лучшедома
Устный журнал "Секреты березки" 3 класс

Устный журнал "Секреты березки" 3 класс

docx
14.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Устный журнал Секреты березки.docx

Устный журнал «Секреты березки»

3 класс

 

Цели: Познакомить учащихся с произведениями поэтов-классиков и русских художников о березе.

Способствовать развитию умения подбирать изобразительно-выразительные средства при описании картин, последовательно строить работу, обобщать естественно-научные факты.

Совершенствовать речевые умения и навыки (рассказ по картине, выразительное чтение наизусть, рассуждение).

Способствовать развитию наблюдательности, умения всматриваться в художественный образ.

Создать условия для воспитания патриотизма, чувства прекрасного ,  дружелюбия и согласия с природой.

 

Оборудование: репродукции картин русских художников (А. Куинджи «Березовая роща», И. Грабарь «Февральская лазурь», А. Рылов «В лесу», И. Шишкин «Березовая роща», И. Левитан «Золотая осень»),  иллюстрации с картинками берез в разное время года, иллюстрации народных ремесел из березки, названия этапов урока, таблички-названия для групп (биологи, историки, эксперты, экологи, искусствоведы, исследователи), презентация.

 

Ход мероприятия

 

I. Организационный момент

Ребята, прочитайте строки, записанные на доске:

 

Пойми живой язык природы,

И скажешь ты: прекрасен мир!

 

Красота окружающего нас  мира составляет радость нашей жизни: она пробуждает в душах самые добрые чувства.

Послушайте мелодию (звучит музыка)

Что вы представляли себе, пока звучала мелодия?

Каждый из вас представил свой уголок природы, и он прекрасен.

Сегодня мы остановимся в изумлении перед красотой дерева, настолько привычного нам, что мы порой его не замечаем.

Писатель А.Солоухин говорил о нем так: «Нет на свете дерева более белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всем зеленом царстве нет подобного дерева, оно одно».

Кто догадался, о каком дереве идет речь?

У каждого человека есть свои секреты. Есть они и у березки. Наша задача – раскрыть их.

Готовясь к мероприятию, ребята работали в группах. Представьтесь, пожалуйста.

(Экологи, историки, эксперты, искусствоведы, биологи)

Будьте внимательны, работайте дружно, умейте слушать и слышать друг друга.

Вот она -  наша красавица. (На доске иллюстрации березки). Давайте посвятим ей стихи.

(дети читают стихи)

Итак, мы начинаем раскрывать секреты.

 

II. Первая страница «Береза – дерево-загадка»

Что же обозначает слово «береза», откуда оно пришло к нам? Обратимся к историкам.

Слово «береза» пришло к нам из древнерусского языка. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от «бер» образовалось слово «берза», а потом «береза». Кстати, название коры березы – береста – связано с тем же корнем «бер».

(учитель показывает бересту)

А теперь давайте попробуем разобраться, почему березы белые?

Если  потереть кору дерева, то на пальцах останется белый порошок, похожий на известь. Это вещество называют бетулин, он высыпается из клеток березовой коры, вот почему березы белые. Под тонкой белой коркой находится береста. На белом стволе видны поперечные черные горизонтальные полосы. Их называют чечевичками. Эти чечевички с легкостью отслаиваются.

 

А знают ли биологи, почему у березы ствол всегда прохладный?

Биологи: Белый цвет коры отражает солнечные лучи.

Вот в чем загадка этого дерева – одно оно имеет такую белую кору, и вы теперь знаете секрет.

Велики заслуги у березовой коры. Что вы об этом знаете?

 

Историки: «Русский папирус» - прозвали бересту в иноземных краях. В новгородском историко – архитектурном музее собрана уникальная берестяная библиотека. Потемневшие от времени полоски коры передают удивительные послания. Вот как выглядела берестяная грамота.

Добрую службу сослужила береза советским партизанам в годы ВОВ. Среди газет, выходивших в тылу врага, издавалась и «Белорусская правда». В лесной типографии часто не хватало бумаги, и тогда газету печатали на бересте.

Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока. В туесах хранили рыбу, мед, масло. Плели короба, лукошки, корзинки, лапти, солонки, для детей плели погремушки и мячики., делали легкие лодки и поплавки для сетей.

А чем хороша посуда из бересты?     

Она очень легкая, удобная в применении, не пропускает влагу.

Итак, березу можно назвать деревом «на все руки». Ею одевались, в нее обувались, ею расчесывались, на ней спали, в ней хранили продукты питания.

Всегда помогала она человеку, делая его дом светлым, теплым и уютным, а тело здоровым.

 

Задание всем группам.

Ответить на вопрос:

Почему березу называли деревом четырех дел?

Опорные слова: телега, веник, баня, свет,  лекарство.

Первое дело – мир освещать.

Жизнь в ту пору в деревне протекала в основном при свете лучины. Березовые лучины давали пламя без копоти и искр. Березовые дрова считаются самыми жаркими.

Второе дело – крик утишать. Утишала она скрип колес у телеги. Для этого дегтем, получаемым из коры березы, смазывали оси колес.

Третье дело – больных исцелять. Березу использовали в лечебных целях.

Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Березовый веник незаменим в бане. Он и хворь выгоняет, и тело делает чистым. Раньше из березы делали еще и метлы.

 

III. Вторая страница «Душа народа»

Береза – один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях это символ весны и родины. Любимое дерево представлялось то юной девушкой в зеленой косынке, то хранительницей кладов, то заколдованной красавицей, то мудрой крестьянской дочерью, побеждающей в поединке со злыми силами.

 Давайте вспомним русскую народную песню, которую вы учили на уроке музыки «Во поле береза стояла».

Есть в этой песни слова: «Белую березу заломаю…»

Как вы думаете, что это значит?

Выражение «белую березу заломати» ведет свое происхождение из древнего обряда (накануне Троицы), во время которого заламывали березку (не ломали), нагибая ее к земле и связывая с травой ее макушку. Девушки украшали вершинку венком, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенного деревца водили хороводы. Под березкой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей…

        

С березой связано множество поверий. Расскажите.

В Древней Руси при рождении ребенка сажали возле дома березку, веря, что она будет всю жизнь защищать его от бед и болезней. Наши предки верили, что если заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком, то болезнь немедленно уберется восвояси. В старину заметили, что в березу никогда не попадает молния. Как это объяснить? Неизвестно. Но это так. Если береза растет рядом с домом, то те, кто в нем живут, грозы не бояться. Ну, а если березы рядом нет, то на чердаке было принято складывать ветки березы. Старые люди говорят, что даже эти ветки способны защитить от грозы.

 

Издавна, еще не умея писать и читать, люди присматривались к природе, примечали, сравнивали, в результате появились приметы, предсказывающие погоду.

Может, вы знаете, какие из примет связаны с березой?

 

Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.

Осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя, зажелтеют снизу – поздняя.

Коли береза наперед опушается, то жди сухого лета, а коли ольха – мокрого.

Если на березе много серег – к урожаю гороха.

Если весной на березе много почек – просо будет обильное.

Когда лопаются сережки у берез – время сеять хлеб.

Сей овес, когда березовый лист станет распускаться.

 

IV. Третья страница «»Дерево жизни»

Давайте попросим группу экспертов поделиться с нами самыми интересными, на их взгляд, сведениями о березе.

 

А) Cапожник, когда шил новые сапоги, выкраивал две специальные стельки из бересты и вшивал их между кожаными слоями в подметку. От этого сапоги становились теплее, меньше пропускали влагу, а самое главное, при ходьбе издавали тот самый щегольской скрип, который был очень моден по тем временам. Это из-за березы пошло выражение «ботинки со скрипом».

 

Б) Не все березы традиционно белые. У некоторых берез кора ствола и ветвей желтая, розовая, ярко-оранжевая, темно-фиолетовая и даже черная.

Скажите, как называется самая маленькая береза.

Какую березу называют царской и почему?

 

В) Береза названа пионером леса, а березовый лес временным, потому что береза первой поселяется на вырубках и вскоре заменяется елью.

 

Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели, так как всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от лучей солнца.

 

Г) Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома. Она неприхотлива к почве и вырастает даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Может расти на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.

 

V. Четвертая страница « Береза – целительница»

Группа юных биологов должна была составить кластер «Береза-целительница». Ребята, вам слово.

Лечебные свойства березы известны издавна.

Из древесины изготавливают активированный уголь, мази. Уголь применяют при отравлениях.

Настои и отвары из березовых почек и листьев используют как ранозаживляющее средство. Ими лечат органы дыхания и печень. Деготь входит в состав мазей и мыла, которыми лечат кожные заболевания.

Ароматен и приятен березовый гриб чага. Его называют березовым бальзамом.

Полезен и приятен березовый сок. Считалось, что он излечивает от меланхолии, очищает кровь. Сок березы используют для поддержания здорового состояния кожи, улучшения роста волос.

Березовый веник – символ чистоты. Хорошо запаренный, он выделяет целебные вещества, благотворно действует на кожу человека.

 

Раскрыт еще один секрет.

Вопрос нашим экологам.

Что означает плач березы весной?

Сокодвижение начинается ранней весной, если кора повреждена, сок вытекает наружу.

Дети рассказывают о правилах сбора сока.

Предлагают другим группам  прочитать составленные памятки.

 

VI. Пятая страница «Береза – источник вдохновения»

Милая наша березка не только дает нам жизненные материальные блага, но и духовно обогащает нас, питает добрыми чувствами, служит источником вдохновения. Художники, поэты, музыканты создали неповторимые произведения, воспели невесту русского леса.

Обратимся к нашей художественной выставке. Экскурсию по ней проведут наши юные искусствоведы.

(Дети рассказывают о картинах)

А теперь давайте попробуем подобрать к некоторым репродукциям поэтические строки.

Дети читают стихи.

Как вы думаете, ребята, какие стихи созвучны с картиной Грабаря «Февральская лазурь»?

С.Есенин «Береза».

 

Кого вам напоминает эта березка?

(девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок)

Есть ли еще стихи, созвучные с этой картиной?

 

А какие стихи вам хочется прочитать, глядя на другие картины?

А.Прокофьев «Березка, лебедь белая…»

Какие эпитеты использовал автор?

А. Прокофьев. «Люблю березку русскую»

Какие два образа березы создал автор в своем произведении? (Он пишет о радостной и грустной березке)

Какие слова передают радость? (светлая, кипучая, ясная, веселая)

Как еще Прокофьев называет березку? (грустная, плакучая)

У кого в стихотворении березка тоже грустная?

Чтение стихотворения «Одинокая»

 

VII. Шестая страница « Дерево памяти»

Где бы ни росла березка, везде она приносит людям радость, везде она людям – свет. Верная подруга березка не только в радости, но и в грусти. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много могли бы они рассказать о Великой Отечественной войне.

(чтение стихов о войне)

Есть такой обычай: над могилой погибших героев сажают деревья, чтобы их жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.

Знакомо ли вам это место? (показать картинку «Березки Хатыни»)

Всему миру известна белорусская Хатынь, дотла сожженная фашистами. Она не единственная. В Великую Отечественную войну в Беларуси погибла ¼ часть населения республики. Теперь в центре мемориала Хатыни три березки, символизирующие жизнь, и узкое белое пламя Вечного огня на месте четвертого деревца.

 

VIII. Рефлексия

А сейчас березка обращается к вам, дети. Послушайте внимательно.

(Чтение стихотворения от имени березки)

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое. Очень важно, ребята, чтобы вы научились любить и ценить природу. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Мы сегодня много говорили о том, что дает человеку береза. А теперь давайте мы подарим березке подарки. Выберите по 2-3 подарка от группы и подарите их березке. (дети рисуют)

А) Птица. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

Б) Солнышко. Пусть оно светит тебе ярко-ярко, согревая тебя, помогает окрашивать листья в зеленый цвет.

В) Капля воды. Пусть она напоит и умоет тебя.

Г) Дождевого червя. Пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.

Д) Зеленые листочки. Пусть их у тебя вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.

Е) Кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей – птиц.

Ж) Бабочку. Пусть она отдыхает на твоих листьях, пусть украсит тебя своим нарядом.

З) Грибок. Пусть рядом с тобой их растет много-много.

И) Скворечник. Пусть каждый год прилетают к тебе скворцы.

К) Цветок. Пусть тебя радуют цветы.

Ручей. Облака.

 

Молодцы, ребята.

Посмотрите в окно. Наши школьные березки приветливо машут нам, каждый день с добром встречая и провожая нас от школьного порога, порою, мне кажется, даже подсказывают вам правильные ответы. Спасибо, ребята, за работу.

 

 

 

 

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)