Успешная социализация детей с ОВЗ
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Социализация - это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация детей с ОВЗ представляет собой острую актуальную проблему. Ребенок с проблемами в развитии нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности - лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и ограниченности практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности.
На современном этапе решение проблем помощи детям с ОВЗ, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», а также реализации государственной программы «Доступная среда», целью которой является социализация людей с ОВЗ.
Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении. Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в малой мобильности, ограниченности контактов со сверстниками и взрослыми, в недостаточном общении с природой.
Социализация детей с ОВЗ достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
Педагогам необходимо грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:
- учитывать характеристику развития ребенка до коррекционного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса;
- целенаправленно воспитывать ребенка с ОВЗ как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
- принимать ребенка, как активного равноправного соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственную логику поведения;
- вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальных качеств, необходимых для вхождения в сложный мир социальных отношений;
- опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;
- разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям.
При работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является лепка из солёного теста.
Лепка из теста — это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, освободиться от комплекса, переживаний, быть самим собой. Лепя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Лепка предполагает использование различных приёмов и техник в работе с тестом, поэтому все работы не должны ограничиваться обычным тестом, постоянно необходимо что-то дополнять, экспериментировать, включая в процесс работы и бросовый материал.
Условия успешного проведения кружка – лепки из теста.
Техника лепки и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании своих работ, любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания, и результат.
Приёмы техники лепки могут быть как традиционные, так и нетрадиционными. Новые способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Ребенок получает необычный опыт, при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В такой работе присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Во время работы нетрадиционными методами лепки у детей снижается психоэмоциональное напряжение, агрессивность, гиперактивность, тревожность.
Такие занятия не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Во время работы осуществляется индивидуальный подход к детям, позволяя учитывать их желания, интерес. А также позволяет выявить нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество.
Краткое описание доклада.
Социализация детей с ОВЗ представляет собой острую актуальную проблему. Ребенок с проблемами в развитии нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.
Дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при изучении языка, чтения, выработке различных навыков и умений, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.