УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?

  • doc
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Устное народное творчество.doc

Устное народное творчество.
Что такое фольклор?

Цель: познакомить детей с понятием фольклор.

 

Ход занятия

Беседа.

Учитель. Вместо слов «устное народное творчество» иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.

Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество. Дореволюционные исследователи говорили еще «живая старина», «народная словесность», «народная поэзия».

– Какие три слова дают характеристику фольклору?

– Правильно – устное, народное и творчество.

Из уст в уста передается народное творчество. Произведение фольклора существует только тогда, когда слушатель находится рядом. Конечно, текст можно записать на бумагу, на магнитофонную ленту, а исполнение запечатлеть на кинопленку. Но что получится в результате? Примерно то же самое, что дают фотография или кинокадр, которые зафиксировали какое-то состояние человека. А сам человек живет, меняется. Так же происходит и с фольклорным произведением.

– Давайте вспомним сказку «Мороз, Красный нос».

Учитель показывает несколько вариантов этой сказки. Дети рассказывают в разных вариантах эту сказку.

– Как видите, дети, вы рассказывали одну и ту же сказку, а получилось несколько вариантов, что-то да изменилось. Следующий сказитель передаст эту же сказку по-другому. Сказка живет сотни лет и за это время проходит через тысячи и тысячи уст.

Это относится и к былине, и к частушке, и к песне, хотя тут есть важное сдерживающее начало – ритм, напев. Поэтому и говорят: из песни слова не выкинешь. Но заменить, изменить можно.

Работа над песней. (Песня записана около ста пятидесяти лет назад в Архангельской губернии.)

Читает ученик, заранее подготовленный учителем. Учитель следит за исполнением (напевность, выразительность).

Соловеюшка премилый,

Ты везде можешь летать:

Полетай в страны веселы,

В славный город лети Ярославль.

Там взыщи-ка дружка милого,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;

Ты скажи-ка дружку милому,

От меня ты скажи низкий поклон;

Во- вторых, скажи любезному,

Про несчастьице скажи про мое.

Что великое мое несчастье:

Сашу замуж отдают.

Отдают ли то Сашеньку замуж

Не за милого за дружка,

А за старого, Сашу, старика.

Другой ученик читает песню, которую в те же годы пели в Сибири на тот же мотив:

Ты рассизенький мой голубчик,

Везде можешь летать,

Полетай-ка ты в страны чужие,

В славный город Еруслан,

Разыщи-ка, миленький, милого,

Сядь поближе ты к нему,

Сядь поближе, опустись пониже,

Жалобнешенько воспой:

Во-вторых,я, милый, повторяю

Про несчастье про твое.

Про такое про несчастье –

Дуню замуж отдают.

Отдают Дуню несчастливу

На чужу дальню сторону…

 

Учитель. Как вы считаете, песня одна или это другая песня?

– Найдите отличия.

– В первой – соловей, во второй – голубь. В Архангельской области, видимо, знают город Ярославль, а в Сибири о нем и не слыхивали: вот и спела певица «Еруслан». Она, по всей вероятности, воспроизвела эту песню на слух. А горе у девушек одно – силой отдают замуж. Сашу отдают, как это нередко было, за старика богатого, а Дуню в дальние края.

– Саша жалеет себя («Про несчастьице скажи про мое…»), а Дуня?

– Дуня своего милого жалеет («Про несчастье про твое…»).

– В первой песне: сначала привет, затем расскажи про мое несчастье.

– Во втором варианте? Прочитайте эти строчки.

Правильно, сразу идет «во-вторых» – горькая весть о предстоящей свадьбе.

Изменения тут могут быть случайными (как в любимой вашей игре «Глухой телефон»): кто-то недослышал, недопонял, и сознательными, когда исполнитель стремится применить содержание фольклорного произведения к собственной жизни.

– Что же еще характерно для фольклора?

– Правильно, повторы. Вспомните, какую песню поют ваши родители о казаках? (Если дети не знают или не помнят, подскажите им первые слова, и они непременно вспомнят эту песню, которая часто поется на Дону в семьях казаков.)

По Дону гуляет, по Дону гуляет,

По Дону гуляет казак молодой,

По Дону гуляет казак молодой,

А дева рыдает, а дева рыдает,

А дева рыдает над быстрой рекой,

А дева рыдает над быстрой рекой.

– Эта песня легко поется.

– Почему?

– Правильно. Потому, что даже первый раз услышав эту песню, ее можно петь с хором, всего-то две строчки надо и запомнить, идут повторы.

– А вот послушайте детский стишок, и вы его запомните с одного раза, потому что в нем идут повторы:

Чикалка да брикалка,

Колотилка, стукалка,

Колотилка, стукалка,

А поддавалка, дергалка,

Чикала да брикала,

Колотила, стукала,

Колотила, стукала,

А поддавала, дергала!

– И смысла особого нет, а все понятно. Из восьми строк следует запомнить лишь четыре первых. Потом и думать не надо: чикалка – чикала, брикалка – брикала.

– В произведениях устного народного творчества повторяются не только слова и фразы, но и целые эпизоды. На повторении строятся и былины. Помните былину «Садко»?

– Садко прекрасно играет на гуслях, так, что своей игрой поражает царя морского и получает от него помощь и совет, как разбогатеть. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.

Ученик читает отрывок из былины «Садко».

Не знаю, чем буде тебя пожаловать

За твои за утехи за великия,

За твою-то игру нежную:

Аль бессчетной золотой казной?

А ты ступай во Новгород

И ударь о велик заклад,

Заложи свою буйну голову,

И выряжай с прочих купцов

Лавки товара красного,

И спорь, что в Ильмень-озере

Есть рыба – золоты перья.

Как ударишь о велик заклад,

И поди – свяжи шелковый невод,

И приезжай ловить в Ильмень-озеро:

Дам три рыбины – золоты перья.

Тогда ты, Садко, счастлив будешь.

Учитель. Во всех жанрах фольклора встречаются так называемые общие, или типические, места. В сказках – быстрое движение коня: « Конь бежит – земля дрожит».

– Мы только что с вами читали былину. Какие общие слова мы встретили?

– «Только видели доброго молодца сядучи, как не видели доброго молодца поедучи» (т. е. видели, как он садился, а как ехал, уже разглядеть не успели). «Вежество» (вежливость, воспитанность) богатыря всегда выражается формулой: «Крест-то он клал по-писаному, да поклоны-то вел по-ученому».

– А какие вы знаете общие слова в сказках?

– «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

– В песне девушка всегда белолица и румяна: «Дуня бела, румяна, полюбила Ивана».

– А вот формула поведения, которая тоже часто повторяется в песнях, сказках и былинах: «Встань передо мной, как лист перед травой!»

– Повторяются определения: поле чистое, трава зеленая, море синее, месяц ясный, земля сыра, палаты белокаменные, молодец добрый, девица красная.

С в е д е н и я   д л я   у ч и т е л я.

Есть в фольклоре жанры продуктивные, т. е. такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В ХХ веке в числе таких жанров частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Новых народных сказок не появляется, а старые по-прежнему рассказывают. Поют и многие старые песни – лирические, свадебные, обрядовые. А вот былины, когда-то имевшие значение исторического документа, и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у.

– Как называются в литературе слова, которые определяют, поясняют, характеризуют какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета?

С п р а в к а   д л я   у ч и т е л я.

Слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета – эпитет (от греческого epitheton – приложение).

Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и приносит свое значение, свои признаки.

Н а п р и м е р: трава зеленая, море синее, молодец добрый, красна девица и т. д.

Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное – например: «бродяга-ветер», прилагательное – например: «деревянные часы», наречие или деепричастие: «ты жадно глядишь» или «самолеты несутся, сверкая».

В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного произведения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава.

Домашнее задание. Прочитайте былину «Садко». Постарайтесь подражать певцу, который плавно поет ее под гусли.

Подумайте, какой фольклор можно назвать письменным? Подсказка: вы часто и сейчас пользуетесь им, показываете по секрету подружкам, другу.