ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО
И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
(устный журнал во втором классе)
Рулинская Антонина Фёдоровна
учитель начальных классов высшей категории
Государственное учреждение образования
«Суйковская базовая школа Витебского района»
д.Суйково, ул.Полоцкая, 9
+375(29) 711-39-39;
e-mail: shsuikowo@mail.ru
Аннотация
В методической разработке представлен материал, позволяющий детям на конкретных примерах усвоить представления о добродетелях и пороках, показаны способы постижения высших человеческих ценностей Добра, Истины, Красоты поступка с использованием интерактивных методов и эффективных приёмов обучения.
Предназначено для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня.
Цель: содействие формированию у детей нравственных ценностных ориентаций, раскрытию понятий «хорошо» и «плохо» на примере жизненных ситуаций.
Задачи: способствовать:
* развитию умения различать добро и зло, делать собственные выводы о том, как поступать в определённых ситуациях;
* развитию умения общаться и сотрудничать;
* активизации моральной и волевой сферы;
* воспитанию желания действовать и совершать добро.
Оборудование: странички устного журнала «Что такое хорошо и что такое плохо» («Труд-лень», «Неряшливость – аккуратность», «Наши поступки», «Волшебные слова»), картинки с изображением хороших и плохих поступков, воздушные шарики
Ход
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Крошка сын к
отцу пришел,
И спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Эти строчки из стихотворения В.В. Маяковского известны многим мальчикам и
девочкам, мамам и папам. [1]. А вам они известны? (Высказывания детей)
3. Сообщение темы и цели занятия
- Как думаете, о чём сегодня будем вести разговор?
- Сегодня мы с вами поговорим о том, такое хорошо и что такое плохо?
Прежде чем открыть первую страницу, вам предстоит расшифровать анаграмму РТДУ.
- Назовите слово противоположное по смыслу. (Лень).
4. Работа по теме занятия
Первая страница «ТРУД - ЛЕНЬ»
Ребёнок: Если мальчик любит труд,
тычет в книжку пальчик,
про такого пишут тут:
он хороший мальчик.
- Как можно назвать мальчика, он какой?
- Всегда ли дети трудолюбивы, опрятны?
- Предлагаем вашему вниманию сценку «Бедный Саша». [5]
Саша: Где рубашка? Где сапог?
Ведущий: Бедный Саша сбился с ног,
Ускользнул змеей ремень,
Не видать фуражки.
Умываться каждый день
Надоело Сашке.
Дети: Саша, ты подводишь класс.
Как тебе не стыдно!
Саша, ты такой лентяй!
Нам вдвойне обидно.
Ведущий: Налетели сгоряча
На него ребята.
Саша плачет в три ручья.
Саша: Мама виновата.
Дети: Хочешь, мы к тебе придем,
Вынем из кроватки.
Искупаем, застегнем,
Соберем тетрадки?
Ведущий: И услышали в ответ.
Саша: Нет! Нет! Мне не нужно больше нянь
Буду делать я все сам
Ведущий: Ходит Саша наш умыт,
В чистенькой рубашке.
Даже мама говорит:
«Не узнаешь Сашки!»
Учитель: Понравился вам Саша?
- Ребята, почему Саша ничего не делал сам?
- Кто помог Саше исправиться? Каким образом у ребят это получилось?
- Как вы считаете, что нужно делать, чтобы избавиться от лени?
Чтецы:
1. Если долго ты в постели провалялся,
Если выучить уроки не успел,
Если маме помогать ты отказался,
Значит, ленью ты серьезно заболел.
2. Ленью можно друг от друга заразиться,
Лень прилипчива, как клей или смола,
И одно лекарство только есть - трудиться,
Чтобы лень к тебе дорогу не нашла.
Учитель: О труде сложено много пословиц. Предлагаю соединить начало пословицы и её конец. Таблица 1 [2]
Сделал дело, |
лень портит. |
Труд человека кормит, |
торопись делом. |
Не спеши языком, |
гуляй смело. |
Учитель: значит, трудиться - это ХОРОШО, а лениться – ПЛОХО.
Вторая страница «Неряшливость-аккуратность»
Учитель: Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: он плохой, неряха.
Этот чистит валенки, моет сам галоши.
Он хотя и маленький, но вполне хороший.
Учитель: О каких качествах человека рассказал автор?
Сценка «Сестра и брат»
Автор: Брату младшему Степану утром говорит сестра
Сестра: Умывайся, брат!
Брат: Не стану, умывался я вчера.
Автор: Помолчал Степан немножко. Посмотрел Степан в окошко.
И сказал сестре своей
Брат: Дай покушать мне скорей.
Сестра: Что ты, как тебе не лень, братец кушать каждый день, ты недавно ел, вчера.
Автор: Ему ответила сестра.
Учитель: Ребята, почему сестра так ответила брату? (Потому что, неряшливость, неаккуратность – это плохие качества.)
Третья страничка «Наши поступки»
Чтец: Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
Это вот кричит: «Не тронь
Тех, кто меньше ростом!
Это мальчик так хорош,
Загляденье просто!
Учитель: Ребята! Кто из мальчиков поступил правильно?
Учитель: Перед вами необычное ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ, его надо украсить ленточками. На этих ленточках надписи, обозначающие хорошие и плохие поступки человека, но вам надо выбрать только ленточки с надписями, сообщающие только о хороших поступках. Таблица 2
Обидел друга. |
Защитил слабого. |
Порвал книгу. |
Проведал больного друга. |
Поссорился с мамой. |
Помог младшей сестре, другу, маме. |
Ударил котенка. |
Помог перейти дорогу старушке. |
Разрушил птичье гнездо. |
Смастерил кормушку. |
Бегал по школе. |
Помог решить задачу другу. |
Нарисовал на парте. |
Поиграл с сестрёнкой или братишкой, пока родители были заняты. |
Не выполнил домашнее задание. |
Убрал свою комнату. |
Дал списать. |
Защитил от хулиганов малыша. |
Игра «Наши поступки» (Хлопните в ладоши, если согласны с утверждением, топните ногой, если не согласны).
Учить уроки, обижать малышей, помогать друзьям, мешать кому-либо, говорить правду, обзываться, слушать учителя на уроке, драться, быть вежливым, не слушать говорящего, уважать родителей, быть обидчивым,
перебивать говорящего.
(Альтернатива: раздели ситуации, изображённые на карточках на две группы, по действиям, которые совершают персонажи). [4] (приложение рисунки).
Работа в группах с текстом В.А. Осеевой «Плохо»
Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы, прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котёнок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал. Неподалёку стояли 2 мальчика и ждали, что будет дальше…
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали, - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Задание для первой группы. Ответить на вопросы:
- Почему женщина была возмущена?
- Почему удивились мальчики?
- Что мы можем сказать об этих мальчиках?
Задание для второй группы:
- Измените концовку рассказа.
- Какой совет вы бы дали мальчикам?
- Почему люди должны совершать хорошие поступки? ( Мы должны стараться совершать больше хороших поступков, потому что мир становится богаче, добрее и лучше).
4
страница «Волшебные слова»
Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого: ... ("Спасибо")
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … "Добрый день")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: … ("Спасибо")
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … ("Здравствуйте ")
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: ... ("Прости, пожалуйста")
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: ... ("До свидания")
- Ребята, что в
общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
- От чего зависит их сила слова? (Слова, сказанные грубо, просто перестают быть
«волшебными».)
«Помоги ребятам» Решение коммуникативно-ситуативных задач.
1 ситуация: Ване задали задание подготовить выступление о животных. Он нашёл материал в библиотеке, подготовил выступление. К тому же вырезал из книг рисунки животных. Определите, что здесь хорошо, а что плохо.
( Хорошо: постарался и подготовил выступление. Плохо: испортил книгу.)
-А что бы вы сделали? (сделать рисунки животных самим, принести книгу с рисунками животных на урок и показать ребятам).
2 ситуация: Миша пришёл домой весь грязный. Он с друзьями во дворе сажал деревья и помог поливать их водой. Маме пришлось постирать Мишину одежду. Определите, что здесь хорошо, а что плохо.
(Хорошо: мальчик помог друзьям. Плохо: испачкался).
- А что же делать в этой ситуации? ( Работать чисто и аккуратно или помочь маме постирать загрязнённую одежду.)
3 ситуация: Даша любит птиц. Недавно она под деревом нашла маленького птенчика и принесла его домой. Даша решила поухаживать за ним. В этой ситуации что хорошо, а что плохо?
(Хорошо: любит птиц, хочет помочь птенчику. Плохо: нельзя птиц держать дома).
- Что бы вы посоветовали Даше?
Учитель: Как вы думаете, всегда ли возможно быть хорошим?
Мальчик радостно пошел
И решила кроха:
«Буду делать хорошо
И не буду плохо»
5. Итог «Интервью»
- О чём мы сегодня вели с вами беседу?
- Каких больше поступков мы должны стараться делать?
- Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим близким?
- Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
(Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящие радость ему и окружающим. Плохо, когда своими поступками человек огорчает других и себя).
6. Рефлексия
- Ребята, спешите делать добрые поступки, помните, что без добрых дел, нет доброго имени.
Возьмите воздушный шарик. Закройте глаза и постарайтесь поместить в него всё плохое. Надуйте шарик и отпустите. Пусть все плохое улетит, а доброе останется с вами.
А что делать, если шарика нет под рукой? Тогда надуйте щёки и медленно выдохните. Злость и раздражение уйдут, и вы успокоитесь.
Закончить наше
занятие предлагаю песней «Если добрый ты» (поэт Хайт А., композитор - Савельев Б.[6])
Дождик
босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Спасибо за хорошую работу. Все молодцы!
Литература
1. Боголюбская, М. К., Табенкина, А.Л. Хрестоматия по детской литературе : учеб пособие для пед уч.-щ / Сост. М К. Боголюбская, А.Л. Табенкина; под редакцией Е.Е.Зубаревой. – 9-е изд., перераб. - Минск : Просвещение, 1984. – 464 с.
2. Воропаева, В. С. Литературное чтение : учеб. для 2 –го кл. общеобразовательных учреждений с рус. яз. обучения : в 2 ч. / В.С.Воропаева, Т. С. Куцанова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – Ч.1. – 136 с. : ил.
3. Воспитание. Второй класс : Пособие для учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня / М. С. Осипова, С. И Козлович, Е. Д. Король, И.П. Волчок, З. М. Панасевич, Н.Н. Сачик, С.Л. Скиндер, Н.В. Коновальская; Под общ ред М.П.Осиповой. – Минск: «Интерсервис»; «Экоперспектива, 2003. – 416 с.
4. Интернет – ресурсы: https://yandex.by/images/search?text=картинки хорошие и плохие поступки
5. Интернет – ресурсы: nsportal.ru
6. http://nachshkola.ucoz.ru/publ/muzykalnaja_shkatulka/pesenki
приложение
|
хорошо или плохо |
|
разберись в поступке |
|
правильно ли поступают дети |
|
помоги перейти улицу |
|
помоги убрать квартиру |
|
можно ли разбрасывать мусор |
|
кто прав |
|
драться плохо |
|
дети сажают деревья |
|
делись |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.