«Успешное чтение» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их творческих способностей"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
чтение
4 кл
04.01.2018
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать этому явлению, исходя из своего понимания роли чтения в общественном развитии.мотивационным инструментом образовательного процесса.
Цель проекта - приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формирования нового имиджа чтения:
• как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;
• как основы успешности процесса обучения в школе;
• как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
• как способа получения удовольствия в духовной сфере.
Проект «Успешное чтение».docx
Ратенкова М.А, учитель начальных классов, МАОУ «СП № 1»
Проект «Успешное чтение» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их
творческих способностей
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального
внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской
культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях
информационного общества. В настоящее время общепризнанным является факт, что
снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой
тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает
меры с целью противодействовать этому явлению, исходя из своего понимания роли
чтения в общественном развитии.
Можно наблюдать становление нового культурного типа личности читателя
школьника. Он знает и умеет зачастую то, что непонятно и недоступно его учителям и
родителям, ценности его существенно отличаются от ценностей старших. Он постоянно
испытывает на себе такой шквал социального и педагогического воздействия, что
самозащита оказывается единственным способом выживания. Он вынужден быть
прагматичен, чтобы быть современным. Но эту прагматичность можно использовать во
благо.
Чем же характеризуются дети «слабые читатели» сейчас? Прежде всего, тем,
что им скучно и утомительно читать. Хотя они и умеют читать, многие из них делают это
только в силу острой необходимости. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и
трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.
Смещение культурных ценностей ведет к тому, что многие хрестоматийные цитаты далеко
не всегда воспринимаются современным подростком. Молодому поколению становится
все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это становится
одной из наиболее актуальных проблем гуманитарного образования и является весьма
серьезным препятствием в приобщении к чтению современных школьников. В качестве
основных причин затруднений при чтении современных учащихся выделяют
недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный
словарный запас, трудности психофизиологического характера, неразвитое воображение.
Российский опыт приобщения к чтению имеет богатые традиции и реализуется в
различных формах, включая инициативы государственного, профессионального и
общественного характера.
Идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению
современных школьников. Одним из таких путей стал проект «Успешное чтение»,
который реализуется в МАОУ «СП № 1» с 2015 года. Именно он может стать
мотивационным инструментом образовательного процесса.
Цель проекта приобщение детей, подростков и молодежи к чтению за счет формирования
нового имиджа чтения:
как образовательной программы «длиной во всю жизнь»;
как основы успешности процесса обучения в школе; как средства самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;
как способа получения удовольствия в духовной сфере.
С точки зрения авторов проекта, новому читателю импонируют требования и
возможности открытого чтения.
Методика проекта «Хорошее время читать»
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».
Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится
предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для
ребенка форме (жетонбук для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся
позитивным подкрепляющим стимулом в отношении чтения. Элемент соревнования
(больше жетонов больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую
активность на протяжении продолжительного времени. ПООЩРЕНИЕ детского чтения на
первых этапах становления читателя может успешно способствовать формированию его
интереса и увлеченности чтением.
Возможно, что (на первых порах) читая даже только ради «подарка», участия в
лотерее ребенок постепенно привыкнет читать, и будет читать в дальнейшем ради самого
удовольствия от встречи с удивительным миром книги. А если он уже испытывает
удовольствие и необходимость в чтении, то тем более, почему бы его не поощрить за то,
что он занимается таким хорошим и нужным делом.
Задачи проекта «Хорошее время читать»:
формирование литературного вкуса за счет художественного уровня предлагаемых
произведений;
освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту
произведений);
создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст до 4
класса включительно. Целесообразно использование методики в организации занятий
внеклассного и дополнительного чтения или как направление воспитательной работы в
класс. Проект является формой дополнительного образования, реализуется через
самостоятельную индивидуальную работу школьников.
Описание реализации методики:
1 .Детям предлагается «Портфель читателя»: список из 10 книг и перечень различных
заданий на выбор.
2. Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с
номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной
книге. З. По завершении определенного этапа проводится выставка «портфелей» и награждение
лучших читателей, «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные
номера). Примечание: лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.
Что делают дети:
Читают книги.
В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в
«отчетном листе» (1 задание на 1 книгу).
отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук»,
оформляют «портфели»;
участвуют в выставке «портфелей»;
участвуют в лотерее.
Кроме означенных программ, в проекте есть ресурсы для преподавателей
практически всех школьных дисциплин, которые можно так или иначе связать с
приобщением детей к чтению. Безусловно, основная ответственность ложиться на
преподавателей литературы, но и другие учителя могут принять участие в реализации
проекта. В конечном итоге, все мы ответственны за наших детей.
READ & ART программа для учителей музыки, изобразительного искусства,
трудового обучения и, конечно, преподавателей начальных классов;
ШКОЛА РЕКЛАМЫ КНИГИ для преподавателей информатики;
9 ТЕКСТОВ для самообразования для преподавателей истории и обществознания;
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ для учителей начальной школы.
«Успешное чтение» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их творческих способностей"
«Успешное чтение» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их творческих способностей"
«Успешное чтение» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их творческих способностей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.