Успешная адаптация
Оценка 4.9

Успешная адаптация

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
социальная работа
10 кл—11 кл +1
15.06.2020
Успешная адаптация
Адаптация студентов при поступлении в колледж
Успешная социальная адаптация.docx

Успешная социальная адаптация – залог здоровья и учебы

Шумилина Ирина Алексеевна

педагог-психолог

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области  «Орловский технический колледж»

schumilinа45@yandex.ru

Аннотация:

Статья посвящена проблеме адаптации студентов первого года обучения и влияние адаптации на психологическое здоровье, и учебу первокурсников.

 

Каждый из нас проходит процесс адаптации. Среда, в которой мы все находимся, уникальная и не всегда понятная. Поэтому важно уметь адаптироваться к ней и чувствовать себя в «своей тарелке». На каждого человека влияют среда обитания и, конечно же, группы людей, в которых он находится. Часто во всем этом - личность теряется и ей тяжело «вписываться» в нормальную, повседневную жизнь. Социальная адаптация – важный этап для каждого человека.

Одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения  является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.

Во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы - студенчества, но далеко не всеми студентами осознается значимость данной социальной роли.

Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе, но в большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателями и т.д.

В-третьих, обучение имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением, оставляя в стороне ценностные аспекты человеческой деятельности. Кроме того, процесс социально-психологической адаптации осложняется такими факторами, как наличие большого количества свободного времени, не контролируемого ни преподавателями, ни родителями; возможность самостоятельно выбирать и посещать спецкурсы (по выбору); «пестрота» и многоплановость студенческой жизни и т.д [4, c.240]

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности.

Дезадаптация же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья

Адаптация (от лат. adaptare — приспособлять),  в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Психологический аспект - адаптация (частично перекрывается понятием адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества, общественной группе, трудовому коллективу, семье. Основные проявления социальной адаптации. - взаимодействие человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной адаптации являются общее образование и воспитании, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в учебном заведении: социологический, психологический и педагогический. [9, c.55-64]

К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он закончил.

Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, направленность, личностный адаптационный потенциал, положение в группе.

 Педагогический блок факторов влияния на адаптацию включает в себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу, ТСО и др.

Любое обучение является делом не из легких. Это связано с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера.

Общие трудности возникают для студентов младших курсов, например, стрессовые состояния, возникающие у выпускников школ в связи с переходом к другой форме деятельности .

Выпускники школ с первых дней окунаются в совсем другую, не знакомую им жизнь. И для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения.

По результатам исследования, направленного на выявление основных трудностей, с которыми сталкиваются студенты первых курсов, можно назвать  следующие самые значительные проблемы первых месяцев обучения:

·                     заметно возросший объем учебной нагрузки;

·                     сложность усвоения новых учебных дисциплин;

·                     сложности в отношениях с товарищами по учебе;

·                     выстраивание новой системы отношений с преподавателями.

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Попова Т.И. выделяет в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной группы, в которую он входит, к новой для него социокультурной среде учебного заведения следующие стадии:

·        начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды учебного заведения и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

·        стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

·        аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социокультурной средой;

·        ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [6, c.23]

Весь коллектив учебного заведения должны нести ответственность и быть очень внимательным ко всем обучающимся, но особенно к студентам первого года обучения. Большую работу необходимо вести педагогу – психолог.

Из своей практики хочу поделиться интересными идеями по адаптации студентов нового набора.

Перед началом учебного года каждое учебное заведение проходит «приемку» на соответствие предоставления образовательных услуг. Главная задача – материальная база, благоустройство территории, устройств передачи экстренных сообщений, наличие приказов, журналов, инструкций, результаты технических отчетов по электроизмерительным работам в электроустановках и другие вопросы, связанные с безопасностью учебно-воспитательного и производственного процессов в учреждении  и еще много пунктов.

Коллектив учреждения старается создать благоприятную обстановку  встречая своих студентов. Эмоциональный настрой (улыбки, «блеск в глазах», добрые приятные слова и др.) – один из важных пунктов на которые реагируют студенты и их родители. Суета педагогов (все успеть) приводит к нервозности и приходящих.

Педагог как артист, только вместо сцены у него аудитория. Умение перевоплощаться, не выставлять напоказ домашние проблемы, ко всем обучающимся относиться с уважением вот, что должен уметь настоящий Учитель.

Об этом много пишут в учебниках по педагогике. И именно по этому, сейчас обратили большое внимание на то, что каждый преподаватель должен иметь именно педагогическое образование. Знать педагогику, психологию детей и подростков.

Важно, именно впервые дни как можно больше интересоваться как «живет» и «что чувствует» первокурсник. Задавать вопросы,  касающиеся не только учебной деятельности, но и жизнью вне учреждения. «Как спалось, что покушал, с кем подружился?»  - простые вопросы, но именно они помогают первокурснику понять, что он не одинок и он всегда может найти поддержку у старших. Важно это делать не публично и не на бегу.

После школьной формы многие подростки пытаются найти свой стиль и «дозволенность» в одежде. И здесь тоже надо быть осторожными, делая замечания. Лучше провести со студентами час общения, просмотреть видиоролики или дать подготовить материал именно таким «ярким» студентам.

Сплочение коллектива – одно из составляющих в педагогике. Существует масса тренингов на сплочение и понимание друг друга. Классные руководители вместе с педагогом-психологом должны проводить  большую работу именно в этом направлении. Совместная деятельность: участие в художественной самодеятельности, спортивные и трудовые  мероприятия, сплачивает ребят, заставляет поддерживать и переживать друг за друга.[5, c.14-17]

Выявление положительного лидера в группе, массовика затейника хороших дел – так же имеет большое значение.

Найти индивидуальный подход к каждому подростку даст возможность пройти адаптационный процесс за небольшое время.

Конечно, так должно выглядеть в идеале, но сегодняшнее поколение «подвязано» на интернете и смартфонах. Круг общения сужен до минимума. Друзей у многих просто нет. Свое эмоциональное состояние они определяют «аватаркой», «лайками» и заметками. И педагогам, чтобы понять, чем наполнен внутренний мир подростка приходится также заходить в социальные сети. И как бы небанально это звучало, подсматривать за подопечным через его призму восприятия мира.

Адаптация подростков в новой для них среде, где нет такого строгого контроля родителей, как это было раньше, самостоятельная жизнь вне дома важный момент для подростка. Грамотность, профессионализм, порядочность, доброта и понимание педагога дадут хороший результат при совместной деятельности родителей и подростка. Частое общение с родителями не только с жалобами на ребенка, а в большей части похвалой за любые мелочи, помогут достичь понимания со всех сторон.

В различных источниках предлагается много методического материала, рекомендаций, советов  для педагогов, родителей и подростков по адаптации. Это дает возможность подобрать нужные действия для дальнейшей социализации первокурсников. Работа кропотливая, но она дает свои положительные результаты.

Мы рассмотрели одну из важнейших проблем современного общества социальная адаптация. Профессия педагога была и будет всегда. Сложный и кропотливый труд давать знания и оберегать здоровье своих учеников. И какими темпами бы не шел научно-технический прогресс, никакая машина не заменит нам живого человека. Ведь человек – это уникальное творение природы, который, помимо бесценных знаний, приобретенных в процессе социализации, обладает тем, чем никогда не может обладать машина – сердцем. Сердцем, которое будет дарить радость, поддержку, теплоту, понимание. Сердцем, глубины которого еще не исследованы до конца. Сердцем, которое поднимет наше общество на недосягаемую ступень развития. И все это человек! Однако, чтобы человек, осуществил это, ему необходимо помочь. И помочь на ранних стадиях формирования адекватной личности. И не просто помочь, а сделать это квалифицированно. А значит, наше общество будет здоровым и грамотным.

 

Список литературы

 

1.     Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24. - С. 8-14.

2.      Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

3.      Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 83. - С. 99-108.

4.     Богачкина, Н. А. Педагогика и психология / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2009. - 240 c.

5.     Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №5. - С.14-17.

6.     Попова Т.И. Самосовершенствование. Психология. М, 2013 – 23c/

7.     Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Методы и приложения /

8.     Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 2015.  

9.     Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 2014. - С. 55-64.

10. Цветаев В.М. Управление персоналом / В.М. Цветаев. - М.: СПб: Питер, 2015. - 192 c.

11. Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. канд. дис. - Иркутск, 2015. - 24 с.


 

12.

Успешная социальная адаптация – залог здоровья и учебы

Успешная социальная адаптация – залог здоровья и учебы

В-третьих, обучение имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением, оставляя в стороне ценностные аспекты человеческой деятельности

В-третьих, обучение имеет более выраженную прагматическую направленность по сравнению со школьным обучением, оставляя в стороне ценностные аспекты человеческой деятельности

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в учебном заведении: социологический, психологический и педагогический

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в учебном заведении: социологический, психологический и педагогический

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т

Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т

Перед началом учебного года каждое учебное заведение проходит «приемку» на соответствие предоставления образовательных услуг

Перед началом учебного года каждое учебное заведение проходит «приемку» на соответствие предоставления образовательных услуг

Сплочение коллектива – одно из составляющих в педагогике

Сплочение коллектива – одно из составляющих в педагогике

Работа кропотливая, но она дает свои положительные результаты

Работа кропотливая, но она дает свои положительные результаты

Богачкина, Н. А. Педагогика и психология /

Богачкина, Н. А. Педагогика и психология /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020