средств самовыражения». Возможно, именно эти 10 лет послужили отправной точкой в его творческом пути.
Так или иначе, но с 2000 года Роман Романов - художник от Бога - не выпускает из рук когда-то заброшенные кисти. Сейчас он продолжает свой творческий путь в Санкт-Петербурге. Является Членом Профессионального Союза Художников. Картины о любви На самом деле, именно о любви его картины. О любви к природе, которую невозможно выразить обычными словами. Чувства художника находят выход и выливаются на полотна, в них отражаются. Каждая картина – это окно, через которое открывается природа, прекрасная и удивительная во всем своем многообразии. Если на холсте изображен зимний пейзаж, то невольно начинаешь прислушиваться, не хрустнет ли где-нибудь ветка, сломившаяся от тяжести снега; начинает казаться, что на плечи бесцеремонно падают снежинки, а морозный ветер сгоняет их, журя за невоспитанность.
Едва проснувшись, весенний ручеек громко и радостно сообщает зрителю о приходе весны, а летняя зеленая трава приглашает пробежаться по ней босиком. Роман Романов, художник-пейзажист, сам не раз писал, что не делится впечатлениями от увиденного, а открывает окно, через которое зритель может насладиться свежестью зимнего леса, ощутить теплый запах преющей листвы осенью, услышать, как шумит летом лес. Секреты его работ Уверенность в каждом взмахе кистью, в каждом мазке – вот что бросается в глаза при виде работ Романа. Именно это придает каждому элементу пейзажа такую динамичность, а также мастерство, с каким пишет Роман Романов, художник. Картины он пишет исключительно масляными красками. Но особый эффект «живости» картины достигается благодаря уникальной технике накладывания красок. Здесь нет четких линий или резких переходов. Кажется, что широкая кисть плывет по слою краски, поэтому нет разводов. Многие детали сделаны одним мазком. Благодаря эффекту размытости и плавности переходов от одного оттенка цвета к другому пейзажи выглядят «живыми». Использование пастельных и мягких тонов красок позволяет сгладить цветовые переходы. В картинах Романова природа не замирает, а продолжает жить – шелестеть листвой, шуметь ручейком и хрустеть ветвями деревьев.
Глядя на эту завораживающую картину начала бурной весны, слышится произведение П.И. Чайковского «Подснежник».
Пьеса «Подснежник» П.И.Чайковского, написана в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. Музыка пьесы «Апрель. Подснежник» настолько правдива, что мы зрительно представляем таяние снега, лучи солнца, щебет птиц и появление маленького цветочка – подснежника. Наша душа поет вместе с замечательной музыкой Чайковского и наполняется мечтами и надеждами вместе с пробуждающейся и ликующей природой.
Музыка к картине А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Известный художник Архип Куинджи родился в бедной семье: его отец был сапожником. Когда мальчик был еще маленьким, его отец скоропостижно скончался, и без того живущая очень скромно семья стала еле-еле сводить концы с концами. Он получил весьма некачественное образование, и был обречен заниматься тяжелым трудом, чтобы спасти себя и свою семью. Но душа Архипа бредила рисованием: он хотел стать художником.
. 2. История создания произведения
Архип специально поехал в Феодосию, где устроился в помощники к своему кумиру Айвазовскому. И хотя великий художник не подпускал его к полотнам, а разрешал лишь толочь краски, юный Архип наблюдал за манерой письма Айвазовского, подсматривал его художественные уловки, идеи и ходы. Спустя много лет уже в своем творчестве он часто опирался на усвоенные уроки. Многие критики отмечали схожие черты в работах Айвазовского и морских пейзажах Куинджи. Самой Айвазовской картиной Куинджи считают полотно «Лунная ночь на Днепре».»
. 3. Описание произведения, как на экскурсии
На картине представлено огромное пространство, уходящее вдаль. Большое поле рассекает река, которая буквально соединяется воедино с почерневшим небом у горизонта. Вверху различимы несколько рядов легчайших облаков. Сквозь них виднеется тонкий просвет Луны. Небесное светило преобразует реку, дома и дорожки у берега.
Луна красиво отражается в воде Днепра. Создается впечатление, что река специально подсвеченная искусственным светом.
Небо на небольшом по размеру полотне выглядит великим и бескрайним, будто уходящим за границы рамы. Луна имеет особый синий оттенок, который дарует ее свечению яркость и в то же время необычайную глубину. А необычное соединение оттенков синего и серебряного делает свет, идущий от Луны, еще магическим.
4. Описание предполагаемой музыки.
«Лунная соната» Людвиг Ван Бетховена
У произведения - медленный музыкальный темп. Музыка медленная и довольно скорбная, её ритмическое движение несколько однообразно, что не очень соответствует музыке Бетховена. Но басовые аккорды, мелодия и ритм удивительным образом создают живую гармонию звуков, которые так завораживают любого слушателя и напоминают о волшебном лунном свете.
https://music.yandex.ru/album/370529/track/3464879?from=serp
5.Вывод.
Я думаю, что это музыкальное произведение очень хорошо подходит к данной картине.
Приложение 1.
Сравнение воображаемой музыки к картинам Левитана и Рылова
Задание: Сравнить воображаемую музыку к картинам
1. Опишите то, что вы видите на картине, ее настроение, как художник выразил свой замысел
2.Какой должна быть музыка к этим картинам
(мелодия, лад…)
3.Возможно, это известные произведения?
4. Сделайте выводы
И.Левитан «У омута»
Н.Рылов «В голубом просторе»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.