УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?
Оценка 4.8

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?

Оценка 4.8
doc
08.05.2020
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?
Устное народное творчество.doc

Устное народное творчество.
Что такое фольклор?

Цель: познакомить детей с понятием фольклор.

 

Ход занятия

Беседа.

Учитель. Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.

Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Дореволюционные исследователи говорили еще «живая старина», «народная словесность», «народная поэзия».

– Какие три слова дают характеристику фольклору?

– Правильно – устное, народное и творчество.

Из уст в уста передается народное творчество. Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Конечно, текст можно записать на бумагу, на магнитофонную ленту, а исполнение запечатлеть на кинопленку. Но что получится в результате? Примерно то же самое, что дают фотография или кинокадр, которые зафиксировали какое-то состояние человека. А сам человек живет, меняется. Так же происходит и с фольклорным произведением.

– Давайте вспомним сказку «Мороз, Красный нос».

Учитель показывает несколько вариантов этой сказки. Дети рассказывают в разных вариантах эту сказку.

– Как видите, дети, вы рассказывали одну и ту же сказку, а получилось несколько вариантов, что-то да изменилось. Следующий сказитель передаст эту же сказку по-другому. Сказка живет сотни лет и за это время проходит через тысячи и тысячи уст.

Это относится и к былине, и к частушке, и к песне, хотя тут есть важное сдерживающее начало – ритм, напев. Поэтому и говорят: из песни слова не выкинешь. Но заменить, изменить можно.

Работа над песней. (Песня записана около ста пятидесяти лет назад в Архангельской губернии.)

Читает ученик, заранее подготовленный учителем. Учитель следит за исполнением (напевность, выразительность).

Соловеюшка премилый,

Ты везде можешь летать:

Полетай в страны веселы,

В славный город лети Ярославль.

Там взыщи-ка дружка милого,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;

Ты скажи-ка дружку милому,

От меня ты скажи низкий поклон;

Во- вторых, скажи любезному,

Про несчастьице скажи про мое.

Что великое мое несчастье:

Сашу замуж отдают.

Отдают ли то Сашеньку замуж

Не за милого за дружка,

А за старого, Сашу, старика.

Другой ученик читает песню, которую в те же годы пели в Сибири на тот же мотив:

Ты рассизенький мой голубчик,

Везде можешь летать,

Полетай-ка ты в страны чужие,

В славный город Еруслан,

Разыщи-ка, миленький, милого,

Сядь поближе ты к нему,

Сядь поближе, опустись пониже,

Жалобнешенько воспой:

Во-вторых,я, милый, повторяю

Про несчастье про твое.

Про такое про несчастье –

Дуню замуж отдают.

Отдают Дуню несчастливу

На чужу дальню сторону…

 

Учитель. Как вы считаете, песня одна или это другая песня?

– Найдите отличия.

– В первой – соловей, во второй – голубь. В Архангельской области, видимо, знают город Ярославль, а в Сибири о нем и не слыхивали: вот и спела певица «Еруслан». Она, по всей вероятности, воспроизвела эту песню на слух. А горе у девушек одно – силой отдают замуж. Сашу отдают, как это нередко было, за старика богатого, а Дуню в дальние края.

– Саша жалеет себя («Про несчастьице скажи про мое…»), а Дуня?

– Дуня своего милого жалеет («Про несчастье про твое…»).

– В первой песне: сначала привет, затем расскажи про мое несчастье.

– Во втором варианте? Прочитайте эти строчки.

Правильно, сразу идет «во-вторых» – горькая весть о предстоящей свадьбе.

Изменения тут могут быть случайными (как в любимой вашей игре «Глухой телефон»): кто-то недослышал, недопонял, и сознательными, когда исполнитель стремится применить содержание фольклорного произведения к собственной жизни.

– Что же еще характерно для фольклора?

– Правильно, повторы. Вспомните, какую песню поют ваши родители о казаках? (Если дети не знают или не помнят, подскажите им первые слова, и они непременно вспомнят эту песню, которая часто поется на Дону в семьях казаков.)

По Дону гуляет, по Дону гуляет,

По Дону гуляет казак молодой,

По Дону гуляет казак молодой,

А дева рыдает, а дева рыдает,

А дева рыдает над быстрой рекой,

А дева рыдает над быстрой рекой.

– Эта песня легко поется.

– Почему?

– Правильно. Потому, что даже первый раз услышав эту песню, ее можно петь с хором, всего-то две строчки надо и запомнить, идут повторы.

– А вот послушайте детский стишок, и вы его запомните с одного раза, потому что в нем идут повторы:

Чикалка да брикалка,

Колотилка, стукалка,

Колотилка, стукалка,

А поддавалка, дергалка,

Чикала да брикала,

Колотила, стукала,

Колотила, стукала,

А поддавала, дергала!

– И смысла особого нет, а все понятно. Из восьми строк следует запомнить лишь четыре первых. Потом и думать не надо: чикалка – чикала, брикалка – брикала.

– В произведениях устного народного творчества повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На повторении строятся и былины. Помните былину «Садко»?

– Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Ученик читает отрывок из былины «Садко».

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои за утехи за великия,

За твою-то игру нежную:

Аль бессчетной золотой казной?

А ты ступай во Новгород

И ударь о велик заклад,

Заложи свою буйну голову,

И выряжай с прочих купцов

Лавки товара красного,

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,

И поди – свяжи шелковый невод,

И приезжай ловить в Ильмень-озеро:

Дам три рыбины – золоты перья.

Тогда ты, Садко, счастлив будешь.

Учитель. Во всех жанрах фольклора встречаются так называемые общие, или типические, места. В сказках – быстрое движение коня: « Конь бежит – земля дрожит».

– Мы только что с вами читали былину. Какие общие слова мы встретили?

– «Только видели доброго молодца сядучи, как не видели доброго молодца поедучи» (т. е. видели, как он садился, а как ехал, уже разглядеть не успели). «Вежество» (вежливость, воспитанность) богатыря всегда выражается формулой: «Крест-то он клал по-писаному, да поклоны-то вел по-ученому».

– А какие вы знаете общие слова в сказках?

– «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

– В песне девушка всегда белолица и румяна: «Дуня бела, румяна, полюбила Ивана».

– А вот формула поведения, которая тоже часто повторяется в песнях, сказках и былинах: «Встань передо мной, как лист перед травой!»

– Повторяются определения: поле чистое, трава зеленая, море синее, месяц ясный, земля сыра, палаты белокаменные, молодец добрый, девица красная.

С в е д е н и я   д л я   у ч и т е л я.

Есть в фольклоре жанры продуктивные, т. е. такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В ХХ веке в числе таких жанров частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Новых народных сказок не появляется, а старые по-прежнему рассказывают. Поют и многие старые песни – лирические, свадебные, обрядовые. А вот былины, когда-то имевшие значение исторического документа, и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у.

– Как называются в литературе слова, которые определяют, поясняют, характеризуют какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета?

С п р а в к а   д л я   у ч и т е л я.

Слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета – эпитет (от греческого epitheton – приложение).

Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и приносит свое значение, свои признаки.

Н а п р и м е р: трава зеленая, море синее, молодец добрый, красна девица и т. д.

Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: «бродяга-ветер», прилагательное – например: «деревянные часы», наречие или деепричастие: «ты жадно глядишь» или «самолеты несутся, сверкая».

В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного произведения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава.

Домашнее задание. Прочитайте былину «Садко». Постарайтесь подражать певцу, который плавно поет ее под гусли.

Подумайте, какой фольклор можно назвать письменным? Подсказка: вы часто и сейчас пользуетесь им, показываете по секрету подружкам, другу.


Устное народное творчество.

Устное народное творчество.

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;

Дону в семьях казаков.) По Дону гуляет, по

Дону в семьях казаков.) По Дону гуляет, по

Дам три рыбины – золоты перья.

Дам три рыбины – золоты перья.

В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного произведения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава

В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного произведения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2020